Конспект урока по литературному чтению на тему Первый букварь. Алфавит (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Тема урока: Алфавит. Первый букварь, азбука.

2. Тип урока: Открытие нового знания.

3. Представление о результатах:

- личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

- метапредметные результаты:

а) Познавательные УУД:

формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме.

б) Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра.

в) Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с

учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- предметные результаты: - дети познакомятся с первыми печатными русскими учебными книгами, с русскими людьми, которые

принесли славянам грамоту, написали первые учебные книги, напечатали их, открыли школы для детей;

- приведут в систему знания об изученных звуках и буквах, их обозначающих;

- узнают об истории своей родины, научатся ценить её историческое достояние.

4.Цель урока: познакомить с первыми печатными русскими учебными книгами, сравнить современную русскую азбуку с азбукой наших предков, познакомить с текстами старых букварей, учить понимать смысл пословиц, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

5. Технология: системно - деятельностный метод обучения.

6. Оборудование: азбука, букварь, современный алфавит, древнерусский (славянский) алфавит, электронное приложение (первый букварь, азбука, рисунок Ивана Федорова, рисунок печатного станка, рисунок буквицы и заставки, рисунок украшений из книг, рисунок типографии Ивана Федорова, рисунки страниц азбуки и букваря).

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.

Самоопределение к деятельности.

Проверка готовности к уроку.

Включение детей в урок.

Уточнять и конкретизировать действия учащегося.

-Урок литературного чтения.

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок!

Контролировать свою готовность к уроку.

Готовность к учебной деятельности.

2.

Формулирование учащимися темы и цели урока.

Формулировать познавательную цель с помощью учителя.

На доске изображение:

Конспект урока по литературному чтению на тему Первый букварь. Алфавит (1 класс)

Внимательно посмотрите на данное изображение. Проследите путь стрелочек и назовите написанные здесь буквы в обозначенном порядке.

Скажите, что у вас получилось, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Чтение учителем стихотворения про алфавит:

Буквы - значки, как бойцы на парад,
В четком равнении построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все - алфавит.

Буквы! По порядку алфавита рассчитайтесь!

Дети отвечают.

А Б В Г Д Е


Мы назвали буквы в алфавитном порядке. Значит, тема сегодняшнего урока - «Алфавит».

Дети слушают.

Дети работают в группах, составляя алфавит у доски.





Самооценка.

3.

Актуализация знаний.

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве; опора на выделенные учителем ориентиры действия.

Сколько букв в русском алфавите?

Сколько гласных букв?

Согласных?

Назовите буквы, которые не обозначают звука.

Назовите парные согласные.

Дайте характеристику звуков:

[ч] [б] [ж]

Найдите слова близкие по значению:

учитель, азбука, дети,

алфавит, преподаватель, ученики,

педагог, ребята, букварь.

Ну а теперь дайте полную формулировку темы урока.

Ответы детей.

Дети работают в группах.

Дети работают у доски, меняя карточки со словами.

Ответ детей:

«Тема урока: Алфавит, азбука, букварь».


Самооценка.

Самооценка.


4.

Мотивация учебной деятельности.

Повторение изученного материала.

Всегда ли люди пользовались современным русским алфавитом?

Выборочное чтение по тексту «Первоучители словенские»

- Кто создал старославянский алфавит?

- Кто такие Кирилл и Мефодий?

- Почему их называют равноапостальные?

- Какой праздник отмечается 24 мая в нашей стране?

Ответ детей:

«Нет, т.к. раньше люди пользовались старославянским алфавитом».

Дети отвечают на вопросы отрывками из текста.


Самооценка.

5.

Постановка учебной задачи

Обсуждение затруднений. Постановка проблемы урока.

Достаточно ли вам знаний, чтобы прочитать и понять, что здесь написано?

ДЕТИУЧАТБУКВЫ.

Предложение это или слово?

Почему сложно прочитать предложение?

Вам было сложно, но вы молодцы - справились с заданием.

Сможете ли вы прочитать, что здесь написано:

БУКИ ЛЮДИ АЗ ГЛАГОЛЬ ОН СЛОВО ЛЮДИ ОН ВЕДИ ИЖЕ

Дети пытаются прочитать.


Дети пытаются прочитать, но не могут. Не хватает знаний.


Проблема поставлена и запланированы действия для её решения.

6.

Решение учебной задачи.

Построение проекта выхода из затруднений.

Решить данную проблему нам поможет сегодня произведение Владимира Крупина «Первый букварь».

В давние-давние времена дети тоже учились в школе, но читали они не по букварю и писали они не в тетрадях. В старину буквы вырезали на деревянных дощечках, а писали в тетрадях, сделанных из бересты. Потом на земле появились книги. Сначала книги были рукописные. Их переписывали от руки. Переписывание книг занимало много времени, из-за этого книги были очень дорогие, и их было мало. Со временем люди изобрели станки, которые могли напечатать любое количество книг. И вот на земле появилась первая печатная азбука - азбука Ивана Федорова.

Чтение рассказа «Первый букварь» учителем и учениками.

Рассмотрите страницу старинной азбуки.

Давайте сравним буквы современного и древнерусского алфавитов.

Сможете ли вы теперь узнать, что написано на данной строке?




Помощь учителю в чтении текста.

Дети сравнивают буквы.

Дети по первым буквам

читают : «Б л а г о с л о в и»

7.

Физминутка.

Сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости.

Направлять.

Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья,
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись.
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу к знаниям стремясь.

Выполнять.

Снять усталость.

8.

Первичное закрепление.

Проговаривание нового знания.

Я не случайно выбрала это слово, т.к. в старину дети учились читать большей частью тексты молитв, где часто звучало слово: «Благослови».

Какие важные знания сообщаются в тексте

«Первый букварь»?

Учитель дарит на память детям фотографии памятника Ивану Фёдорову.

Ответ детей:

Первую книгу напечатал Иван Фёдоров.

Впоследствии её назвали азбукой.

Она помогала научиться читать, писать, послушанию, уважению, добру.

Самостоятельно комментируют решение.

9.

Введение знаний в систему.

Самостоятельно учитывать приобретённое знание; осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата.

Рассмотрите страницы первого букваря.

Что необычного вы там заметили?

Да, верно такие необычные буквы называют Буквицы.

Хотите ли вы попробовать себя в роли мастера, который выполнял такие буквицы в виде орнамента?

Давайте познакомимся с другими букварями и азбуками.

Букварь для детей написал К.Д. Ушинский. Он написал для детей первую книгу «Родное слово» и книгу «Детский мир».

А больше ста лет назад «Азбуку» написал Л.Н. Толстой. У себя в имении Ясная Поляна он открыл школу для бедных детей. Он учил их читать, писать, учить стихи, рассказывать.

Л.Н. Толстой старался учить малых детей добру, состраданию, уважению к старым и беспомощным людям.

Ответ детей:

«Первые буквы абзаца высотой в несколько строк и выполнены в виде орнамента».

Дети работают в группах.

Самоконтроль.

Дети по карточкам читают рассказы «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья» и др.


Самостоятельно выполняют работу по составлению орнамента букв.

Самооценка.

Самооценка.

10.

Итог урока.

Самооценка результатов деятельности.

Вопросом направить учащихся к анализу проделанной работы.

- Какое задание вызвало у вас затруднение в начале урока?

- Как мы решили эту проблему?

- Где нам пригодятся эти знания?

Самостоятельно прокомментировать достижение цели урока.

Чтение старославянского текста.

Познакомились с названием букв старославянского алфавита.

Если мы захотим прочитать старинные книги и многое узнать об истории нашей страны.

Анализ проделанной работы на уроке по достижению поставленной цели.

11.

Рефлексия.

Оценка своих достижений на уроке.

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Какое задание было самым трудным?

- Какое - самым простым?

- Продолжите предложение:

- На уроке я узнал…

- Я запомнил…

- Мне понравилось…

Я предлагаю вам дома разрисовать букву из старославянского алфавита, а может даже придумать узор (детям раздаются листы буквы «К»).

- А теперь посмотрите, сколько смайликов вы получили за урок?

- У кого весёлые смайлики?

- У кого серьёзные смайлики?

- Спасибо всем за урок.

-Урок окончен.

Ответы детей.



© 2010-2022