- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру на тему Почва. Состав почвы
Урок по окружающему миру на тему Почва. Состав почвы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сабатура Е.М. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
отдел образования
администрации НОВОАЗОВСКОГО РАЙОНА
Урок по окружающему миру
" Почва. Состав почвы "
Сабатура Елена Михайловна - учитель начальных классов
Новоазовской ОШ І-ІІI ступеней №1,
специалист высшей квалификационной категории,
педагогическое звание: учитель-методист.
2015
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Тема. Что такое почва. Состав почвы. Цель. Формировать понятие почва, представление о перегное, о составе почвы (воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли), о связи между составом почвы и его плодородием. Формировать умение наблюдать, обобщать, осуществлять общение, самостоятельно выражать свое мнение; Воспитывать любознательность, познавательную самостоятельность, необходимость в самоконтроле, способность сотрудничать с другими учениками. Оборудование. Мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Почвы». Таблица «Почва», раздаточный материал, макет «Почвенный разрез», коллекция «Почвы твоей местности». Демонстрационный материал: спиртовка, металлическая коробочка с сухим грунтом (чернозем с остатками растений), спички, стекло, металлическая коробочка с влажным грунтом. На партах по два кусочка почвы в коробочках, стакан с водой и палочка на каждую парту.
Ход урока
І. Организация урока.
Вот звонок нам дал сигнал -
Поработать час настал.
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Проверка домашнего задания.
- «Минутка синоптика» (дежурный рассказывает и отмечает погоду в классном календаре, дети - в тетрадях).
- Фронтальный опрос.
- Индивидуальный опрос.
Задание 1. Рассказать о горючих полезных ископаемых.
Задача 2. Рассказать о рудных полезных ископаемых.
Задание 3. Рассказать о нерудных полезных ископаемых. ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
- Появление почтальона Печкина с посылкой. Задание от Кота Леопольда.
IV. Сообщение темы и цели урока. - Ребята, что это такое? (Земля.) Да. Это земля. Слово «земля» имеет много значений (слайд 2): • это и название нашей планеты, на которой мы живем; • это и суша как противоположность водному и воздушному пространству; • это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория. - Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле - матушке нашей кормилице или ... о чем? Каково её научное название узнаете, когда решите примеры, ответы которых найдёте среди этих чисел: 90 (П), 300 (О), 860 (Ч), 590 (В), 420 (А).
- Уменьши 140 на 50.
- Увеличь 50 в 6 раз.
- От 500 вычти 360.
- Найдите сумму чисел 360 и 230.
- Чему равно произведение чисел 40 и 6?
V. Первичное восприятие и осознание нового материала. 1. Выяснение учителя, что знают дети о почве. Беседа по проведенным наблюдениям за почвами своей местности по экскурсии в природу (слайд 3). - Что мы наблюдали в природе? - Какие слои земли вы увидели? - Или однородный цвет имеют разные слои? - Как называется верхний слой земли? - Как называются другие слои? - Чем отличается верхний слой от других? Какого он цвета?
- Может, кто-то знает, как он называется?
2. Объяснение учебного материала.
3. Беседа по вопросам учебника.
4. Изучение состава почвы и свойств.
- Практическая работа в группах (слайд 4).
Опыт 1. - Бросьте немного сухого грунта в воду. Что вы заметили? Сделайте вывод, о том, что доказывает этот опыт. (В почве есть перегоной.) Опыт № 2 - Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидите? Что доказывает этот опыт? (В почве есть вода.)
5. Демонстрация опытов (слайд 5, 6). Опыт № 3 - Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах) - Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать? (В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки червей и др. насекомых. Из этого получается перегной.) Опыт № 4 - Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите? (На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.) - Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите? (Песок поверх, которого осела глина.) - Какой вывод можно сделать? (В почве есть песок и глина.) Опыт № 5 - Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это? (Это похоже на соль.) Дети рассматривают налет на стекле. - Правильно. Это соли. А для чего нужны соли в почве? (Соли - это вещества, необходимые для роста и развития растения.) - Правильно. Образуются они из перегноя под действием микробов, которые живут в почве. Какие выводы можно сделать? (В почве есть соли, которые могут растворяться в воде.) - Пользуясь тетрадями, перечислите, из чего состоит почва. (Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.)
Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
- Рассказ учителя о пользе дождевого червя.
- Работа с учебником на с. 101 (слайд 7). Рассмотрите иллюстрацию. Кто ещё живёт в почве кроме дождевого червя?
- Решение задачи.
-
Образование почвы и основные почвообразователи. (слайды 8, 9).
VII. Обобщение и систематизация знаний.
-
Работа в тетради.
-
Разгадаем кроссворд (слайд 10).
- Верхний плодородный слой земли.
- Одна из составных частей почвы.
- Вещество, повышающее плодородие почвы.
- Основные свойства почвы.
3. Рефлексия.
VIII. Итог урока.
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Когда было трудно?
- А когда интересно?
IX. Домашнее задание.
1) Проработать статьи учебника «Что такое почва», «Из чего состоит грунт».
2) Закончить работу в тетради.
3) Подготовить проекты по таким вопросам:
- Как образуется почва,
- Виды почв,
- Охрана почв,
- Что говорят в народе о земле.