Развёрнутый план конспект урока по окружающему миру Что нам осень подарила (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка
Основная цель предмета «Окружающий мир» по программе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой - помочь младшему школьнику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывать духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля. Различные формы проведения уроков окружающего мира не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают удовлетворение у учащихся от самого процесса учебной деятельности. Такие уроки предполагают разнообразие видов деятельности учащихся и снимают вопрос о перегрузке и переутомлении детей, отвечают требованиям здоровьесберегающих технологий. Ценностные ориентиры «Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:  устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек - природа - общество»;  осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;  подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;  подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе. В основе построения курса лежат следующие принципы: Принцип интеграции - соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. 1. Педоцентрический принцип - определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. 2. Культурологический принцип - понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. 3. Принцип экологизации - определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. 4. Принцип поступательности - обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы. 5. Краеведческий принцип - обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п. Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Новизна программы заключается в том, что в неѐ включены знания, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками: 1. Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами: «Ты - первоклассник», «Ты и твое здоровье». 2. Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты - первоклассник», «Мы и вещи». 3. Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Родная природа». 4. Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Наша Родина. Родная страна». «Окружающий мир» - предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.). Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их - оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Личностные, метапредметные и предметные результаты Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как школьника:  Готовность и способность к саморазвитию и самообучению;  Высокий уровень учебной мотивации, самоконтроль и самооценка;  Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками;
Другая группа передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:  Формирование основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;  Воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;  Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;  Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасности жизни с учетом изменения среды обитания. Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:  Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;  Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;  Овладение методами изучения окружающего мира;  Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;  Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Метапредметные результаты позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечивать формирование новообразований в его психической и личностной сфере. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:  Под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);  Под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой);  Под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. На данном уроке был использован метод исследования, что способствовало формированию у детей навыка самостоятельности, воспитанию целеустремлённости, ответственности, развитию коммуникативных умений учащихся.





УМК «Начальная школа 21век» Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тип урока: УНЗ (усвоение новых знаний) Учитель: Терзян Маргарита Минасовна Автор учебника, учебных пособий, тетрадей: Н. Ф. Виноградова Тема урока: «Что нам осень подарила» Цели: создать условия для систематизации знания детей о культурных растениях и местах их произрастания; способствовать развитию речи, воображения, наблюдательности, творческих способностей; воспитывать уважение к труду на земле, умение работать в паре.
- целостное гармоничное развитие младших школьников; - овладение школьниками основными компонентами учебной деятельности: - умением принимать учебную задачу, - производить контроль, самоконтроль, взаимоконтроль; - развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация объектов природы на примере даров осени. - углубить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений; - уточнить представления о том, что осень - время сбора урожая овощей, фруктов; - воспитывать трудолюбие; - развивать правильное звукопроизношение; - обогатить речь детей новыми словами; Планируемые образовательные результаты. Предметные: Предметные: научиться определять понятия «культурные растения, плоды, овощи, фрукты», их значение для человека, классифицировать овощи и фрукты. Знать и соблюдать правила гигиены при употреблении овощей и фруктов Личностные:

  • нравственно-этическая ориентация-ориентируются в поведении на принятые моральные нормы;
  • понимать красоту и природу родного края.
  • Понимать и принимать ценности здорового образа жизни
Метапридметные:
  • группировать предметы по основному признаку;
  • работать в группе: находить информацию в учебнике.
  • Регулятивные: целеполагание - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; контроль и самоконтроль - контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.

  • Познавательные: общеучебные- выделять и формулировать познавательную цель; предметные - повторить и расширить сведения об овощах и фруктах, местах их произрастания; выполнять классификацию овощей и фруктов, работать с текстом учебника.

  • Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планирование учебного сотрудничества - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Решаемые учебные проблемы: научиться определять понятия «культурные растения, плоды, овощи, фрукты». Основные понятия, изучаемые на уроке: Оборудование: компьютер, призентация, проектор, учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир», 1 класс, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс, тарелочки с кусочками овощей и фруктов для исследовательской работы, вырезанные из цветной бумаги солнышки и тучки.



Ход урока

Технологи проведения


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Установить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Прозвенел уже звонок Начинается урок. Сядем правильно сейчас, Пожелаем всем удачи, За работу, в добрый час! (Слайд 2) - На столах у вас вырезанные солнышки и тучки. «У меня солнечное настроение, а у вас?» (Слайд 3) - Ой, ребята, тише, тише, Что-то странное я слышу: Гость какой-то к нам спешит… -Отгадайте загадку, кто будет нашим гостем на уроке. Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. -Поиграем! Игра называется «Доскажи словечко». (Слайд 5) Листьям время… Птицам время… Грибникам блуждать в… Ветру в трубах … Солнцу… Тучам… А ребятам всем… - Вопрос знатокам. -Какую ещё примету спрятала осень? -Молодцы! Это урожай. - Здравствуйте!




- И у нас солнечное настроение!








- Осень. (Слайд 4)

-опадать. -улетать. - тумане. - завывать. - стынуть. - литься. - учиться!

- Урожай. (Слайд 6)

Уметь настроиться на работу, слушать и понимать речь других.

Уметь оформлять свои мысли в устной речи.

2. Актуализация знаний.

Цель: актуализация уже имеющихся знаний;

Развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, формирование коммуникативных умений. - Перед вами картина, попытайтесь определить, о чём будет мы разговаривать на уроке: овощи, злаки, грибы, фрукты, корзина, листопад, первое сентября, дождь. (Слайд 7)

-Вы все правы. Мы сегодня постараемся определить, какие дары приносит нам осень. Тема нашего урока «Что нам осень подарила». (Слайд 8)

- Я думаю, что мы будем говорить о приметах осени.

- Я считаю, что мы поговорим о том, что дает природа осенью человеку.

Уметь проговаривать свои мысли и действия на уроке.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Вспоминают изученный ранее материал.

3. Создание проблемной ситуации.

Цель: выявить место затруднения, зафиксировать во внешней речи причину затруднения. - Пополним корзину, какие ещё дары, приносит нам осень? - Попробуйте догадаться, на какие группы можно распределить все эти дары?

- Соотнесите морковь, грушу, помидор и сливу к этим группам, объясните свой выбор. (Слайд 9) - грибы, каштаны, хурма, фейхоа, яблоки, тыква, лук… - Фрукты и овощи!

- Морковь и помидор - это овощи.

- Груша и слива - это фрукты.

Уметь определять каких знаний не хватает.

Ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Проговаривать причину затруднения.

Формулировать свои ответы в устной форме.

4. . Первичное усвоение новых знаний

Цель: организовать постановку цели; формировать умения определять границу между знанием и незнанием, формировать стремление к открытию знаний.







- Где люди собирают осенью урожай? -Чтобы узнать, что люди собирают в саду, на огороде, отгадаем загадки. (Слайд 10) 1) На грядке привалился на бочок Солидный крутолобый… 2) Он круглый и красный, как глаз светофора. Среди овощей нет сочней… 3) От частой поливки едва не промокла Мохнатая, темно - лиловая … 4)Я на дереве вишу, круглое, большое. У меня румяный бок, откуси - и брызнет сок Кислый или сладкий. Кто узнал, ребятки? 5)Голова на ножке, одёжка на одёжке. Резаная, мятая - накормлю салатом я. А заквасите под гнёт - угощайтесь целый год. Пироги пеките. Кто я, назовите? 6) Над землей торчит перо, а в земле головка, Защищаюсь я хитро, защищаюсь ловко. Вы рубашки золотой лучше не снимайте: Брызну горькою слезой - Плакать помогайте. Бью микробов наповал, помните и знайте. Что за овощ я такой? Дети, отгадайте. 7) Родился на лиане я, нас в грозди - целая семья! От сорта все: и вкус, и цвет, люблю тепло, а холод - нет. В изюм сушеный превращусь, на соки вкусные гожусь. Скажи «киш - миш» и улыбнись, Названье дать мне потрудись. 8) Кожура оранжевого цвета на меня совсем не зря надета. Видно, чтобы кисло-сладкий сок из меня пролиться бы не смог. И на дольки тоже я делюсь не зря, Чтоб удобней было съесть меня, друзья! В жарких странах зрею, а потом, окажусь я в уголке любом, К вам на стол, ребятки, закачусь. Угадать сумейте: как зовусь? 9) Не спрячусь под густой листвой, сверкаю желтой кожурой. Я витаминами богат, лечить вас от болезней рад. На вкус я кислый очень, добавьте в чай кусочек - И будет чай вкусней вдвойне… Как я зовусь? - Скажите мне. Физкультминутка Листья осенние тихо кружатся
Листья нам под ноги тихо ложатся. И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять закружиться хотят. Касьянова Варвара читает стих: - Осень скверы украшает Разноцветною листвой. Осень кормит урожаем Птиц, зверей и нас с тобой. - Урожай люди собирают в саду и на огороде.



Кабачок, овощ.
Помидора, овощ.


Свекла, овощ.




Яблоко, фрукт.





Капуста, овощ.










Лук, овощ.






Виноград, фрукт.









Апельсин, фрукт.






Лимон, фрукт.
Дети кружатся, расставив руки в стороны. Приседают. Движения руками влево-вправо Снова кружатся на носочках.

Проявление познавательной инициативы.

Осознание цели предстоящей деятельности.

Называть отгадки и определять принадлежность к той или иной группе. 5.Первичная проверка понимания

Цель: определить содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи, формирование способности каждого ученика работать в малых группах. а) Игра «Весёлый агроном». (Слайд 11) -Наш весёлый агроном, кажется, что-то напутал. Посмотрите, какие овощи он вырастил. Как у него это получилось? Капудор (Капуста+помидор) Яблосвёк (Яблоко+свёкла) Бакларец (Баклажан+огурец) -Найди лишний плод. -Почему он лишний?




-Рассмешил вас наш весёлый агроном?









- Яблосвёк. - Потому что половина весёлый агроном соединил фрукт с овощем. - А остальные соединены по группам: овощ с овощем, фрукт с фруктом. - Да! Рассмешил! Интересно, какие они будут на вкус? Дети предложили на практике их так соединить и даже попробовать.

Уметь проговаривать последовательность действий.

Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Вступать в диалог.

Выполнять задания на новый материал. Уметь работать в малых группах. 6.Первичное закрепление.

Цель: поддерживать интерес и познавательную активность учащихся, создание условия для сотрудничества в группах, создание ситуации успеха для каждого. б) Работа в печатной тетради «Окружающий мир». Выполнение заданий на с. 11. («найди ошибки», «объясни поговорку», «сравни плоды». в) Работа с учебником. Чтение и работа с текстом «Кто как «одет» (с.18-19) -Как автор рассказа описал овощи?

- Почему он их так называет? Попробуйте предположить.




г) Работа в парах. «Волшебный мешочек». - Перед вами закрытые мешочки с фруктами и овощами. По форме и размеру вы будете определять яблоко, грушу, и морковь. Делать выводы.







- Огурцы-голыши. - Лук - в бумажных рубашках. - Капуста - 77 одёжек. - У огурцов высыхают листочки, и они остаются голыми. - А у лука много чешуек, в которых он прячется. - Капуста имеет много листиков и никогда не замёрзнет. Дети работали в парах. Каждый старался отгадать, ведь приз состоял из того предмета, который они отгадают.

Уметь находить ответы, на вопросы, используя свой жизненный опыт. Вступать в диалог. Уметь работать в парах.

7. Рефлексия (подведение итогов урока).

Цель: формировать способность объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Закрепить полученные знания. -Что нового вы узнали?
-Что понравились больше всего?

-Что показалось трудным?

- Благодарю ребята за работу. -Ребята, в начале урока у нас было солнечное настроение. А какое настроение у вас сейчас? - Вот кончается урок: Все старались, не ленились И чему-то научились…. СПАСИБО ЗА УРОК! (Слайд 12) - Как правильно делить на группы дары осени. - Больше всего понравилось весёлая шутка агронома. - Игра «Волшебный мешочек»! Дети оценили себя по шкале трудности. (Методика Л. Г. Петерсон).
Дети дружно наклеили на магнитную доску солнышки. Всем понравился урок.

Уметь определять степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; называть тему и задачу урока.

Уметь отмечать успешные ответы одноклассников.

Уметь определять степень своего продвижения к цели.



© 2010-2022