- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной исследовательской краеведческой деятельности «Мы – Россияне»
Рабочая программа по внеурочной исследовательской краеведческой деятельности «Мы – Россияне»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Варфоломеева И.В. |
Дата | 08.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено и одобрено»
Директор школы Заместитель директора по ВР Руководитель МО
_______Н.А.Киреева ________Г.В.Матрюк ___________ Пр.№ __
«___» _________2014г. «___» __________2014г. «___» __________2014г.
Рабочая программа
по внеурочной исследовательской краеведческой деятельности
«Мы - Россияне»
Составитель: учитель начальных классов
высшей категории
Варфоломеева Ирина Викторовна
2014-2015 учебный год
ПРОГРАММА
внеурочной исследовательской краеведческой деятельности
«Мы - Россияне»
Пояснительная записка Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 6 - 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту, даже на территории школы любые гости обращаются с вопросами к более старшим школьникам. Явная низкая мотивация младших школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если ввести занятия по историко-географическому краеведению. В первом классе, в период адаптации детей в новом социальном статусе учеников, мы предлагаем содержание, которое поддерживает краеведческий раздел курса «Окружающий мир», с одной стороны, и, дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения - своего края, своей школы. Цели занятий:
- знакомство детей с историей и географией своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся;
- развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве;
- духовно-нравственное и эстетическое воспитание, формирование активной гражданской позиции, включающей развитие ответственности за настоящее и будущее своего края.
2. Тематическое планирование
№
Названия разделов
Общее количество часов
Часы аудиторных занятий
Часы внеаудиторных занятий
1
Вводное занятие. Знакомство с предметом краеведения.
1
1
2 «Моя Родина - Калининград»
8
4
4 2.1 Калининград - город столица Калининградской области.
8
4
4 3 Районы нашей области.
10
2
8 3.1 Путешествие по городу
6
2
4 3.2 Район, в котором мы живём.
4
4 4 Достопримечательности нашего города.
26
4
22 4.1 Экскурсия на Преголю.
4
4 4.2 Экскурсии в сельскую библиотеку п. Луговое.
6
3
4 4.3
Экскурсия в краеведческий музей.
4
4 4.4 Экскурсия в театр Кукол
2
2 4.5 Экскурсии к памятникам города.
8
2
6 4.6 Экскурсия по городу.
2
2 5 Школа, в которой я учусь
16
12
4 5.1 Гордость школы
8
8
5.2 Мои родители учились в этой школе…
4
4
5.3 Экскурсия по школьному залу боевой славы
2
2 5.4 Защита проекта « История школы, в которой я учусь»
2
2
6 Итоговое занятие
2
2
Всего
66
26
36
3. Содержание деятельности Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с предметом краеведения (2 часа). Краеведение - всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину. Раздел 2. «Моя Родина - Калининград» (8 часов). 2.1. Калининград - главный город нашей области. (4 часа). Наш город на карте России, на карте области. Дата основания Калининграда. Экскурсии к памятникам Калининграда. Раздел 3. Районы нашего города (10 часов). 3.1. Путешествие по карте города: как устроен город, почему он поделен на районы. Старые и новые районы. 3.2. Район, в котором мы живём. Экскурсия на реку Преголя. Культурные места нашего района. Раздел 4. Достопримечательности нашего города (26 часов). 4.1. Экскурсия в КиО «Юность» (зону отдыха). Культура поведения в местах отдыха. 4.2. Экскурсия сельскую библиотеку п. Луговое. Значение библиотеки, правила посещения библиотеки. 4.3.Экскурсия в краеведческий музей. О чём можно узнать в краеведческом музее города. 4.4. - 4.6. Экскурсии в театр Кукол, к памятникам города. Правила поведения в общественных местах.
Раздел 5. Школа, в которой я учусь. (16 часов). 5.1. Гордость школы (8 часа). МБОУ Луговская СОШ. Образование школы. Как выглядела школа раньше. Учителя и ученики - гордость школы. Где я могу узнать историю своей школы. О чем рассказывают школьные стенды. Встреча с интересными людьми - ее выпускниками. 5.2. Мои родители учились в этой школе…(4 часа). Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой. 5.3. Экскурсия в школьный музей боевой славы. (2 часа). Что такое школьный музей боевой славы, его цели. Что можно узнать, посетив зал боевой славы. Самые интересные стенды зала. 5.4. Защита проекта «История школы, в которой я учусь». (2 часа). Опыт обработки и представления информации об истории своей школы для одноклассников и родителей. Раздел 6. Итоговое занятие. (2 часа). Обобщение и систематизация знаний о прошлом и настоящем своей малой Родины и родной школы.
4. Ожидаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности кружка «Юные краеведы» для учащихся 1 класса распределяются по трем уровням. 1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
5. Методические рекомендации
«Организация и содержательное наполнение некоторых занятий для учащихся 1 класса» Особенности проведения занятий и распределения содержания программы При составлении поурочного планирования и определении содержания каждого занятия педагогу следует учитывать не только индивидуальные возможности учеников, но и активно пользоваться опытом их родителей. Только активное взаимодействие со специалистами культурно-образовательных учреждений поможет реализовать намеченные цели. К разделу 2. «Моя Родина - Калининград» При организации занятий с использованием краеведческого материала важно учить детей элементам анкетирования, интервьюирования. Так, важной формой освоения и применения знаний о своем населенном пункте будет социально-моделирующая игра «К нам приехали гости. Они попросили показать…». На занятиях по этой теме педагог не только сообщает информацию, но и помогает детям выступать с мини сообщениями. К разделу 3. Районы нашей области. При организации образовательных экскурсий не стоит перегружать детей сложной информацией, до минимума сократить обзорную часть экскурсии и остановиться на самых запоминающихся элементах достопримечательностей. Следует учить детей пользоваться рекламной информацией (афиша, баннер). При организации викторин привлекать детей в качестве ведущих и экспертов. К разделу 5. Школа, в которой я учусь. На занятиях по этой теме дети включены в творческую продуктивную деятельность: они фантазируют, рисуют, сочиняют, поют. При организации проблемно-ценностных дискуссий для обсуждения, например, вида флага школы, важно учить детей приводить веские доводы и аргументы. Учить выслушивать разные точки зрения, принимать результаты коллективного решения.
8