Урок по математике для 1 класса «Натуральный ряд чисел»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока математики в 1 «Б» классе


Автор: Колесникова Валентина Александровна Место работы: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области»

Класс: 1 «Б»

УМК/система: РО Л.В. Занков

Тема: Натуральный ряд чисел Цель урока: создание условий для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ, практико-ориентированных и творческих заданий

Задачи:

  • обучающая: формировать представление о натуральном ряде чисел, его записи и свойствах


  • развивающая: способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов, творческих способностей


  • воспитательная: воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование:

  • для учителя:

ПК для учителя, телевизор ЖК Презентация «Натуральный ряд чисел» ЦОР «Засели дома». Автор Амельченко Звукозапись «Танец утят»

Книги разного размера и толщины

6 кубиков

  • для ученика:

ПК для учеников (10 рабочих мест) Учебник: И.Аргинская, Е.Бененсон, Л.Итина, С.Н. Кормишина Математика 1 класс, 1 часть Е.П. Бененсон, Л.С. Итина Рабочая тетрадь № 3 Тетрадь по математике Карточки с заданиями для парной работы Сигнальные круги зеленого, красного и желтого цвета на каждого ученика

Литература, ссылки на используемые изображения и ресурсы:

CD-ROM. Математика. 1 класс. Поурочные планы. УМК "Школа 2100"

Презентация к уроку

Прописные цифры из презентации «Счет от 1 до 10» Делегевич В. Б.

Ход урока

Этапы урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность ученика I. Мотивация к учебной деятельности

Деятельность учителя:

-Создает психологический настрой учащихся и доброжелательную обстановку на уроке. - Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. 1.Зачин урока (говорит учитель) - Прозвенел, друзья, звонок Начинается урок. Отдохнуть вы все успели? А теперь вперед - за дело. -Проверьте, все ли у вас готово к уроку математики. - Прежде чем начать, урок создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу. 2. Мотивация -Маша приготовила нам стих про математику. Математика сложна. Но скажу с почтеньем Математика нужна Всем без исключения! Учитель: -А вы согласны с автором этих строк? Докажите. Молодцы! Ваши ответы очень убедительные. - Отгадайте загадку, и вы узнаете, какой гость к нам пришел на урок.

Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг.
(Чиполлино)
(Слайд №2 с изображением Чипполино и портретом Джанни Родари) См. Приложение 1 «Презентация к уроку»

-Прочитайте таблички со словами, которые принес вам Чипполино. Из низ вы узнаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Учитель прикрепляет на доску) СЧИТАТЬ СРАВНИВАТЬ УПОРЯДОЧИВАТЬ НАБЛЮДАТЬ ИССЛЕДОВАТЬ ОТКРЫВАТЬ НОВОЕ

ДОКАЗЫВАТЬ

Деятельность ученика: -Создает позитивный настрой на урок под руководством учителя. -Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности - Оформляют свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)











Проверяют свою готовность к уроку.
Улыбаются друг другу (принятие общих правил работы на уроке).

Читает наизусть ученица.


Ответы детей - Математика нужна инженеру, чтобы построить прочный мост через реку; - для швеи, чтобы сшить одежду детям и взрослым. (и т.д.)



Ответы детей: -Чипполино (знакомятся со сказочным героем и автором книги)












Читают цепочкой. II. Актуализация опорных знаний

Деятельность учителя: - Актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности; -Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - Устанавливает тематические рамки; - Уточняет тип урока и намечает шаги учебной деятельности

1. Устный счет -Чипполино приготовил для вас много интересных заданий. Постараемся на уроке показать ему всё то, чему мы с вами научились на уроках математики по теме «Числа и цифры»
Задание 1. Так как Чипполино пришел к нам из книжки, то и привел с собой вот таких друзей: разные книги. Помогите нашему гостю расставить их по порядку (Учитель вызывает 4-х детей, дает каждому по книге) -Что вы можете сказать о них? -Какие предложения выскажите? -Сделайте вывод: как называется такое упорядочивание предметов?




Задание 2. а) Счет предметов -Сосчитайте, сколько предметов изображено на каждом рисунке. -Откуда можно начинать счет предметов? -Какие правила при этом надо соблюдать?
(Слайды № 3 - 7)
б) Упорядочивание чисел (Слайд № 8) -Чипполино понравилось, как вы расставили книги. А сможете ли вы навести порядок с с числами, что получились при счете? 5 8 7 4 6 -Получилось так: (Слайд №8)

4 5 6 7 8

2.Минутка чистописания -Откройте тетради по математике. Давайте вспомним правила посадки при письме, положение тетради.
-Чипполино приготовил вам Электронный тренажер написания цифр. Поднимите ручки и вместе с красной звездочкой напишем цифры. (Слайд №8) -Запишите в тетрадь цифру «4» - 3 раза, «5» - 4 раза, «6» -2 раза, «7» - 1 раз и «8» - 3 раза. -Подчеркните красным карандашом самые красивые цифры.
Электронная физминутка для глаз (Слайд №9)
3.Дифференцированная работа с тренажером на ПК по закреплению состава чисел первого десятка. Задание 1. -Чипполино предлагает вам расставить 6 кубиков на 2 полочки. -Кто из вас желает выполнить это задание? Задание 2. Учитель: - Давайте продемонстрируем наши успехи Чипполино через игру «Засели дома». -Самостоятельно «заселят» домики, где проживают 9 или 8 жильцов, следующие ученики (называю 10 человек, хорошо владеющих компьютером и прочными знаниями по теме). -Остальные будут вместе со мной работать и заселять домик на экране телевизора. -На каждом этаже должно быть 7 жильцов. Сколько жильцов надо поселить во второй квартире, если в первой живут 3? -Поднимите руку, кому компьютер сказал «Молодец»? Активная физминутка (под музыку «Танец утят»)

Деятельность ученика:

-Актуализирует знания и умения по упорядочиванию предметов. -Планирует своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Оформляет свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)


Ученики рассматривают книги, анализируют их особенности, сравнивают по высоте, объему (толщине). Идет работа по упорядочиванию книг по высоте, толщине, количеству букв в заглавии.

Ответы детей:

- можно расположить книги от самой низкой до самой высокой ( и наоборот);

-от самой тонкой до самой толстой (и наоборот);

- по количеству букв в заголовках

Ученики формулируют вывод: предметы располагаются в порядке убывания или возрастания.

Ответы детей:

-На рисунке изображено 5 яблок;

- 8 геометрических фигур;

- 7 кругов;

-4 флажка;

-6 цветков

Делают вывод: счет можно начинать с любого предмета, если они расположены не по порядку при условии, что предметы считается только 1 раз.

Ответы детей:

-Их надо расположить в порядке возрастания (4 5 6 7 8)


Дети рассказывают правила.

Работа с электронным тренажером и письмо цифр в тетрадь.

Самооценка своей работы.

Упражнения на снятие усталости глаз.

Практическое занятие по запоминанию состава чисел первого десятка.

-Дети выполняют все варианты разложения числа 6 на части:

1 и 5, 2 и 4, 3 и 3.

Дифференцированная работа: «сильные» ученики самостоятельно работают на компьютере, отрабатывают состав чисел 9, 8. (10 учеников - по количеству ПК). Самопроверка.

Остальные - фронтально с учителем (на экране ТВ).

Ответы детей:

-Надо поселить еще 4 жильца, так как 7 - это 3 и 4. (и т. д.)

Самооценка учебной деятельности.

Снятие усталости, подвижные упражнения, смена вида деятельности. III. Выявление места и причины затруднения
Деятельность учителя: - Организует выявление места затруднения. -Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения
1. Работа с учебником -Осенний ветерок крутит, вертит. В комнату влетел конвертик. Ну-ка, Гриша, посмотри, Что за вести там внутри. (читаем письмо):
-Дорогие ребята. Я заблудился. Никак не могу найти на улице пятиэтажный дом. Вы сможете мне помочь, если откроете учебник на с.80, № 186. Ваш друг Чипполино.
-Поможем? - Откройте учебник на с.80, № 186. -Что предлагаете предпринять? С чего начнем?
-Сколько этажей в первом доме? -Проверка (цепочкой):
(По ходу ответов выставляются карточки с соответствующими цифрами.)
3 1 9 6 4 7 2 5 8 Легко ли Чипполино будет найти дом под номером 5? Почему трудно? -Какая проблема встает перед нами, коли мы хотим помочь нашему гостю? Как же расположить дома на улице? Ваши предложения. Какое самое рациональное (удобное, лучшее из всех)?

Деятельность ученика:

-Планирует работу по выполнению задания в учебнике.

-Анализирует свой «багаж» знаний, выявляет места «незнания» с помощью учителя (Познавательные УУД)

Ученик читает письмо.


Работа с учебником (с.80 №186).

- Сосчитаем, сколько этажей в каждом доме, и обозначим цифрой в окошке. (Самостоятельная работа)


Ответы детей: В 1 доме -3 этажа, во 2 - 1, в 3 - 9, в 4 - 6, в 5 - 4, в 6 - 7, в 7 - 2, в 8 - 5, в 9 - 8.

Ответы детей:

- Трудно, потому что дома расположены беспорядочно.

-Расположить дома по порядку.

-Начинать с одноэтажного дома к многоэтажному или наоборот.

-В порядке возрастания. IV. Построение проекта выхода из затруднения

Деятельность учителя: -Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. -Организует постановку цели урока. -Организует составление совместного плана действий. -Организует определение средств.
Работа с учебником: -У нас получился ряд чисел. Числа расположены по порядку? Подчеркните ответ ДА или НЕТ в учебнике. - Какой ответ вы подчеркнули?
- Давайте наведем порядок и среди чисел? - Как предлагаете навести порядок? Ваши гипотезы? (предположения)?
- Какую цель мы ставим перед собою? -Что нам позволит выполнить задачу?

Деятельность ученика: -Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Подчеркивают ответ «Нет».

-Можно начать с самого большого или с самого маленького.

-Удобнее с самого маленького, потому что могут построить новые дома.

-Расположить числа в порядке увеличения и записать в учебнике.

-Нужно считать по порядку, не пропуская ни одного числа. V. Реализация построенного проекта

Деятельность учителя: -Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. -Организует фиксирование нового знания в речи и знаках; преодоление и устранение затруднения. -Организует уточнение темы урока. -С чего начнем? -Какое число будет следующим? (Дети записывают в учебнике ряд чисел с комментированием) - Прочтите, что получилось. (Поменять местами карточки с цифрами: 1 2 3 4 5 6 7 8 9) Как мы выстроили числа? - Как называется такой ряд чисел, прочитайте в учебнике: Уточните, какая тема урока?
Прикрепляется табличка: "Натуральный ряд чисел"
Физминутка

Деятельность ученика: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Ответы детей:

-С единицы, так как это самое маленькое натуральное число.

Число 2 (и т.д.)

- 1 2 3 4 5 6 7 8 9

-Строго по порядку.

- Натуральный ряд чисел.

-(читают хором) VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Деятельность учителя: Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

1. Фронтальная работа у доски с табличками: -С какого числа начинается натуральный ряд чисел? -В каком порядке расположены числа? -На сколько каждое следующее число натурального ряда больше предыдущего?
На доске: «Начинается с 1» «Увеличивается на 1»
-Какое открытие мы сделали?
(Слайд № 10)

2. Выполнение разноуровневого задания в рабочей тетради на

с. 9 № 15

* Дополнительное задание повышенной сложности :

-если знаете, как пишутся числа больше 9, то продолжите натуральный ряд чисел.

-Проверка выполнения задания*
Деятельность ученика: Оформляет «новое знание» в устной и письменной форме Отдельные учащиеся демонстрируют углубленные знания по теме.

-Ученик прикрепляет таблички:

"Начинается с 1", "Увеличивается на 1"


-Натуральный ряд чисел начинается с единицы. Каждое следующее число увеличивается на 1.

-Выполнение задания с комментированием

-Задание для «сильных» учеников

-Дети зачитывают продолжение натурального ряда чисел VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Деятельность учителя: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Работа в парах -А сейчас предлагаю поработать в парах: Вспомните правила работы в паре!
1.(Памятку читает ученик)

2.Карточки с заданиями (одно из заданий - повышенной сложности)
1.Рассмотрите ряды чисел 2. Посоветуйтесь с товарищем и подчеркните натуральный ряд чисел 3*. Найдите ряды, в которых можно исправить ошибки и сделать их натуральными. Объясните, как вы это сделали.
Карточка 1.
1). 1, 3 ,5, 7, 9
2). 1, 2, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…
3). 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…
4). 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 3.Самопроверка по эталону
(Правильные ответы записаны на доске)
Учитель:

У кого всё правильно? У кого есть ошибки? В каком месте ошибки? В чём причина?

Исправьте ошибки.
-Кто запомнил, как называется этот ряд чисел? -Можно ли назвать самое большое число натурального ряда?
- Об этом, а также других особенностях натурального ряда чисел мы поговорим на следующем уроке. Деятельность ученика: Учится работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД). -Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

-Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера

сделанных ошибок (Регулятивные УУД)

Работа в паре по карточкам (задания - 2 уровня)

-Находят правильное решение поставленной задачи. Договариваются, кто будет подчеркивать.

-Каждый доказывает свой выбор. При разном решении один вынужден признать свою ошибку.


-Сверяют с эталоном выполнения на слайде.

Выявляют места и причины затруднений.

Выполняют работу над ошибками.

-Натуральный ряд чисел.

-Можно.

-Нет. VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Деятельность учителя: -Организует фиксирование нового содержания.

-Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

1. Подводим итог работы на уроке. Давайте расскажем Чипполино о своих успехах.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?
2.(Слайд 11)

Выберите то высказывание, которое считаете подходящим для сегодняшнего урока.

  1. Мы уже всё знаем!

  2. Мы ещё не всё знаем!

  3. Мы ничего не знаем!

  4. Мы уже кое-что знаем!

3.Самооценка

а).- Оцените свою активность на уроке ( дети по руке показывают высоту своей активности)

-- Ребята, скажите, пожалуйста, а вам понравился урок?

-У вас на партах лежат сигнальные круги красного, зеленого и желтого цвета.

б).Оцените уровень полученных вами знаний:

Зеленый - я хорошо усвоил новую тему.

Желтый - мне надо еще поработать.

Красный - необходимо обратиться за помощью, так как я не понял новый материал.

Спасибо за урок. Деятельность ученика: Оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Проявляет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

-Упорядочить ряд чисел.

Цель достигнута.

-Натуральный ряд чисел.

Ответы детей:

-Больше подходит вариант №4, потому что… (обосновывают свой выбор)


© 2010-2022