- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка во 2 классе на тему: Приставка как часть слова
Урок русского языка во 2 классе на тему: Приставка как часть слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Соколова Н.А. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок русского языка во 2 классе по теме: Приставка как часть слова.
Дидактическая цель: создание условий для знакомства с приставкой как значимой частью слова; организация наблюдения за этой частью слова, обучение способом выделения приставки из состава слова.
Предметные задачи урока:
- сформировать представление детей о приставе как значимой части слова; - образовать новые слова с помощью приставки;
-умение выбирать нужное из предложенного.
Метапредметные задачи урока:
Познавательные:
- развивать умение самостоятельно выделять и формировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; - проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно- следственные связи;
- делать обобщение;
- искать и выделять необходимую информацию;
- моделировать информацию;
Регулятивные:
- учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять контроль по результату и способу действия;
Коммуникативные:
- формировать умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Личностные задачи урока:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- на уроке ученик получит знания о приставке как значимой части слова, научится находить приставку среди других частей слова;
- образовывать новые слова с помощью приставки.
Метапредметные:
Познавательные:
- ученик получит возможность учиться добывать информация;
- осуществлять сравнение и классификацию,
- самостоятельно выбирая критерии, строить логическое рассуждение, включающее причинно- следственные связи;
Регулятивные:
- ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- составлять простейший план действий;
- осуществлять итоговый контроль по результату.
Коммуникативные:
- ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения;
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- аргументировать свою позицию;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
Личностные: ученик получит возможность оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая
Технологии:
Здоровьесберегающие
Информационные
Обучение в сотрудничестве (групповая работа)
Оборудование, материалы, программное обеспечение:
- русский язык: 2 класс: учебник: в 2ч. Ч. 1. /С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко.- М.: Вентана- Граф, 2011.
- компьютер, программа «Power Point»,
- презентация,
- проектор, интерактивная доска.
Ход урока
I.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Цель: обеспечение мотивации учебной деятельности, обеспечение положительного эмоционального настроя. Выявить познавательные потребности учащихся.
Вид деятельности: конструктивная деятельность учащихся.
Учитель: - Всем говорю я: « Здравствуйте!
С добрым утром, друзья!»
Девочки за парты сели…
Тихо мальчики присели.
На меня все посмотрели.
Спинки - ровно,
Ноги - вместе.
Руки на месте. Определите для себя девиз на этот урок, запишите его в своих тетрадях. У - Ученье - путь к уменью. Р - Растёт моё внимание. О - Отвечаю на все вопросы. К - Крепнет моя память.
- Начнём урок.
Учитель: - Какие задачи определим на сегодняшний урок? 1. Повторить пройденное. 2. Узнать новое. 3. Применить новое. 4. Выполнить самостоятельную работу.
II. Актуализация опорных знаний.
Форма: классно-коллективная.
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала
развитие навыков морфемного разбора слова, внимания, мышления.
УУД:
- личностные: формировать интерес к учебному предмету; уважение к мыслям других людей; первичное умение оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев;
- регулятивные: учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности; учить выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- познавательные: учить понимать информацию в знаково-символической форме, выделять признаки объектов и классифицировать их;
- коммуникативные: учить воспринимать точку зрения других людей; контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы.
- Урок начнём с минутки чистописания.
- Для чего проводим М.Ч.?
Цель: совершенствование каллиграфических навыков. - Отгадав загадку, вы узнаете букву, которую сейчас пропишем:
Скажешь ты наверняка,
На турник похожа ...( - Не К , а П )
( Слайд 2 )
- На первой строке пишем П,
- На второй п в сочетании с таким узором…. ______________________
- Где пригодятся навыки красивого письма ?
Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Составить слово из частей.
- о чем это стихотворение (о частях слова) Учитель: - Повторим пройденный материал. Форма работы: работа в группах и в паре.
- группа - самостоятельная работа по карточкам.
- группа - работа в паре: Мален . кое дело лучше б . л . шого бездел . я.
III. Определение темы и постановка целей урока.
Форма: классно-коллективная.
Метод обучения: частично - поисковый.
Цель: сделать урок, его содержание личностно-значимым для каждого ученика.
УУД:
- личностные: формировать положительное отношение к русскому языку; интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха на уроке;
- регулятивные: учить принимать учебную задачу и контролировать себя при ее выполнении;
- познавательные: учить понимать информацию, представленную в кодированном виде;
- коммуникативные: учить понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе. Проверяем работу 2 группы: - Озвучьте предложение.
( Слайд № 3 )
- Чем интересно данное предложение ? Докажите.
- Объясните смысл пословицы?
- Назовите однокоренные слова. ( дело, безделье ) - Докажите.
- Какие морфемы выделили? -
- Посмотрите на знаки обозначения частей слов. Расставьте их так, как они могут стоять в слове. (Знаки перемещают на магнитной доске)
-Остался один знак. Сегодня на уроке мы узнаем, какая часть слова так обозначается, где она стоит, для чего служит.
- Чем отличается 1 слово от второго? ( есть приставка )
- Тема урока. Приставка часть слова.
- Что можно образовать при помощи приставки?
- Цель урока. ( Будем учиться образовывать при помощи приставки новые слова и разбирать их по составу )
- По какому плану будем узнавать о приставке ?
-
Что такое приставка?
-
Где находится?
-
Как пишутся?
-
Для чего служит?
-
Какие бывают приставки?
-
Что обозначают приставки?
- Какие орфограммы встретились в словах ?
- В каком слове встретилась буква безударного гласного звука, проверяемого ударением?
- Назовите проверочное слово .
- Как называются слова, непроверяемые орфограммой?
IV. Стадия выработки умений.
Цель: использовать полученные знания в новой ситуации; побуждать учащихся осмысленно использовать полученные знания для решения задач, предъявляемых учителем.
УУД:
- личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей;
- регулятивные: учить принимать и понимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий;
- познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям;
- коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения.
V.Словарная работа. Спишите, вставьте непроверяемую гласную.
- Для чего проводим словарную работу?
- Взаимопроверка, вопросы, комментарий, оценка.
- Чему учились в словарной работе?
- Какое задание предлагаете выполнить со словарными словами ?
- Подобрать однокоренные слова. - Право выбора слова оставляю за собой .
Итак, запишем на следующей строке слово- мороз -
Запишите однокоренные слова, обозначающие разные части речи , разберите их по составу их по составу.
морозный (прил ); заморозки ( сущ ) ; приморозил ( глаг . )
- Попробуйте самостоятельно ответить на вопросы плана.
( Ученики самостоятельно отвечают на вопросы плана, учитель ответы учеников фиксирует на доске. )
- О том, какие бывают приставки, мы узнаем, открыв учебник на стр. 107.
- Опираясь на план, расскажите что вы узнали о приставке?
( - Это то новое, что вы узнали на уроке )
-Запомнить правило легче с помощью стихотворения
- Во время физминутки будьте внимательны, т.к. после вы должны будете назвать слова с приставками…
Физминутка.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели.
- Кто был самым внимательным и назовет, какие слова с приставками встретились в физминутке?
VI. Работа с использованием изученного материала.
Работа с учебником: самостоятельная форма работы.
УУД:
- личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей;
- регулятивные: учить принимать и понимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий;
- познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям;
- коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения.
- Что могут обозначать приставки, узнаем, выполнив упражнение 1 на с.143
Убежал за угол, выбежал из дома, вбежал в круг, прибежал первым, перебежал через дорогу, отбежал от края, оббежал озеро. Ученики записывают и разбирают по составу самостоятельно.
( Первые 2 работы приму на оценку )
- Проверьте свою работу.
( Вопрос, комментарий, оценка )
- Итак, мы применили новые знания ( показ )
- Внимательно ещё раз прочитайте слова, которые вы записали, а теперь. Внимание вопрос:
- Назови слово, в котором приставка обозначает приближение к чему- то………
(прибежал)
- Слово, в котором приставка обозначает удаление от чего - то ( отбежал, убежал)
- Движение наружу ……….. ( убежал, выбежал )
- Движение вокруг чего- то……… ( оббежал )
- Движение через что - то ………. ( перебежал )
- Движение внутрь …………… ( вбежал )
В: - Что обозначают приставки?
- Так для чего же нужны приставки?
Работа с учебником: Работа в группах
УУД:
- личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей;
- регулятивные: учить принимать и понимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий;
- познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям;
- коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения.
- Настало время для самостоятельной работы…
. Проблема. Как найти приставку в слове? Обсуждение в группах.
Выдвижение гипотез.
Составление схематического алгоритма
- А работать будем по группам.
- 1 группа : списать слова, выделить приставку.
Переезд, уезд, заезд, приезд, выезд, проезд. ( самопроверка с обратной стороны )
2 группа: допиши в словосочетания подходящие по смыслу приставки и выдели их.
___ плыть до берега
___ резать хлеб ( разрезать хлеб, порезать хлеб )
___ писать в тетрадь ( записать, выписать, переписать )
( слайд №4 )
3 группа: самостоятельная работа по учебнику: упр.5 с.146: вставь приставки, объясни их значение.
: - Для чего нужны приставки?
VII. Итог урока. Рефлексия.
Цель: обеспечить формирование адекватной самооценки.
1. - Итак, сегодня на уроке мы славно потрудились.
- Друзья, скажите, чему же мы учились ?
- Я впервые узнал……… ( с порой на план изучения приставки )
- Мне в жизни пригодится….
2. Самооценка урока.
- Оцените ( на полях ) свою работу на уроке « светофором» нужного цвета
- Встаньте те, кто нарисовал зелёный круг; жёлтый…………, какие были трудности, красный ……….. - продолжим работать ….
- Где пригодятся знания, которые вы получили сегодня на уроке?
3. Домашнее задание.
- За активную работу на уроке я хочу подарить вам медали.
На обратной стороне вы найдёте и сможете выбрать себе домашнее задание по силам.
- Кто захочет потренироваться в определении ( выделении ) приставок, выполнит задание № 1
( Задание №1. Спиши слова; выдели корень и приставку. Составь предложение с любым из слов.
1)вылет, полет, прилет, перелет
2)побег, разбег, забег
3)выпил, запил, допил, отпил
Задание №2. Кто пожелает потренироваться в образовании новых слов при помощи приставки, выполнит упр.3 на с.144
Задание №3 Творческая работа. Составить небольшой рассказ о зиме. Найти слова с приставками, разобрать их по составу.