РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Продажа непродовольственных товаров

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГОГУ НПО ПУ № 19

___________ А.А. Дубровская

«____» ______________ 20___ г.










рабочая ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Продажа непродовольственных товаров





















2013 г. Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 100701.01 Продавец, контролер-кассир и примерной программы профессионального модуля Продажа непродовольственных товаров.


Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище № 19 г. Усть-Кута.


Разработчик: Гелетюк Ольга Вячеславовна, преподаватель ГБОУ НПО ПУ № 19






Рекомендована методическим советом ГБОУ НПО ПУ № 19
Протокол методического совета № ________ от «____»__________ 20___ г.




СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.


4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

7

4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

16

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

20


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Продажа непродовольственных товаров


1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 100701.01 Продавец, контролер-кассир, входящей в состав укрупнённой группы профессий 100000 Сфера обслуживания, по направлению подготовки 100700 Торговое дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Продажа непродовольственных товаров и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): 1. Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольственных товаров. 2. Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании. 3. Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации. 4. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей. Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии 17351 продавец непродовольственных товаров, при наличии основного общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт:

  • обслуживания покупателей;
  • продажи различных групп непродовольственных товаров;
уметь:

- идентифицировать товары различных товарных групп (текстильных, обувных, пушно-меховых, овчинно-шубных, хозяйственных, галантерейных, ювелирных, парфюмерно-косметических, культурно-бытового назначения);

  • оценивать качество по органолептическим показателям;

  • консультировать о свойствах и правилах эксплуатации товаров;

  • расшифровывать маркировку, клеймение и символы по уходу;

  • идентифицировать отдельные виды мебели для торговых организаций;

  • производить подготовку к работе весоизмерительного оборудования;

  • производить взвешивание товаров отдельных товарных групп;


знать:

  • факторы, формирующие и сохраняющие потребительские свойства товаров различных товарных групп;

  • классификацию и ассортимент различных товарных групп непродовольственных товаров;

  • показатели качества, дефекты, градации качества, упаковку, маркировку и хранение непродовольственных товаров, назначение, классификацию мебели для торговых организаций и требования, предъявляемые к ней;

  • назначение, классификацию торгового инвентаря;

  • назначение и классификацию систем защиты товаров, порядок их использования;

  • устройство и правила эксплуатации весоизмерительного оборудования;

  • закон о защите прав потребителей;

  • правила охраны труда.


1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля: Всего - 582 часов, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 330 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 236 часов; самостоятельной работы обучающегося - 110 часа; учебной и производственной практики - 252 часа.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Продажа непродовольственных товаров, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения ПК. 1 Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольственных товаров. ПК. 2 Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании. ПК. 3 Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации. ПК. 4 Осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей. ОК. 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК. 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК. 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК. 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК. 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК. 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК. 7 Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров. ОК. 8 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля «Продажа непродовольственных товаров»


3.1. Тематический план профессионального модуля


Коды профессиональных компетенций


Наименования разделов профессионального модуля


Всего часов


Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося


Самостоятельная работа обучающегося,

часов


Учебная,

часов


Производственная,

часов


Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1

Раздел 1. Распознавание ассортимента, определение качества и комплектности непродовольственных товаров.

211

116

48

35

60

-

ПК 2

Раздел 2. Осуществление продажи, выкладки и размещения непродовольственных товаров в торговом зале.

138

60

34

30

48

-

ПК 3, 4

Раздел 3. Обслуживание покупателей, и контроль за сохранностью товароматериальных ценностей

125

60

34

29

36

-

Производственная практика, часов

108


108
Всего:

582

236

116

94

144

108





3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю «Продажа непродовольственных товаров»

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Распознавание ассортимента, определение качества и комплектности непродовольственных товаров


211


МДК 1. Розничная торговля непродовольственными товарами


116

Тема 1.1. Введение в товароведение непродовольственных товаров

Содержание

2

1.

Товароведная характеристика непродовольственных товаров.

1

2

2.

Качество товаров. Свойства и показатели ассортимента, кодирование, маркировка, расшифровка обозначений.

1

3

Практическое занятие

2


1.

Определение качества товара. Упаковка, маркировка товара. Составление таблицы показателей качества.

Тема 1.2. Текстильные товары

Содержание

8

1.

Текстильные волокна, классификация.

2

2

2.

Пряжа и нити. Дефекты текстильных нитей. Классификация и характеристика ткацких переплетений. Дефекты ткачества.

2

3

3.


Отделка тканей. Потребительские свойства тканей. Ассортимент тканей: хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых.

2

2

4.

Нетканые материалы. Искусственные меха. Упаковка текстильных товаров, маркировка, хранение.

2

2

Практические занятия

4


1.

Распознавание сырьевого состава волокон, переплетений, отделок и видов тканей.

2

2.

Исследование текстильных волокон органолептическим методом.

2

Тема 1.3. Швейные и трикотажные товары

Содержание

8

1.

Основные потребительские свойства и требования к одежде. Производство одежды.

2

2

2.


Классификация и ассортимент швейных изделий. Требования к качеству швейных изделий. Маркировка, упаковка и хранение.

2

2

3.

Потребительские свойства трикотажных изделий. Ассортимент и классификация трикотажных изделий.

2

3


4.

Требования к качеству трикотажных изделий. Маркировка, упаковка и хранение.

2

3

Практические занятия

4


1.

Распознавание деталей швейных изделий, размеров, ростов и видов швейных изделий

2

2.

Распознавание переплетений, отделок, ростов и видов трикотажных изделий.

2

Тема 1.4. Меховые товары

Содержание

8

1.


Пушно-меховое сырье. Классификация пушно-меховых товаров. Основные свойства пушно-меховых полуфабрикатов.

2

2


2.

Ассортимент пушно-меховых полуфабрикатов. Виды мехового полуфабриката: зимние, весенние.

2

2

3.


Меховые шкуры морских и речных зверей. Ассортимент меховых и овчинно-шубных изделий. Ассортимент меховых изделий.

2

2


4.

Требования к качеству меховых и овчинно-шубных изделий. Маркировка, упаковка и хранение меховых изделий.

2

3

Практическое занятие

4


1.

Распознавание видов меха

2

2.

Распознавание видов головных уборов и швейных меховых изделий.

2

Тема 1.5. Обувные товары

Содержание

10

1.

Кожевенные обувные материалы. Искусственные и синтетические обувные материалы. Производство обуви

2

2

2.

Классификация и ассортимент кожаной обуви. Характеристика обуви по половозрастному назначению.

2

2

3.

Требования к качеству кожаной обуви, маркировка, упаковка и хранение кожаной обуви.

2

3

4.

Резиновая обувь. Классификация и ассортимент. Требования к качеству резиновой обуви. Дефекты. Маркировка. Качество резиновой обуви.

2

2


5.

Валяная обувь: сырье для производства, ассортимент, качество, маркировка, упаковка и хранение валяной обуви.

2

2

Практическое занятие

4


1.

Распознавание видов натуральных и искусственных кож для верха и низа обуви

2

2.

Распознавание методов крепления деталей обуви.

2

Тема 1.6. Галантерейные товары

Содержание

4

1.

Классификация галантерейных товаров. Текстильная галантерея, ассортимент, требования к качеству. Металлическая галантерея, ассортимент, требования к качеству. Кожаная галантерея, ассортимент, требования к качеству. Галантерея из пластмасс и поделочных материалов, ассортимент, требования к качеству.

2

2


2.

Щетки и кисти для бритья, зеркала, ассортимент, требования к качеству.

Хранение галантерейных товаров.

2

2

Практические занятия

4


1.

Определение ассортимента групп и сортности галантерейных товаров по исходному сырью.

2

2.

Определение качества галантерейных товаров разных групп. Составление таблицы показателей качества галантерейных товаров.

2

Тема 1.7. Парфюмерно-косметические товары

Содержание

4

1.


Сырье для производства парфюмерии. Классификация и ассортимент парфюмерных товаров. Требования к качеству, маркировка, фасовка, упаковка и хранение парфюмерных товаров. Косметические товары, сырье, классификация и ассортимент.

2



2.


Ассортимент. Ассортимент средств для ухода за кожей, за волосами и кожей головы. Ассортимент декоративной косметики. Ассортимент средств гигиены полости рта. Требования к качеству косметических товаров, маркировка, упаковка и хранение.

2

2


Практическое занятие

2


1.

Распознавание ассортимента косметических товаров и туалетного мыла. Составление таблицы показателей качества косметических товаров и туалетного мыла.

Тема 1.8. Посудохозяйственные товары

Содержание

12

1.


Стеклянные бытовые товары. Сырье для производства стекла.

Классификация и ассортимент стеклянных изделий.

2

2


2.

Требования к качеству стеклянной посуды, маркировка, транспортировка, хранение стеклоизделий.

2

3

3.


Керамические товары. Сырье для производства керамических товаров. Классификация и ассортимент керамических товаров. Требования к качеству керамических товаров, маркировка, упаковка и транспортировка керамических товаров.

2


3

4.

Металлохозяйственные товары: классификация, характеристика качества. Ассортимент ножевых товаров и столовых приборов. Качество, маркировка, упаковка и хранение металлохозяйственных товаров.

2

2


5.


Товары из пластмасс: классификация, характеристика ассортимента.

Ассортимент хозяйственных товаров из пластмасс. Требования к качеству, маркировка и хранение товаров из пластмасс.

2


2

6.


Товары бытовой химии: клеящие, абразивные, лакокрасочные, моющие, минеральные удобрения, средства защиты растений, средства для борьбы с насекомыми, нефтепродукты. Требования к качеству, маркировка и хранение товаров бытовой химии.

2

3

Практические занятия

12


1.

Распознавание видов пластмасс в зависимости от используемого сырья.

1

2.

Определение химических, термических и механических свойств пластмасс. Составление таблицы показателей качества пластмасс.

1

3.

Распознавание ассортимента изделий из пластмасс и проверка их качества в условиях торговых предприятий.

2

4.

Распознавание способов изготовления изделий из стекла.

1

5.

Определение сортности изделий из стекла. Составление таблицы показателей качества изделий из стекла.

2

6.

Распознавание видов и групп разделок фарфоровых и фаянсовых изделий.

1

7.

Распознавание дефектов и определение механической прочности соединения деталей.

1

8.

Распознавание ассортимента металлической посуды.

1

9.

Определение качества чугунной и эмалированной посуды. Составление таблицы показателей качества чугунной и эмалированной посуды.

1

10.

Распознавание ассортимента ножевых изделий, столовых приборов и принадлежностей, методов проверки их качества.

1

Тема 1.9. Товары культурно-бытового назначения

Содержание

4

1.

Игрушки: классификация. Требования к качеству, маркировка, упаковка и хранение.

Изделия из бумаги и картона. Школьно-письменные, канцелярские товары. Принадлежности для черчения. Требования к качеству, маркировка, хранение школьно-письменных и канцелярских товаров.

1

2

2.

Ассортимент спортивного инвентаря, его классификация и характеристика.

Требования к качеству, маркировка, упаковка и хранение товаров для спорта. Охотничьи и рыболовные товары: требования к качеству, маркировка, упаковка и хранение.

1

2


3.

Бытовая радиоэлектронная аппаратура. Радиотовары. Классификация, ассортимент. Требования к качеству, маркировка и упаковка радиоэлектронных товаров.

1

2


4.

Фототовары, требования к качеству, упаковка, маркировка и хранение. Музыкальные товары: классификация, ассортимент. Характеристика, требования к качеству, маркировка, упаковка и хранение.

1

2

Практические занятия

4


1.

Определение качества и цены изделий из бумаги и картона. Составление таблицы показателей качества изделий из бумаги и картона.

1

2.

Распознавание ассортимента и определение качества игрушек.

1

3.

Определение цены и правила эксплуатации фотоаппаратов и телефонов. Составление таблицы показателей качества фотоаппаратов и телефонов.

1

4.

Распознавание ассортимента и проверка качества товаров для занятий гимнастикой.

1

Тема 1.10. Бытовые электротехнические товары

Содержание

2

1.


Классификация электробытовых товаров. Электроустановочные и проводниковые изделия. Электрические лампы, светильники: ассортимент, характеристика. Требования к качеству.


1

2

2

2.

Бытовые электрические машины и приборы: холодильники, машины для стирки и сушки белья, электроприборы для глажения белья, пылесосы, кухонные машины, приборы для микроклимата помещений, бытовые электрические машины. Требования к качеству.

1

2

Практические занятия

4


1.

Распознавание ассортимента, определение качества и цены проводов и шнуров.

1

2.

Распознавание ассортимента и правила эксплуатации электрических ламп накаливания.

1

3.

Распознавание ассортимента, правила эксплуатации бытовых электрических машин.

2

Тема 1.11. Строительные и мебельные товары

Содержание

4

1.

Свойства строительных материалов, характеристика.

1

2

2.


Древесные, кровельные, конструкционные профильные, облицовочные и отделочные материалы, изделия из них. Материалы для остекления, для полов, стен и перегородок. Маркировка, упаковка, транспортировка и хранение строительных товаров.


1

2

2

3.

Классификация и ассортимент мебели. Основные требования, предъявляемые к мебели.

1

2

4.

Требования к качеству мебели. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение мебели.

1

2

Практические занятия

4


1.

Определение породы древесины и её пороков. Составление таблицы показателей качества породы древесины.

1

2.

Распознавание ассортимента и определение качества мебели.

1

3.

Определение качества материалов, применяемых для производства мебели. Составление таблицы показателей качества материалов, применяемых для производства мебели.

2

Тема 1.12. Ювелирные товары и бытовые часы. Художественные изделия и сувениры

Содержание

2

1.


Благородные металлы и их сплавы. Цветные металлы и их сплавы.

Ювелирные камни, классификация. Классификация и ассортимент ювелирных товаров. Требования к качеству, маркировка, клеймение, упаковка, правила обращения с ювелирными изделиями и уход за ними.


1

2

2

2

2.

Классификация и ассортимент бытовых часов. Требования к качеству, упаковка, транспортирование, правила обращения с часами.

Художественные изделия и сувениры, классификация. Требования к качеству, упаковка, правила хранения.

1

2

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 1 Подготовка рефератов, используя дополнительный материал по темам раздела.

Подготовка электронной презентации по видам непродовольственных товаров.

35


Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Работа с нормативно-технической документацией, прейскурантами, каталогами (изучение, заполнение, составление).

Учебная практика

60

Виды работ:

1.

Распознавание ассортимента текстильных и швейно-трикотажных товаров

6

2.

Распознавание ассортимента обувных товаров

6

3.

Распознавание ассортимента изделий из пластических масс

6

4.

Распознавание ассортимента пушно-меховых товаров

6

5.

Распознавание ассортимента парфюмерно-косметических и галантерейных товаров

6

6.

Распознавание ассортимента посудохозяйственных товаров, бытовых электрических товаров

6

7.

Распознавание ассортимента строительных и мебельных товаров

6

8.

Определение брака непродовольственных товаров

6

9.

Оценка качества непродовольственных товаров по органолептическим показателям

6

10.

Расшифровка маркировки, клеймения и символов по уходу за товарами;

6

Раздел 2. Осуществление продажи, выкладки и размещения непродовольственных товаров в торговом зале

138


МДК 1.

Розничная торговля непродовольственными товарами

60

Тема 1.1. Подготовка, размещение и выкладка непродовольственных товаров в торговом зале.

Содержание

26

1.

Виды розничной торговли непродовольственными товарами. Устройство и планировка магазинов для торговли. Организация рабочего места продавца.

6

2

2.

Приемка непродовольственных товаров. Подготовка торгового объекта и товаров к продаже. Рекламно-информационная работа в магазинах.

4

3

3.

Мебель и торговый инвентарь для продажи отдельных групп непродовольственных товаров: назначение, классификация и характеристика.

4

2

4.

Размещение и выкладка непродовольственных товаров в торговом зале. Основные требования к размещению и выкладке непродовольственных товаров.

8

2

5

Организация складских операций. Складской технологический процесс и его составные части. Технология поступления и разгрузки товаров. Приемка товаров по количеству и качеству. Технология размещения, укладки и хранения товаров. Технология отпуска товаров со складов.

4

2

Практические занятия

34


1.

Организация рабочего места продавца.

6

2.

Подготовка непродовольственных товаров к продаже.

6

3.

Оформление акта о приемке товаров, товарно-транспортной накладной, акта переоценки товаров.

6

4.

Приемка, выкладка и размещение непродовольственных товаров.

5

5.

Оформление реклам на отдельные виды непродовольственных товаров.

6

6.

Выбор торгового инвентаря и мебели для продажи непродовольственных товаров. Составить таблицу согласно техническим характеристикам.

5

Самостоятельная работа при изучении раздела 2. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Подготовка рефератов, докладов по рекламе непродовольственных товаров.

30

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Выполнение заданий по теме «Подготовка, размещение и выкладка непродовольственных товаров в торговом зале».

Создание рекламных презентаций отдельных групп непродовольственных товаров.

Учебная практика

48

Виды работ:


1.

Организация рабочего места продавца

5

2.

Выбор торгового инвентаря и мебели для продажи непродовольственных товаров в магазине и его обоснованность

5

3.

Приемка непродовольственных товаров по количеству согласно инструкции П-6, П-7

5

4.

Оформление соответствующей документации

5

5.

Приемка непродовольственных товаров по качеству, согласно инструкции П-6, П-7

5

6.

Оформление соответствующей документации;

5

7.

Подготовка непродовольственных товаров для продажи в торговом зале

5

8.

Размещение непродовольственных товаров в торговом зале

5

9.

Выкладка непродовольственных товаров в торговом зале

4

10.

Реклама товаров

4

Раздел 3. Обслуживание покупателей и контроль сохранности товароматериальных ценностей

125


МДК 1.

Розничная торговля непродовольственными товарами

60

Тема 1.1. Технология обслуживания покупателей

Содержание

14

1.

Контрольно-кассовые операции. Оборудование для обеспечения безопасности торгового предприятия.

2

2

2.

Торговые автоматы, назначение, классификация, правила пользования автоматами. Фасовочно-упаковочное оборудование непродовольственных товаров.

2

2

3.

Продажа отдельных видов непродовольственных товаров. Организация расчетов с покупателями.

2

3

4.

Правила продажи отдельных видов непродовольственных товаров. Правила особых видов торговли (в кредит, по образцам, комиссионная торговля и др.)

2

3

5.

Санитарные правила, охрана труда и противопожарная безопасность в торговых магазинах. Системы защиты товаров от хищений в магазинах.

3

3

6.

Понятие о цене в торговле. Денежные банкноты и монеты.

2

2

7.

Товарооборачиваемость и способы ее вычисления. Вычислительные средства, применяемые в торговле. Товарные вычисления и правила расчета с покупателями. Товарный отчет.

3

3

Практические занятия

17


1.

Проведение расчетов при работе на ККМ.

4

2.

Проведение расчетов при работе с микрокалькулятором.

5

3.

Заполнение товарного отчета.

4

4.

Упаковка отдельных групп непродовольственных товаров.

4

Тема 1.2. Учет и отчетность

Содержание

12

1.

Материальная ответственность в торговле. Правила оприходования товарно-материальных ценностей.

3

2

2.

Документы и их роль в учете непродовольственными товарами.

3

2

3.

Учет движения денежных средств: расчеты, кассовые операции, кассовый отчет.

3

3

4.


Инвентаризация товарно-материальных ценностей.

Государственный контроль в торговле. Сертификация.

3

2


Практические занятия

17


1.

Заполнение инвентаризационной ведомости.

5

2.

Подведение результатов инвентаризации и составление акта результатов инвентаризации

4

3.

Оформление документов учета движения денежных средств: доверенность, приходные и расходные ордера, авансовый отчет

5

4.

Определение реквизитов документов и их оформление.

3

Самостоятельная работа при изучении раздела 1

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Написание рефератов, докладов по темам раздела.

Подготовка электронных презентаций.

29

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Выполнение заданий по теме «Технология обслуживания покупателей». Оформление документов учета движения денежных средств: доверенность, приходные и расходные ордера, авансовый отчет.

Учебная практика

36

Виды работ:

1.

Оформление первичных документов: товарно-транспортной накладной, товарной накладной, заборного листа

4

2.

Обслуживание и расчет покупателей;

4

3.

Подготовка рабочего места для фасовки. Подбор и подготовка упаковочного материала

4

4.

Упаковка товара разными способами

4

5.

Подсчет стоимости товаров

4

6.

Проведение инвентаризации и оформление документов по итогам

4

7.

Соблюдение условий и сроков реализации товара. Составление актов на товар, пришедший в полную или частичную негодность

3

8.

Создание рекламы для продвижения товара

3

9.

Работа с каталогами, прайс-листами, сертификатами и другими торговыми документам

3

10.

Решение производственных ситуаций.

3

Производственная практика

108

Виды работ:

1

Распознавание ассортимента текстильных и швейно-трикотажных товаров

9

2

Распознавание ассортимента обувных товаров, пушно-меховых товаров

9

3

Распознавание ассортимента изделий из пластических масс, парфюмерно-косметических и галантерейных товаров

9

4

Распознавание ассортимента посудохозяйственных товаров, бытовых электрических товаров, строительных и мебельных товаров

9

5

Определение брака непродовольственных товаров. Оценка качества непродовольственных товаров по органолептическим показателям

9

6

Приемка непродовольственных товаров по качеству, согласно инструкции П-6, П-7. Расшифровка маркировки, клеймения и символов по уходу за товарами. Оформление соответствующей документации;

9

7

Организация рабочего места продавца. Выбор торгового инвентаря и мебели для продажи непродовольственных товаров в магазине и его обоснованность

9

8

Приемка непродовольственных товаров по количеству согласно инструкции П-6, П-7. Оформление соответствующей документации

9

9

Подготовка непродовольственных товаров для продажи в торговом зале. Размещение непродовольственных товаров в торговом зале. Выкладка непродовольственных товаров в торговом зале. Реклама товаров. Создание рекламы для продвижения товара. Работа с каталогами, прайс-листами, сертификатами и другими торговыми документам

9

10

Оформление первичных документов: товарно-транспортной накладной, товарной накладной, заборного листа. Подсчет стоимости товаров. Проведение инвентаризации и оформление документов по итогам.

9

11

Обслуживание и расчет покупателей. Подбор и подготовка упаковочного материала. Упаковка товара разными способами

9

12

Соблюдение условий и сроков реализации товара. Составление актов на товар, пришедший в полную или частичную негодность. Решение производственных ситуаций

9

Всего

582


4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие лаборатории торгово-технологического оборудования, учебного магазина.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

-мультимедиапроектор или интерактивная доска.

Оборудование лаборатории торгово-технологического оборудования и учебного магазина:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- комплект бланков торгово-технической и отчетной документации;

- комплект учебно-методической документации по теме программы. - контрольно-кассовые машины; -весоизмерительное оборудование: весы циферблатные, электронные, товарные; - комплект гирь; - метры деревянные; - образцы товаров (галантереи, парфюмерии, тканей, стеклянной и фарфорофаянсовой посуды, пластмассовых изделий и др); - витрины, вешала, манекены, прилавки, столы; - торговый инвентарь для непродовольственных товаров.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: Учебники
  1. Голубкина Т.С. Торговые вычисления: учебник для нач.проф.образования. - М.: Академия, 2007 г.
  2. Косарева Г.С. Контролер-кассир торгового зала: учеб. пособие. М.: Академия, 2008 г.
  3. Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров: учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2006 г.
  4. Парфентьева Т.Р. , Миронова Н.Б., Петухова А.А. Оборудование торговых предприятий: учебник для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2007 г.
  5. Ткачева Г.В., Юркевич Г.М., Гурбо Н.М. Продавец, контролер-кассир: практические основы профессиональной деятельности: учеб. пособие. - М.: Академкнига, 2005 г.
  6. Яковенко Н.В. Кассир торгового зала: учеб.пособие для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2008 г.
  7. Товароведение непродовольственных товаров: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007 г.
Дополнительные источники:
  1. Васильева Н.О. Товароведение бытовых электротехнических товаров: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2004 г.
  2. Магомедов Ш.Ш. Товароведение и экспертиза обуви: учебник. - М.: Дашков и К0, 2006 г.
  3. Никитченко Л.И. Оборудование торговых предприятий: рабочая тетрадь для нач. проф. Образования. - М.: Академия, 2004 г.
  4. Продавец: учебное пособие для учащихся профессиональных училищ и лицеев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004 г.
  5. Товароведение и экспертиза швейно-трикотажных товаров: учебное пособие. - Ростов н/Д.: МарТ, 2004 г.
  6. Товароведение и экспертиза текстильных товаров: учебное пособие. -Ростов н/Д: МарТ, 2004 г.
  7. Товароведение и экспертиза кожевенно-обувных товаров: учебное пособие. -Ростов н/Д: МарТ, 2004 г.
  8. Яковенко Н.В. Товароведение непродовольственных товаров. Рабочая тетрадь: учеб. пособие для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2007 г.
Нормативные документы:
  1. Закон «О защите прав потребителей».
Периодические издания:
  1. Торговая газета.
  2. Журнал «Коммерсант».
Интернет-ресурсы:
  1. Информационно-справочные материалы «Товароведение. Разложи всё по полочкам» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: znaytovar.ru, с регистрацией.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Освоение программы модуля Продажа непродовольственных товаров базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин: «Основы деловой культуры», «Организация и технология розничной торговли». Программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем разделам модуля. Располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий.

Во время самостоятельной подготовки обучающимся должна оказываться помощь в форме консультаций (групповых, индивидуальных, письменных, устных). Для организации самостоятельной работы обучающихся необходимо создать условия в читальном зале библиотеки или компьютерном классе с выходом в сеть Интернет для выполнения презентаций и подготовки к лабораторным работам.

Различные формы аудиторных занятий (уроки, семинары, зачеты, конференции и т.д.), групповые занятия, самостоятельная подготовка, учебная и производственная практика должны обеспечивать овладение обучающимися общими компетенциями. Практические занятия рекомендуется проводить в лаборатории на образцах, моделях и действующем оборудовании, используя программное обеспечение для тренажеров по подготовке продавцов, контролеров-кассиров. При проведении практических занятий в зависимости от сложности изучаемой темы и технических условий возможно деление учебной группы на подгруппы по 10 - 15 человек. В данной программе профессионального модуля предусматриваются следующие виды практик: учебная практика, которая проводится рассредоточено и производственная практика, которая реализуется концентрировано. Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля Продажа непродовольственных товаров является освоение междисциплинарного курса «Розничная торговля непродовольственными товарами», а также учебной практики для получения первичных профессиональных навыков. Производственная практика реализуется на предприятиях торговли, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих предприятий.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому модулю, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению деятельности в образовательном учреждении. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующего профилю преподаваемого модуля. Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.




































5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК. 1.

Осуществление проверки качества, комплектности непродовольственных товаров.

- определение качества непродовольственных товаров;

- проведение органолептической экспертизы отдельных групп товаров;

- определение количества поступившего товара;

- определение маркировки непродовольственных товаров.

- экспертная оценка выполнения индивидуальных домашних заданий, самостоятельной работы, практических работ; - экспертная оценка выполнения практической работы, прохождения учебной практики;


- экспертная оценка во время прохождения учебной и производственной практики; - экспертная оценка выполнения практической работы;


ПК.2. Осуществление подготовки, размещения товаров в торговом зале и выкладка на торгово-технологическом оборудовании.

- осуществление приемки товаров;

- правильность распаковки отдельных групп непродовольственных товаров;

- размещение и выкладка непродовольственных товаров в торговом зале;

- соблюдение правил размещения и выкладки товаров на торгово-технологическом оборудовании;

- эксплуатация торгово-технологического оборудования. - экспертная оценка во время прохождения учебной и производственной практики;

- экспертная оценка во время прохождения учебной и производственной практики; экспертное наблюдение за выполнением практических работ, учебной и производственной практики;

- экспертная оценка во время прохождения учебной и производственной практики;


экспертная оценка во время прохождении учебной и производственной практики;

ПК. 3.

Обслуживание покупателей, консультирование о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров

- обслуживание покупателей;

- предоставление достоверной информации о качестве товаров;

- консультирование покупателей о потребительских свойствах товаров;

-полнота и достоверность сведений о производителях товаров;

- предоставление сведений о безопасности непродовольственных товаров;


  • решение ситуационных и проблемных задач по продаже товаров и обслуживанию покупателей.

- экспертное наблюдение за прохождением учебной и производственной практики;

- экспертная оценка во время прохождения учебной и производственной практики;

- экспертное наблюдение за прохождением учебной и производственной практики;

- экспертное наблюдение за выполнением практических работ, работ во время учебной практики;

- экспертное наблюдение за выполнением практических работ, работ во время учебной практики;

- экспертное наблюдение за выполнением практических работ.


ПК. 4. Осуществление контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей.
- выполнение вычислительных операций на калькуляторе;


- заполнение и ведение отчетных документов;
- произведение расчетов с покупателями.

- экспертное наблюдение за выполнением практических работ, работ во время учебной практики;
- экспертная оценка выполнения практических работ; - экспертная оценка во время выполнения практической работы, прохождения учебной и производственной практики;

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


- аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии;

- активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;

- наличие положительных отзывов по итогам учебной и производственной практики; -участие в профориентационной деятельности; - участие в конкурсах профессионального мастерства, тематических мероприятиях; - эффективность и качество выполнения домашних самостоятельных работ;

  • изучение профессиональных периодических изданий, профессиональной литературы.
-наблюдение и экспертная оценка на лабораторных занятиях, в процессе учебной и производственной практики; -социологический опрос; -анкетирование; - оценка материалов портфолио.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

  • определение задач деятельности, с учетом поставленной руководителем цели;

  • формулирование конкретных целей и на их основе планирование своей деятельности;

  • обоснование выбора и успешность применения методов и способов решения профессиональных задач;

  • выполнение действий (во время лабораторных занятий, учебной и производственной практики);

  • личностная оценка эффективности и качества собственной деятельности в определенной рабочей ситуации;

  • самооценка качества выполнения поставленных задач;

  • соблюдение техники безопасности и Сан ПиНов.

-экспертная оценка эффективности и правильности принимаемых решений в процессе учебной практики и производственной практики;

-экспертная оценка решения ситуационных производственных задач;

- самооценка результативности и качества выполненной работы;

-устный (междисциплинарный, комплексный) экзамен.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

  • самоанализ и коррекция собственной деятельности в определенной рабочей ситуации;

- правильность и адекватность оценки рабочей ситуации в соответствии с поставленными целями и задачами через выбор соответствующих документов, сырья, инструментов;

- правильность осуществления самостоятельного текущего контроля со стороны исполнителя.

- наблюдение с фиксацией фактов;

-экспертная оценка эффективности и правильности принимаемых решений на практических занятиях, в процессе учебной практики и производственной практики;

-экспертная оценка решения ситуационных производственных задач;

-устный (междисциплинарный, комплексный) экзамен.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

  • Оперативный поиск необходимой информации;
  • отбор, обработка и результативное использование необходимой информации для эффективного выполнения профессиональных задач;
  • оперативность и самостоятельность поиска информации в нестандартной ситуации.

-наблюдение и экспертная оценка эффективности и правильности выбора информации для выполнения профессиональных задач в процессе учебной и производственной практики, во время выполнения практических работ. - экспертная оценка выполненных рефератов, творческих работ;

- оценка выполнения творческих работ.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • работы с различными видами информации;

  • владение различными способами самостоятельного поиска информации;

  • результативное использование ИКТ и их применение в соответствии с конкретным характером профессиональной деятельности;

  • использование новых информационных продуктов для совершенствования профессиональной деятельности.

-наблюдение и экспертная оценка эффективности и правильности выбора информации для выполнения профессиональных задач в процессе учебной и производственной практики, во время выполнения практических работ; - оценка электронных презентаций,

электронного портфолио.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.


- участие в коллективном принятии решений по поводу выбора наиболее эффективных путей выполнения работы; -аргументированное представление и отстаивание своего мнения с соблюдением этических норм; степень владения навыками бесконфликтного общения; - соблюдение принципов профессиональной этики; - успешность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения, с руководителями производственной практики и наставниками с производства.

-наблюдение и экспертная оценка коммуникабельности во время обучения, выполнения практических работ, прохождения производственной практики, участия в конкурсах.
ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и правилами продажи товаров - соблюдение правил реализации товаров в соответствии с требованиями СанПиНа, стандартами и Правилами продаж.
- наблюдение и экспертная оценка за реализацией товаров на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ во время учебной и производственной практике.

ОК 8.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- моральная и физическая готовность к исполнению воинской обязанности;
-применение профессиональных знаний в ходе прохождения воинской службы.

-наблюдение и экспертная оценка деятельности обучающихся во время внеурочных мероприятий военно-патриотической направленности;

- анкетирование; - экспертная оценка деятельности во время выполнения работ по учебной и производственной практики.

3

© 2010-2022