Статья Проектные задачи в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектные задачи в начальной школе.

Новикова Алла Анатольевна,

учитель начальных классов ВКК

МКОУ Подгоренская СОШ №1

Подгоренский район

Д.т. 8-47394-5-44-05

С.т. 8-951-853-74-85 Р.т. 8-47394-54-3-02 [email protected] Выделяя основные тенденции в современном образовании, в том числе начальном, можно отметить: "Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения" (А. Г. Асмолов.) Среди важнейших ценностных ориентиров начального образования отмечают следующее: 1. формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества на основе: - доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; 2. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке); 3. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: - формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; - формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма. впервые рассматривается такое общеучебное универсальное учебное действие, как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности: - осознание учебной задачи ( Что такое задача? Какие шаги необходимо осуществить для решения любой задачи? Что нужно, чтобы решить данную конкретную задачу?) - осознание цели учебной деятельности (Чему я учился на уроке? Каких целей добился? Чему можно было научиться еще?). Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает оценку сформированности всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки. Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса. Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность. однако проектная деятельность свое центральное (ведущее) место занимает в подростковой (основной школе). В начальной школе могут возникнуть только ее преобразования в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. Напомним, что термин "задача" имеет несколько значений, одно из этих значений трактуется как "сложный вопрос, проблема, требующая исследования и расширения" (Толковый словарь С. И. Ожегова). Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которую через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существенного в практике ребенка результата ("продукта"), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий, которые являются ее основными точками, задать возможные "стратегии" ее решения. Итак, проектная задача - это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального "продукта". Фактически проектная задача задает общий способ проектирования с целью получения нового ( до неизвестного) результата. отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач? - Задает реальную возможность организации взаимодействия детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. - Учит способу проектирования через специально разработанные задания. - Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей "перенос" известных им предметных способов действий в модельную ситуацию. таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: - рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось. видеть трудности, ошибки); - целеполагать (ставить и удерживать цели); - планировать (составлять план своей деятельности); - моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели); - проявлять инициативу при поиске способа решения задач; - вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию). Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность проб по их использованию в модельных ситуациях.

Использованная литература: 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя/ Под ред. А. С. Асмолова. - М., Просвещение, 2008г. 2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. - М., 2008. 3.Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996. 4. Цукерман Г. А. Учебная задача - точка роста поисковой активности. Комментарии к видеозаписям уроков. М.: АПКиПРО, 2005.







© 2010-2022