Конспект урока + презентация (закрепление темы Имя прилагательное) (2 класс УМК Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Урок русского языка. 2 класс. УМК «Школа России».













































Пояснительная записка к занятию. Урок русского языка разработан по УМК «Школа России», по учебнику русского языка, авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учитывая психологические особенности данного возраста, во время проведения урока менялись виды деятельности детей, поэтому беседа с педагогом чередуется с работой в тетрадях, работой с листом самооценки, динамическими паузами, дидактическими малоподвижными играми, просмотром презентации. Слайды, предложенные детям для рассмотрения, содержат минимум текста, написанного крупным шрифтом, красочные картинки для рассматривания, обсуждения и беседы. Во время урока дети проверяют свои знания по теме «Имя прилагательное». Работа с литературными тесктами, создание текстов способствует активизации мыслительной деятельности детей, развитию речи. Урок построен в логике деятельностного подхода. В течение всего урока учащиеся работали с листом самооценки, где фиксировали свои затруднения в понимании темы, а затем анализировали их. Также в листе фиксировались алгоритмы и все понятия по теме «Имя прилагательное». В ходе урока у учащихся формировались все виды универсальных учебных действий.

Урок русского языка. 2 класс. УМК «Школа России», Русский язык В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.

Место урока: урок № 141 (последний в теме «Имя прилагательное»)

Тема: проверка знаний по теме «Имя прилагательное»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся

  • находить прилагательные в тексте;

  • ставить вопросы от существительных к прилагательным;

  • устанавливать связь между прилагательным и существительным;

  • подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу;

  • различать текст - описание и текст - повествование.

Исходя из планируемых результатов, ставлю цели урока:

Цель урока
Метапредметная
:

Расширить изучение предмета "русский язык" через интеграцию с литературным чтением, окружающим миром, ИЗО.

Предметная:
Обобщение знаний обучающихся об имени прилагательном

Метапредметные задачи
Развитие универсальных учебных действий обучающихся:
Познавательных, Общеучебных:
1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;
2. Искать и выделять необходимую информацию; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (домашнее задание)
Логических:
3. Устанавливать причинно-следственные связи;
4. Строить логические цепи рассуждений;
5. Выдвигать гипотезы
Постановка и решение проблем:
6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера;
Личностных
1. Уметь слушать и вступать в диалог;
2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами;
Коммуникативных
1.Проявлять любознательность при получении знаний;
2.Проявлять интерес к изучению родного языка;
3.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.
Регулятивных
1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать";
2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата;
4. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания;
5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели;
Предметные задачи

Общедидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала по теме «Имя прилагательное», выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

1.Образовательная цель: способствовать формированию знаний об имени прилагательном, как части речи, его морфологических признаках;
2. Развивающая цель: содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности через заполнение листа самооценки и самоконтроля, рефлексивную деятельность;
3. Воспитательная цель: создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию групповой, парной и фронтальной работы

Оборудование:
Проектор, мультимедийная презентация, учебник, рабочая тетрадь, листы самооценки ученика.
Методы:
• репродуктивный
• частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Логика учебного занятия: перевод знаний от усвоения отдельных фактов, понятий к их обобщению в целостную систему знаний.

Конспект урока:

Этап урока

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок!
Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.

Подготовка и настрой на урок

Каллиграфическая минутка

Слайд №2

Подготовка руки к письму.

- А сейчас подготовим руку к письму в тетради.

Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

Чистописание.

На доске записаны буквосочетания: Ве, чис, доб, ум, я, ны, лый, е, та, ро, е, сё.

- Запишите их. Найдите самое правильное написание и подчеркните его.

Составьте из этих слогов слова, состоящие из 3-х слогов.

Поставьте вопросы к этим словам. Что вы можете сказать об этих словах? Что между ними общего?

Запись числа и классной работы в тетрадь

Дети выполняют пальчиковую физкультминутку

Дети записывают слоги в тетрадь

Ответы детей, вокруг которых учитель организует миниобсуждение

Орфографическая минутка

Слайд №3

- Вставьте пропущенные буквы и над словами напишите номер орфограммы.

Шапоч…ка, сне…, пуш…стый, шу…ка, ле…кие, ч…десный, з…ма л…сной, за…ц, м…розный, л…сич…ка.

Орфограммы:

Безударный гласный, проверяемый ударением.

Безударный гласный, непроверяемый ударением.

Парный согласный.

Правописание сочетаний ЧК,ЧН,ЧТ,НЩ.

Правописание сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

- Разделите все слова на две группы. По какому признаку вы это сделали?

- Что общего между этими словами?

Дети записывают слова, выполняют задания

Ответы детей, вокруг которых учитель организует миниобсуждение

Сообщение темы и целей

Слайд №4

- Мы закончили изучение больших тем в разделе «Морфология». Как будет звучать тема сегодняшнего урока? Запишите в лист самооценки и самоконтроля.

Я имя ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё ... (Прилагательное)

-Так как это последний урок по данной теме, определите для себя учебную задачу. Запишите в лист самооценки.

- Итак, что мы должны знать и уметь по теме «Имя прилагательное» на сегодняшний день? Отметьте в листе самооценки и самоконтроля.

-Я буду рада вашим хорошим ответам.

- В листах в задании № 3 написаны высказывания, относящиеся к имени прилагательному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать высказывания и, если оно является верным, то поставить знак «+», а если неверным, то знак «-»


- Проверим, что у вас получилось.
Поднимите руку те, у кого нет ошибок, 1 ошибка, 2ошибки, 3 ошибки.
Как ты думаешь, почему? Исправьте ошибки.

Дополните фразу: Я (не) допустил ошибки, так как______.

Продолжите фразу: Выполняя упражнение я понял, что мне необходимо …….

Итак, ребята, сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: «Что дают человеку знания по теме «Имя прилагательное?»

Ответы детей, вокруг которых учитель организует миниобсуждение, работа с листами самооценки

Работа по теме урока

Слайд №5



Слайд №6





Слайд №7.




Слайд 8 - 13

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. А куда, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Лес)

-Только это будет необычное путешествие. Мы отправимся в зимний лес.

Давайте вспомним, какие картины о зиме мы знаем? Приведите примеры имен прилагательных в названии картин.

Давайте составим рассказ о зимнем лесе.

-Подберите заголовок к своему рассказу.

Составьте из слов предложения.

укрыл, снег, землю, белым, пушистым. одеялом

надели, деревья, шапки, снежные

кружатся, легкие, воздухе, в, пушинки

чудесным, любуемся, лесом, зимним, мы

Какие части речи встречаются в рассказе.

Расскажите об им. сущ., о прил, о глаголе.

Как определить часть речи?

Найдите и подпишите в тексте им. сущ., гл., прил.

Каким членом предложения являются прилагательные? Как подчеркиваем?

Выделите грамматическую основу предложений, подчеркните прилагательные.

Взаимопроверка в парах.

Какие знакомые орфограммы вы встретили?

Прочитайте текст без имен прилагательных.

Какой текст нам дает более полное восприятие картины зимнего леса?

Сделайте вывод, для чего нам в речи нужны имена прилагательные?

Давайте посмотрим, слова какой части речи поясняют имена прилагательные.

Скажите, снег действительно укрыл землю белым одеялом?

Это скрытое сравнение или метафора.

Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Они покрывает землю, и кажется, что на земле лежит пышное белое одеяло. Снег сохраняет тепло.

А что деревья надели? Как называется это изобразительно-выразительное средство. Давайте повторим.

А снежинки с чем сравнивают?

Давайте подберем эпитеты к слову «снежинка». Какая она?

Какой частью речи выражены эпитеты? Докажите.

А можно сказать снежные снежинки? Почему?

Запишите предложение о снежинке, используя несколько эпитетов.

Динамическая пауза.

Гимнастика для глаз

Учитель перемещает снежинку вправо-влево, вверх-вниз, делает круговые движения.


С неба падает зимою
И кружится над землею
Легкая пушинка,
Белая снежинка.
Вот она летает и порхает,
А наши глазки наблюдают.

Ребята, красив зимний лес! Но жизнь кипит и в зимнем лесу. Давайте вспомним, кто из зверей и птиц остается зимовать в лесу.

По описанию отгадайте некоторых животных, Какое животное лишнее и почему?

- Маленький, беленький, трусливый.

-Мохнатый, косолапый, бурый.

- Хитрая, осторожная, рыжая.

- Рогатый, гордый, длинноногий.

- Серый, голодный, злой.

-Рыжая, маленькая, шустрая.

-Составьте словосочетания по схеме сущ.+прилаг.

Динамическая пауза:

Утром на лесной опушке

собираются зверушки.

Все приучены к порядку:

Дружно делают зарядку!

В листах самооценки в задании №4 напишите ответ на вопрос, какой делают нашу речь имена прилагательные.

Изучение темы «Имя прилагательное» не заканчивается во 2 классе. У вас на столах лежат учебники 3, 4, 5, 6 классов. Посмотрите внимательно оглавление и скажите, что нового мы узнаем по теме «Имя прилагательное» в следующих классах?

А сейчас давайте вернемся к вопросу: «Что дают знания по теме «Имя прилагательное?» В каких сферах деятельности они нам понадобятся?
Дополните фразу: Я понял, что знания по теме «Имя прилагательное…» Поработайте с листами самооценки в задании № 5.

В конце листа вы видите, какие виды деятельности мы сегодня выполняли на уроке. Проранжируйте их по степени привлекательности для вас:
- осуществлять контроль за правильностью согласования имен существительных и имен прилагательных, находить ошибки и исправлять их;
- анализировать тексты, находить в них изобразительно-выразительные средства;
- оценивать роль имен прилагательных в речи;
- находить имена прилагательные в тексте, отличать их от других частей речи;

-составлять тексты - описания;
- оценивать свои знания.

Ответы детей, вокруг которых учитель организует миниобсуждение


Работа в тетради


Дети выполняют задания

Работа в парах

Ответы детей, вокруг которых учитель организует миниобсуждение



Работа в тетради.



Ответы детей


Работа в тетради


Работа с листами самооценки

Работа с учебниками

Работа с листами самооценки


Итог урока

Слайд 14.

Составьте в листах самооценки и самоконтроля схему «Имя прилагательное, как часть речи». Отразите в ней все знания, полученные на уроках ранее.

Работа с листами самооценки

Домашнее задание

Слайд 15.

3 варианта по выбору обучающихся:
1. Сочинить рассказ, сказку, стихотворение о зиме.
2. Написать новые названия произведений художников и писателей о зиме (чтобы в названиях были имена прилагательные).

3. Составить текст - описание животного, зимующего в лесу.

Выбор и запись домашнего задания

Рефлексия

Чему мы научились на уроке

Я научился...

Я понял, что...

Было трудно...

Было интересно...

Хочу похвалить...

Работа с листами самооценки

Итог урока

Слайд 16, 17

Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение, а вы попробуйте найти имена прилагательные.

Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получиться?
Не скажем мы - прекрасное,
Не скажем - безобразное,
Не скажем маме милая,
Красивая, любимая,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.

Ответы детей

Приложение.

Лист самооценки и самоконтроля.

  1. Тема урока:_______________________________________________________________________

  2. Задачи урока:_____________________________________________________________________

Имя прилагательное - это часть речи

Имя прилагательное отвечает на вопросы кто?что?

Имя прилагательное обозначает признак предмета

Имя прилагательное это не часть речи

Имя прилагательное не изменяется по числам

Имя прилагательное отвечает на вопросы какой?какая?какое?какие?

Имя прилагательное в предложении чаще всего является подлежащим

Имя прилагательное в предложении чаще всего является определением

Имя прилагательное согласуется с глаголом

Имя прилагательное изменяется по числам

Имя прилагательное обозначает предмет

Заполните таблицу «Признаки имен прилагательных»

Цвет

Форма

Вкус

Размер

Запах

Внутренние качества

Внешние качества


Я (не) допустил (а) ошибки, так как __________________________________.

Выполняя упражнение, я понял (а), что мне необходимо ____________________________

  1. Напишите ответ на вопрос, какой делают нашу речь имена прилагательные.

_________________________________________________________________________________________

  1. Я понял, что знания по теме «Имя прилагательное» _____________________________________

__________________________________________________________________________________

Проранжируйте деятельность на уроке по степени привлекательности для вас:


- осуществлять контроль за правильностью согласования имен существительных и имен прилагательных, находить ошибки и исправлять их;
- анализировать тексты, находить в них изобразительно-выразительные средства;
- оценивать роль имен прилагательных в речи;
- находить имена прилагательные в тексте, отличать их от других частей речи;

-составлять тексты - описания;
- оценивать свои знания.

  1. Схема «Имя прилагательное, как часть речи»


  1. Чему мы научились на уроке

Я научился...

Я понял, что...

Было трудно...

Было интересно...

Хочу похвалить

Литература:

  1. Бакулина Г.А., Бершанская О.Н.Учусь с интересом. 2 класс.-Киров, 2006.

  2. Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать сочинения. 2 класс.- Грамотей, 2007.

  3. Козырева Л.М. Секреты прилагательных.- Ярославль, 2001.

  4. Сборник рабочих программ «Школа России».- М.:Просвещение, 2011.

  5. Ситникова Т.Н.,Поурочные разработки по русскому языку:2 класс.-М.:ВАКО,2012.

  6. Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Логика. 2 класс.- Рост книга, 2012.

Интернет - ресурсы:

  1. Картинки и фото - images.yandex.ru

  2. nsportal.ru

  3. festival.1september.ru


© 2010-2022