- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по УМК Перспектива
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Корнилова Е.В. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру разработана для обучающихся 3 класса МОУ «Гуманитарно-экономический лицей» в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы учебного заведения и ориентирована на работу по программе и учебнику авторского коллектива А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой. Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.
Задачи курса:
• систематизировать имеющиеся у детей представлений об окружающем мире;
• формировать элементарные представления о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
• познакомить с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
• способствовать социализации ребенка;
• развивать познавательные процессы (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
• воспитывать внимательность, наблюдательность, любознательность;
• формировать самостоятельную познавательную деятельность;
• воспитывать бережное отношение к природе и продуктам труда людей.
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
- уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Принципы реализации учебной программы:
- принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
- принцип преемственности, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
- принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
- принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
- принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
- принцип ценностного подхода.
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек - как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ. Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края. Благодаря культурологической установке программ «Окружающий мир» может выполнять интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данным курсом факультативы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е. П. Левитана «Твоя Вселенная».
Место предмета в учебном плане На изучение окружающего мира в 3 классе отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю. Программа состоит из разделов курса, тем различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (68 часов)
Программа включает разделы «Радость познания» - 12 часов, «Мир как дом» - 20 часов, «Дом как мир» - 24 часа, «В поисках всемирного наследия» - 12 часов. Большое внимание уделяется вопросам охраны здоровья, тесно связанным с актуализацией детской игровой культуры народов России, а также, как всегда, проблемам охраны природы. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь». Особенность данного курса состоит в том, что он реализует культурологический подход к созданию картины окружающего мира в восприятии ребенка, гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Благодаря этому по замыслу авторов курс должен послужить содержательной основой для интеграции всех дисциплин начальной школы; явиться смысловым стержнем для построения целостного процесса обучения и воспитания младших школьников в первую и вторую половину дня; дать объединяющее ценностное начало для взаимодействия школы с родителями, педагогами дополнительного образования, работниками учреждений культуры. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Окружающий мир» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования. Урок в 3 классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что требует применения разнообразных методов обучения и их сочетаний. Смысловым стержнем программы 3 класса явится проблема жизненных циклов в существовании растений и животных, в бытии человека. На уровне, доступном пониманию младшего школьника, будет показана тонкая грань между живым и неживым. Вначале будет дано представление об общей системе мироздания: планеты и звезды; Земля и Солнце; Луна и ее роль как спутника Земли - и введены понятия о телах и веществах, жидкостях и газах, их основных свойствах, роли в природе и жизни человека. На этой основе будут показаны условия жизни на Земле: вода, воздух, свет, тепло, взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой. Как единый ДОМ предстанут перед ребенком и целое мироздание, и отдельные экосистемы на Земле. Будут прослежены жизненные циклы животных в разных средах обитания: в лесу, на лугу, в водоеме, горах; показан процесс развития живых существ, ведущих как одиночный образ жизни, так и общественный. Одновременно будут вводиться правила поведения в разных природных средах с целью обеспечения безопасности жизни природы и человека. Как особый уровень культурной организации жизненного цикла будет представлен круг жизни человека в традиционной семье от рождения до кончины. При этом будет раскрыта двуединая сущность человека: 1) человек как живой организм; основные системы органов человека, их роль в организме; 2) человек как духовное существо, обладающее волей и правом выбора на основе освоения базовых культурных ценностей: здоровый образ жизни, нравственные ценности материнства, отцовства, детства, старости; моральные нормы, права и обязанности в семье, школе и общественных местах. Будут введены правила противопожарной безопасности. Итог программы - мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре. Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» (включён в определённые разделы) является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю. Формы организации образовательного процесса. Основной формой организации образовательного процесса является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений. Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений. Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя. Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, а также в связи с отсутствием необходимого количества объектов или по технике безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
Технологии обучения: личностно-ориентированные, информационные, интерактивные технологии, исследовательские, методы проектной деятельности; тренинговые технологии. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся Информационная компетенция
- задание с выбором;
- работа с различными формами информации: слово, схема, рисунок;
- самооценка своей работы на основе критериев, указанных учителем;
- работа в парах, с указанием лидера;
- работа с памятками, алгоритмами;
- все формы учебного диалога;
- ролевые игры.
Виды и формы контроля Вид контроля: текущий, тематический, фронтальный, индивидуальный
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Раздел
Количество часов
1. Радость познания.
12 ч
2. Мир как дом.
20 ч
3. Дом как мир.
24 ч
4. В поисках Всемирного наследия.
12 ч
Итого
68 ч
Практическая часть программы:
-
Вид работы
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Год
Практическая работа
5
5
4
-
14
Проект
2
1
3
-
6
Экскурсия
1
-
1
-
2
Проверочная работа
1
1
1
2
5
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел учебника «Радость познания» Требования к уровню подготовки учащихся: Уметь характеризовать методы исследования; знать основные приборы, инструменты и оборудование. Способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, инструменты, лабораторное оборудование Научиться различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего села, характеризовать планы, уметь начертить простейший план и указать на плане путь от дома до школы. Научиться сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, читать карту по условным обозначениям на ней, показывать на глобусе и карте материки и океаны, различать на карте разные формы земной поверхности. Знать отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой; уметь на карте разыскать ту или иную страну, показывать, показывать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны; Знать и соблюдать правила пользования личным и общественным транспортом; уметь систематизировать транспорт по видам; определить виды транспорта; Знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части; Уметь правильно написать адрес на почтовом конверте; различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации. Раздел учебника «Мир как дом» Требования к уровню подготовки учащихся: Знать, что наши предки чувствовали единство с миром природы, понимали взаимосвязь природы и людей и отражали это в своём творчестве; уметь находить образ единого мира-дома в произведениях народного творчества своего края.
- Научиться различать природные объекты, характеризовать их отличительные свойства, группировать природные объекты по их отличительным признакам, приводить примеры веществ, описывать их, ставить опыты.
- Научиться характеризовать Солнце как ближайшую к нам звезду, понимать значение Солнца для всего живого, характеризовать отличия звёзд и планет, знать строение Солнечной системы и названия планет, извлекать из различных источников информацию о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.
- Научиться характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере, ставить опыты по изучению свойств воздуха, осознавать значение воздуха для людей, животных и растений;
- Уметь характеризовать свойства воды; понимать значение круговорота воды для живых организмов; ставить опыты по изучению свойств воды.
- Научиться различать по внешнему виду минералы и горные породы; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека, наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых; Научиться характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы;
- Научиться различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения, приводить примеры растений каждой группы, выделять их отличия; понимать значение растений для формирования атмосферы и для питания животных и человека, приводить примеры использования растений в хозяйственной жизни людей.
- Научиться различать животных разных групп по их признакам и месту обитания; описывать внешний вид изучаемых животных, характеризовать способы размножения животных разных групп; понимать роль животных в природе и жизни человека.
-
Научиться характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ,
- Научиться характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого, характеризовать круговорот веществ в экосистеме луга, описывать роль насекомых в размножении растений,
- Научиться характеризовать водоём как пример единства живого и неживого, как природное сообщество, рассматривать роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме,
- Знать о взаимосвязи всего живого и неживого в природных сообществах; осознанно выполнять правила поведения в природной среде; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли.
- Знать разные значения слова «мир»: знать и соблюдать правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; стремиться принимать участие в посильных общественных делах и праздниках.
- Знать роль и назначение порога, матицы, печи, красного угла в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного внутреннего устройства дома; выделять общее и различное в их назначении в семейной жизни.
- Знать традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях; Знать терминологию родства в применении к членам своей семьи; уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи; понимать, каково различие между терминами родства и свойства, в чём различие между кровным родством и родством духовным.
- Знать два способа составления родословного древа и чем они отличаются друг от друга; уметь строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения; осознавать ценность документов из семейного архива, а также ценность семейных реликвий, необходимость их сохранения и передачи от одного поколения к другому.
- Научиться характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; понимать важность для человека знания работы своих внутренних органов;
- Научиться характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире; рассказывать о строении органов чувств, пользуясь рисунками и схемами; соблюдать гигиену органов чувств.
- Запомнить номера телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь, измерять себе температуру, моделировать своё поведение в экстренных ситуациях.
- Знать народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; уметь применять эти правила в своей повседневной жизнедеятельности; знать и выполнять правила этикета за столом; проявлять уважительное, благодарное отношение к хлебу и кормильцам в семье.
- Понимать, каковы составные части семейных доходов и расходов; уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период; знать факты из истории денег, типы денежных единиц РФ разного достоинства.
Раздел учебника «В поисках Всемирного наследия» Требования к уровню подготовки учащихся
Знать толкование смысла эмблемы Всемирного наследия; уметь рассказать об одном - двух объектах Всемирного наследия оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
Знать названия четырёх башен Московского Кремля; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку
Знать местонахождение озера Байкал; уметь показать его на карте России; рассказать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах;
Знать местоположение Египта на одном из материков, уметь показать его и его столицу на карте; узнавать на фотографии облик египетских пирамид;
Знать местоположение Греции на одном из материков, уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь
Знать местоположение Иерусалима в Израиле; уметь показать страну и город на карте мира; узнавать на фотографии достопримечательности;
Знать местоположение Китая на одном из материков; уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии Великую Китайскую стену;
Знать имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества, уметь определить общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составить свой список Всемирных духовных сокровищ;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Результатами освоения программы «Окружающий мир являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты 1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. 9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты 1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы. 2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. 3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. 4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). 5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
№
п/п урока
Тема урока
Цели
Планируемые достижения учащихся
Универсальные учебные действия
Материально-техническое оснащение
Количество
часов
Сроки
«Радость познания» (12 часов)
1.
Свет знания.
Дать понятие о любознательности как двигателе процесса познания; объяснить, что научные открытия должны использоваться на благо человека.
Знать пословицы о силе человеческого ума и знаний;
приводить примеры того, как изобретения изменяют жизнь современного человека; самостоятельно формулировать вопросы о природе или жизни общества и с какой целью.
Познавательные: осознавать, что знания накладывают на человека ответственность перед природой и другими людьми за то, как, в каких целях используются открытия и изобретения.
Регулятивные: планировать свои действия в течение урока;
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочей тетради для передачи информации.
Уч.: с. 3-7
РТ: с. 3-5
ЭПУ
1
2.
Как изучают окружающий мир.
Познакомить со способами исследования и оборудованием для изучения окружающего мира; побудить детей к разным способам изучения окружающего мира
Уметь различать способы изучения окружающего мира, ставить цели и строить план исследования, проявлять интерес к изучению окружающего мира. Познавательные: характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование); знать основные приборы, инструменты и оборудование, необходимые для исследования окружающего мира;
узнавать и называть предметы оборудования.
Личностные: проявлять интерес к изучению окружающего мира.
Регулятивные: соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом.
УЧ.: с. 8-11,
РТ: с. 6-11,
ЭПУ
Секундомер,
рулетка,
микроскоп.
1
3.
Книга - источник знаний.
Познакомить с видами справочной литературы, прививать любовь к чтению.
Знать особенности расположения сведений в изданиях справочного характера; уметь разыскать сведения в справочнике, словаре, путеводителе; уметь представить книгу, указав её автора и название Познавательные осознавать значение книг в жизни человека; проявлять внимание к способам презентации интересующих детей книг в жанре «научно-популярная литература»; выделять существенную информацию из литературы разных типов.
УЧ.: с. 12-15,
РТ: с.12-13,
ЭПУ
Словари,
энциклопедии.
1
4.
Отправимся на экскурсию.
Познакомить с видами музеев, правилами поведения в музее.
Иметь представления об особенностях различных учреждений научно-просветительского характера; уметь разыскать необходимые сведения об этих учреждениях в путеводителях; задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии; представлять собственные впечатления от экскурсии Познавательные: задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии для удовлетворения потребности в расширении знаний, определяемой личными интересами; представлять собственные впечатления от экскурсии, кратко раскрыть её содержание, сопровождая показом своих рисунков, фотографий.
Регулятивные: проявлять интерес к целенаправленным экскурсиям для расширения знаний о природе, культуре, выдающихся земляках своего края, в целом - о России и других странах мира.
УЧ.: с. 16-19,
РТ: с.14-17,
ЭПУ
1
5.
О чём расскажет план?
Познакомить с понятиями «план местности», «масштаб»; научить детей читать карту. иметь представление о плане местности и его видах, о масштабе, об ориентировке относительно сторон света, условных обозначениях на плане; различать условные обозначения на плане; характеризовать планы; изучать и читать план своего города (села) или района города и ближайшей местности; чертить простейший план и указывать на плане своего населённого пункта путь от дома до школы или другого учреждения (клуба, вокзала, Дома детского творчества, спортивной школы). Личностные: проявлять интерес к чтению планов и их практическому использованию; осознавать значение планов в нашей жизни. Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач. Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов.
УЧ.: с. 20-23,
РТ: с.18-21,
ЭПУ
1
6.
Планета на листе бумаги.
Познакомить учащихся с картой мира; дать понятие «материк», «часть света»; научить детей читать карту.
Научить различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего города, характеризовать планы, уметь начертить простейший план и указать на плане путь от дома до школы
Познавательные: понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию.
Коммуникативные: высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока.
УЧ.: с. 24-27,
РТ: с.22-23,
ЭПУ
Глобус,
карта мира.
1
7.
Страны и народы на политической карте мира.
Познакомить учащихся с политической картой мира; научить детей находить страны и столицы на карте.
Знать отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой; уметь на карте искать ту или иную страну, показывать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны; уметь соотнести название страны с названием языка и наоборот; в справочной литературе найти информацию о составе населения страны, особенностях культуры.
Познавательные: осознавать важность уважительного отношения к культурному многообразию человечества.
Коммуникативные: слушать партнёра по общению и деятельности.
Личностные: проявлять чувство гордости за свою Родину.
УЧ.: с. 28-31,
РТ: с.24-25,
ЭПУ
Политическая
карта мира.
1
8.
Путешествуя, познаём мир.
Познакомить учащихся с правилами туризма; прививать интерес к путешествиям и туризму.
Знать и соблюдать правила ответственного туризма; уметь поставить цель путешествия; соотнести личные интересы с интересами своих спутников; найти необходимые сведения для определения маршрута; уметь вести дневник путешествия и оценить его результаты.
Личностные: понимать необходимость уважительного отношения к культурному многообразию человечества.
Регулятивные: моделировать различные ситуации; контролировать о корректировать своё поведение с учётом установленных правил
УЧ.: с. 32-35,
РТ: с.26-27,
ЭПУ
1
9.
Транспорт.
Познакомить учащихся с классификацией транспорта в зависимости от места движения; повторить правила дорожного движения.
Знать и соблюдать правила пользования личным и общественным транспортом; уметь систематизировать транспорт по видам; определить виды транспорта; рассказать сюжет из истории одного из видов транспорта, об изобретателях, учёных
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные: понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблиц; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения.
УЧ.: с. 36-39,
РТ: с.28-31,
ЭПУ
1
10.
Средства информации и связи.
Познакомить учащихся с историей развития средств связи и с современными средствами информации и связи; учить правильно ими пользоваться.
Знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части; уметь правильно написать адрес на почтовом конверте; различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации Регулятивные: проявлять интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о природе, культуре, выдающихся людях России и мира; осознавать роль средств массовой информации в жизни людей.
УЧ.: с. 40-43,
РТ: с.32-33,
ЭПУ
1
11.
Систематизация и обобщение знаний по теме «Радость познания».
Обобщить знания учащихся по данному разделу.
Уметь анализировать и обобщать знания, полученные при изучении раздела.
Регулятивные: планировать свои действия в течение урока.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
Коммуникативные: составлять рассказ на заданную тему; формулировать ответы на вопросы.
УЧ.: с. 3 - 43
1
12.
Проверочная работа по теме
«Радость познания».
Диагностика знаний учащихся по изученному разделу.
Уметь применять полученные знания при работе с текстом
Регулятивные: применять полученные знания при работе с текстом.
Индивидуальные карточки
1
«Мир как дом» (20 часов)
13.
Мир природы в народном творчестве.
Познакомить учащихся с представлениями людей о строении мира.
Знать, что наши предки чувствовали единство с миром природы, понимали взаимосвязь природы и людей и отражали это в своём творчестве; уметь находить образ единого мира-дома в произведениях народного творчества своего края.
Познавательные: осознавать символическое значение изображений окружающего мира; выполнять задание в соответствии с целью; выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные: строить понятные для партнёров высказывания.
УЧ.: с. 45-49,
РТ: с.34-35,
ЭПУ
1
14.
Из чего состоит всё.
Закрепить понятие «тела», познакомить учащихся с жидким, твёрдым и газообразном состоянием тел.
Научить различать природные объекты, характеризовать их отличительные свойства, группировать природные объекты по их отличительным признакам, приводить примеры веществ, описывать их, ставить опыты
Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к природной среде; выделять из темы урока известные и неизвестные знания.
Познавательные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; сравнивать объекты по различным признакам.
УЧ.: с. 50-53,
РТ: с.36-39,
ЭПУ
1
15.
Мир небесных тел.
Познакомить учащихся с астрономическими понятиями «солнце», «звезда», «планета».
Научить характеризовать Солнце как ближайшую к нам звезду, понимать значение Солнца для всего живого, характеризовать отличия звёзд и планет, знать строение Солнечной системы и названия планет, извлекать из различных источников информацию о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.
Познавательные: классифицировать объекты по заданным критериям;
сравнивать объекты по различным признакам.
Регулятивные: проявлять индивидуальные творческие способности при подготовке сообщений.
Коммуникативные: признавать свои ошибки, озвучивать их.
УЧ.: с. 54-57,
РТ: с.40-41,
ЭПУ
Щ9шщлдшшшшш
1
16.
Невидимое сокровище.
Познакомить детей с составом и свойствами воздуха; учить быть наблюдательными, бережливыми.
Научить характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере, ставить опыты по изучению свойств воздуха, осознавать значение воздуха для людей, животных и растений
Познавательные: извлекать информацию из дополнительных литературных источников.
Коммуникативные: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем о вопросов.
УЧ.: с. 58-61,
РТ: с.42-43,
ЭПУ
1
17.
Самое главное вещество.
Познакомить учащихся с составом и свойствами воды; учить быть наблюдательными, бережливыми.
Уметь показывать на карте водные объекты; извлекать из источников дополнительную информацию о воде, её свойствах и её значении для живых организмов и хозяйственной жизни человека, делать доклады
Регулятивные: соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом.
Познавательные: понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию.
Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы.
Личностные: формировать личностную ответственность за свои поступки.
УЧ.: с. 62-65,
РТ: с.44-45,
ЭПУ
1
18.
Природные стихии в народном творчестве.
Познакомить детей со значением стихий в жизни человека, изображением в прикладном искусстве и устном творчестве.
Знать несколько загадок об огне, о воде и воздухе; уметь найти и характеризовать образы этих стихий в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества, сочинять свои собственные загадки об огне, о воде и воздухе
Коммуникативные: понимать красоту и символический смысл изображений окружающего мира; составлять рассказ на заданную тему.
Познавательные: выделять существенную информацию из литературы разных типов.
Регулятивные: контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил.
УЧ.: с. 66-69,
РТ: с.46-47,
ЭПУ
1
19.
Кладовые Земли.
Познакомить учащихся с понятиями «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые».
Научить различать по внешнему виду минералы и горные породы; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека, наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых; извлекать из источников дополнительную информацию о полезных ископаемых, делать доклады
Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов.
Познавательные: анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков,
в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи.
УЧ.: с. 70-73,
РТ: с.48-49,
ЭПУ
1
20.
Чудо под ногами.
Продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли; развивать исследовательские навыки, мышление, наблюдательность, любознательность.
Научить характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы; извлекать из источников дополнительную информацию о строении почвы, способах формирования почвы, делать доклады.
Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы; высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока.
Познавательные: классифицировать объекты по заданным критериям.
Регулятивные: контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил.
УЧ.: с. 74-77,
РТ: с.50-51,
ЭПУ
1
21.
Мир растений.
Ознакомить учащихся с классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений.
Научить различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения, приводить примеры растений каждой группы, выделять их отличия; понимать значение растений для формирования атмосферы и для питания животных и человека, приводить примеры использования растений в хозяйственной жизни людей
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные: понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблиц; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; классифицировать объекты по заданным критериям
УЧ.: с. 78-81,
РТ: с.52-55,
ЭПУ
1
22.
Плодородная земля и растения в народном творчестве.
Познакомить учащихся с изображением плодородной земли в народном творчестве; воспитывать бережное отношение к народным традициям.
Знать загадки о земле и растениях; уметь найти и охарактеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества; сочинять свои собственные загадки о земле и растениях.
Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы.
Познавательные: понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию;
извлекать информацию из дополнительных литературных источников.
Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к природной среде.
УЧ.: с. 82-85,
РТ: с.56-57,
ЭПУ
1
23.
Мир животных.
Ознакомить учащихся с классификацией животных и их групповыми признаками; расширять кругозор; учить дружной работе в группе.
Научить различать животных разных групп по их признакам и месту обитания; описывать внешний вид изучаемых животных, характеризовать способы размножения животных разных групп; понимать роль животных в природе и жизни человека; извлекать из источников дополнительные сведения о представителях фауны, делать доклады, обсуждать полученные сведения.
Коммуникативные: слушать партнёра по общению и деятельности, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
продуктивно разрешать конфликты с учётом интересов всех его участников.
Познавательные: понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблиц.
УЧ.: с.86-89 ,
РТ: с.58-63,
ЭПУ
1
24.
Образы животных в народном творчестве.
Познакомить детей с изображением животных в народном творчестве; воспитывать бережное отношение к народным традициям.
Знать загадки о животных; уметь найти и охарактеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества; сочинять свои собственные загадки о животных в творчестве.
Регулятивные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание.
УЧ.: с.90-93 ,
РТ: с.64-65,
ЭПУ
1
25.
Невидимые нити в живой природе.
Ознакомить учащихся с классификацией животных по типу пищи; рассмотреть цепи питания животных; изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.
Знать основные группы животных по способу питания и способа защиты от врагов; понимать цепи питания как способ организации сообщества живых организмов. Использовать дополнительную информацию из других источников для приготовления сообщений о таких животных
Познавательные: классифицировать объекты по заданным критериям;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания;
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные схемы для решения учебных задач.
УЧ.: с.94-97 ,
РТ: с.66-67,
ЭПУ
1
26.
Лес - волшебный дворец.
Познакомить учащихся с экологическими связями природного сообщества «лес»; расширять кругозор; развивать речь, воображение.
Научить характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады.
Познавательные: выделять существенную информацию из литературы разных типов.
Коммуникативные: составлять рассказ на заданную тему; признавать свои ошибки, озвучивать их.
Регулятивные: планировать свои действия в течение урока;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
УЧ.: с.98-103 ,
РТ: с.68-69,
ЭПУ
1
27.
Луг - царство цветов и насекомых.
Познакомить учащихся с экологическими связями природного сообщества «луг»; расширять кругозор; развивать речь, воображение.
Научить характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого, характеризовать круговорот веществ в экосистеме луга, описывать роль насекомых в размножении растений, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады
Познавательные: выделять существенную информацию из литературы разных типов.
Коммуникативные: составлять рассказ на заданную тему; признавать свои ошибки, озвучивать их.
Регулятивные: планировать свои действия в течение урока;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами
УЧ.: с.104-109 ,
РТ: с.70-73,
ЭПУ
1
28.
Водоём - дом из воды.
Познакомить учащихся с экологическими связями природного сообщества «водоём»; расширять кругозор; развивать речь, воображение
Научить характеризовать водоём как пример единства живого и неживого, как природное сообщество, рассматривать роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады.
Познавательные: выделять существенную информацию из литературы разных типов.
Коммуникативные: составлять рассказ на заданную тему; признавать свои ошибки, озвучивать их.
Регулятивные: планировать свои действия в течение урока;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
УЧ.: с.110-115 ,
РТ: с.74-77,
ЭПУ
1
29.
Как сохранить богатства природы.
Рассмотреть влияние человека на природу, меры по охране природы; воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе.
Знать о взаимосвязи всего живого и неживого в природных сообществах; осознанно выполнять правила поведения в природной среде; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли.
Личностные: быть готовым к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
иметь представление об этических нормах через формулирование правил экологической этики.
Коммуникативные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; формулировать ответы на вопросы.
УЧ.: с.116-119 ,
РТ: с.78-81,
ЭПУ
1
30.
Охрана природы в культуре народов России и мира.
Рассмотреть образцы творчества народов, показывающие роль природы в их жизни; прививать бережное отношение к природе.
Знать пословицы о необходимости бережного отношения человека к природе; осознанно выполнять правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли; творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно-прикладного творчества для изготовления плакатов, призывающих взрослых и детей к охране природного мира.
Личностные: быть готовым к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
выделять существенную информацию из литературы разных типов;
планировать свои действия в течение урока.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание.
УЧ.: с.120-123 ,
РТ: с.82-83,
ЭПУ
1
31.
Систематизация и обобщение знаний по теме «Мир как дом».
Обобщить знания учащихся по данному разделу.
Уметь анализировать и обобщать знания, полученные при изучении раздела.
Регулятивные: планировать свои действия в течение урока.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
Коммуникативные: составлять рассказ на заданную тему; формулировать ответы на вопросы.
УЧ.: с. 44 - 123
1
32.
Проверочная работа по теме
«Мир как дом».
Диагностика знаний учащихся по изученному разделу
Уметь применять полученные знания при работе с текстом.
Регулятивные: применять полученные знания при работе с текстом.
Индивидуальные карточки
1
«Дом как мир» (24 часа)
33.
Родной дом - уголок Отчизны.
Познакомить учащихся с устройством старинного дома; дать понятие о мире как обществе людей, живущих одними заботами; воспитывать любовь к Родине через любовь к своему дому.
Знать разные значения слова «мир»: знать и соблюдать правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; стремиться принимать участие в посильных общественных делах и праздниках.
Личностные: формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России.
Коммуникативные: проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентировать на позицию партнёра в общении.
Познавательные: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем.
УЧ.: с.4-7 ,
РТ: с.3-5,
ЭПУ
1
34.
Свой дом - свой простор.
Познакомить детей с устройством деревянного дома; показать мудрость народа; прививать любовь к Родине.
Знать роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного внутреннего устройства дома; выделять общее и различное в их назначении в семейной жизни.
Личностные: формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России; выделять существенную информацию из литературы разных типов.
Познавательные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы.
УЧ.: с.8-11 ,
РТ: с.6-7,
ЭПУ
1
35.
В красном углу сесть - великая честь.
Познакомить детей с устройством деревянного дома; показать мудрость народа; прививать любовь к Родине.
Знать роль и назначение красного угла в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного почётного места во внутреннем устройстве дома; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье.
Личностные: формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России.
Познавательные: выделять существенную информацию из литературы разных типов;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы.
УЧ.: с.12-15 ,
РТ: с.8-9,
ЭПУ
1
36.
Побываем в гостях.
Познакомить детей с устройством жилищ разных народов, обычаями гостеприимства.
Знать традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях; уметь сопоставить между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов своего края; уметь сопоставлять между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов России и мира; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье.
Личностные: формировать представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций.
Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
УЧ.: с.16-21 ,
РТ: с.10-13,
ЭПУ
1
37.
На свет появился - с людьми породнился.
Познакомить учащихся с названиями людей по родству; учить заботливому отношению к близким.
Знать терминологию родства в применении к членам своей семьи; уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи; понимать, каково различие между терминами родства и свойства, в чём различие между кровным родством и родством духовным.
Познавательные: выделять существенную информацию из литературы разных типов.
Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы.
Личностные: формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему.
УЧ.: с.22-27 ,
РТ: с.14-15,
ЭПУ
1
38.
Родословное древо.
Познакомить детей со способами составления родословного древа; вызвать интерес к прошлому своей семьи.
Знать два способа составления родословного древа и чем они отличаются друг от друга; уметь строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения; осознавать ценность документов из семейного архива, а также ценность семейных реликвий, необходимость их сохранения и передачи от одного поколения к другому
Личностные: формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему.
Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов.
Познавательные: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем.
УЧ.: с.28-31 ,
РТ: с.16-17,
ЭПУ
1
39.
Муж и жена - одна душа.
Познакомить учащихся со свадебными обрядами, ценностью супружества.
Знать пословицы и сюжеты народных сказок о верных, любящих супругах; уметь творчески выразить представления о крепости супружеского союза; стремиться поздравить своих родителей во Всероссийский день семьи, любви и верности.
Познавательные: выделять существенную информацию из литературы разных типов.
Личностные: формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему.
Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
УЧ.: с.32-35 ,
РТ: с.18-19,
ЭПУ
1
40
Святость отцовства и материнства.
Познакомить детей с народными традициями; показать значимость уважительного отношения к старшим.
Знать пословицы и сюжеты народных сказок о родительской любви к детям и о почтении детей по отношению к родителям; уметь творчески выразить представления о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, спектакле; стремиться проявлять уважение к своим родителям.
Личностные: формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему.
Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы.
УЧ.: с.36-39 ,
РТ: с.20-21,
ЭПУ
1
41.
Добрые дети - дому венец.
Показать детям необходимость ранней подготовки к взрослой жизни, ценности опыта, приобретённого в детстве.
Знать пословицы и сюжеты народных сказок о добрых, умелых, умных, смелых, заботливых детях; знать значение своего имени
Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные: формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему.
УЧ.: с.40-43 ,
РТ: с.22-23,
ЭПУ
1
42.
Детские игры - школа здоровья.
Познакомить учащихся со значением народных игр для укрепления физического здоровья и умения жить с людьми.
Знать народные игры, уметь определять их значение в своём развитии детей; понимать смысл игры; уметь описать правила игры и организовать её в среде сверстников
Личностные: формировать представление о лучших семейных традициях здорового образа жизни народов своего края.
Познавательные: выделять существенную информацию из литературы разных типов;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
УЧ.: с.44-47 ,
РТ: с.24-25,
ЭПУ
1
43.
Проверочная работа по разделу «Дом как мир».
Диагностика знаний учащихся по изученному разделу
Уметь применять полученные знания при работе с текстом
Регулятивные: применять полученные знания при работе с текстом.
Индивидуальные карточки.
1
44.
Строение тела человека.
Ознакомить учащихся со строением тела человека; учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.
Научить характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; понимать важность для человека знания работы своих внутренних органов; извлекать из источников дополнительную информацию, делать и обсуждать доклады
Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу.
Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; сроить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
УЧ.: с.48-51 ,
РТ: с.26-29,
ЭПУ
1
45.
Как работает наш организм
Познакомить учащихся с системой органов и их работой.
Научить характеризовать функционирование основных систем организма человека; рассказывать об их работе, пользуясь схемами; измерять пульс в ходе практической работы.
Познавательные: выделять существенную информацию из литературы разных типов;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы.
УЧ.: с.52-55 ,
РТ: с.30-33,
ЭПУ
2
46.
Что такое гигиена.
Познакомить учащихся с правилами гигиены.
Научить характеризовать основные правила гигиены; моделировать в ходе практической работы ситуации по соблюдению правил гигиены; сопоставлять гигиенически правильный и неправильный образ жизни.
Познавательные: выделять существенную информацию из литературы разных типов.
Коммуникативные: составлять рассказ на заданную тему; признавать свои ошибки, озвучивать их.
Регулятивные: планировать свои действия в течение урока;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
УЧ.: с.56-59 ,
РТ: с.34-37,
ЭПУ
1
47.
Наши органы чувств.
Ознакомить учащихся с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств.
Научить характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире; рассказывать о строении органов чувств, пользуясь рисунками и схемами; соблюдать гигиену органов чувств.
Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу.
Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
УЧ.: с.60-63 ,
РТ: с.38-39,
ЭПУ
1
48.
Школа первой помощи.
Познакомить учащихся с простыми приёмами оказания первой помощи.
Запомнить номера телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь, измерять себе температуру, моделировать своё поведение в экстренных ситуациях
Познавательные: выделять существенную информацию из литературы разных типов;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Личностные: формировать установку на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
УЧ.: с.64-67 ,
РТ: с.40-43,
ЭПУ
1
49.
Здоровью цены нет.
Познакомить учащихся с правилами здорового образа жизни.
Знать народные правила и традиции здорового образа жизни; уметь применять их в своей повседневной жизнедеятельности; понимать триединство, заложенное в понятии «здоровье»; уметь объяснять нравственный смысл этого триединства, необходимый для само-воспитания; проявлять уважительное, внимательное и милосердное отношение к инвалидам
Познавательные: выделять существенную информацию из литературы разных типов.
Коммуникативные: составлять рассказ на заданную тему; признавать свои ошибки, озвучивать их.
Регулятивные: планировать свои действия в течение урока;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
УЧ.: с.68-71 ,
РТ: с.44-47,
ЭПУ
1
50.
Дом не велик, а стоять не велит.
Познакомить учащихся с традициями народа по ведению хозяйства; прививать уважение к старшим, семье.
Знать народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; уметь применять эти правила в своей повседневной жизнедеятельности; знать и выполнять правила этикета за столом; проявлять уважительное, благодарное отношение к хлебу и кормильцам в семье
Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные: формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему.
УЧ.: с.72-75 ,
РТ: с.48-49,
ЭПУ
1
51.
Семейный бюджет.
Познакомить детей с понятием «семейный бюджет»; развивать познавательный интерес, речь, логическое мышление.
Понимать, каковы составные части семейных доходов и расходов; уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период; знать факты из истории денег, типы денежных единиц РФ разного достоинства
Коммуникативные: слушать партнёра по общению и деятельности, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
продуктивно разрешать конфликты с учётом интересов всех его участников.
Познавательные: понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблиц.
УЧ.: с.76-79 ,
РТ: с.50-53,
ЭПУ
1
52.
Мудрость старости.
Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями, принятыми всеми народами; воспитывать уважение к старости.
Знать пословицы и сюжеты народных сказок, которые демонстрируют мудрость людей пожилого возраста; уметь словесно выразить своё впечатление от образа старого человека в произведениях живописи, спектакле.
Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные: формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему.
УЧ.: с.80-83 ,
РТ: с.54-55,
ЭПУ
1
53.
Путешествие к А.С. Пушкину
Познакомить учащихся с понятием «неразрывная часть поколений» на примере рода
А. С. Пушкина.
Знать 1-2 стихотворения или отрывок из сказок
А. С. Пушкина; уметь вы разительно прочитать их; выбрать из семейного наследия документ, реликвию, семейное устное предание, в которых хранится память о добром деле, совершённом родным человеком, оформить для дальнейшего сохранения и передачи следующему поколению в семье; уметь рассказать о том, как продолжаются добрые дела в семье
Личностные: формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему.
Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
УЧ.: с.84-87 ,
РТ: с.56-57,
ЭПУ
1
54.
Моя семья - моя гордость.
Воспитывать чувства гордости за свою семью, уважения к взрослым.
Научить выбирать главное из истории своей семьи, рассказывать о достижениях своей семьи, гордиться предками.
Личностные: формировать представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему.
Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выставка рисунков «Моя семья».
1
55.
Систематизация и обобщение знаний по теме «Дом как мир».
Обобщить знания учащихся по данному разделу.
Уметь анализировать и обобщать знания, полученные при изучении раздела.
Регулятивные: планировать свои действия в течение урока.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
Коммуникативные: составлять рассказ на заданную тему; формулировать ответы на вопросы.
УЧ.: с. 4- 88
1
56.
Проверочная работа по разделу «Дом как мир».
Диагностика знаний учащихся по изученному разделу
Уметь применять полученные знания при работе с текстом
Регулятивные: применять полученные знания при работе с текстом.
Индивидуальные карточки.
1
«В поисках Всемирного наследия» (12 часов)
57.
Всемирное наследие.
Познакомить учащихся со списком Всемирного наследия, с природным и культурным наследием человечества.
Знать толкование смысла эмблемы Всемирного наследия; уметь рассказать об одном - двух объектах Всемирного наследия оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
Познавательные: выделять существенную информацию из литературы разных типов.
Коммуникативные: составлять рассказ на заданную тему; признавать свои ошибки, озвучивать их.
Регулятивные: планировать свои действия в течение урока;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
УЧ.: с.89-93 ,
РТ: с.58-59,
ЭПУ
1
58.
Московский Кремль.
Познакомить учащихся с достопримечательностями Московского Кремля.
Знать названия четырёх башен Московского Кремля; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
Личностные: формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России.
Коммуникативные: проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентировать на позицию партнёра в общении.
Познавательные: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем.
УЧ.: с.94-99 ,
РТ: с.60-63,
ЭПУ
1
59.
Озеро Байкал.
Познакомить учащихся с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал.
Знать местонахождение озера Байкал; уметь показать его на карте России; рассказать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе
Познавательные: выделять существенную информацию из литературы разных типов.
Коммуникативные: составлять рассказ на заданную тему; признавать свои ошибки, озвучивать их.
Регулятивные: планировать свои действия в течение урока;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.
УЧ.: с.100-103 ,
РТ: с.64-65,
ЭПУ
1
60.
Путешествие в Египет.
Познакомить детей с достопримечательностями Египта.
Знать местоположение Египта на одном из материков, уметь показать его и его столицу на карте; узнавать на фотографии облик египетских пирамид; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях Египта; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе
Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу.
Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
УЧ.: с.104-107 ,
РТ: с.66-67,
ЭПУ
1
61.
Путешествие в Грецию.
Познакомить детей с объектом Всемирного наследия Греция.
Знать местоположение Греции на одном из материков, уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
Коммуникативные: понимать красоту и символический смысл изображений окружающего мира; составлять рассказ на заданную тем.
;
Познавательные: выделять существенную информацию из литературы разных типов.
Регулятивные: контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил.
УЧ.: с.108-111 ,
РТ: с.68-71,
ЭПУ
1
62.
Путешествие в Иерусалим.
Познакомить детей с объектом Всемирного наследия Иерусалима.
Знать местоположение Греции на одном из материков, уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
Познавательные: извлекать информацию из дополнительных литературных источников.
Коммуникативные: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем о вопросов.
УЧ.: с.112-115 ,
РТ: с.72-73,
ЭПУ
1
63.
Путешествие в Китай.
Познакомить детей с объектом Всемирного наследия Китая.
Знать местоположение Китая на одном из материков; уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии Великую Китайскую стену; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
Личностные: понимать необходимость уважительного отношения к культурному многообразию человечества.
Регулятивные: моделировать различные ситуации; контролировать о корректировать своё поведение с учётом установленных правил.
УЧ.: с.116-119 ,
РТ: с.74-77,
ЭПУ
1
64.
Всемирные духовные сокровища.
Познакомить учащихся с выдающимися представителями разных эпох, народов, воплотивших в себе лучшие человеческие качества, воспитывать стремление к нравственному самовоспитанию.
Знать имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества, уметь определить общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составить свой список Всемирных духовных сокровищ; оформить наглядный материал для презентации своего списка в классе в виде портретных изображений значимых людей, текстов, пословиц и изречений.
Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу.
Коммуникативные: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
УЧ.: с.120-123 ,
РТ: с.78-79,
ЭПУ
1
65.
Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия.
Познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, их многообразием.
Знать, что список объектов Всемирного наследия не ограничивается приведёнными в учебнике, уметь видеть красоту и ценить её.
Познавательные: извлекать информацию из дополнительных литературных источников.
Коммуникативные: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
Включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем о вопросов.
РТ: с.80
1
66.
Что мы узнали. Чему научились.
Обобщить знания учащихся по разделу.
Уметь применять знания, полученные на уроках.
Коммуникативные: понимать красоту и символический смысл изображений окружающего мира; составлять рассказ на заданную тему.
Познавательные: выделять существенную информацию из литературы разных типов.
Регулятивные: контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил.
1
67
Итоговая проверочная работа.
Диагностика знаний учащихся по изученным разделам в течение года.
Уметь применять полученные знания при работе с текстом
Регулятивные: применять полученные знания при работе с текстом.
Индивидуальные карточки
1
68.
Закрепление изученного.
Обобщить знания учащихся по разделу
Уметь пользоваться полученными знаниями, работать в группе, соотносить своё мнение и мнение товарищей.
Познавательные: извлекать информацию из дополнительных литературных источников.
Коммуникативные: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем о вопросов.
1
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Книгопечатная продукция
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
Окружающий мир. Рабочая программа. 1-4 классы.
Учебники
-
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
-
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Рабочие тетради
-
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. Ч. 1.
-
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. Ч. 2.
Методические пособия
-
Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс.
-
Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по курсу окружающий мир к УМК «Перспектива».
-
«Окружающий мир. Технологические карты» для 3 класса - сайт издательства «Просвещение».
Печатные пособия
-
Таблицы природоведческого, обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения;
-
Географические и исторические настенные карты;
Технические средства обучения
Классная доска;
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Экспозиционный экран;
Интерактивная доска.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстрации в соответствии с содержанием обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас - определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных школ.
-
Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов.
-
Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных школ.
-
Новицкая М.Ю. Родная земля.
-
Новицкая М.Ю. Прибаутки, небылицы, считалки, детские игры. Сборник текстов русского детского народного творчества и методических рекомендаций к ним в помощь учителю начальных классов.