Урок по окружающему миру на тему Почва. Состав почвы

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

отдел образования

администрации НОВОАЗОВСКОГО РАЙОНА








Урок по окружающему миру

" Почва. Состав почвы "


Сабатура Елена Михайловна - учитель начальных классов

Новоазовской ОШ І-ІІI ступеней №1,

специалист высшей квалификационной категории,

педагогическое звание: учитель-методист.








2015


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Тема. Что такое почва. Состав почвы. Цель. Формировать понятие почва, представление о перегное, о составе почвы (воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли), о связи между составом почвы и его плодородием. Формировать умение наблюдать, обобщать, осуществлять общение, самостоятельно выражать свое мнение; Воспитывать любознательность, познавательную самостоятельность, необходимость в самоконтроле, способность сотрудничать с другими учениками. Оборудование. Мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Почвы». Таблица «Почва», раздаточный материал, макет «Почвенный разрез», коллекция «Почвы твоей местности». Демонстрационный материал: спиртовка, металлическая коробочка с сухим грунтом (чернозем с остатками растений), спички, стекло, металлическая коробочка с влажным грунтом. На партах по два кусочка почвы в коробочках, стакан с водой и палочка на каждую парту.

Ход урока

І. Организация урока.
Вот звонок нам дал сигнал -
Поработать час настал.
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания.

  • «Минутка синоптика» (дежурный рассказывает и отмечает погоду в классном календаре, дети - в тетрадях).
  • Фронтальный опрос.
- Почему горные породы нужно тратить экономно? Что такое полезные ископаемые? На какие грунты делятся полезные ископаемые? Что такое горные породы? Какие полезные ископаемые в нашей местности? В каких трех состояниях могут находиться горные породы?
  • Индивидуальный опрос.

Задание 1. Рассказать о горючих полезных ископаемых.

Задача 2. Рассказать о рудных полезных ископаемых.

Задание 3. Рассказать о нерудных полезных ископаемых. ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

  1. Появление почтальона Печкина с посылкой. Задание от Кота Леопольда.
Почтальон Печкин. Я почтальон Печкин. Принёс для вас посылку, только я её вам не отдам. Учитель. Это почему же? Почтальон Печкин. А почём я знаю, этим она ребятишкам или нет. У вас вся школа ребятишек. Да и друг ваш забыл поставить свою подпись. Как скажут от кого она, значит им, а не скажут - другим. Учитель. Скажем, ребята?Урок по окружающему миру на тему Почва. Состав почвы Почтальон Печкин. А я сейчас проверю. Пусть тогда отгадают, кто прислал сообщение. Учитель. Ребята, давайте жить дружно! (Кот Леопольд) Почтальон Печкин. Правильно. Учитель (достаёт пакетик с землёй и сообщением от кота Леопольда, читает) «Привет, ребята! Сообщаю, что путешествую по белу свету. Побывал во многих странах, но меня заинтересовал этот предмет. Что это такое? Он встречается везде и разный. От чего это зависит? Его нет в ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на ледяных вершинах гор, на каменистых склонах. Прошу вас узнать и сообщить» (слайд 1) Урок по окружающему миру на тему Почва. Состав почвы

IV. Сообщение темы и цели урока. - Ребята, что это такое? (Земля.) Да. Это земля. Слово «земля» имеет много значений (слайд 2): • это и название нашей планеты, на которой мы живем; • это и суша как противоположность водному и воздушному пространству; • это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория. - Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле - матушке нашей кормилице или ... о чем? Каково её научное название узнаете, когда решите примеры, ответы которых найдёте среди этих чисел: 90 (П), 300 (О), 860 (Ч), 590 (В), 420 (А).

- Уменьши 140 на 50.

- Увеличь 50 в 6 раз.

- От 500 вычти 360.

- Найдите сумму чисел 360 и 230.

- Чему равно произведение чисел 40 и 6?

V. Первичное восприятие и осознание нового материала. 1. Выяснение учителя, что знают дети о почве. Беседа по проведенным наблюдениям за почвами своей местности по экскурсии в природу (слайд 3). Урок по окружающему миру на тему Почва. Состав почвы - Что мы наблюдали в природе? - Какие слои земли вы увидели? - Или однородный цвет имеют разные слои? - Как называется верхний слой земли? - Как называются другие слои? - Чем отличается верхний слой от других? Какого он цвета?

- Может, кто-то знает, как он называется?

2. Объяснение учебного материала.

3. Беседа по вопросам учебника.

4. Изучение состава почвы и свойств. Урок по окружающему миру на тему Почва. Состав почвы

- Практическая работа в группах (слайд 4).

Опыт 1. - Бросьте немного сухого грунта в воду. Что вы заметили? Сделайте вывод, о том, что доказывает этот опыт. (В почве есть перегоной.) Опыт № 2 - Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидите? Что доказывает этот опыт? (В почве есть вода.)Урок по окружающему миру на тему Почва. Состав почвы

5. Демонстрация опытов (слайд 5, 6). Опыт № 3 - Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах)Урок по окружающему миру на тему Почва. Состав почвы - Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать? (В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки червей и др. насекомых. Из этого получается перегной.) Опыт № 4Урок по окружающему миру на тему Почва. Состав почвы - Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите? (На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.) - Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите? (Песок поверх, которого осела глина.) Урок по окружающему миру на тему Почва. Состав почвы - Какой вывод можно сделать? (В почве есть песок и глина.) Опыт № 5 - Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это? (Это похоже на соль.) Дети рассматривают налет на стекле. - Правильно. Это соли. А для чего нужны соли в почве? (Соли - это вещества, необходимые для роста и развития растения.)Урок по окружающему миру на тему Почва. Состав почвы - Правильно. Образуются они из перегноя под действием микробов, которые живут в почве. Какие выводы можно сделать? (В почве есть соли, которые могут растворяться в воде.)Урок по окружающему миру на тему Почва. Состав почвы - Пользуясь тетрадями, перечислите, из чего состоит почва. (Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.)

Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала.Урок по окружающему миру на тему Почва. Состав почвы

  1. Рассказ учителя о пользе дождевого червя.
- Для многих животных почва является домом (мелкие насекомые, грызуны). Большое значение для образования перегноя имеют дождевые черви. Они питаются мертвым листьями, а выделяют его переработанные остатки. Черви - главные «почвообразователи». Они, поедая грунт, пропускают его через кишечник, обогащая необходимыми для роста растений солями. Учёные вывели специального американского дождевого червя, который хорошо повышает плодородие почвы. за весну, лето и осень такой червяк способен пропустить через себя 2 т грунта. Урок по окружающему миру на тему Почва. Состав почвы
  1. Работа с учебником на с. 101 (слайд 7). Рассмотрите иллюстрацию. Кто ещё живёт в почве кроме дождевого червя?
  2. Решение задачи.
Самка майского жука откладывает 100 яиц, из которых выходят личинки. Они живут 3 года. Сколько яиц откладывает 2, 3 самки за 1, 2, 3 года?
  1. Образование почвы и основные почвообразователи. (слайды 8, 9).

- Что такое почва? Почему почва имеет темный цвет? Как образуется перегной? Какой грунт плодородный? Почему? Из чего состоит почва?

VII. Обобщение и систематизация знаний.

  1. Работа в тетради.

  2. Разгадаем кроссворд (слайд 10).

- Верхний плодородный слой земли.

- Одна из составных частей почвы.

- Вещество, повышающее плодородие почвы.Урок по окружающему миру на тему Почва. Состав почвы

- Основные свойства почвы.

3. Рефлексия.

VIII. Итог урока.

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Когда было трудно?

- А когда интересно?

IX. Домашнее задание.

1) Проработать статьи учебника «Что такое почва», «Из чего состоит грунт».

2) Закончить работу в тетради.

3) Подготовить проекты по таким вопросам:

- Как образуется почва,

- Виды почв,

- Охрана почв,

- Что говорят в народе о земле.























© 2010-2022