Планирование по внеурочной деятельности Корригирующая гимнастика

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Холина Зоя Николаевна, учитель начальных классов МКОУ Коротоякская СОШ Острогожского района, Воронежской области.

Планирование внеурочной деятельности «Корригирующая гимнастика» в 3 классе

Пояснительная записка Программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Корригирующая гимнастика» создана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. При составлении рабочей программы за основу взята программа для общеобразовательных учреждений УМК «ШКОЛА РОССИИ» и Программы внеурочной деятельности. Спортивно - оздоровительная деятельность. Корригирующая гимнастика для учащихся 1-4 классов (авторы П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.С. Сафронов). В настоящее время происходит резкое снижение уровня здо­ровья школьников, растёт количество детей, имеющих всевоз­можные отклонения в состоянии здоровья, в особенности в со­стоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические меро­приятия по предупреждению заболеваний ОДА, особенно про­филактика нарушений осанки и плоскостопия. Осанка - интегральная характеристика состояния организ­ма. Неправильно сформированная осанка не только является косметическим дефектом, но и затрудняет деятельность внут­ренних органов, что, в свою очередь, может привести к серь­ёзным заболеваниям. Традиционная организация учебного процесса при доми­нировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведе­ния специальных мероприятий, направленных на профилак­тику нарушений ОДА. Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, помимо правильного подбора мебели, обуви и одежды, своевременного отдыха, важная роль отво­дится организации двигательного режима школьника. Нема­ловажную роль играют и физические упражнения корриги­рующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой. Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимся начальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, вы­ражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в сни­жении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счёт использования корригирующих упражнений, что и нашло отражение в данной программе. Известно, что профилактика нарушений осанки и плоско­стопия должна проводиться среди учащихся всех медицинских групп. Однако традиционный программный материал в основ­ном предназначен для занятий с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В этой связи остро стоит вопрос о занятиях с учащимися основной и подготовительной медгрупп. И это ещё одна особенность дан­ной программы. Программа предусматривает широкое использование на за­нятиях со школьниками спортивных упражнений, что способ­ствует эмоциональности занятий и, как следствие, повышает их эффективность. В качестве спортивных упражнений пред­лагается использовать наиболее доступные упражнения худо­жественной гимнастики: они имеют ярко выраженный оздоро­вительный эффект, техника их выполнения способствует разви­тию статической мускулатуры и требует поддержания правильной осанки, которая в данном виде спорта является рабочей. По­вышению мотивации к занятиям способствует и выполнение контрольных испытаний, подготовка и участие в показатель­ных выступлениях (на физкультурных праздниках, праздниках здоровья и т. п.). Кроме того, для повышения эмоциональности занятий, соз­дания яркого эмоционального фона в программе используются психорегулирующие упражнения, приёмы самоконтроля и са­мооценки физического и эмоционального состояния. Освоение приёмов самоконтроля влияет и на развитие функции внима­ния, которая, в свою очередь, позволяет эффективнее выпол­нять саморегуляцию и способствует повышению работоспособ­ности, снижению энергозатрат организма. Помимо задач физического и психического оздоровления, программа решает и задачи духовно-нравственного воспита­ния и развития. Известно, что нынешнее подрастающее поко­ление ослаблено не только физически, оно незрело и с точки зрения нравственности, дезориентировано духовно и, как следст­вие, дезадаптировано к трудностям реальной действительности. В систему жизненных ориентиров современных школьников, как правило, не входят трудолюбие, целеустремлённость, упорство, без которых невозможно движение по тернистому жизненному пути. Данная программа предусматривает привитие важных со­циальных ценностей: любви и уважения ко всему живому - к природе, людям, самому себе. Это, в свою очередь, влияет на чистоту помыслов и поступков, формирование чувства ответст­венности и сопричастности ко всему происходящему. Таким образом, целями реализации программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гим­настика) являются:

  1. Помощь в освоении школьниками основных социальных норм.
  2. Передача школьникам необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья.
  3. Воспитание у школьников гуманного отношения к лю­дям, ко всему живому.
  4. Воспитание сознательного отношения к занятиям и по­вышение мотивации к ним, воспитание волевых качеств, на­стойчивости , дисциплинированности.
  5. Формирование навыков правильной осанки и рациональ­ного дыхания.
  6. Укрепление мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата стоп, укрепление дыхательной мускулатуры и диафрагмы.
  7. Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.
Программа ориентирована на младших школьников и имеет общий объём 34 ч. Рекомендуемая наполняемость групп детей, занимающихся корригирующей гимнастикой, - 15 человек. Режим занятий - 1раз в неделю. К занятиям по программе допускаются дети, по состоянию здоровья отнесённые к основной и подготовительной медгруппам, что подтверждается соответствующим документом (справ­кой) из лечебного учреждения, обслуживающего ребёнка. Фор­ма одежды: футболка (майка) однотонная без рисунков (желательно светлых тонов), спортивные шорты (велошорты), на ноги - гимнастические туфли (чешки, балетки), надетые поверх смен­ных носков.

Тематическое планирование


№ п/п

Дата


Тема

Количество часов

Примечание

Часы

План

Факт

ауди­торных занятий

внеауди-торных занятий

1

Вводное занятие (прави­ла техники безопасности)

1

1

-


Теоретические сведения (основы знаний)

3

3

-

2

Здоровье человека и вли­яние на него физических упражнений

1

1

3

Влияние питания на здо­ровье

1

1

-

4

Гигиенические и этичес­кие нормы

1

1

-


Общая физическая под­готовка

7

-

7

5






Упражнения в ходьбе и беге

1

-

1

6

Упражнения для плече­вого пояса и рук

1

-

1

7

Упражнения для ног

1

-

1

8

Упражнения для тулови­ща

1

-

1

9-11

Комплексы общеразвивающих упражнений

3

-

3


Специальная физическая подготовка

10

2

8

12-13

Формирование навыка правильной осанки. Осан­ка и имидж

2

1

1

14-15

Укрепление мышечного корсета


2

-

2

16-17

Укрепление мышечно-связочного аппарата сто­пы и голени

2

1

1

18-19

Упражнения на равнове­сие

2

-

2

20-21

Упражнения на гибкость

2

-

2



Дыхательные упражнения



22-24


Дыхательные упражнения

3

1

2


Упражнения на расслаб­ление



25-26


Упражнения на расслаб­ление

2

1

1


Самоконтроль и психо­регуляция



27-28


Самоконтроль и психо­регуляция

2

1

1

1 Самомассаж и взаимо­массаж



29-30


Самомассаж и взаимо­массаж

2

1

1


Контрольные испытания и показательные выступ­ления

4

4

31-32

Физкультурный праздник

2

-

2

33-34

Праздник здоровья

2

-

2


Всего

34

10

24















Содержание деятельности Раздел 1. Вводное занятие (правила техники безопасно­сти). Правила техники безопасности. Правила подбора и хране­ния инвентаря. Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний)

  1. Здоровье человека и влияние на него физических уп­ражнений). Здоровье физическое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души.
  2. Влияние питания на здоровье. Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения
    к еде и воде как к связующей нити человека и природы,
  3. Гигиенические и этические нормы. Гигиеничес­кие нормы (гигиенические процедуры до и после занятия, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за по­
    вседневной одеждой, за инвентарём). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликт­ное поведение как основа безопасности на занятиях).
Раздел 3. Общая физическая подготовка
  1. Упражнения в ходьбе и беге. Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; сперекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полу приседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; с захлёстом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперёд; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.
  2. Упражнения для плечевого пояса и рук. На месте в различных исходных положениях (и. п.); в движении; с пред­метами (скакалками, палками, мячами, обручами); с партнёром.
  1. Упражнения для ног. На месте в различных и. п.; у опоры; в движении; с предметами; с партнёром.
  2. Упражнения для туловища . На месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку); у опоры;в движении; с предметами; с партнёром.
  3. Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ). На месте в различных и. п.; с чередованием и. п.; у опоры; в движении; с предметами; с партнёром. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способ­ностей школьников посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение).
Раздел 4. Специальная физическая подготовка
  1. Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж . Упражнения в различных и. п.; у стены; у зерка­ла; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем;
    с предметами. Навык красивой походки и потребность в ней. Осанка, походка и имидж.
  2. Укрепление мышечного корсета. Упражнения на месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа на спине, на жи­воте, на боку); у опоры; в движении; с предметами (палками, резиновыми бинтами); с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами); с партнёром.
  3. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голе­ни . Упражнения у опоры; в движении; с предметами ху­дожественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).
  4. Упражнения на равновесие. На месте в различ­ных и. п. туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палками, скакалками, мячами, обручами); с партнёром. Взаимосвязь равновесия фи­зического и психического.
  5. Упражнения на гибкость. Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: на месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа); у опоры; в движении; с предметами; с партнёром. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения).

  1. Акробатические упражнения . Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки, стойка на руках у стены, соединение элементов. Психологические факторы освоения акробатических
    упражнений: отношение к чувству страха как к союзнику.
Раздел 5. Дыхательные упражнения. Упражнения стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование движений и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыха­ния; упражнения на развитие различных типов дыхания (груд­ной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отноше­ния к дыханию: дыхание - акт единения с природой. Раздел 6. Упражнения на расслабление. Упражнения в различных и. п. (лёжа, сидя, стоя), в пере­движении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с партнёром. Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция. Самоконтроль по общей двигательной активности и само­чувствию, ЧСС, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психо­эмоционального напряжения, мобилизация). Способы психорегуляции (двигательные, дыхательные, ментальные, комбини­рованные, идеомоторные). Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж. Назначение массажа (снятие утомления, психоэмоциональ­ного напряжения, подготовка организма к выполнению пред­стоящей деятельности); показания и противопоказания к при­менению; гигиенические требования к проведению массажа; приёмы массажа в различных и. п. массируемого (лёжа, сидя, стоя); массаж различных мышечных групп; активные и пас­сивные приёмы массажа. Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступ­ления 9.1. Физкультурный праздник (мероприятие для начальной школы). Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с предметами и без). Можно предложить выступающим следующие тесты на физическую подготовленность: • гибкость позвоночника: наклон вперёд из положения сидя;
  • гибкость (выворотность) - силовая выносливость мышц туловища: в положении лёжа на животе удержание туловища, разогнутого под углом 45°;
  • сила мышц ног: прыжок в длину с места;
  • силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положе­нии лёжа на спине удержание ног, согнутых под углом 45°в тазобедренных суставах;
  • проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закры­тыми глазами или на носке одной ноги с открытыми глазами;
  • комплексное тестирование координации движений, скоростной выносливости, силы мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого.
9.2. Праздник здоровья (мероприятие общешкольного масштаба). Кон­курсы по корригирующей гимнастике и здоровому образу жиз­ни (ЗОЖ), на которых выполняются задания, связанные как с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями (рисунки, стихи, рассказы и т. д.), выражающими отношение к занятиям и ЗОЖ. Постановка сценок на тему ЗОЖ. Возможны также семейные конкурсы.






Ожидаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты внеурочной спортивно-оздоро­вительной деятельности школьников (корригирующая гимна­стика) распределяются по трём уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником со­циальных знаний, понимание социальной реальности и повсе­дневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; о принятых в обществе нормах отношения к природе, окружающим людям; об ответ­ственности за поступки, слова и мысли, за своё физическое и душевное здоровье; о неразрывной связи внутреннего мира че­ловека и его внешнего окружения.

  1. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного
    отношения школьника к своему здоровью и здоровью окру­жающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе: животным, растениям, деревьям, воде и т. д.
  2. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о млад­ших, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управ­ления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.

© 2010-2022