Внеклассная работаКлуб любителей чтения для младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хорошая книга - мой спутник и друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Ты мне говоришь про дела смельчака,

Про тайны Земли и движенье планет.

С тобой ничего непонятного нет,

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить! Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель. Что делать, где искать ребёнку сегодня эти нравственные опоры и образцы? Особенно актуальна эта проблема для наших детей, проживающих в сельской местности. Местности, удаленной от райцентра, где нет таких учреждений, как «Школа искусств», «Дом детского творчества», «Спортивная школа». Недостаточно специалистов и кружков в сельском Доме культуры для всестороннего развития младших школьников. Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и, прежде всего, в процессе обучения.

Я учу малышей общаться с книгой, читать слова, предложения, рассказы, стихи. Мы учимся размышлять над случаями из жизни людей, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, с природой, животными, как частью природы, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и другими сложными жизненными вопросами. И пусть эти проблемы помогут ему решать добрые и умные книги.

Для учеников нашего села всегда открыты двери библиотеки Дома культуры. (приложение, рис.1, рис.2)

Наступил 2010 год. У меня опять первоклашки! Очередной раз я задумалась: как подружить моих малышей с книгой и сделать так, чтобы они с удовольствием шли в библиотеку? Так родилась идея создания клуба любителей чтения для младших школьников «Радуга». Библиотекарь Галева Г.Х. поддержала мою идею, и вот уже на протяжении пяти лет мы плодотворно сотрудничаем. (приложение, рис.3) Цели нашей совместной работы:

  1. Формирование духовно-нравственной личности.
  2. Содействие повышению уровня культуры и формирование мыслящего и активного читателя.


Задачи: 1. Создать детский клуб: «Клуб любителей чтения для младших школьников», как форму работы по воспитанию духовно-нравственной личности 2. Формировать у школьников ценностные ориентиры, моральные нормы и нормы человеческого общения. 3. Способствовать приобретению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации, формированию детского коллектива. 4. Формировать интерес к чтению. 5. Способствовать творческому развитию личности Мы придерживаемся следующих принципов совместной деятельности:
  1. Принцип сотрудничества.
  2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование УУД
  3. Системно - деятельностный подход.
  4. Личностно-ориентированный подход.
Клубные занятия проходят не менее одного раза в месяц. Каждое такое занятие можно назвать уроком нравственности. С учениками 1 класса учимся читать книжки-малышки. Обязательно обсуждаем поведение героев, ребята учатся выражать свое мнение, ставят себя на место героя. Очень понравилось малышам интеллектуально-развлекательное занятие «Путешествие в Буквознайск». В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко. Ученики, играя, с удовольствием демонстрировали знания и умения, приобретенные за первые две четверти. Индивидуальная работа сменялась на коллективную, а коллективная - работой в паре. Так на каждом занятии проходит формирование коммуникативных УУД, воспитание культуры поведения, умения общаться, слушать друг друга, радоваться удачам друг друга. А родителям, если они присутствуют, радоваться успехам своих детей. Впереди у нас прощание с Азбукой. Я уверена, что этот праздник у нас пройдет интересно, в сельской библиотеке, где будет дан старт в огромный мир книг.(приложение, рис.4, рис.5)

Когда идет театральная постановка, то мы собираемся чаще. Не одна репетиция прошла перед показом спектаклей «Волк и семеро козлят» (на новый лад), «Попрыгунья - Стрекоза» по басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей». Все ребята, конечно, знали басню наизусть. Но одно дело выразительно прочитать, а другое - обыграть, прочувствовать себя в роли, суметь со своим героем совершить положительный или отрицательный поступок, дать свою оценку действию. Мы вместе обсуждали, как подготовить костюмы для выступления. Каждая репетиция все больше сближала ребят. У нас не было конфликтов. Если кто-то попадал в смешную ситуацию, могли посмеяться, но без злости, осторожно, не задевая, чувства друг друга.( приложение, рис.6, рис.7) Зрителями спектакля были дошкольники. Они с удовольствием посмотрели спектакль и сфотографировались с артистами. Я видела и радовалась, что моим ученикам нравится выступать и дарить радость младшим товарищам, братишкам и сестренкам.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Одно из занятий было посвящено 100-летию со дня рождения летчика, Маршала авиации, Героя Советского Союза, нашего земляка, А.И.Покрышкина. Мы читали книги о герое, восхищались мужеством этого человека. Долженко Ира, Фелер Костя, Эйхлер Андрей приняли участие в районном конкурсе, посвященном памяти летчика-героя. Ира и Костя написали сочинения, а Андрей участвовал в конкурсе рисунков. Я надеюсь, что ребята, запомнили этого великого человека. Знание истории своей Родины, ее героев необходимо каждому россиянину, любящему свое Отечество. (приложение, рис.8, рис.9)

Каждое мероприятие является для ребенка ярким эмоциональным переживанием. Примером могут послужить ежегодные мероприятия посвященные Дню Матери или Международному Женскому Дню 8 Марта, например, «Мама - главное слово в каждой судьбе». Такие мероприятия имеют не только огромный нравственный потенциал, но и способствуют творческому развитию каждого ребенка. Дети с желанием готовились: своими руками делали подарки, рисовали портреты своих мам, выучили и прочитали стихи своим любимым мамочкам. (приложение, рис.10, рис.11)

«Каков он, мир, в котором мне тепло?», так называлось наше занятие о семье. Ребятам было предложено самим найти и выучить стихи о семье, написать сочинения, нарисовать рисунки. Все с удовольствием откликнулись. Цели, которые мы поставили перед собой были следующие: развитие чувства любви к своей семье, правильного семейного повседневного общения, основанного на любви и взаимоуважения всех членов семьи. В библиотеке была оформлена книжная выставка. Гульфия Харитоновна предложила ребятам построить дом для своей семьи. Какие понятия выбрали ребята для фундамента своего дома? Конечно, любовь, доброту, заботу, внимание, взаимопомощь. Семейные праздники и традиции, как никто сближают и облагораживают всех членов семьи. В построенном доме просто обязаны жить счастливые люди. И поэтому на крышу дома легло такое понятие, как СЧАСТЬЕ. Замечательный получился дом! Вот какие теплые и добрые строки про свою семью написал Фелер Костя: «Я счастливый человек, потому что у меня есть семья. Моя семья не большая, но дружная. Мама у меня добрая и ласковая, она заботиться о нашей семье, чтобы у нас всё было хорошо. Папа у меня строгий и отзывчивый. Дома я помогаю родителям, играю со своей сестрёнкой. Я очень люблю свою семью». (приложение, рис.13) Очень трогательно и с большой любовью про свою семью написал Ирина Лагодыч: «У меня семья не большая, но очень дружная. Моя мама самая лучшая на свете. Она очень добрая, красивая и заботливая. Я её очень люблю. Мама всегда всё знает, всегда поможет, вылечит, если заболеешь, отругает за дело и похвалит если заслужила. Мама готовит вкусные обеды, убирается, стирает нашу одежду. Мы с папой стараемся во всём ей помогать. Мой папа очень много работает. Когда я вырасту, у меня будет своя семья, которую я буду любить и ценить, но родителей я своих не брошу. Папа с мамой для меня дороже всех. Я думаю, что семья - это самое главное в нашей жизни».( приложение, рис.12) Даша Кудряшова так написала о своей большой и дружной семье: "У нас большая и дружная семья. Всё своё свободное время мы проводим вместе: играем в игры, читаем, смотрим телевизор. Наши любимые семейные праздники это дни рождения и Новый год. Мы всей дружной семьёй собираемся за праздничным столом и ещё к нам приезжают бабушка и дедушка. Я очень их всех люблю." Какие теплые и нужные слова подобрали дети о своей семье. И пусть каждый ребенок будет счастлив в своей семье. С 2014 года с учениками 1-4 классов я стала проводить внеурочные занятия по курсу «Этика и этикет». « Этикет дает добро». Под таким названием прошла неделя этикета в библиотечном клубе «Радуга» для начальных классов. Ведь, что такое этикет, знать должны все с детских лет. Зачастую малыши не знают - как знакомиться, как здороваться со взрослыми, как ходить на день рождения. Много есть вопросов и на них даёт ответ этот самый этикет. Чтобы всех называли культурными и воспитанными нужно поближе познакомиться с правилами поведения. Библиотекарь Галеева Гульфия познакомила учащихся с этой страной - ЭТИКЕТ. Как оказалось страна этикет очень большая и поэтому мы все отправились путешествовать на самолёте в город Спасибоград … Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. Много было проведено этических бесед в клубе « Радуга». Всем были вручены памятки о вежливости.

Что такое этикет

Кто знает, кто -то нет.

Это правила поведения такие

Когда, мы привычки все плохие

Забываем навсегда.

Ты усвоил этикет

И дурных привычек НЕТ (приложение, рис.14)

Читательский клуб «Радуга» помогает мне решать задачи духовно-нравственного воспитания учащихся. На занятиях клуба я провожу уроки на завтра. Нужно верить, что воспитывая детей сегодня, прививая им простые человеческие, но такие важные качества, как любовь к Родине, близким, доброту, милосердие, отзывчивость мы заботимся о будущем наших детей.























© 2010-2022