Научно-исследовательская работа по русскому языку Неправильные правила или как запомнить словарные слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Сафарова Ильвина Рустамовна
МОБУ СОШ№1,село БураевоБураевский район
Руководитель: Сафина АльфияКанифовна,
учитель начальных классов

НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПРАВИЛА.
ИЛИ КАК ЗАПОМНИТЬ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА.

Цель моего проекта.
Выяснить, умеют ли ученики 2-х классов писать словарные слова и как запомнить слова , к которым нельзя применить правила.
Актуальностью данной темы является то, что у учащихся из года в год снижается грамотность.
Гипотеза:Если регулярно выполнять специальные упражнения, то можно запоминать правописание словарных слов.
Обоснование.
Я ученица 2 класса. Начиная с первого класса мы на уроках русского языка пишем диктанты. В диктантах есть много слов с «опасными местами», но мы их учимся проверять и правильно писать. Такие слова писать я научилась.
Написание некоторых букв в словах нельзя проверить по правилам. Или такие правила есть, но, например, подобрать проверочное слово сложно. Вот как можно объяснить, почему в слове жЮри буква Ю, а не У? Никак, только запомнить.
Каждый человек хотел бы писать без ошибок. Одним это дается легко (это называется «врожденной грамотностью»). Другие вынуждены тратить много времени и сил на овладение грамотным письмом. И если для написания одних слов существуют четкие правила, то другие слова никаким правилам не подчиняются и запоминать их приходится только путем многократных повторений. Такие слова называются словарными. Я думаю их так назвали, потому что правописание слов надо посмотреть в словаре. Постоянно заглядывать в словари и искать нужное слово, очень трудно. Легче ,конечно, запомнить.
Мы исследовали учеников 2-х классов (45 человек), для того, чтобы выяснить умеют ли они писать словарные слова.Использовали метод эксперимента.Они написали словарный диктантиз9 слов(в конце мая, в 1 классе).
Текст диктанта. Мороз, девочка, город, огород, овощи, ребята, рябина,
ученик, воробей.
Результаты: допустили одну ошибку-10 человек, две ошибки-14 человек, три и более ошибок-21 человек. Затем я им предложили регулярно выполнять определенные упражнения.
Для начала все словарные слова нужно условно разбить на группы: -слова с непроверяемой гласной буквой (горох,огород);

-слова с удвоенной согласной (русский, класс, килограмм); -слова с непроизносимыми согласными (лестница, здравствуйте)
А затем работать над каждой группой отдельно. Обязательно завести орфографический словарик.
Я предложила своим одноклассникам специальные упражнения,по которым я сама занималась самостоятельно. Эти упражнения мне мама подобрала из Интернета. Вот как я научилась запоминать словарные слова.
1.Можно запомнить вот такие предложения, в которых встречается часто буква ,которую надо запомнить.
мороз -рисует узОры на окнах
Москва- главный гОрод страны
овощи- круглые, как буква «о»
Бегемот: "Я не БЕГаю и много ЕМ, поэтому такой толстый", сказал "БЕГЕмот"7.
2.Подготовили вот такие карточки с картинками:
Научно-исследовательская работа по русскому языку Неправильные правила или как запомнить словарные словаНаучно-исследовательская работа по русскому языку Неправильные правила или как запомнить словарные словаНаучно-исследовательская работа по русскому языку Неправильные правила или как запомнить словарные словаНаучно-исследовательская работа по русскому языку Неправильные правила или как запомнить словарные слова
( здесь только несколько)6 3.Очень увлекательно заниматься по книге В.Агафонова «Неправильные правила». Автор составил интересные стишки для быстрого и прочного запоминания слов1.
4.Интересно было узнать и происхождения словарных слов.Это тоже помогает их запоминанию.2Оказалось,что словарей огромное количество : орфографический, этимологический, толковый, синонимов, антонимов и т.д.
Через 2 месяца( середина ноября, 2 класс) мы снова написали диктант для сравнения. Все удивились, когда увидели результаты своих работ. Даже у тех ребят, которые допускали по 5-6 ошибок в пятнадцати словах, ошибок стало значительно меньше.
Результаты: допустили одну ошибку- 5 человек, две ошибки- 7 человек, три и более ошибок- 11 человек.
Как видно из моего исследования кропотливые занятия по запоминанию словарных слов дают свои результаты. Мои одноклассники довольны своей работой. Они и дальше будутзаниматься над своей грамотностью.
Используемая литература:
1.АгафоновВ.В."Неправильные правила"
2.Онлайн словарь словарных слов
vse-diktanty.ru/slovarnuye-slova/, slova.textologia.ru/
3.Русский Этимологический словарь.
4.Словарь Ожегова.
5.fb.ru/article/44611/proishojdenie-slov
6.moya-pamyat.ru/zapominanie/kak-zapominat-slova.html
7.tutoronline.ru/blog/prostye-i-jeffektivnye-sposoby-zapomnit-slovarnye-slova


© 2010-2022