Внеклассное мероприятие по теме Самое синее в мире

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Севастополя

"Средняя общеобразовательная школа № 34"














Открытое внеклассное занятие.


Устный журнал

Тема: "Самое синее в мире Чёрное море моё..."


4-А класс


Учитель: Шильдяева Ирина Алексеевна
















Цель : - познакомить с краткой историей Чёрного моря, его особенностями, обитателями, легендами , связанными с Чёрным морем;

- продолжить работу по формированию у учащихся интереса к изучению природы родного края;

- развивать познавательную активность учеников, расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас;

- воспитывать любовь к природе, умение заботиться о ней;

Оборудование: - физическая карта; иллюстрации; рисунки и плакаты, выполненные детьми; цветные карандаши; альбомные листы; модель журнала;

Литература: "Легенды Крыма", журнал "Крымуша", "Песни о Севастополе" Зыканова Т. Н. (ДУУ №120), Хитько Л. Л. ( ДУУ № 127),

Ход занятия

I Организация класса

Учитель:

- Улыбнёмся друг другу! Настроимся на хорошее настроение и тогда наш сегодняшний необычный урок пройдёт организованно и интересно.

II Актуализация опорных знаний

Дети исполняют песню «Чёрное море» М. Матусовский

III Сообщение темы и целей урока

1 ученик 2 ученик

Легко затеряться И всё-таки море

В солёном просторе, Останется морем,

Волна закипает, И нам никогда, никогда

Грохочет прибой, Не прожить без морей !

Я. Френкель

-Как вы уже, наверное, догадались сегодня наш разговор пойдёт о море, о нашем родном Чёрном море. Вы узнаете, почему оно так называется, кто живёт в Чёрном море, чистое или грязное наше море, что должен делать человек, заботясь о море, познакомитесь с легендами, отрывками из произведений писателей и поэтов , которые описывают Чёрное море. А урок наш пройдёт в форме устного журнала.

IV Работа над материалом урока

1-я страница - «Немного истории»

3 - й ученик

История развития Черноморского бассейна начинается с далёкого прошлого.

Давным -давно, десятки а то и сотни миллионов лет назад наша голубая планета Земля имела совершенно другой вид. Все воды объединялись в один единственный океан Тетис.

4 -й ученик

На протяжении прошедших миллионов лет движение земной коры изменило облик океана. Известно, что существовало Сарматское море в состав которого входило и Чёрное море. Затем появилось Понтическое море, которое объединяло Чёрное, Азовское и Каспийское.

5-й ученик А спустя 5-6 тысяч лет земная кора внесла новые изменения. Воды Чёрного

моря соединились со Средиземным. Так это было или иначе, но многие учёные представляют рождение Чёрного моря таким.

Но как бы там не было, все признают, что Чёрное море - самое молодое.

Учитель:

Вот такой была наша историческая страница. Её мы оставляем позади, но на наших уроках мы будем к ней возвращаться, чтобы ещё больше узнать об истории Чёрного море.

2-я страница Географическая

Учитель:

А следующая страница- географическая. Давайте с вами кратко вспомним, что нам известно о географии Чёрного моря.

- Что называется морем?

Чёрное море принадлежит к закрытому бассейну Атлантического океана.

Чёрное море соединяется Керченским проливом с Азовским.

Проливом Босфор Чёрное море соединяется с Мраморным морем.

Очертания Чёрного моря напоминают овал.

Протяжённость Чёрного моря с севера на юг составляет 580метров.

Наибольшая глубина в Чёрном море равна 2 тысячи 210 метров.

К Чёрному морю прилегают берега шести стран России, Грузии, Украины, Румынии, Болгарии и Турции.

Учитель:

Западный участок побережья Чёрного моря до Крымского моря отличается извилистой береговой линией с большим разнообразием заливов, лиманов, озёр, болот. Здесь впадают в Чёрное море крупнейшие реки Европы- Днепр и Дунай.

Побережье Крымского полуострова особенное, ему нет равных. От Севастополя до Евпатории пологие берега с песчаными пляжами, которые чередуются ракушкой и галькой. В районе Евпатории много солёных озёр.

Красив Южный берег Крыма. Зигзаги береговой линии изрезанные каньонами, обрывами, скальными выступами и каменными глыбами. Чем больше внимания уделяют морю люди, тем оно шире раскрывает им свои тайны и щедро вознаграждает своими богатствами.

6-й ученик 7-й ученик

Для чего морю наряды На чёрной глади-

В ночь любую, Мягкий

В день любой Бархатный наряд,

Море занято А на бархатном

собой: Наряде

По утрам оно одето Драгоценности

В платье Горят.

Розового цвета. Море,

Днём -одето Если не секрет,

В голубое, Дай, пожалуйста,

С белой ленточкой Ответ:

Прибоя Для чего тебе

А сиреневое платье Наряды?

Надевает Чтобы люди

На закате. Были рады!

По ночам В. Орлов

Учитель:

Ребята, давайте вспомним, что же даёт море человеку?

8-й ученик

Ежегодно к Чёрному морю из разных стран приезжают люди на лечение и отдых. Своеобразные климатические условия- сухой тёплый климат, устойчивая тёплая погода летом и осенью, целебная вода моря- всё это привораживает отдыхающих

9-й ученик

На дне Чёрного моря и в примыкающих лиманах, лагунах огромное количество илов и грязей. Они находят широкое применение в грязелечении.

10-й ученик

Важное значение для развития пищевой промышленности имеет промысел рыбы.

11-й ученик

Из морской воды получают йод, бром, марганец и другие элементы, необходимые для лечения заболеваний.

12-й ученик

Широко в промышленности используют черноморские водоросли- пищевые добавки, для получения лекарств.

13-й ученик

Песок и гравий - ценнейший строительный материал.

Песок- основное сырьё для стекольной промышленности.

14-й ученик

Важное значение имеет морской транспорт. Голубые дороги- приятное путешествие.

Учитель:

Да, поистине велики дары моря человеку. В последние несколько десятилетий Чёрное море открывает новые секреты нефтегазовых месторождений. И самое главное - море -это колыбель жизни на земле, из моря миллионы лет назад вышли первые живые существа. Поэтому человек обязан заботится о сохранности этих богатств для будущих поколений

Дети исполняют песню « Чёрное море»,Зыкановой Т. Н. (ДУУ №120) и Хитько Л. Л. ( ДУУ № 127)

1. Ах , море, море Чёрное - 3. Вот чайка закружилась

Лёгкая волна, Над морской волной:

Ветерку послушная « Здравствуй, здравствуй , море,

Плещется она. Потанцуй со мной !»

2. А по морю Чёрному 4. Взмахнула чайка крыльями

Пароход плывёт, И улетела вдаль.

Чаек белокрылых Ах, море, море Чёрное,

В хоровод зовёт. Меня не забывай.

3-я страница - « Кто в море живёт, что в море растёт ?» 15-й ученик

Послушайте внимательно

о жизни в глубине-

Раскроет море тайны

Тебе и мне.

Чёрное море по составу и характеру распределения живых организмов своеобразно и неповторимо. Только Чёрное море , из всех морей на Земле, имеет разделение на две зоны - кислородную (150- 200 м) и лишённую жизни- сероводородную (ниже 200м), которая занимает три четверти водной массы моря.

Чёрное море одно из самых малообитаемых морей на Земле, так как ниже 200м , обитают в этой зоне только бактерии микроспира.

16-й ученик

И не в небе, и не в поле, И лисицы, и рачки,

А в чудесном Чёрном море И коты, и червячки,

Обитают на просторе И морские петухи,

Рыбы - ласточки и кони, И дельфины - пастухи.

17-й ученик

В кислородном слое обитают несколько сотен видов водорослей: зелёные, сине- зелёные, бурые, красные, есть два вида цветковых водорослей.

Есть водоросли , которые обитают возле берега- коралина, , морской салат и другие, а есть те , которым нужна глубина- , например , морской виноград, а а есть такие, которые просто плавают в воде, например периденея. Интересно, что именно она создаёт свечение моря осенью.

18-й ученик

Лежит на дне морском звезда-

Красивая, живая.

Она не светит никогда,

Но море украшает.

Н. Томилина

19-й ученик

А вот в Чёрном море обитают ночесветки- светящиеся крохотные хищники. Если их вытащить из воды и высушить, то они так и будут светиться холодным светом. За свечение отвечает вещество, которое учёные назвали «люциферин», в честь повелителя ада, Люцифера.

20-й ученик

Краями плавно шевеля,

Плывёт кусочек киселя.

Он раскалённым не бывает,

Но очень сильно обжигает!

Н. Томилина

21-й ученик

В Чёрном море чаще всего встречаются медузы- аурелия и корнерот, которые светятся по ночам..

Аурелия - самая маленькая медуза, а корнерот - самая крупная. Размер купола корнерота может достигать 50 см. Своими щупальцами он может нанести сильный ожог, а а вот аурелия не ядовита.

22-й ученик

Красивый домик у моллюска, Но очень маленький и узкий.

Зато он вместе с ним растёт, Почти не требуя хлопот.

Н. Томилина

23-й ученик

Наиболее распространённые моллюски- это мидии, рапаны устрицы и гребешки. Все они съедобны.

Устрицы и мидии специально разводят. Устрицы живут 30 лет, они очень живучи, без море могут обходиться более 2 недель.

24-й ученик

Мидии живут 7- 10 лет, это настоящие фильтры. Они пропускают через себя огромное количество воды, очищая её. Иногда в очень крупной мидии можно отыскать мелкую жемчужину розового цвета.

25-йученик

Гребешки интересны тем, что могут перемещаться как реактивный снаряд . У гребешков сотни глаз, но этот моллюск слеп. Если один глаз удалить то на его месте вырастет другой.

26-й ученик

Рапана прибыла вместе с кораблями с Дальнего Востока. Считается, что рапана - родственник исчезнувших моллюсков, из раковин которых древние финикийцы получали свой знаменитый пурпурный краситель.

27-й ученик

Надев красивый лёгкий панцирь

И храбро выставив клешни,

Краб выступает в грозном танце.

Он так старается - взгляни!

Н. Томилина

28-й ученик

В Чёрном море встречаются крабы: паук, мраморный, каменный, травяной, краснокорый и другие . Всего 10 видов. Все они не достигают крупных размеров.

29-й ученик

А эта рыба не простая-

Когда за ней акула мчится,

Она из моря вылетает, Как перепуганная птица!

Н. Томилина

30-й ученик

Известно примерно 170 видов рыб, которые обитают на Чёрном море: белуга, сельдь, хамса, тюлька, шпрот, кефаль, барабулька, скумбрия, камбала, пеламида, тунец- имеют промысловое значение .

31-й ученик

Среди рыб не имеющих промыслового значения- бычок, морской ёрш, игла, морской конёк, зеленушка, морской дракон, морской чёрт, морской петух и другие.

32-й ученик

В Чёрном море обитает небольшая рыбка султанка или барабулька. Пойманная султанка, умирая, покрывается яркими золотисто-оранжевыми пятнами. Послушайте две из легенд о б этой рыбке.

Учитель:

Легенда о рыбке-султанке

Султанка, или барабулька - небольшая рыбка, обитающая в Черном море. У неё своеобразная внешность: большая голова, с круто срезанной под тупым углом мордочкой и длинными усами по бокам, что делает её похожей на запорожца (отсюда название барабулька). Пойманная султанка, умирая, покрывается яркими золотисто-оранжевыми пятнами. Мясо ее нежное и вкусное настолько, что в Древнем Риме эту рыбу подавали во время пиров на столы патрициев, а в Турции её мог есть только султан. О падении Константинополя на берегах Средиземного и Черного морей было сложено немало песен. Вот одна из них - под названием «Рыбы Константинополя»: В Константинополе монах на кухне жарил рыбу. Вдруг тихий голос прозвучал - с небес летевший голос: - Беги, монах, беги скорей, сейчас ворвутся турки! Он отвечал: «Воистину, когда взлетят, как птицы, эти рыбы - Тогда лишь в город наш святой ворвутся злые турки». Вдруг рыбы ожили - и вмиг взлетели, словно птицы: И в город ворвался султан, и пал Константинополь… Песня эта исполнялась в Греции, а вот какая легенда о том же событии была известна в Крыму: Хорошая рыбка султанка; много раз она вместе с камсой спасала южный берег Крыма от голода. Рыбка эта не простая, а поджаренная - оттого она и переливается золотом в воде. Вот как дело было. Турецкий султан Магомет II подошел к Константинополю с большим войском, но жаль ему было разорять город и послал он предложение царю Константину сдать город без боя. Царь сидел в саду своего дворца у фонтана, а жена его тут же жарила небольшую рыбку. Когда посланный султана передал его предложение, Константин сказал, указывая на жаровню: «Передай своему султану, что когда эти рыбки выпрыгнут со сковороды в фонтан, тогда будет сдан Константинополь». Ушел посол - а рыбки вдруг одна за другой попрыгали со сковороды в воду фонтана. Побледнел царь. Через два дня Константинополь был занят турками. Повелел султан бросить рыбок из фонтана в море, чтобы они плодились в нем и напоминали людям о великом событии - взятии Константинополя. Вот и появилось в Черном море много рыбок с золотистыми боками - это и есть султанка.

33-й ученик

В Константинополе рыбак на кухне жарил рыбу.

Вдруг тихий голос прозвучал- с небес

летевший голос:

- Беги, монах, беги скорей, сейчас ворвутся турки!

Он отвечал: « Воистину, когда взлетят , как птицы, эти рыбы -

Тогда лишь в город наш святой ворвутся злые турки»

Вдруг рыбы ожили - и вмиг взлетели, словно птицы,

И в город ворвался султан,

И пал Константинополь…

34-й ученик

Держась хвостом за стебелёк,

Стоит на дне морской конёк.

Он изгибает круто шею,

Но бегать быстро не умеет.

Н. Томилина

35-й ученик

Морская игла и морской конёк отличаются от других рыб тем, что сами вымётывают икру не в воду, а в особые кожные складки на спине самцов, и самцы вынашивают икру до мальков.

36-й ученик

Древней акулы рыбы нет.

Она живёт здесь много лет.

Но у старушки грозный вид

И превосходный аппетит.

38-й ученик

В Чёрном море два вида акул: катран(морская собака, колючая акула) и маленькая пятнистая акула ( кошачья акула).

Катран иногда достигает двух метров, а кошачья акула больше метра никогда не вырастает .

39-й ученик

Весёлый маленький дельфин

Гуляет в море не один.

Когда он с мамой рядом,

Печалиться не надо.

40-й ученик

В Чёрном море обитает три вида дельфинов ( зубатых китов): азовка, белобочка и афалина .

Самый крупный - афалина (бутылконос), поменьше белобочка и самый маленький - азовка (пыхтун, морская свинья).

Обитатель дельфинариев и океанариев- афалина. С этим дельфином экспериментируют учёные во многих странах мира. Образ жизни у дельфинов - стадный.

Дети исполняют песню " Чайки" ,(Зыкановой Т. Н. (ДУУ №120) и Хитько Л. Л. ( ДУУ № 127)

1. Чайки белокрылые 2. Чайки над волнами

К морю прилетели. Стайкою летят,

Морю, морю Чёрному О морях далёких

Песню свою пели. Рассказать хотят.

Припев: Море, море Чёрное- 3. Кружат, кружат Чайки

Синева вдали. Над мачтой корабля.

Встречает море Чёрное Их любит море Чёрное

Из рейсов корабли. Как моряка земля.

4-я страница - « Экологическая»

Учитель:

Побережье Чёрного моря является территорией, плотно заселённой человеком ещё с античных времён. Оно издавна отдаёт человеку материальные блага: рыбу, растения, различные соли, стройматериалы, излечивает людей от недугов. Но люди не всегда заботятся о море, зачастую нанося ему вред. По мнению ряда специалистов экологическое состояние Чёрного моря за последнее десятилетие ухудшилось.

41-й ученик

Президент Крымской академии наук высказал мнение, что Чёрное море - самое грязное море в мире. Каковы же основные причины загрязнения моря?

42-й ученик

Сильное загрязнение впадающих в море рек, особенно стоками с полей. Это влечёт за собой цветение моря- развитие сине-зелёных водорослей, уменьшение прозрачности вод и гибели многоклеточных водорослей.

43-й ученик

Загрязнение вод нефтью и нефтепродуктами, приводит к гибели морских животных и загрязнению атмосферы за счёт испарения нефтепродуктов с поверхности моря.

44-й ученик

Загрязнение моря отходами человеческой жизнедеятельности- сброс неочищенных или недостаточно очищенных вод.

45-й ученик

Массовый вылов рыбы. Изменение состава флоры и фауны под воздействием человеческих факторов.

Учитель:

Сильный шторм, который произошёл в ноябре 2007 года, стал причиной чрезвычайных происшествий в Азовском и Чёрном морях. В результате шторма пострадало 13 судов, в воду попало 2тысячи тонн мазута и неизвестное количество серы. Последствия этого шторма по прогнозам учёных возможно будет почти полностью ликвидировать только через десяток лет.

Природные богатства и условия для отдыха на Чёрном море можно сохранить только общими усилиями всех причерноморских стран. Ещё 21 апреля 1992 года в Бухаресте была подписана и утверждена Конвенция « О защите Чёрного моря от загрязнения». Украина подписала эту конвенцию в 1999 году.

Санитарно-эпидемическая служба нашего города следит за чистотой воды в море, за состоянием очистных сооружений, за соблюдением расписанием для водного транспорта.

Подумайте и скажите, а какой вклад в охрану моря можем вносить мы с вами?

(Ответы детей)

5-я страница - заключительная «Нарисуй»

Учитель:

Ребята , вы сегодня много узнали о Чёрное море , много увидели интересного. А знаете ли вы что 31 октября отмечается международный день Чёрного моря ?

Давайте , закроем глаза и мысленно перенесёмся в машине времени на много лет вперёд, и представим , каким станет наше море. А теперь откройте глаза и нарисуйте, то что вы увидели в своих мыслях

V Подведение итогов урока

- Какова была тема нашего занятия?

- Что вы узнали об истории Чёрного моря ?

- Что вы узнали об обитателях Чёрного моря ?

- Что люди должны делать, чтобы сохранить море чистым ?

Оценивание работы детей.

Учитель:

А в заключении мы исполним ещё одну песню

Дети исполняют 1-й и 2- й куплеты песни « Берегите Севастополь»,Зыкановой Т. Н. (ДУУ №120) и Хитько Л. Л. ( ДУУ № 127)

1. Берегите люди, город! 2. Пусть наш город лишь сияет

Не рисуйте на домах, Свежестью и чистотой.

Не бросайте мусор в море Всех гостей пусть удивляет

Рыбы ведь живут в морях Он своею красотой.








© 2010-2022