- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру Мы в семье
Конспект урока по окружающему миру Мы в семье
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Портнова К.С. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Мы в семье
Цель: уточнить понимание терминов ближайшего родства (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, брат, сестра, внук, внучка).
Планируемые результаты: учащиеся будут ориентироваться в терминах родства, научатся извлекать нужную информацию из фотографии, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.
Оборудование: тема урока записана на доске.
Ход урока
I. Организационный момент
- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие. (Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддерживать товарища.)
II. Актуализация знаний
- О каких игрушках вам рассказали наши мамы, папы, бабушки, дедушки? (Рассказы детей.)
- В какие игры играли ваши бабушки и дедушки? (Рассказы детей.)
III. Самоопределение к деятельности
- Послушайте удивительную историю, которая произойти с одним мальчиком.
Невидимка
Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился и школе. Одни-жды Толя пошел в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его к доске отвечать.
«Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не вида и не слышал», - подумал он.
Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался.
После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его.
Толе стало скучно, и он побежал домой.
Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.
- Мама, вот он я! - закричал Толя.
Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну.
- Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Толя. - Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!
И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.
- Заинтересовала ли вас эта история? Что особенно запомнилось? (Ответы детей.)
- Почему в начале сказки Толя был доволен, что стал невидимкой?
- Почему же Толя решил, что невидимкой быть плохо? Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть,
поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться. Человек не может жить на этом свете без об им с другими людьми. В своей жизни мы общаемся с разными и, но самые близкие люди для нас - это наши родные, наша семья.
- Предположите, о чем будем говорить на уроке. (Наверное, о семье.)
- Прочитайте тему урока. («Мы в семье».)
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
- Что такое семья? (Высказывания детей.)
- Семья - группа живущих вместе близких родственников. Сколько человек в вашей семье? (Ответы детей.)
- Кого вы посчитали членами своей семьи?
(Дети называют с опорой на собственный опыт термины родства.)
Семья - это самое дорогое, что у вас есть. Это ваши мама и папа, сестры и братья, бабушки и дедушки - самые близкие вам люди, которые вас любят, заботятся о вас, делают все, чтобы жизнь ваша была счастливой. Словом, это ваша семья. Вы вырастете, полюбите, женитесь или выйдете замуж, у вас появятся дети - и родится новая семья.
2. Работа по учебнику
- Предлагаю вам заглянуть в семейный альбом одной семьи. (Дети рассматривают фотографию на с. 52.)
- Прочитайте пословицы внизу страницы. Объясните их смысл. Почему так говорят? (Высказывания детей.)
- Расскажите об этой семье на фотографии, используя данные пословицы.
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
- Нарисуйте свою семью и подготовьтесь рассказать о ней по рисунку, используя термины родства.
4. Беседа
- Что такое традиция? (То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.)
- Какие традиции есть в вашей семье? (Отмечать дни рождения членов семьи, встречать Новый год в семейном кругу, дарить подарки на 8 Марта, 23 Февраля и т. д.)
- Для чего нужны семейные традиции?
- Что ты можешь сделать для сохранения добрых семейных традиций?
V. Физкультминутка
Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало.
Разомнемся для начала:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой.
По коленкам бьем ладошкой,
Прыгаем на правой ножке
И на левой непременно
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала еще раз!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
- Рассмотрите фотографии на стр. 53. Что их объел ни (На всех фотографиях взрослые вместе с детьми, они улыбаются, значит, им хорошо вместе, приятно и радостно. Они заботятся друг о друге: взрослые о детях, дети помогают взрослым)
- Прочитайте ключевые слова в рамочке на этой страши. Соотнесите эти слова с данными фотографиями. (Мы радостные лица, значит, между взрослыми и детьми любовь и уважение. Мы видим, что девочка помогает никто не ссорится, между всеми членами семьи лад и согласие)
- Всегда ли так бывает? (Высказывания детей.)
2. Беседа
- Послушайте рассказ внимательно.
Печенье
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела ч' ками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
- Дели по одному, - строго сказал Миша. Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две
кучки.
- Ровно? - спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.
- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.
- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой ненача-тый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба.
В. Осеева
- Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было радостно?
(Учитель заслушивает высказывания детей. Вывешивает на доску табличку «Будь внимателен к близким».)
Разговор
(Отрывок) Усталая с работы Пришла под вечер мать. И видит, что у сына Не прибрана кровать, Что стынет чай в стакане, Что пол не подметен, Что, лежа на диване, Читает книжку он.
И. Антонов Л как вы встречаете свою маму?
Что вы сделаете, если к вам пришел друг (подруга), а мама попросила вас ей помочь? (Учитель заслушивает высказывания детей. На доске появляйся надпись «Помогай по дому».)
Вывод: чтобы семья была счастливой, необходимы любовь, унижение друг к другу, помощь каждого члена семьи, согласие И лад.
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
- Рассмотрите дерево на с. 39. Чем оно необычно? (Это родословное дерево.)
- Встречали ли вы уже такое дерево? Где? (Ответы детей.)
- Дома вместе со взрослыми «заполните» это дерево.
VII. Рефлексия
- Какой вывод с урока ты сделал?
- Какие важные слова запомнил?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Что вызвало затруднение?
- Оцените свои достижения на уроке.
Рекомендации для занятий дома
Выполнить вместе со взрослыми задание в рабочей тетради нас. 39. Рассмотреть фотографии своих родственников, спросить взрослых о каждом из них. Подобрать пословицы о семье.
Дополнительный материал
Семья
Семья - самая необходимая ячейка в обществе. Стоит ли доказывать, что это так? И все же давайте вместе подумаем: чем мы все обязаны семье? Наверное, прежде всего тем, что существуем. Мы появились на свет потому, что наши мама и папа полюбили друг друга и создали семью. Значит, главное предназначение семьи в том, чтобы не иссякал человеческий род, чтобы появлялись новые люди.
Рождение ребенка - это и большая радость, но и большая ответственность. Ведь он еще совсем беспомощный, и его надо кормить, помыть, сменить одежду. Родители учат его ходить, рассказывают ему сказки, играют с ним, гуляют, знакомят с окружающим миром.
В школьные годы семья помогает детям учиться, находить ими» сто в коллективе одноклассников. Родители и другие взрослые семьи пробуждают в ребенке чувства совести и справедливое и знакомят с правилами поведения в обществе и нормами морали. Они учат его быть честным, не брать чужого, уважать старших, любим, Родину, пеним, у людей и многому, многому другому. Следовательно, семья нужна ни и для того, чтобы помочь ребенку стать достойным человеком и гражданином своей страны.
Но семья не сможет хорошо заботиться о детях, сохранять поори желательную, благоприятную для воспитания атмосферу, если у им не будет всего, что нужно для нормальной жизни. Поэтому взрослые члены семьи работают. Но трудятся они не только ради себя и еще и семьи. На работе они делают то, что нужно и другим людям. Значит, семья еще и трудовая ячейка общества, она вносит большой вклад в благополучие.
И наконец, семья испокон веков считалась хранительницей домищ него очага, здорового образа жизни. В кругу родных вы находите то тепло человеческих отношений, взаимопонимание и сочувствие, который не всегда можно найти даже среди близких друзей.
Две неряхи
Идет Лена по улице, а все на нее смотрят и гадают: девочка это или щетка от пылесоса? Висят на Ленином платье нитки всякие, в волосах перья застряли, клочки бумаги, щеки все в пыли, руки и ноги - тоже. Нет, щетка даже после большой уборки чище Лены.
У старичка одного в опрятном летнем костюме от этого редкого зрелища очки сами съехали на кончик носа.
- Девочка, - проговорил он, - почему ты такая грязная? Лена оглядела себя:
- Я ... это... потому... - Это все, что она смогла пробормотать. Не нашлось у нее слов для ответа.
- Где же ты была? - спросил старичок.
- У Веры...
- И ты у Веры платьем своим пыль вытирала, а косичками паутину сметала?
- Нет, - щеки у Лены запылали, - мы с ней в прятки играли. Залезли только под стол и под кровать, а больше ничего не делали.
- Гм... - кашлянул старичок.
А Лена скорее приводить себя в порядок стала, стыдно ей глядеть в глаза старичку.
А кому еще стыдно должно быть? Кому?
Да Вере же, той самой, у которой Лена в гостях была, в прятки играла.