Классный час на тему Психика и безопасность в работе с современным ПК (гаджетами) (начальные классы)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект классного часа (начальные классы) посвящен актуальной теме безопасности в работе с компьютером. В наше время компьютер стал неотъемлемой частью жизни. Его мы используем для разных целей. Как правильно использовать ПК, какие правила нужно соблюдать, чтобы не стать зависимым от него,… Всё это обсуждается с обучающимися в непринужденной форме. Проводится анкетирование, работа в группах, коллективе. Дети готовятся и показывают сценку, отвечают на вопросы. Целью классного часа является донесение до детей в необходимости правильного режима работы с компьютером, чтобы обезопасить свое здоровье.

Предварительно проводилась работа с родителями обучающихся в виде бесед, родительского собрания, тестирования и анкетирования, посвящённая

теме: «Психика и безопасность детей в работе с современным ПК (гаджетами)».

Классный час на тему Психика и безопасность в работе с современным ПК (гаджетами) (начальные классы)

Предлагается вашему вниманию тест с родительского собрания на компьютерную зависимость.

ТЕСТ/для родителей/

Ваш ребенок:

  • Приходя домой, первым делом садится за компьютер?
    да нет

  • Забросил домашние дела, учебу, стал непослушным?
    да нет

  • Груб и раздражителен, если его отвлекают от компьютера?
    да нет

  • Ест и пьет, не отрываясь от компьютера?
    да нет

  • Не знает, чем себя занять, если компьютер недоступен или сломался?
    да нет

  • Неспособен контролировать время, проводимое за компьютером?
    да нет

  • Тратит много денег на компьютерные игры или оплату работы в Интернет?
    да нет

  • Не общается или почти не общается с друзьями как раньше?
    да нет

  • Использует компьютер как отдушину и средство уйти от проблем?
    да нет

  • Ребенок погружен в виртуальность и вне компьютера (постоянно думает об игре, об общении в Интернет)?
    да нет

10 положительных ответов. Результат:

Похоже, ваш ребенок действительно болен компьютерной зависимостью. У него стирается интерес к реальной жизни, он становится раздражительным и непослушным. Необходимо срочно принимать меры. Для начала ограничьте время пребывания ребенка за компьютером Проконсультируйтесь с педагогом или психологом. Ознакомьтесь с советами психологов как предотвратить и вылечить компьютерную зависимость. Навязчивое использование Интернет может быть симптомом других проблем, таких как депрессия, раздражение или низкая самооценка.

7-9 положительных ответов .Результат:

Ваш ребенок в опасной близости до возникновения зависимости от компьютера. Уже сейчас он предпочитает общение в Интернет реальному общению. Желательно уменьшить время его работы за компьютером. Ознакомьтесь с советами психологов как предотвратить возникновение компьютерной зависимости. Можно также контролировать время, проводимое ребенком в Интернет. Вы сможете установить разрешенные и запрещенные дни и часы пользования доступом в Интернет и другим программами.

5-6 положительных ответов . Результат:

Ваш ребенок в близости до возникновения зависимости от компьютера.. Желательно уменьшить время его работы за компьютером



Далее идёт конспект классного часа


























Классный час на тему Психика и безопасность в работе с современным ПК (гаджетами) (начальные классы)Классный час в 4 и 2 класс - комплекте на тему: «Психика и безопасность в работе с современным ПК (гаджетами)» (На данную тему желательно отвести 2 уч. часа)

подготовила:

учитель начальных классов (I кв. кат.) МБОУ «СОШ с.

Большая Ольшанка Калининского района Саратовской области»»

Калугина Валентина Михайловна. Цели:

  1. Образовательная: рассмотреть роль ПК и гаджетов в жизни учащихся; раскрыть их влияния на здоровье детей; разобрать положительные и отрицательные моменты их применения; разработка рекомендаций по правильной работе с ними.
  2. Развивающая: умение соблюдать технику безопасности при работе к ПК и гаджетами; умение выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения; формирование положительного отношения в живом общении; умение обобщать информацию, делать выводы.
  3. Воспитательная: воспитание культуры использования ПК (гаджетов) и ЗОЖ.

Формы занятия: беседа, работа в группах, работа с анкетами и тестами. Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к кл. ч., листочки для анкетирования, бумага формата А3, карандаши, фломастеры, набор разноцветных лепестков (б/лист) для каждого учащегося. План занятия:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация
  3. Постановка целей занятия
  4. А) анкетирование; Б) тест для д/з.
  5. А)Работа в группах. Выявление плюсов и минусов при работе с гаджетами
Б)Работа в коллективе. Изготовление агитационного плаката.
  1. Сценка, выводы по занятию, итоговая презентация за ЗОЖ.
  2. Рефлексия.

  1. Организационный момент

У. Отгадайте загадку.

На столе стоит сундук
В сундуке окошко,
Можно видеть чудеса,
Если знать немножко (компьютер) У. Ребята! Сегодня мы будет говорить о таком изобретении человека, как компьютер. Задумывались ли вы когда-нибудь о роли компьютера в нашей повседневной жизни? (Ответы детей) У. Сложно представить, но лет 8-10 назад наличие домашнего компьютера считалось роскошью. А что теперь? Сейчас это обычное и закономерное явление, необходимый предмет, а для кого-то даже средство существования. Согласно анкетированию, проведённому в нашем классе, каждый из вас имеет дома компьютер. Возможности компьютера в полном объёме использует молодое поколение. Пожилые люди хоть и относятся к нему негативно, но это не означает, что они не пользуют услуги ПК.

II. Актуализация

У. Тема сегодняшнего классного часа называется «Психика и безопасность в работе с современным ПК (гаджетами)». Давайте вместе подумаем, о чем будет наша беседа?

(Ответы детей) (Об использовании компьютера, гаджетов) У. А что такое гаджеты? Попробуем выяснить значение некоторых слов в названии темы. Вам заранее давались вопросы, посвящённые этой теме, на которые вы должны были дать ответ в виде мини-сообщения, используя различные источники информации. На вопрос отвечают обучающиеся 4 класса Егоровы Иван да Марья (мини-сообщение с вопросами к классам 2 и 4 )

Иван. Что такое гаджет? Гаджет (англ. gadget - приспособление, прибор) - это специализированное устройство или приложение небольшого размера, которое подключается к более большим и сложным устройствам через стандартизированный интерфейс (разъем, порт) и не может работать в автономном режиме. Гаджеты всегда относятся к нововведениям и во время своего изобретения считаются на шаг впереди стандартных технологических устройств.

Гаджеты бывают и в программном обеспечении (еще их там называют виджеты). Это маленькие приложения, облегчающие пользователю жизнь и предоставляющие всякую полезную информацию, как например прогноз погоды. Для примера можем назвать мини-приложения Google Gadgets, виджеты Opera, мини-приложения для боковых панелей Windows Vista и Windows 7 и другие. Вопрос к классам от Ивана. Кто может привести примеры гаджетов? (Ответы детей: планшет, смартфон, электронная книга, цифровой фотоаппарат, IPOD,МР3-плейер.)

Иван. Несмотря на то, что для удобства мы сейчас называем гаджетами почти все продвинутые технологические устройства, такие как флэшка, планшет, смартфон, MP3-плеер, нетбук и многие другие, это не совсем верно. Ведь все эти устройства могут работать автономно, не подключаясь ни к какому другому устройству, и следовательно не совсем подпадают под истинное определение гаджета.

Завершает сообщение Марья. Надеемся, мы сумели растолковать, что такое гаджет. Как бы там ни было, следует признать, что без гаджетов жизнь была бы слишком серой и будничной. Ведь человек всегда стремится к чему-то новому, более совершенному, облегчающему жизнь и тем самым двигает вперед новые технологии и технический прогресс.

devicebox.ru/gadget/ источник информации

III.Постановка целей занятия

У. А для чего и почему мы рассматриваем эту тему?

(Ответы детей. В наше время, время современных технологий, трудно представить жизнь без гаджетов. С ними очень удобно, их используют все и везде. Но, нам надо научиться ими пользоваться правильно и безопасно для здоровья)

У. Верно! А теперь давайте проведем анкетирование, для того чтобы узнать, кто и как использует ПК (гаджеты) в повседневной жизни.

Классный час на тему Психика и безопасность в работе с современным ПК (гаджетами) (начальные классы)

IV.Анкеты под №1 и №2. Время анкетирования 10-15мин

(После анкетирования следует ТЕСТ для учащихся - задание на дом для следующего урока)

АНКЕТА №1 (для 2 класса) (подчеркни свой вариант ответа)


  1. Есть ли у тебя компьютер?
  • Да
  • Нет
  1. Хотелось бы тебе его иметь?
  • Да
  • Нет
  1. Компьютер для тебя это средство для …
  • Игры
  • Учебы
  • Возможность отвлечься от проблем
  1. По каким учебным предметам ты задействуешь ПК:
__________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Сколько времени ты проводишь за компьютером?
  • 1 час
  • 2 часа
  • Больше
  1. Играешь ли ты на компьютере ночью?
  • Да
  • Нет
  1. Как часто это бывает?
  • Редко
  • Каждый день
  1. Что ты предпочтешь?
  • Пойти погулять с другом
  • Пообщаться с другом или родителями
  • Пообщаться с компьютером
  1. Есть ли у тебя проблемы в общении с друзьями, родителями?
  • Да
  • Нет
  1. Какие у тебя есть интересы помимо компьютерных игр?
  • Чтение
  • Конструирование
  • Спорт
  • Мода
  • Другое
  1. Можешь ли ты обходиться без компьютера?
  • Да
  • Нет
* ________*_________* АНКЕТА №2 (для 4 класса) (желательно ответить более подробно)
  • Время работы за компьютером.

1.Сколько часов в день вы сидите за компьютером?

а) от 1 - до 2 часов; б) от 2 - до 4 часов; в) от 4 - до 10 часов

2.Со сколько лет вы работаете на компьютере?

а) с 4 лет; б) с 10 лет; б) свой вариант ответа ________________________________

  • Зависимость от компьютера.

1.Есть ли постоянное желание играть в игры?

а) да; б) нет; в) не знаю; г)свой вариант ответа_______________________________

2.С лёгкостью можете оторваться от игры?

а) да; б) нет; в) не знаю; г)свой вариант ответа_______________________________

3.Какое общение вы предпочитаете?

а) общение по электронной почте; б) с другом на яву; в) не важно как

4.Может ли заменить вам компьютер лыжную прогулку?

а) не может; б) да; в) не знаю

5.Вы кушаете, пьете чай, готовите уроки у компьютера?

а) да; б) нет; в) когда как

6.Проводили вы хоть одну ночь за компьютером?.

а) нет; б) да;

7.Придя, домой вы сразу садитесь за компьютер?

а) да; б) нет;

8.Вы забывали чистить зубы и кушать заигравшись за компьютером?

а) да; б) нет; в) не придаю значения

9. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?

а) да; б) нет

10. Что вас больше всего интересует?

а) компьютер; б) чтение книг; в) разгадывание логических игр

  • Психологические симптомы

1. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?

а) да; б) нет;

2. Конфликтовали вы, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютером?

а) нет; б) да

  • Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером.

1.Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером?

а) 1 час; б) 2часа; в) 10 часов

2.Устают ли глаза при работе с компьютером?

а) да; б) нет; в) не придаю значения

3.Вы делаете гимнастику для глаз?

а) да; б) нет; в) как получится

4.Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?

а) да; б) нет; в) мне все равно

  • Влияние компьютера на развитие интеллекта.

1.В какие игры вы предпочитаете играть.

а) брадилки; б) стратегии; в) логические

2.С приобретением компьютера твой интеллект:

а) повысился; б) остался на том же уровне; в) не замечаю

Классный час на тему Психика и безопасность в работе с современным ПК (гаджетами) (начальные классы)

*_______________*______________*

У. ТЕСТ на выявление игровой зависимости будет д/з для следующего кл. часа.

Отвечать следует, имея в виду последние 12 месяцев.

Ответьте на предложенные вопросы, используя следующую шкалу:

Никогда- 0 баллов;

Иногда - 1 балл;

Чаще всего - 2 балла;

Почти всегда - 3 балла.

  1. Играл ли ты за последний год в компьютерные игры так, что не замечал времени?

  2. За последний год, играя в компьютерные игры, нужно было тебе больше времени для того, чтобы достичь нужной степени азарта?

  3. Когда ты играл накануне, возвращался ли на следующий день к той же игре, чтобы пройти незавершённые уровни?

  4. Брал ли ты деньги в долг, чтобы иметь возможность играть?

  5. Было ли у тебя когда-нибудь чувство, что у тебя могут быть проблемы с зависимостью от компьютерных игр?

  6. Можно ли так сказать, что компьютерные игры являлись иногда причиной твоих проблем со здоровьем (включая стресс и беспричинное беспокойство)?

  7. Критиковали тебя когда-нибудь за твоё пристрастие к компьютерным играм, даже если ты считал эти замечания несправедливыми?

  8. Было ли когда-нибудь твоё пристрастие к компьютерным играм причиной твоих проблем?

  9. Возникало ли у тебя когда-нибудь чувство вины за то, как ты играешь, или за то, что происходит во время игры?

Баллы за ответы на все 9 вопросов суммируются.

0-3 баллов - нет никаких негативных последствий от компьютерной игры.

3 - 7 баллов - человек играет в компьютерные игры на уровне, который может привести к негативным последствиям.

8 - 27 балл - человек играет на уровне, ведущим к негативным последствиям; возможно, контроль над пристрастием к компьютерным играм уже потерян - чем выше результат, интенсивнее игра, тем серьёзнее могут быть проблемы; высока вероятность патологического формирования зависимости.

*____________*_____________*

У. (После анкетирования, учитель продолжает тему урока) Давайте поговорим о пользе компьютера. (После ответов детей) У. Развивающие игры для малышей, конечно полезно. Компьютер помогает научиться читать, изучать иностранные языки. Компьютерные энциклопедии преподносят знания в занимательной игровой форме. Это - интерактивные книги, развивающие и развлекательные игры. Почему же так человека тянет к компьютеру? Анализируя ваши ответы на анкеты, констатирую следующий вывод, приведя три самых важных факта: На первом месте стоит у некоторых - желание получить удовольствие. На втором - чем-то занять себя, избавиться от скуки. И только остальные пишут «повысить интеллект» и «я придерживаюсь здорового образа жизни».

V.Работа в группах. Выявление плюсов и минусов при работе с гаджетами. 1. Работа в группах (создание компьютерной анимации) (Так как в двух классах у меня 8 обучающихся, то некоторые дети на кл. час принесли свой ноутбук и получилось по парам) У. Каждой группе предлагается создать мультяшный персонаж, имея на экране монитора отдельные штрихи и линии. 2. Обследование по методике «Рисунок всего мира» У. Вам предлагается в виде символов изобразить окружающий их мир. (Дети рисуют на плакате парами) Исследование позволит говорить о типичных изменениях восприятия мира детьми, злоупотребляющими компьютерными играми и бессмысленным просиживанием у компьютера) 3. Работа в коллективе. Изготовление агитационного плаката. (Дети рисуют плакат общей группой(2 и 4 кл), агитирующий ЗОЖ)

4.Сценка (предварительная подготовка-д/з. для обучающихся 4 класса) Действующие лица: ученик: Арсений Талпа, сердце :Вика Старикова, лёгкие: Соня Кудишина, мозг: Соня Барданова, позвоночник: Иван Егоров; автор: Марья Егорова)


Ученик сидит за компьютером, имитирует работу на нем.
Автор: Как окаменевший сидит Арсений опять перед компьютером. Во время своего любимого занятия он едва замечает, как пролетает время - час за часом, час за часом. И тут случилось кое-что. Вдруг он слышит слабые голоса, которые становятся все сильнее.
Сердце: Откуда должно я брать силу, если ты висишь на мне грузом?
Легкие: Нам нужен свежий воздух!
Мозг: Я устал от твоей информации.
Арсений: Этого не может быть! Что вы хотите?
Сердце: Движения!
Позвоночник: Занимайся спортом!
Арсений: О, нет! Только не спорт! Бег, пот, всегда эта отвратительная боль в мышцах.
Только не со мной! Ни за что!
Позвоночник: Долгое сидение на одном месте искривляет спину. Крепкие хорошо тренированные мускулы поддерживают меня.
Мозг: На уроках физкультуры или в уличном движении у менее подвижных детей чаще бывают несчастные случаи.
Сердце: Движение делает меня сильным. Я накачиваю кровь через твои артерии. Питательные вещества и кислород с кровью проникают во все части твоего тела.
Мозг: Я тоже нуждаюсь в свежем кислороде, чтобы я мог работать.
Арсений: Что это со мной происходит? Кажется, мне пора отдохнуть. Пойду, погуляю.


VI.Выводы по занятию.

Обсуждение проблемы:

У. Повторим ещё раз: какой вред может нанести компьютер детскому организму.
Когда стоит задуматься о том, что вас «затягивает» компьютер ?

(Ответы детей)

У. Психологи разработали список тревожных симптомов:

(Дети по очереди читают предложения с экрана)

- навязчивое желание проверить свою электронную почту;

- постоянное ожидание следующего выхода в сеть;

- пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и информационная перегрузка (то есть непреодолимая тяга поиска информации в Сети или веб-серфинг);

- нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером;

- раздражение при вынужденном отвлечении;

- неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;

- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;

- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;

- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

- злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;

- готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;

- ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;

- обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.



У. Компьютер облегчает человеку жизнь, но смысл жизни к нему не сводится. А у кого сводится, тот (точнее его психика) вызывает серьезные опасения. Погружаясь в компьютерный мир, человек отчуждается от реального мира, перестает интересоваться окружающим миром. Движущиеся изображения на цветном экране обладают определенным гипнотическим эффектом, экран притягивает словно магнит, оторваться нет сил. Чтение книг, творчество требует усилий. А тут все просто. У человека создается впечатление собственного могущества. Простым нажатием кнопки можно выполнить все что угодно. Компьютерная мышка, как волшебная палочка, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. В действительности, такой человек не умеет практически ничего: и дать сдачи обидчику, ни залезть на дерево, ни подтянуться на турнике, ни затеять какой-либо игры со сверстниками. Ведь есть более легкий способ стать суперменом. Вам предлагалось ответить на вопросы: «Любите ли вы компьютерные игры?» и « Какие?» Анализируя результаты ответов, многие из вас отдают им предпочтение. Но давайте ещё раз сделаем вывод, (закрепление предыдущих знаний) правильно ли вы выбираете компьютерную игру и к чему приводит продолжительность игр.

  1. Многие компьютерные игры отличаются агрессивностью и порой жестокостью. Детская психика неустойчива, и поэтому увлечение такими играми является причиной тяжелых последствий: повышенная возбудимость, снижение успеваемости, капризность, пропадание жизненного интереса.
  2. Весь мир компьютерной игры должен крутиться исключительно вокруг моего «Я», а все люди - просто пешки в моей игре. Я - царь и господин.
  3. Компьютерные игры порождают уныние, отчаяние.
  4. Компьютерные игры провоцируют раздражительность и злобу, вызывают бурный всплеск негативных эмоций, когда взрослый, отрывая от увлекательной игры, просит сесть за уроки или помочь.
  5. Компьютерные игры разрушают контакты со сверстниками. Подрываются основы дружбы, она ведь невозможна без взаимопомощи и взаимо- поддержки.
  6. Компьютерные игры провоцируют физическое ослабление и болезненность, возникает острый дефицит мышечной нагрузки. Страдает зрение, осанка, позвоночник. Просиживание у компьютера способствует излишнему весу и ослаблению иммунитета. (Существуют нормы работы за компьютером для детей и подростков. 7-10 лет - 15 минут, 11-12 лет - 20 минут, 14-15 лет - 25 минут, 16-17 лет - 30 минут)
  7. Компьютерные игры очень «помогают» бесцельно прожечь драгоценное время, наносят вред накоплению необходимых знаний, развитию интеллекта, отнимают время от учебы.
  8. Компьютерные игры притупляют добрые чувства: жалость, сострадание, милосердие, которые изначально заложены Богом в каждую человеческую душу. Душа опустошается и черствеет.
Например, у Кая до знакомства со Снежной королевой, душа была доброй и отзывчивой. А когда он попал в её ледяное царство, появился комплекс опустошенности. Этому мальчику попал в глаз осколок дьявольского зеркала, и его сердце «оледенело», стало невосприимчивым к доброму и прекрасному. Его внутренний мир опустел… Старайтесь не доводить себя до опустошения. Что мы должны для этого делать сейчас увидим в презентации, которую подготовили вместе с вами. (демонстрируются фотографии учащихся на уроках физкультуры, экскурсий, прогулок, походов в библиотеку, соревнований и т.п.) Дети (после презентации, берут агитационный плакат в руки и все вместе читаю девиз): «Мы не дадим компьютеру «опустошить» себя! Мы за здоровый образ жизни!» VII. Рефлексия.

- Что нового узнали на занятии?

- Что понравилось больше всего?

- Какой вывод сделали для себя?

- Выберите цвет вашего настроения. (на столе бумажные лепестки разных цветов) На магнитной доске из лепестков составляются цветы с помощью магнитиков.

Классный час на тему Психика и безопасность в работе с современным ПК (гаджетами) (начальные классы)



Дополнительные источники информации:

  1. metod-kopilka.ru/kak_vyyavit_zavisimost_ot_kompyuternyh_tehnologiy_u_podrostkov-2143.htm

  2. videouroki.net/filecom.php?fileid=98658744

3) dev.by/lenta/main/nevidimaya-igra-ili-opasnye-gadzhety-vokrug-nas

4) devicebox.ru/gadget/

5) загадку.рф/content/zagadki-pro-kompyuter

6) Фото-этюды из личного архива.



ДАЛЕЕ, МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ (презентацию)

«МЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!»

БЛАГА ВСЕМ И УДАЧИ!


Классный час на тему Психика и безопасность в работе с современным ПК (гаджетами) (начальные классы)

© 2010-2022