Методическая разработка урока литературное чтение на тему: В. Драгунский «Друг детства»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Тема урока: В. Драгунский «Друг детства»

Программа: Перспективная начальная школа, Н.А. Чуракова

Учебник: литературное чтение, часть 1

Раздел: В гостях у Ёжика и Медвежонка

Количество часов: 4 часа в неделю

Место урока в изучаемой теме: 3-й урок

Цель: создать условия для развития умений устанавливать связь между названием и содержанием произведения, определять, от какого лица идет повествование, формирования устной речи учащихся, познакомить с верной дружбой на примере рассказа «Друг детства» В. Драгунского.

Задачи:

1. Образовательная: активизировать "вдумчивое чтение", т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения.

2. Развивающая: развивать коммуникативные навыки через работу в группе, в паре и самооценку своей деятельности.

3. Воспитательная: формировать у детей положительные качества личности: доброту, верность, честность.

4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: самоопределение, умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, эмоционально проживать текст, высказывать свое отношение к героям, к их поступкам, оценка собственной и коллективной деятельности.

Метапредметные: регулятивные - учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка правильности выполнения;

познавательные - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов и суждений);

коммуникативные - умение слушать и понимать речь других, умение договариваться, находить общее решение, умение работать в парах, группах.

Предметные: учиться устанавливать связь между названием и содержанием произведения; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение), определяющие отношение автора к герою, событию; получить возможность научиться высказывать своё отношение к герою и его поступкам.

На этапах мотивирования к учебной деятельности (организационный момент), речевая гимнастика, подготовка к восприятию произведения и первичное восприятие текста решалась задача: ориентировать и настроить учащихся на предстоящую работу на уроке, организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся через создание учебной проблемы. Использование метапредметных связей помогло определить тему урока, цель. В результате активизировалось внимание учащихся постановкой темы и проблемы работы.

Формируемые УУД личностные, регулятивные, познавательные, т.е. формировались умения самостоятельно выделять, формулировать познавательную цель урока, проектировать урок, проявлялась познавательная инициатива в учебном сотрудничестве.

На этапах первичного восприятия текста, физкультминуткае, мотивации к анализу и перечитыванию текста и синтетической работе с текстом старалась создать условия для закрепления изученных знаний, обеспечить применение новых знаний в жизни. Была организована для каждого ученика ситуация успеха, мотивирующая его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Формируемые УУД: личностные, коммуникативные, познавательные. Формировались способности к самооценке, умения работать в группе.

На этапах: итог урока, рефлексия и домашнее задание решалась задача: организация самооценки учениками собственной деятельности, соотнесение её с целью и результатами. Я считаю, что задачи урока на необходимом уровне были выполнены. Поставленные цели достигнуты. Удержать внимание детей мне помогло использование ИКТ и наглядности. Дети материал усвоили. Отношения между мной и учениками были доброжелательными. На уроке старалась создать атмосферу сотрудничества: учитель- ученик, ученик- ученик. Итог урока подведён. Проведение рефлексии показало, что детям было всё понятно и доступно.


Урок включает следующие этапы, в ходе которых осуществлялось формирование УУД:

Этапы урока

Формируемые УУД

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из текста

II. Речевая гимнастика

Регулятивные:

- осуществлять саморегуляцию и самоконтроль.

Познавательные:

- синтез - составление целого из частей.

Коммуникативные:

- построение речевого высказывания;
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

III. Подготовка к восприятию произведения

Познавательные:

- ориентируются в учебной книге, читают язык условных обозначений;

- находят нужный текст по страницам содержания.

Регулятивные:

- определяют тему и цели урока;

- составляют план и последовательность действий;

- прогнозируют результат и уровень усвоения знаний.

IV. Первичное восприятие текста

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

V. Физкультминутка

Личностные:

-понимать технику выполнения упражнений;

-выполнять предложенные комплексы упражнений.

VI. Мотивация к анализу и перечитыванию текста

Личностные:

- осознают свои возможности в учении;

- способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая свои успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:

- умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике;

- подробно пересказывают прочитанное или прослушанное;

- определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Регулятивные:

- определяют план выполнения задания на уроке.

Коммуникативные:

- участвуют в диалоге;

- сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

VII. Синтетическая (обобщающая) работа с текстом

Личностные:

- выполняют оценку жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Познавательные:

- ориентируются в учебной книге, читают язык условных обозначений;

- находят фрагменты текста, строчки и слова на странице и развороте;

- работают с несколькими источниками информации.

Регулятивные:

- самостоятельно организуют своё рабочее место;

- определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Коммуникативные:

- работают в группе;

- распределяют работу между собой и товарищами;

- выполняют работу по цепочке;

- находят в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

VIII. Итог урока

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

IX. Рефлексия

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- осмысливать и оценивать свою деятельность на уроке;

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

X. Домашнее задание

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

На уроке были использованы следующие методы обучения: проблемный, частично- поисковый, объяснительно-иллюстративный, работа с учебником, работа со словарём, словесный.

Приёмы: прогнозирование по названию, технология продуктивного чтения.

Формы обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: учебник «Литературное чтение 1 часть», презентация, мультимедийный проектор, ноутбук, карточки с заданием для групп, Мишка и шарики для самооценивания, книга В. Драгунского «Денискины рассказы».

Методическая разработка урока

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Звучит музыка песни «Дружба»

Вступительное слово учителя.
- Ребята, прежде чем сесть, давайте поиграем. Запоминайте слова и повторяйте движения:

В нашем классе все друзья:

Я, ты, он, она.

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь тем, кто справа.

Вместе мы одна семья.

В нашем классе все друзья:

Я, ты, он, она.

Пожмите руку тем, кто слева,

Пожмите руку тем, кто справа.

Вместе мы одна семья.

- Садитесь. - Я вижу, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что вы сохраните его на протяжении всего урока.

II. Речевая гимнастика

- Прочитайте слова (Слайд 1):

Юла, заяц, деревянная посудка, мячик, кукла, кубики, мишка, паровоз, конь, барабан, машина, велосипед, лошадка.

- Что можете сказать об этих словах? (Это игрушки - Слайд 2)

Ребята, давайте проверим домашнее задание. Дома вы должны были нарисовать свои любимые игрушки. Давайте посмотрим.

А сейчас я предлагаю прочитать стихи, которые сочинила детская писательница А.Л. Барто о наших замечательных игрушках:

Прочитаем с восхищением:

(Слайд 3)

Я люблю свою лошадку

Причешу ей хвостик гладко

Гребешком разглажу хвостик

И верхом поеду в гости

Давайте прочитаем жалобно:

(Слайд 4)

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик

-Тише, Танечка, не плачь

Не утонет в речке мяч

А это стихотворение попробуем прочитать утвердительно:

(Слайд 5)

Уронили Мишку на пол

Оторвали Мишке лапу

-Все равно его не брошу,

Потому что он хороший

А сейчас нам надо выразить вопрос:

(Слайд 6)

Зайку бросила хозяйка

Под дождём остался зайка

Со скамейки слезть не мог

Весь до ниточки промок

III. Подготовка к восприятию произведения

- У кого в гостях были Маша и Миша? (Слайд 7) (Маша и Миша были в гостях у ежика и медвежонка.)

- О чем рассказы у ежика и медвежонка? (Рассказы ежика и медвежонка о любви)

- Какие секреты о любви мы разгадали? (Любовь матери к своим детям, любовь детей к родителям, любовь к животным)

- Назовите авторов и названия произведений, которые мы прочитали? (Иван Тургенев «Воробей», Морис Карем «Ослик», Марина Бородицкая «Котенок», Эмма Мошковская «Кому хорошо»)

- С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке? (Виктор Драгунский "Друг детства")

- На какой странице мы будем работать? (Рассказ расположен на странице 153).

IV. Первичное восприятие текста

- Обратите внимание на портрет Виктора Драгунского. ( Слайд 8)

- Какие чувства выражает его лицо? (Его лицо выражает чувство радости, доброты)

- Как вы думаете, что за характер у этого человека? (У такого человека характер добрый, веселый, жизнерадостный).

- А какие рассказы мог бы написать такой человек? (Он мог написать веселые рассказы)

Библиограф Ульяна расскажет нам об этом писателе.

Виктор Юзефович Драгунский родился в Белоруссии в городе Гомеле. В детстве он был заводилой во всех играх, товарищи уважали его. В. Драгунский очень любил театр, цирк, сам писал пьесы. Писателю было почти 50 лет, когда стали выходить его книжки для детей. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую, - мальчик Дениска (младший сын писателя). Чем бы ни занимался в жизни В. Драгунский, он делал всё мастерски - с душой, увлечением, талантом и огромной светлой улыбкой. Драгунского нет с нами уже много лет, но книги его продолжают выходить.

- Посмотрите, какие книги написал Виктор Драгунский. (Слайд 9)

- Я хочу показать вам книгу В. Драгунского «Денискины рассказы», из которой авторы нашего учебника взяли произведение. Вот она. Рассмотреть ее ближе вы сможете на перемене. (Показываю книгу)

- В этой книге 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской. Вот с одной из этих историй мы и познакомимся сегодня.

Словарная работа. (Слайд 10)

- Какое слово со звездочкой? Где будем его искать? (Мы будем искать слово в толковом словаре, который находится во второй части учебника "Русский язык").

- Если там его нет, то где? (Показываю словарь С.И. Ожегова)

Груша - фруктовое дерево, а также его плод.

Груша - изделие, по форме напоминающее этот плод.

Груша - спортивный снаряд.

Это слово многозначное, а какое значение слова понадобится нам на уроке? (Груша - спортивный снаряд)

Душе угодно - очень много, в большом количестве чего-либо.

Сподручнее - удобнее.

- Посмотрите внимательно на текст еще раз. Что вы заметили? Как мы читаем? Что обозначает значок в верхнем левом углу? (Значок обозначает чтение цепочкой. Читает следующий)

- Посмотрите на цветные полоски и скажите, сколько частей? (5 частей)

Произведение читает учитель.

- Понравилось произведение? Выразите своё мнение о произведении одним словом.

- Что вам особенно понравилось в этой истории?

- Чему учит произведение?

- От чьего лица ведётся рассказ?

- Какое же решение принял Дениска в начале рассказа?

- Кем был для Дениски Мишка? (настоящим другом)

- А давайте с вами выясним кто такой настоящий друг?

Для этого нам понадобятся карточки №1.

КАРТОЧКА 1

- Зачеркните слова, которые не подходят.

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ - …

  • ДОБРЫЙ
  • ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
  • ВРЕДНЫЙ
  • ВЕРНЫЙ
  • НАДЁЖНЫЙ
  • ГРУБЫЙ
  • ЗАБОТЛИВЫЙ

- Кто уже выполнил задание? Проверяем. ( Слайд 11)

Прежде, чем мы продолжим работу дальше, давайте отдохнем.

V. Физкультминутка

Быть боксёром хорошо (движения боксёра)

А штангистом лучше,

В волейбол играть легко,

Но учиться нужно.

Спинку прямо ты держи,

Руки вверх всегда тяни.

VI. Мотивация к анализу и перечитыванию текста

- Кто написал этот текст? Автор говорит от своего лица или от лица Дениски? (Автор и герой, от лица которого излагаются события, - это разные люди. Автор говорит от лица Дениски)

- Название текста соответствует его теме или основному переживанию? (Если бы текст был назван «Мишка», это соответствовало бы его теме. В таком названии нет никакой оценки. Но текст назван «Друг детства», а это название уже содержит оценку, отношение к медвежонку, значит, он назван в соответствии с его основным переживанием.)

- Почему плюшевого медвежонка называют в тексте Мишка, а не мишка? (Медвежонок - любимый, а значит, воспринимается как живой.)

- Есть ли у вас любимая игрушка? Почему любимые игрушки часто выглядят потрепанными?

- Можно ли по внешнему виду Мишки догадаться, что он был любимой игрушкой Дениски? Прочитайте из текста все подробности, которые свидетельствуют о Денискиной любви. И то, что у Мишки вид был здорово облезлый, и то, какие разные у него были глаза.

- Найдите в тексте причину Мишкиной облезлости, то есть рассказ о том, как же именно Денис играл с медвежонком. («Повсюду таскал за собой», «кормил его с ложки манной кашей», «перемазывал… кашей или вареньем».)

- Конечно, что же останется от внешнего вида медвежонка при таких проявлениях заботы и любви?

- Какая часть текста посвящена воспоминаниям Дениски о его дружбе с Мишкой? («И я вот так посмотрел на него…» до слов «я за него тогда жизнь бы отдал».)

- Легко ли было ее читать? Если трудно, то почему? (Одно длинное предложение.)

- Почему автор не разбил это предложение на 5, 6, 7 предложений? Почему важно было вот так, практически без пауз, сообщить все, что вспомнилось Дениске?

- Когда на Дениску нахлынули воспоминания, он разволновался?

- Ему вспомнилось все сразу, или память постепенно, по порциям ему все выдавала? (Все сразу. Ведь о воспоминаниях говорится именно так: они «нахлынули» на человека, они «охватили» человека. Поэтому автор и поместил все нахлынувшие на Дениску воспоминания в одно предложение, чтобы показать, во-первых, что Дениска разволновался, а во-вторых, что погрузился в воспоминания целиком.)

- Какое серьезное решение принял Дениска? (Дениска решил не использовать Мишку в качестве боксерской груши. И Дениска раздумал стать боксером.)

- Что помог понять нам Мишка? ( Что другом может быть не только человек, но и игрушка)

- Вы узнаете в нем героя рассказа «Что я люблю»? Подтвердите свое мнение. (В рассказе «Что я люблю» Дениска - добрый мальчик, который очень любит животных. В рассказе «Друг детства» мы снова встречаемся с очень добрым человеком, который не может предать своего друга, хотя другом является игрушка.)

VII. Синтетическая (обобщающая) работа с текстом

- Найдите слова, которыми описывается Мишка.

Запись на доске: ЗДОРОВУЩИЙ

ПЛЮШЕВЫЙ

ШОКОЛАДНОГО ЦВЕТА

ЗДОРОВО ОБЛЕЗЛЫЙ

РАЗНЫЕ ГЛАЗА

ЗАБАВНАЯ МОРДОЧКА

БАРХАТНЫЕ ТВЁРДЕНЬКИЕ УШКИ

- Почему автор использовал для описания слова «шоколадный», «облезлый»? Как он относится к Мишке? (Как к младшему братишке, как к лучшему другу)

- Что значит «любил всей душой»?

Запись на доске:

ЛЮБИЛ ВСЕЙ ДУШОЙ

НЕ РАССТАВАЛСЯ

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ ДЕТСТВА

- Почему автор использует такую форму слова: «здоровущий», но всё таки Мишка, а не «медведь»? (Он говорит ласково, с любовью)

- О чём думал мальчик, глядя на сидящего перед ним Мишку? (Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…)

- Почему Мишка «смеётся разными глазами»? (Один глаз - пуговица от наволочки)

- Как называет Дениска Мишку? («бывший, самый лучший друг, настоящий друг детства»)

- Дениска продолжал рассматривать своего друга детства, представил, для чего достали эту игрушку. Какие чувства возникли в душе у Дениски?

- Обратила ли мама на состояние сына? Почему он молчал, задрав голову к потолку? Для чего автор использует выражения «слёзы вкатились обратно», «скрепился немного»? (Принял решение)

- Почему мальчик переспросил маму? (показать, что задумался и не услышал её вопроса)

- Почему он раздумал быть боксёром?

- Станет ли Дениска настоящим другом для кого-нибудь? Почему?

- Сейчас поработаем в группах:

- Напомню, что в группе уважаем друг друга, помогаем, выслушиваем каждого.

1-я группа ответит на вопрос: Кто такой настоящий друг?

КАРТОЧКА 1

Зачеркните слова, которые не подходят.

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ - …

- ДОБРЫЙ

- ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

- ВРЕДНЫЙ

- ВЕРНЫЙ

- НАДЁЖНЫЙ

- ГРУБЫЙ

- ЗАБОТЛИВЫЙ

2-ягруппа подчеркнёт слова, которые наиболее точно говорят о мальчике Дениске.

КАРТОЧКА 2

Подчеркните слова, которые наиболее точно говорят о мальчике.

Дениска:

- сердечный

- добрый

- грубый

- верный

- жадный

- злой

- внимательный

- отзывчивый

- вежливый

3-ягруппа расскажет, о чём это произведение.

КАРТОЧКА 3

Как вы поняли, о чём это произведение? Обведи наиболее точный ответ.

А) О мишке.

Б) О настоящей дружбе.

В) О помощи мамы.

VIII. Итог урока

- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? (С рассказом В.Драгунского «Друг детства»)

- Чему учит этот рассказ? (Рассказ учит верности в дружбе, даже если друг - это просто плюшевый медвежонок)

IX. Рефлексия (Слайд 12)

- Давайте на память и в знак благодарности за то, что мишка помог понять, что такое дружба подарим ему воздушные шарики. Те ребята, кому было всё понятно, интересно на уроке, прикрепят к мишке зелёный шарик, а те ребята, у кого на уроке были небольшие трудности, но им их помогли решить товарищи, прикрепят к мишке красный шарик. (Прикрепляют и садятся под музыку)

- Ребята, у кого есть такой же верный друг?

- Дружбой нужно дорожить. Настоящий друг не бросит в беде, поддержит добрым словом, утешит. (Звучит песня «Настоящий друг». Дети подпевают.)

X. Домашнее задание (Слайд 13)

- Дома вы внимательно прочитаете рассказ. И выберите для себя любое творческое задание:

1) можно нарисовать плюшевого мишку таким, каким его описал В.Драгунский;

2) можно подготовить рассказ о своей любимой игрушке;

3) можно подобрать пословицы о дружбе.



Приложения

Технологическая карта

Этап учебного занятия

Деятельность учителя в ходе учебного занятия

Деятельность ученика

Планируемые результаты

УУД

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Звучит музыка песни «Дружба»

Вступительное слово учителя.
- Ребята, прежде чем сесть, давайте поиграем. Запоминайте слова и повторяйте движения:

В нашем классе все друзья:

Я, ты, он, она.

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь тем, кто справа.

Вместе мы одна семья.

В нашем классе все друзья:

Я, ты, он, она.

Пожмите руку тем, кто слева,

Пожмите руку тем, кто справа.

Вместе мы одна семья.

- Садитесь. - Я вижу, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что вы сохраните его на протяжении всего урока.

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из текста

II. Речевая гимнастика

- Прочитайте слова (Слайд 1):

Юла, заяц, деревянная посудка, мячик, кукла, кубики, мишка, паровоз, конь, барабан, машина, велосипед, лошадка.

- Что можете сказать об этих словах? (Слайд 2)

Ребята, давайте проверим домашнее задание. Дома вы должны были нарисовать свои любимые игрушки. Давайте посмотрим.

А сейчас я предлагаю прочитать стихи, которые сочинила детская писательница А.Л. Барто о наших замечательных игрушках:

Прочитаем с восхищением (Слайд 3): Я люблю свою лошадку

Причешу ей хвостик гладко

Гребешком разглажу хвостик

И верхом поеду в гости

Давайте прочитаем жалобно (Слайд 4):

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик

-Тише, Танечка, не плачь

Не утонет в речке мяч

А это стихотворение попробуем прочитать утвердительно (Слайд 5):

Уронили Мишку на пол

Оторвали Мишке лапу

-Все равно его не брошу,

Потому что он хороший

А сейчас нам надо выразить вопрос (Слайд 6):

Зайку бросила хозяйка

Под дождём остался зайка

Со скамейки слезть не мог

Весь до ниточки промок

Обучающиеся показывают рисунки любимой игрушки, которые они нарисовали

Регулятивные:

- осуществлять саморегуляцию и самоконтроль.

Познавательные:

- синтез - составление целого из частей.

Коммуникативные:

- построение речевого высказывания;
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

III. Подготовка к восприятию произведения

- У кого в гостях были Маша и Миша? (Слайд 7)

- О чем рассказы у ежика и медвежонка?

- Какие секреты о любви мы разгадали?

- Назовите авторов и названия произведений, которые мы прочитали?

- Что будем изучать на уроке?

- На какой странице расположен данный рассказ?

Определяют задачи чтения и составляют план чтения

Познавательные:

- ориентируются в учебной книге, читают язык условных обозначений;

- находят нужный текст по страницам содержания.

Регулятивные:

- определяют тему и цели урока;

- составляют план и последовательность действий;

- прогнозируют результат и уровень усвоения знаний.

IV. Первичное восприятие текста

- Обратите внимание на портрет Виктора Драгунского. ( Слайд 8)

- Какие чувства выражает его лицо?

- Как вы думаете, что за характер у этого человека?

- А какие рассказы мог бы написать такой человек?

Библиограф Ульяна расскажет нам об этом писателе.

- Посмотрите, какие книги написал Виктор Драгунский. (Слайд 9)

- Я хочу показать вам книгу В. Драгунского «Денискины рассказы», из которой авторы нашего учебника взяли произведение. Вот она. Рассмотреть ее ближе вы сможете на перемене.

- В этой книге 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской. Вот с одной из этих историй мы и познакомимся сегодня.

Словарная работа. (Слайд 10)

- Какое слово со звездочкой? Где будем его искать?

- Если там его нет, то где?

Груша - фруктовое дерево, а также его плод.

Груша - изделие, по форме напоминающее этот плод.

Груша - спортивный снаряд.

Это слово многозначное, а какое значение слова понадобится нам на уроке?

Душе угодно - очень много, в большом количестве чего-либо.

Сподручнее - удобнее.

- Посмотрите внимательно на текст еще раз. Что вы заметили? Как мы читаем? Что обозначает значок в верхнем левом углу?

- Посмотрите на цветные полоски и скажите, сколько частей?

Произведение читает учитель.

- Понравилось произведение? Выразите своё мнение о произведении одним словом.

- Что вам особенно понравилось в этой истории?

- Чему учит произведение?

- От чьего лица ведётся рассказ?

- Какое же решение принял Дениска в начале рассказа?

- Кем был для Дениски Мишка?

- А давайте с вами выясним кто такой настоящий друг?

Для этого нам понадобятся карточки №1.

- Кто уже выполнил задание? Проверяем. ( Слайд 11)

Прежде, чем мы продолжим работу дальше, давайте отдохнем.

Отвечают на вопросы, объясняют.

Учащаяся выходит к доске и рассказывает о писателе подготовленную информацию.


Работа со словарем


Отвечают на вопросы учителя



Работа в паре по карточкам

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

V. Физкультминутка

Быть боксёром хорошо (движения боксёра)

А штангистом лучше,

В волейбол играть легко,

Но учиться нужно.

Спинку прямо ты держи,

Руки вверх всегда тяни.

Выполняют движение под руководством учителя

Личностные:

-понимать технику выполнения упражнений;

-выполнять предложенные комплексы упражнений.

VI. Мотивация к анализу и перечитыванию текста

- Кто написал этот текст? Автор говорит от своего лица или от лица Дениски?

- Название текста соответствует его теме или основному переживанию?

- Почему плюшевого медвежонка называют в тексте Мишка, а не мишка?

- Есть ли у вас любимая игрушка? Почему любимые игрушки часто выглядят потрепанными?

- Можно ли по внешнему виду Мишки догадаться, что он был любимой игрушкой Дениски? Прочитайте из текста все подробности, которые свидетельствуют о Денискиной любви. И то, что у Мишки вид был здорово облезлый, и то, какие разные у него были глаза.

- Найдите в тексте причину Мишкиной облезлости, то есть рассказ о том, как же именно Денис играл с медвежонком.

- Конечно, что же останется от внешнего вида медвежонка при таких проявлениях заботы и любви?

- Какая часть текста посвящена воспоминаниям Дениски о его дружбе с Мишкой?

- Легко ли было ее читать? Если трудно, то почему?

- Почему автор не разбил это предложение на 5, 6, 7 предложений? Почему важно было вот так, практически без пауз, сообщить все, что вспомнилось Дениске?

- Когда на Дениску нахлынули воспоминания, он разволновался?

- Ему вспомнилось все сразу, или память постепенно, по порциям ему все выдавала?

- Какое серьезное решение принял Дениска?

- Что помог понять нам Мишка?

- Вы узнаете в нем героя рассказа «Что я люблю»? Подтвердите свое мнение.


Отвечают на вопросы с опорой на текст.

Аргументируют свою точку зрения.

Проявляют интерес к высказываниям товарищей.

Отвечают развёрнуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Определяют тему текста, осуществляют.

Осуществляют выборочное чтение, чтение по цепочке.

Личностные:

- осознают свои возможности в учении;

- способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая свои успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:

- умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике;

- подробно пересказывают прочитанное или прослушанное;

- определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Регулятивные:

- определяют план выполнения задания на уроке.

Коммуникативные:

- участвуют в диалоге;

- сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

VII. Синтетическая (обобщающая) работа с текстом

- Найдите слова, которыми описывается Мишка.

Запись на доске:

ЗДОРОВУЩИЙ

ПЛЮШЕВЫЙ

ШОКОЛАДНОГО ЦВЕТА

ЗДОРОВО ОБЛЕЗЛЫЙ

РАЗНЫЕ ГЛАЗА

ЗАБАВНАЯ МОРДОЧКА

БАРХАТНЫЕ ТВЁРДЕНЬКИЕ УШКИ

- Почему автор использовал для описания слова «шоколадный», «облезлый»? Как он относится к Мишке?

- Что значит «любил всей душой»?

Запись на доске:

ЛЮБИЛ ВСЕЙ ДУШОЙ

НЕ РАССТАВАЛСЯ

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ ДЕТСТВА

- Почему автор использует такую форму слова: «здоровущий», но всё таки Мишка, а не «медведь»?

- О чём думал мальчик, глядя на сидящего перед ним Мишку?

- Почему Мишка «смеётся разными глазами»?

- Как называет Дениска Мишку?

- Дениска продолжал рассматривать своего друга детства, представил, для чего достали эту игрушку. Какие чувства возникли в душе у Дениски?

- Обратила ли мама на состояние сына? Почему он молчал, задрав голову к потолку? Для чего автор использует выражения «слёзы вкатились обратно», «скрепился немного»?

- Почему мальчик переспросил маму?

- Почему он раздумал быть боксёром?

- Станет ли Дениска настоящим другом для кого-нибудь? Почему?

- Сейчас поработаем в группах:

- Напомню, что в группе уважаем друг друга, помогаем, выслушиваем каждого.

1-я группа ответит на вопрос: Кто такой настоящий друг?

2-ягруппа подчеркнёт слова, которые наиболее точно говорят о мальчике Дениске.

3-ягруппа расскажет, о чём это произведение.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии.


Умеют корректировать, изменять свою точку зрения.




Определяют главную мысль произведения.

Выполняют творческое задание в группах.

Личностные:

- выполняют оценку жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Познавательные:

- ориентируются в учебной книге, читают язык условных обозначений;

- находят фрагменты текста, строчки и слова на странице и развороте;

- работают с несколькими источниками информации.

Регулятивные:

- самостоятельно организуют своё рабочее место;

- определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Коммуникативные:

- работают в группе;

- распределяют работу между собой и товарищами;

- выполняют работу по цепочке;

- находят в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

VIII. Итог урока

- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

- Чему учит этот рассказ?

Отвечают на вопросы

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

IX. Рефлексия

(Слайд 12)

- Давайте на память и в знак благодарности за то, что мишка помог понять, что такое дружба подарим ему воздушные шарики. Те ребята, кому было всё понятно, интересно на уроке, прикрепят к мишке зелёный шарик, а те ребята, у кого на уроке были небольшие трудности, но им их помогли решить товарищи, прикрепят к мишке красный шарик.

- Ребята, у кого есть такой же верный друг?

- Дружбой нужно дорожить. Настоящий друг не бросит в беде, поддержит добрым словом, утешит. (Звучит песня «Настоящий друг». Дети подпевают.)

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- осмысливать и оценивать свою деятельность на уроке;

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

X. Домашнее задание

(Слайд 13)

- Дома вы внимательно прочитаете рассказ. И выберите для себя любое творческое задание:

1) можно нарисовать плюшевого мишку таким, каким его описал В.Драгунский;

2) можно подготовить рассказ о своей любимой игрушке;

3) можно подобрать пословицы о дружбе.

Записывают д/з, подводят итог.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.


© 2010-2022