- Преподавателю
- Начальные классы
- Педагогический проект Технология продуктивного чтения как основа формирования читательских компетенций младших школьников
Педагогический проект Технология продуктивного чтения как основа формирования читательских компетенций младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Немец Т.П. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Педагогический проект
«Технология продуктивного чтения как основа формирования читательских компетенций младших школьников»
учителя начальных классов
Немец Татьяны Петровны.
Нижневартовск, 2013
МБОУ «СОШ № 31с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля».
ОГЛАВЛЕНИЕ страницы
- Краткая аннотация проекта…………………………………………2
- Обоснование необходимости проекта ……………………………3-4
- Цели и задачи проекта……………………………………………. ….5
- Основное содержание проекта……………………………………..6-19
- Ресурсы ………………………………………………………………20
- Партнеры …………………………………………………………….21
- Целевая установка…………………………………………………….22
- План реализации проекта………………………………………… 23-24
- Ожидаемые результаты и социальный эффект………………………24
- Перспектива дальнейшего развития проекта………………………25
- Список литературы……………………………………………………25-26
-
Краткая аннотация проекта
-
Обоснование необходимости проекта
-
самостоятельного чтения книг;
-
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
-
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
-
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).
- стремление к преобразованию себя в интеллектуальной деятельности путем чтения художественных произведений;
- владение продуктивными способами и качественным навыком чтения;
- знание программных читательских умений в работе с текстом;
- владение читательской самостоятельностью в работе с книгой;
- полноценное восприятие художественных произведений и освоение научно-познавательных текстов;
- наличие читательского кругозора, то есть литературоведческих представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения.
-
Цели и задачи проекта
- изучить методическую и соответствующую литературу;
- разработать авторский модуль применения форм и методов технологии продуктивного чтения на каждом этапе обучения для формирования читательских компетенций;
- подобрать текстовый материал по технологии продуктивного чтения;
- провести мониторинг исследования;
- обобщить результаты исследовательской работы и на этой основе сделать выводы о целесообразности использования данной технологии для реализации указанной цели.
- осуществить компетентностный подход к работе с текстом при обучении чтению, что позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивающим ученику значимость решения учебных задач;
- выстроить субъект-субъектные отношения между обучающимися и педагогом, что активизирует активную деятельность и повышает уровень учебно-познавательной деятельности учащихся;
- обеспечить достижение обучающимися высоких результатов в дистанционных конкурсах, олимпиадах по литературе различного уровня;
- способствовать формированию творческой, активной, толерантной личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из различных областей и применять их для решения практических задач.
- достижение высокого уровня самостоятельной творческой активности учащихся;
- мобилизация интеллектуальных ресурсов личности обучаемого с целью повышения эффективности обучения;
- повышения интересов учащихся к чтению и учебному процессу в целом.
- переход от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
- переход от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
- переход от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования.
-
Основное содержание проекта
- умение правильно прочитывать слова;
- понимать смысл текста;
- выразительно читать;
- выдерживать оптимальный темп чтения.
Этапы формирования читательской компетентности младших школьников
- подготовительный,
- начальный,
- основной,
- заключительный.
Они представлены в таблице. Этапы читательской подготовки. Класс Подготовительный. 1 класс Начальный. 2 класс Основной. 3 класс Заключительный. 4 класс
Этап
Круг чтения
Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности
Виды библиотечно-библиографической помощи
Основные понятия
П
О
Д
Г
О
Т
О
В
И
Т
Е
Л
Ь
Н
Ы
Й
- детская художественная книга объемом 8 - 30 страниц в типовом оформлении;
- равномерно представленная тематика чтения: о Родине, о ее героях, о детях, о животных, о растениях, о приключениях и волшебстве;
- произведения для чтения учителем вслух: сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1 - 2 страницы.
- восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя;
- ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения вслух;
- освоение закономерной связи: содержание книги - иллюстрации, заглавие, автор;
- узнавание прочитанных на уроке книг не менее чем по двум из этих показателей. - книжная выставка
- рекомендательный плакат
- реклама книги на уроках внеклассного чтения
- рисунок; (иллюстрация),
- обложка,
- надписи,
- страницы,
- заглавие (книги, произведения),
- фамилия автора;
-понятия, которые будут углубляться: - книга-произведение, книга-сборник,
- темы чтения,
- книжная выставка.
Этап
Круг чтения
Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности
Виды библиотечно-библиографической помощи
Основные понятия
Н
А
Ч
А
Л
Ь
Н
Ы
Й
- детская художественная и научно-художественная книга объемом 8 - 30 страниц с усложненным оформлением;
- дифференциация тематики чтения по жанрам;
- произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов;
- произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1500 слов.
ориентировка в книге и в группе книг (2-4) до чтения
- усложненный рекомендательный плакат;
- книжная выставка - авторская и тематическая;
- картотека обложек.
- название книги (заглавие, фамилия автора);
- переплет, корешок; - оглавление (содержание);
понятия, которые будут углубляться:
- сборник - авторский и тематический,
- темы чтения,
- картотека, карточка (на книгу).
Этап
Круг чтения
Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности
Виды библиотечно-библиографической помощи
Основные понятия
О
С
Н
О
В
Н
О
Й
- русская, современная и зарубежная детская книга, художественная и научно-познавательная, объемом от 16 - 18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от 150 страниц - только книги-сборники, включающие отдельные короткие произведения);
-детский журнал, газета (по выбору учителя);
вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются книги о смелых и умных людях, о жизни ребят-сверстников, детей интересуют книги познавательного характера о жизни животных и растений, учащиеся начинают обращаться к энциклопедической литературе для детей, для многих детей любимыми являются сказки народов разных стран.
- ориентировка в книгах одного автора или разных авторов в соответствии с заданной уроком целью;
- воспроизведение избранной и прочитанной книги по эпизодам;
- освоение закономерных связей: автор - книги, тема - авторы, тема - книги, жанр - книги, жанр - авторы.
- рекомендательный список;
- тематическая картотека.
- тема чтения,
- книга, соответствующая теме,
- книга, соответствующая личным возможностям,
- титульный лист,
- предисловие,
- послесловие,
- прикнижная аннотация.
Этап
Круг чтения
Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности
Виды библиотечно-библиографической помощи
Основные понятия
З
А
К
Л
Ю
Ч
И
Т
Е
Л
Ь
Н
Ы
Й
- русская, современная, зарубежная детская книга - художественная, научно-познавательная и справочная литература для младшего школьного возраста, без ограничения в объеме, всех видов и структур;
- детская периодическая печать;
- вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются исторические повести и рассказы, автобиографические повести о детстве и повести с документальной основой (о Великой Отечественной войне, о героях, о замечательных людях), приключенческая детская книга, книги о писателях, художниках, артистах.
- ориентировка в доступном круге чтения в соответствии с темой чтения и личной целью;
- воспроизведение содержания самостоятельно избранной и прочитанной книги по плану;
- обращение к справочной литературе и материалам из периодики;
- освоение закономерных связей: автор - темы, вопрос - тип книги.
- печатный рекомендательный указатель книг;
- каталог.
- возможные цели чтения;
- доступный круг чтения;
- основные и дополнительные источники при самостоятельном чтении;
- периодическая печать;
- описание книги на карточке, авторская и тематическая картотека.
На каждом этапе формирования читательских компетенций проводится мониторинг. Результаты мониторинга: Диаграмма 1 отражает интерес к самостоятельному чтению, а также количественные и качественные показатели знания учащимися книг из доступного им круга чтения.
Условные обозначения: 1 - выражают желание читать книги самостоятельно и действительно читают их; 2 - знают, о чем хотят читать; 3 - называют определенную книгу; 4 - называют книгу правильно; 5 - читают книги, соответствующие возрасту; 6 - читают книги из круга, заданного уроками внеклассного чтения.Диаграмма 1.
Уровень сформированности основ
читательской компетентности к концу
1-ого года обучения
Диаграмма 2.
Уровень сформированности основ
читательской компетентности к концу
Условные обозначения: 1 - выражают желание читать книги самостоятельно и действительно читают их; 2 - знают, о чем хотят читать; 3 - называют определенную книгу; 4 - называют книгу правильно; 5 - читают книги, соответствующие возрасту; 6 - читают книги из круга, заданного уроками внеклассного чтения.2 -ого года обучения
Условные обозначения: 1 - выражают желание читать книги самостоятельно и действительно читают их; 2 - знают, о чем хотят читать; 3 - называют определенную книгу; 4 - называют книгу правильно; 5 - читают книги, соответствующие возрасту; 6 - читают книги из круга, заданного уроками внеклассного чтения.
Диаграмма 3.
Уровень сформированности основ
читательской компетентности к концу
3 -ого года обучения
Диаграмма 4.
Условные обозначения: 1 - выражают желание читать книги самостоятельно и действительно читают их; 2 - знают, о чем хотят читать; 3 - называют определенную книгу; 4 - называют книгу правильно; 5 - читают книги, соответствующие возрасту; 6 - читают книги из круга, заданного уроками внеклассного чтения.
Продукт педагогического проекта: Авторский модуль применения форм и методов технологии продуктивного чтения на каждом этапе обучения для формирования читательских компетенций. 1.Методическая копилка, состоящая из блоков:
А. Виды работ с текстом (более 80 подходов);
Б. Памятки по развитию речи;
В. Рекомендации родителям по организации правильного чтения.
Г.Вопросы и результаты анкетирования детей и родителей на тему «Читательские пристрастия моей семьи».
Д.Карты читательских интересов детей.
2.Мониторинг по формированию читательских компетенций обучающихся.
Модуль
применения форм и методов технологии продуктивного чтения на каждом этапе обучения для формирования читательских компетенций:
Этапы обучения
Формы и методы
Формируемые читательские компетенции
Подготовительный
(1 класс) 1.упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки); упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения (методика развития техники чтения по системе Эдигей); 2.упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение, зрительные диктанты по системе Федоренко); 3.упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя. умение правильно прочитывать слова; понимать смысл текста; выразительно читать; выдерживать оптимальный темп чтения.
С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные формы игрового обучения:
- «игра в прятки»,
- «мнимое слово»,
- чтение за «диктором»,
- синхронное чтение «буксиром»;
- «подскажи словечко».
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения (методика развития техники чтения по системе Эдигей):
Усвоение принципа слогообразования и формирование понятия слитности букво-звуков.
Работа по карточке.
Цель задания - копирование с дополнением основной буквы. Задание несколько усложняется. Копирование образовавшихся слогов подменяется наличием половины слога. Причем половина эта - обязательно буква основная, которая и цветом, и размером отличается от остальных. Степень самостоятельности несравнимо больше. У ребенка создается ощущение самостоятельного слогообразования. Закрепляется понятие о составе слога.
умение правильно прочитывать слова; понимать смысл текста; выразительно читать; выдерживать оптимальный темп чтения.
Начальный
(2 класс)
Беседа Был разработан особый вид беседы: в разговоре о прочитанном произведении, обращалось внимание детей на то, что относительно одного и того же поступка, случая, факта разными людьми могут высказываться далеко не тождественные, а иногда просто противоположные мнения; мнение еще не есть истина, научиться отыскивать, отстаивать истину, которую они, как правило, интуитивно чувствуют (угадывают в процессе слушания), не менее интересно и важно, чем читать. Освоение собственного чтения, т. е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закреплялись навыки техники и выразительности чтения. А на уроках внеклассного чтения дети учились применять приобретенные умения при самостоятельном чтении книг.
Беседа-дискуссия
Умение вдумываться в текст, вглядываться в книгу, «проникаться» мыслями автора.
Элементы словарной работы, приёмы инсценирования и устного словесного рисования. Воспроизведение сюжета; способность называть и различать героев любого из прочитанных произведений, сохранение эмоционального отношения к героям, их облику, поведению, поступкам. интерес к самостоятельному чтению книг. незначительное продвижение учащихся в отношении знания книг из доступного круга чтения.
развитие оперативной памяти
Зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко. Они состояли из наборов по шесть предложений в каждом. Каждое предложение было длиннее предыдущего на 1-2 буквы (первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв; в последнем предложении последнего набора - 46 букв). Время работы со всеми наборами - примерно два месяца. За это время оперативная память второклассников развилась настолько, что каждый ребенок мог запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Ученик легко улавливал смысл, читать ему становилось интересно, процесс обучения чтению шёл гораздо быстрее.
Развивая оперативную память и оптимальную скорость чтения, удалось развить читательскую активность и самостоятельность учащихся. Осознанно, правильно, выразительно читать; извлекать из текстов интересную и полезную информацию; самостоятельно выбирать книги для чтения; работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; самостоятельно выбирать книги для чтения.
Приёмы жужжащего чтения, заимствованного в школах Монгольской республики. Приём основывается на утверждении, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет, поэтому любой урок (чтение, пение, рисование) начинается с того, что дети открывают книгу и читают в режиме жужжащего чтения. И так - 5 дней в неделю; недельный тренаж получается в объеме 5х4х5=100 минут. умение правильно прочитывать слова; понимать смысл текста; выразительно читать; выдерживать оптимальный темп чтения.
Основной
(3 класс) Самостоятельный выбор и чтение детских книг были обязательными для учащихся во внеурочное время. Однако цель самостоятельного чтения от урока до урока детям по-прежнему предлагал учитель, указывая признаки книг, предпочтительных при выборе. Естественно, что в процессе самостоятельного чтения детских книг дома и работы с ними под руководством учителя на уроке учащиеся опирались на все знания, умения и навыки по чтению, приобретенные к моменту деятельности с книгой, и таким образом закрепляли их. осознанно, правильно, выразительно читать; извлекать из текстов интересную и полезную информацию; самостоятельно выбирать книги для чтения; работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; самостоятельно выбирать книги для чтения.
Заключительный
(4 класс) Новыми формами работы стали:
- дискуссии;
- диспуты;
- литературные праздники;
- встречи с интересными людьми,
- конкурсы сочинений на заданную тему
Расширить читательский кругозор детей, углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги. Воспроизведение сюжета; способность называть и различать героев любого из прочитанных произведений, сохранение эмоционального отношения к героям, их облику, поведению, поступкам. интерес к самостоятельному чтению книг.
незначительное продвижение учащихся в отношении знания книг из доступного круга чтения. Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения:
- наглядные пособия;
- демонстрационные картины;
- учебные таблицы,
- иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок;
- книги;
- электронные презентации.
- показ учащимся книги, которую предстоит читать;
- подготовка детей к восприятию избранного произведения;
- чтение учителем этого произведения вслух;
- рекомендации к самостоятельной работе дома.
- читательская деятельность резко разделилась для учащихся на деятельность к уроку внеклассного чтения и для себя;
- влияние уроков внеклассного чтения на круг чтения учащихся становилось определяющим: большинство учащихся среди запомнившихся называли книги по темам прошедших уроков;
- книги, прочитанные к урокам внеклассного чтения, учащиеся стали называть правильно (т.е. с указанием на фамилию автора и заглавие);
- умение ориентироваться в одной книге, даже объемной или не из круга чтения младших школьников, достигло у учащихся очень высокого уровня при коллективной деятельности на уроках внеклассного чтения.
- писатель - произведения (Что написал Б. Житков? - Рассказы «Про слона», «Мангуста», «Кружечка под елочкой», «Беспризорная кошка»);
- писатель - тема (О чем пишет Б. Житков? - О животных);
- тема - писатели (Кто пишет о животных? - Б. Житков, Е. Чарушин, Ю. Дмитриев, Н. Сладков, В. Бианки, Э. Шим и др.);
- писатель - темы (О чем пишет Б. Житков? - О животных, о смелых людях, о технике).
- Уроки-исследования текста.
- Уроки-игры, путешествия.
- Интегрированные уроки.
- Внеклассные мероприятия и конкурсные программы. (Литературные викторины, конкурсы, праздники).
- Уроки-проекты.
- Обобщающие уроки.
-
Ресурсы
Материально-технические ресурсы: имеется кабинет, оснащенный современным оборудованием: («мобильный (переносной) компьютерный класс», интерактивная доска, мультимедийный проектор и др.). Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям.
Программно-методические ресурсы: рабочие учебные программы по чтению и русскому языку на основе государственных образовательных стандартов, авторская программа
Цифровые образовательные ресурсы: Интернет ресурсы, электронные учебники, справочные материалы по темам, задания и тесты, кроссворды, созданные посредством программ Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel. Разработки компаний: «Кирилл и Мефодий. Большая энциклопедия», серия электронных уроков и тестов по работе с текстом на уроках русского языка и чтения.
Информационно-методическая среда: теоретико-практические, учебно-методические семинары, мастер-классы
Нормативно-правовые ресурсы:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». 2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 3. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». 4. Программа модернизации «Новая школа Югры».
Мотивационные ресурсы: система морального и материального поощрения
Кадровое обеспечение Имею высшее образование. Стаж педагогической работы (по специальности)- 28 лет.
-
Партнеры
- Обучающиеся (ученики 1-4 классов).
- Родители обучающихся.
- Администрация школы.
-
Целевая установка
Таблица 1.
Количественные показатели участия педагогов и школьников в осуществлении педагогического опыта
2010
2011
2012
Количество
учителей-предметников
3
9
12
Количество воспитанников
52
78
98
-
План реализации проекта
№п\п
Мероприятия
Сроки выполнения
Ответственные
1
Изучение теоретического материала по методике и практике работы с текстом.
сентябрь-декабрь 2009г. Немец Т.П.
2
Прохождение курсов, семинаров. Участие в очных, дистанционных конференциях, конкурсах, мастер - классах.
2009- 2010гг. Немец Т.П.
3
Изучение опыта коллег по применению современных технологий. Внедрение в личную педагогическую практику образовательных технологий, позволяющих добиться реальных результатов при реализации данного проекта.
январь- сентябрь 2010г. Немец Т.П.
4
Проведение психолого-педагогической диагностики учащихся. Диагностика техники чтения.
2010 - 2011 гг. Немец Т.П.
5
Разработка и проведение уроков
с применением методов и приемов работы с текстом.
январь-апрель
2009- 2010 г. Немец Т.П.
6
Разработка и апробирование программы.
сентябрь, октябрь 2009 г. Немец Т.П.
7
Участие в различных городских,
региональных, всероссийских конкурсах, фестивалях.
2009-20011гг. Немец Т.П.
8
Обобщение результатов проекта.
Рефлексия. Анкетирование участников, принимающих участие в реализации проекта.
2010-11уч. год Немец Т.П.
9
Анализ результатов, подведение итогов, мониторинг учителя и качества знаний учащихся. Поэтапный контроль, мониторинг результатов: рейтинг успеваемости, срезы, контрольные и самостоятельные работы, анкетирование, повторное психологическое тестирование, анализ и самоанализ.
апрель- май
2011 Немец Т.П.
10
Разработка мастер-класса для учащихся и коллег по использованию методов и приемов по работе с текстом.
2011-12 уч. год Немец Т.П.
11
Оформление мониторинга.
май, 2013г. Немец Т.П.
12 Защита проекта. Презентация.
январь, 2013г. Немец Т.П.
- Ожидаемые результаты и социальный эффект
Наличие и рейтинг успешности участников конкурсов, олимпиад, научных конференций: Мои ученики являются активными участниками разных конкурсов, фестивалей, смотров разного уровня
Результаты участия обучающихся в различных конкурсах. № Мероприятия год результат 1 Всероссийский интеллектуальный конкурс «Классики - 2011-2012». Всероссийский интеллектуальный конкурс «Классики - 2012-2013». 2011
2013 3, 2 места
1 место в регионе, 3 место на всероссийском уровне 2 Всероссийская олимпиада по литературному чтению «Творчество А. С. Пушкина» для 4-х классов 2013 2, 3 места 3 Окружной фестиваль ученических проектов «Грани познания». 2012 Победа в номинации 4 Всероссийский дистанционный математический конкурс «Ребус». 2013 2,3 места 5 Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа». 2013 2,3 места 6 Всероссийский интеллектуальный конкурс «Классики - 2011-2012». 2011 3 место 7 Всероссийская олимпиада по литературному чтению «Творчество А.С.Пушкина» для 4-х классов 2013 2 место 8 Окружной фестиваль ученических проектов «Грани познания». 2012 Победа в номинации 9 Всероссийский дистанционный математический конкурс «Ребус». 2013 2,3 места 10 Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа». 2013 2,3 места
-
Перспектива дальнейшего развития проекта
-
Список литературы
-
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 2009.
-
АсмоловА.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития личности.-М: Смысл: издательский центр «Академия»,2009.
-
Вербицкмй А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции.-М.: ЛОГОС,2009
-
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании.- М.: ИЦ ПКПС, 2009.
-
Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. -М.: Просвещение, 2011.
-
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. -М.: АПК и ППРО, 2009.
-
Колганова Н. Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников [Текст] / Н. Е. Колганова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 5-8.
-
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: т действия к мысли. Пособие для учителя /под редакцией А.С. Асмолова. -М.: Просвещение, 2011.
-
Маркова А.К. Психология труда учителя. -М.: Педагогика, 1993.
-
Первова Г.М. Педагогическая практика студентов по предметам филологического цикла в начальной школе (литературное чтение). -Тамбов: ТОИПКРО, 2012.
-
Первова Г.М. Детская литература в начальных классах.- Тамбов: ТОИПКРО, 2009.
-
Светловская Н.Н. Наука становления личности средствами чтения-общения: Словарь -справочник. -М.: Экон - Информ, 2011.
29