Конспект урока «Правописание слов с разделительным Ь»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока «Правописание слов с разделительным Ь».Конспект урока «Правописание слов с разделительным Ь».Конспект урока «Правописание слов с разделительным Ь».Конспект урока «Правописание слов с разделительным Ь».Конспект урока «Правописание слов с разделительным Ь».Конспект урока «Правописание слов с разделительным Ь».Конспект урока «Правописание слов с разделительным Ь».ФГОС. Урок русского языка во 2 классе.

Тема: «Правописание слов с разделительным Ь».

Цель: сформировать у обучающихся умения писать и переносить слова с разделительным Ь.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) -

личностные:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

метапредметные:

коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- уметь работать в паре, в группе.

регулятивные:

- развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные:

- развивать умение извлекать информацию из схематичной информации, правил;

- представлять информацию в виде схемы;

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- ориентироваться на страницах учебника.

Средства формирования УУД: ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология развития критического мышления, технология оценивания образовательных достижений, наглядность с Ь, схемы, иллюстрации, учебник «Русского языка» для 2-го класса - Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Структура урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III. Самоопределение к деятельности.

IV. Работа по теме урока.

V. Физминутка.

VI. Работа по теме урока. Продолжение.

VII. Рефлексия

VIII. Итог урока

IX. Домашнее задание.

X. Самооценка УУД.

XI. Оценивание детей.

Ход урока:

I. Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

II. Актуализация знаний

1. Чистописание Прочертить доску

- Посмотрите на экран. (Слайд 2)

Вот ромашка непростая,

А чудесная какая.

- Посмотрите на лепестки ромашки.

- Что может быть у них общего? Какую одинаковую работу выполняют эти буквы в нашем языке? (Обозначают мягкость согласных)

- Какая буква лишняя? Почему? (Ь)

- Какую букву будем писать на минутке чистописания? (Ответы детей)

Белка хвостик изогнула,

У пенёчка отдохнула.

Распушила хвост,

Да так - стал похож на

Мягкий знак!

- Пропишем мягкий знак в воздушной тетрадочке с электронной ручкой.

- А теперь упражнение для развития скорости письма. Напишем Ь, не отрывая руки, и спрячем его в мешочек. (Слайд 4)

Прописали в тетради 1 раз. А теперь, не отрывая руки, соединим сразу 3 элемента вот так. Пропишите (Слайд 5)

2. Орфографическая минутка

- Работа в парах. Возьмите жёлтую карточку, положите её на серединку стола.

Посмотрите внимательно.

- Какое задание я хочу вам предложить?

Маш.на, пруж.на, лос., ш.шка.

Реч(?)ка, свеч(?)ка, туч(?)ка, олен . .

Тюлень, ч.дак, щ.ка, ч.лок.

Проверим (экран) (Слайд 6)

- У кого также? Поднимите руки.

- А какое слово лишнее в этой строке? Почему? Подчеркните его.

- Какая орфограмма в оставшихся словах?

- А какое слово лишнее во 2 строке?

- Почему не вставили Ь в остальные слова?

-А какое слово лишнее в 3 строке? Подчеркните его.

-Какая орфограмма в оставшихся словах?

III. Самоопределение к деятельности.

Назовите слова, которые вы подчеркнули. Лось, олень, тюлень.

- Что объединяет эти слова?

Запишите в тетради эти слова.

-Сколько букв мы написали в слове лось?

- А сколько звуков произнесли?

-А почему звуков меньше?

Может быть Ь - совершенно бесполезная буква? (Ответы детей)

Игра «Помоги Незнайке»

- Исправь ошибки в предложениях, составленных Незнайкой. Работа в группах каждой группе раздаётся предложение.

Моя семя небольшая.

Я полю укроп из лейки.

- Какое правило не умеет применять Незнайка?

-Что может получиться, если не поставить в слове разделительный мягкий знак? (Может измениться значение слова).

- Кто уже догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Чему мы сегодня будем учиться? (Учиться писать слова с разделительным ь. Определять место орфограммы разделительный ь. Продолжим упражняться в написании слов с разделительным ь).

- Кто может определить тему сегодняшнего урока? На доске открывается запись:

Тема урока: Правописание слов с разделительным ь. (Слайд 7)Конспект урока «Правописание слов с разделительным Ь».

Конспект урока «Правописание слов с разделительным Ь».

IV. Работа по теме урока.

Ь - хитрый знак,

Не сказать его никак,

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился в слово уголь?

Без подсказки, просто так -

Это сделал Ь. (Слайд 8)

- Из какого слова при помощи Ь получилось слово с новым значением? (угол - уголь).

- Вслушайтесь и скажите - изменилось ли произношение? А значение слова? - Кто мне может назвать тайны Ь? Как же мы его называем?

Вывод:- Ь - смягчающий (заголовок)

  • не обозначает звука;

  • смягчает согласный звук;

  • пишется на конце слова после согласных;

  • пишется в середине слова между согласными;

  • орфограмма, которая называется «Буква - мягкий знак»;

  • при переносе Ь на конце слова и в середине слова остается на строчке и не переносится на другую строчку;

  • пишется в корне слова.

  • Ь вносит новое значение.

V. Физминутка.

- Есть два похожих, на первый взгляд, правописания. Обратите внимание на экран. Какая буква пропущена в словах? (Слайд 9)

Руч…и, лист…я, счаст…е, жил…ё, ноч…ю., в…ют.

- Как определить, какой Ь писать - смягчающий или разделительный?

- Давайте составим рассказ о разделительном мягком знаке по схеме.

Слайд 10

Й

Я

Ь Е

Ё

И

Ю

(Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после согласных перед

гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И, в этом случае буквы обозначают два

звука)

Разделительный Ь -

  1. Что разделяет?

  2. Где пишется?

  3. Как переносятся слова с разделительным Ь?

- Как же отличить на письме разделительный Ь от смягчающего? (если слышу [й'] - пишу разделительный Ь.

- Напишите слова с разделительным Ь и разделите их для переноса: (слайд 11)

- Как перенести слова с разделительным ь с одной строки на другую?

[в'й'у г а], [с т у л' й' а], [п' э р' й' а], [ж ы л' й' о], [л' й' о т]

- вью-га, сту-лья, пе-рья, жи-льё, льёт. Работа у доски.

-Мы выполняли с вами очень сложную работу. Кому из вас было нелегко? В чем?

VI. Работа по теме урока. Продолжение.

Игра поймай рыбку.

- У нас в пруду плавают рыбки. Вы должны поймать рыбку и положить её в ведёрко, если в слове нужно писать ь - показатель мягкости, вы положите рыбку в одно ведро, если в слове нужно писать ь - разделительный - вы вы положите рыбку в другое ведро. Будьте внимательны!

Вязан…е, плат…е. земл…я, Натал…я, кон…ки, ден…ки, варен…е, Кат… , яблон…ка.

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на странице 35 упражнение 61. Прочитать задание.

Самостоятельная работа.

VII. Рефлексия

Тест (Слайд 12)

1) Разделительный знак (ь) пишется….

а) после согласных

б) после гласных

2) Разделительный знак (ь) пишется….

а) перед согласными

б) перед гласными

3) Разделительный знак (ь)…

а) является показателем мягкости

б) показывает, что согласный не сливается с гласной

4) Подчеркни слова с разделительным мягким знаком

а) соловьи

б) огоньки

в) Дарья

г) стулья

д) колокольчики

VIII. Итог урока

- Назовите тему нашего урока.

- Что повторили?

- Ответили на главный вопрос урока?

-Что может получиться, если не поставить в слове разделительный мягкий знак? (Может измениться значение слова).

- Чему учились?

  1. Что разделяет ь - разделительный ?

  2. Где пишется?

  3. Как переносятся слова с разделительным Ь?

IX. Домашнее задание.

Пополнение «Портфолио». Написать сочинение о Ь - разделительном, смягчающем - его тайнах, работе, о ваших чувствах, испытанных на уроке.

X. Самооценка УУД.

- Как вы оценили свою работу на уроке?

- Кто или что вам помогло справиться?

- Кто доволен своей работой?

- У кого не всё получилось?

XI. Оценивание детей. (Слайд 13)

Выборочное выставление отметок за урок обучающимся.

Спасибо за труд!














© 2010-2022