Урок русского языка на тему Правописание парных согласных

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку во 2 классе

по теме: "Правописание парных согласных"


Цели:

Образовательные: развивать на слух определять звонкие и глухие согласные, добиваться о детей необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных, обобщать знания о различных способах проверки парных согласных, закреплять умения давать характеристику звука, знания об изученных орфограммах, формировать навык грамотного письма.

Развивающие: развивать мыслительные операции; развивать устную и письменную речь учащихся; уметь четко и правильно выражать свои мысли

Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, любовь к русскому языку, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать чувства взаимопомощи и сотрудничества.

1. Орг.момент.

(Половинки доски закрыты, их придерживают петли и висящие на ней замки. Сверху надпись:)

СКА...КИ

- Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие в волшебную страну сказок.

- Давайте проверим, все ли у нас готово для путешествия: учебник, тетрадь, пенал с ручками, папка с волшебными листочками, цветные карточки.

- Ну что ж, тогда в путь. А вот и ворота в сказочную страну.

Ой, ребята, а здесь замок, да и буква куда-то пропала. Как же нам открыть дверь в волшебную страну? Что надо сделать? (предположения детей)

- Какую букву надо вставить? Какая она? (парная согласная)

- Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (правописание парных согласных)

- А для чего нам нужно знать парные согласные? (чтобы грамотно писать)

- Вот сегодня мы будем учиться грамотно писать слова с парными согласными в конце и в середине слова. (1 замок снять)

2. Чистописание.

- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает парный, глухой, мягкий согласный звук, живущий в слове СКАЗКИ. (К)

- Определите последовательность в написании буквы К:

Кб кв Кг (чередование заглавной и строчной буквы "к" с парными звонкими согласными)

Пока дети пишут снять 2 замок.

Проверка: - если вы сделали все правильно и работа вам понравилась, нарисуйте на полях зеленый кружок и закрасьте его; если в работе есть небольшие помарки - закрасьте половину кружка.

3. Словарная работа.

- Посмотрите , ребята, все замки открылись и теперь пора в путь. Но давайте выберем вид транспорта, на котором мы совершим путешествие, а найти его мы сможем в словаре. (Дети в тетрадях записывают: Словарь)

- Назовите одним словом:

* вид городского легкового транспорта (машина)

* самый быстрый летательный аппарат, предназначенный для отправки грузов и людей в космические просторы (ракета)

* вид транспорта, для перевозки грузов и пассажиров по морю (корабль)

ПРОВЕРКА:

- Что общего в словах данного ряда? (сущ-ые, нариц., неодуш., ед.ч., словарные)

- Назови лишнее в этом ряду? (корабль - 2 слога, звуков ‹ букв)

- Назовите слово, в котором есть шипящий согласный звук? (машина)

- Назовите последнее слово в этом ряду (ракета)

- Ребята, мы вспомнили разные виды транспорта, но для путешествия в сказку они не очень подходят. Нам нужен другой транспорт. Отгадайте его сами:







э




к





и



п


а

Ж

ЭКИПАЖ (картинка)

Урок русского языка на тему Правописание парных согласных

- Как по другому можно назвать экипаж? (карета)

- А это слово удивительное, оно многозначное. Знаете где еще употребляется это слово?

(в самолетах, на кораблях, в ракете и даже в машине - ЭКИПАЖ- люди, управляющие своим транспортны средством)

- Вот и мы с вами экипаж, отправляющийся в путешествие!

- Придумайте предложения со словом, используя его многозначность.

- Сколько слогов в слове ЭКИПАЖ?

- На какой слог падает ударение?

- Достаньте свои волшебные листочки и давайте подарим каждому звуку в этом слове свой цветочек. (класс делится по рядам - каждому ряду свой звук - фонетический разбор)

[э к` и п а ш]

- Где можем допустить ошибку?

- Какую орфограмму-ловушку мы можем проверить?

- Послушайте стихотворение и найдите слово, которое поможет нам запомнить слово ЭКИПАЖ.

- Кто нам поможет? (паж Эки)

- Произнесите слово: громко

выделяя ударный слог

шепотом

спросите

порадуйтесь

сфотографируйте

закройте глазки - проявите свою фотографию и запишите в тетрадь.

- На полях нарисуйте кружок, если вам ваша работа понравилась.

- Какая сказочная героиня ездила в удивительном экипаже, который вырос на грядке?

ЗОЛУШКА (имя каждого героя вывешивается на доску)

- Посмотрите на имя этой героини. Какая опасность живет в этом слове? А правильно ли мы его написали?

- Давайте спросим у другой сказки.

Урок русского языка на тему Правописание парных согласных

4 Объяснение нового материала

- А это что за сказка? Кругом снежинки? (МОРОЗКО)

Урок русского языка на тему Правописание парных согласных

- Ох, и любит Морозко совершать превращения:

на доске: бочка - почка

вилка - пилка

голос - колос

дочка - точка

жар - шар

зуд - суд

- Прочитайте пары слов. Значение каких слов не понятно?

- Что помогло Морозко совершить эти превращения? (парные согласные)

- Произнесите первые звуки в словах левого столбика. Какие это звуки? Вспомните шкалу звучности, из чего они состоят? (из шума и голоса)

- Запишите их в верхнем ряду звуков. (у детей на столах схемы звуков)

[ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ]

[ б ] [ в ] [ г ] [ д ] [ ж ] [ з ]

- Произнесите первые звуки второго ряда. Какие это согласные? Как они произносятся? Что мы используем для их произношения? (шум)

- Запишите их в нижнем ряду.

[ п ] [ ф ] [ к ] [ т ] [ ш ] [ с ]

- Прочитайте пары согласных звуков.

- А вот еще одна загадка от Морозко.

На доске слова: снег

Морозко

- Прочитайте слова

- Какой звук слышится в конце первого слова?

- Какой это звук?

- А какую букву будем писать?

- Что произошло со звонким согласным? Где произошло оглушение?

- Чтобы нам не ошибиться и разгадать загадку звуков их надо проверить?

- Как это сделать? Какой звук позвать?

(такая же работа проводится и со вторым словом)

- Какой звук пришел на помощь?

- Как проверить парный согласный?

5. Физминутка.

- Давайте немного отдохнем. Я буду называть слова. Если слово начинается со звонкого согласного - вы хлопаете в ладоши, если с глухого - приседаете, прячетесь. Но постарайтесь не попасть в ловушки :

зайка, сайка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить, печь, дверь, яблоко, зверь, барсук, грач, шмель, озеро


6. Закрепление пройденного.

а) - Наш экипаж приближается к следующей сказке. Что это за сказка?

МАША И МЕДВЕДЬ

Урок русского языка на тему Правописание парных согласных

-В каком слове таится опасность?

- Что у него в коробе?

моро... тетра...ь завтра...

оши...ка игру...ка конфе...ка

- Прочитайте слова каждой строки. Попробуйте сформулировать задание.

(Найти в каждой строке лишнее слово)

- Объясните свой выбор и запишите в тетрадь.

- Составьте предложения с "лишними" словами.

б) Работа с предложением.

- Впереди еще одна сказка : "КОТ В САПОГАХ"

Урок русского языка на тему Правописание парных согласных

-Где притаилась опасность?

- Что он делает? (ловит мышь)

- Скажу по секрету коту пришлось ловить не только мышей, но и слова. Прочитайте слова.

Сне... на пуш...стый бере.... леж...т ве...ках.

- Помогите коту, что надо сделать? (составить предложение)

- А разве это не предложение? Докажите.

- Составьте предложение. (дети составляют предложение и записывают его в тетрадь)

- Запишите предложение, используя правила написания слов и предложений

ПРОВЕРКА: один ребенок объясняет написанно

- Если вы все сделали правильно и аккуратно, нарисуйте на полях зеленый кружочек.

7. Работа в парах.

- Наш экипаж приближается к следующей сказке. РЕПКА.

Урок русского языка на тему Правописание парных согласных

- Вспомните, что только сообща герои сказки смогли вытащить репку. Вы тоже будете работать сообща - в парах.

- Вспомните правила этикета ,,,,,,,,,,,,,,...

- Что надо сделать? Попробуйте сформулировать задание?!

(Надо составить слова, используя буквы игрового поля, ориентируясь на шифр)

Д


Ы


Р


К








К


Л


М


А








Б


О


С


И








Н


Ш


Ь


Е

А4

Г1

А4- дед

В3

Б4

Б1

В1- мышь

Г4

Б2

Б1

А3

Г3- кошка

- Прочитайте полученные слова. Что в них общего?

- Назовите слова, где парная согласная стоит в середине слова?

- В конце слова?
- Как проверить парную согласную?

8. Рефлексия.

- Наше путешествие подошло к концу. Вы хорошо потрудились на уроке.

- С героями каких сказок повстречались?

- Что общего в названии этих сказок?

- Какими знаниями по русскому языку вы поделитесь со своими родителями?

- Покажите с помощью мимики свое настроение. Нарисуйте такую же рожицу к себе в тетрадь.

- Постарайтесь отдохнуть, чтобы на следующий урок вы пришли с таким же хорошим настроением.

Урок окончен. Спасибо за работу.



© 2010-2022