Статья Проектно-исследовательская технология во внеурочной деятельности в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектно-исследовательская технология во внеурочной деятельности в начальной школе

Первушкина Татьяна Александровна, учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 51г. Томска Аннотация: В данной статье представлен опыт работы с обучающимися начальных классов по использованию проектно-исследовательской технологии во внеурочной деятельности. Ключевые слова: Проектно-исследовательская технология, учебный процесс, внеурочная деятельность, универсальные учебные действия.

В настоящее время учебный процесс все больше связывают с деятельностным подходом к усвоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность школьника и начинается именно с начального периода обучения.

Начальный этап рассматривается как подготовительный этап участия школьников в целенаправленной научно-исследовательской деятельности в дальнейшем. Необходимо помочь детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться. А что лучше может развить ребёнка, помочь ему приобрести опыт разнообразной деятельности? На мой взгляд, это проектно-исследовательская технология?

Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения, как то: метод проектов, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, поисковый эксперимент, опытная работа, обобщение результатов и другие. Её изначальной формой является метод проектов, который успешно используется в современном процессе обучения.

Метод проектов предполагает процесс разработки и создания проекта, предполагаемого или возможного объекта или состояния. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

Возможны два пути формирования проектно-исследовательских навыков в педагогической деятельности. Это использование проектно-исследовательского метода: в учебном процессе и во внеурочной деятельности. Я эту технологию в своей педагогической деятельности использую как в урочной, так и во внеурочной деятельности, поскольку именно она предполагает неформальное общение педагога и ученика, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности.

Главные цели проектно-исследовательского метода состоят в следующем: заинтересовать обучающихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Целесообразно не навязывать детям темы исследования. Пусть они возникают из вопросов самих детей при изучении каких-либо тем. Мной была разработана программа внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» Эта программа включает в себя следующие темы проектно-исследовательских работ: «История появления транспорта», «Моя родословная «Зачем поют птицы?», «Необходимо ли школьнику делать прививки? «Почему у кукурузы такое смешное имя?», «Что такое счастье». Предполагается, что каждый ученик изучает то, что для него интересно и значимо. Конечно, работы детям помогают оформлять родители, классный руководитель. Но всё равно дети - являются исследователями!

Занятия, проведённые по этой программе с использованием проектно-исследовательской технологии, помогают достичь следующих результатов:

- возрос познавательный интерес обучающихся к предметам;
- повысилась мотивация к учебной деятельности;
- совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;
- повысилась активность на занятиях, самостоятельность, коммуникабельность; исчезла боязнь неправильного ответа.
Работа над проектами с детьми младшего школьного возраста связана с определёнными трудностями:
- ребята с трудом могут самостоятельно выбрать главную, значимую информацию;
- не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности.

Но все эти трудности незначительны по сравнению с приобретёнными в процессе работы универсальными учебными действиями. Выполняя различные проекты по программе «Всё узнаю, всё смогу», дети учатся работать в группе, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с источниками информации. Они более творчески мыслят и проявляют инициативу. Но уже априори можно предположить, что проведённая в начальной школе работа с использованием проектно-исследовательской технологии, поможет ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни.

Список литературы:

  1. Кривобок Е.В., О.Ю. Саранюк. Исследовательская деятельность младших

  2. школьников. - Волгоград: Учитель, 2010.

  3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. - М.: Вентана-Граф, 2002.

  4. Проектная деятельность в начальной школе/под ред. М.К Господникова и др. - Волгоград: Учитель, 2008.

  5. Проектные задачи в начальной школе/под ред. А.Б. Воронцова. - М: Просвещение, 2011



© 2010-2022