Конспект урока русского языка Тема: «Правописание ча, ща»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нижний Новгород

Ленинский район

МС(К)ОУ школа VIII вида № 107










Конспект урока русского языка

Тема: «Правописание ча, ща»











Учитель индивидуального обучения

Ходалева И.И.





2010г.

Цель: Учить правописанию гласных после шипящих.

Задачи:

  1. Учить писать слоги «ча», «ща» с гласной «а».

  2. Упражнять в выделении и дифференцировании «ч», «щ».

  3. Упражнять в согласовании слов в предложении по вопросам, в расстановке знаков препинания в конце предложения.

  4. Активизировать словарный запас, совершенствовать графо-моторные навыки.

  5. Продолжать развивать внимание, память, грамматически правильную речь, самоконтроль.











Оборудование:

предметная среда: чайник, чашка,

щетка, свеча, буквы,

загадки, иллюстрации, картинки,

плакаты с правилами, карточки

с индивидуальными заданиями,

магнитофон.

Ход урока по времени


  1. Организационный момент - 1 минута

  2. Основная часть - 33 минуты

  1. Проверка домашнего задания - 3 минуты

  2. Дидактическая игра «Обозначь звук буквой» - 5 минут

  3. Работа в тетради

а) запись даты - 1 минута

б) орфографическая минутка - 2 минуты

4. Знакомство с новым правилом

а) чтение слов со слогами ча, ща - 2 минуты

б) чтение и повторение правила - 1 минута

в) запись слов со слогами в тетрадь - 5 минут

г) закрепление правила - 1 минута

5. Физкультминутка - 3 минуты

6. Работа с деформированным предложением - 10 минут

7. Разбор домашнего задания - 2 минуты

III. Заключительная часть - 4 минуты











Ход урока


  1. Организационный момент:

- проверка готовности к уроку;

- отгадывание загадок.

а) Показ картинки «Жираф».

Вопрос: «Кто это?». (Жираф)

Картинка 1.

б) Показ картинки с мышами.

Вопрос: «Кто это?». (Мыши)

Картинка 2.


  1. Основная часть


  1. а) Выделение из слов жираф, мыши звуков «ж», «ш» (карточки 1,2).

б) Вспомнить правило правописания слогов «жи» и «ши» (карточка 3).

в) Проверка домашнего задания (написание слов со слогами «жи», «ши»).

г) Оценка.

  1. Сообщение темы урока: правописание слогов «ча», «ща».

3. Дидактическая игра «Обозначь звук буквой».

(карточка 4).

пи____ а Конспект урока русского языка Тема: «Правописание ча, ща»

____ айка Конспект урока русского языка Тема: «Правописание ча, ща»

____ авель Конспект урока русского языка Тема: «Правописание ча, ща»

ро____ а Конспект урока русского языка Тема: «Правописание ча, ща»



Задания к игре:

  1. назвать предмет (чайник, чашка, щетка, свеча);

  2. назвать предмет на картинке;

  3. выделить пропущенный звук;

  4. обозначить звук буквой.

4.Работа в тетради.

1) Запись даты.

2) Орфографическая минутка: запись букв Ч, ч, Щ, щ и слогов «ча», «ща». (Карточка 5).

5.Знакомство с новым правилом: ча, ща пиши с гласной а.

1) Рассматривание иллюстраций в учебнике (стр. 92, упражнение 30). Чтение слов со слогами ча, ща. (Карточка 6).

2) Чтение и повторение правила:

ча и ща

пиши с буквой а

6.Запись слов со слогами ча, ща в тетрадь. Выделение этих слогов в словах. (Карточка 7).

ро-ща чай-ка

ту-ча ча-ща

све-ча


7.Чтение и повторение правила в стихах:

Чайка, чаща, чашка, чай

Как напишешь? Отвечай!

8.Физкультурная минутка с музыкальным сопровождением: «Медвежата в роще жили».

МКонспект урока русского языка Тема: «Правописание ча, ща»едвежата в роще жили Повороты

Головой своей крутили головы в стороны

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

МКонспект урока русского языка Тема: «Правописание ча, ща»едвежата мед искали Имитирование

И на дерево влезали лазания

Вот так, вот так

На дерево влезали.

Конспект урока русского языка Тема: «Правописание ча, ща»

Вперевалочку ходили Наклоны вперед

И из речки воду пили

Вот так, вот так

И из речки воду пили.

АКонспект урока русского языка Тема: «Правописание ча, ща» потом они плясали Повороты вокруг

Дружно лапы поднимали своей оси

Вот так, вот так с поднятием и

Дружно лапы поднимали. Опусканием рук

9.Работа с деформированными предложениями. (Учебник стр.93, упражнение 12, карточка 8)

Задания.

  1. Прочитать предложения.

  2. Изменить слова в скобках.

  3. Записать предложения в тетрадь.

  4. Подчеркнуть гласные после шипящих в слогах ча, ща.

  5. Самооценка (правильно ли написано?).

  1. К больному вызвали врач….

  2. У реки густая рощ….


10.Разбор домашнего задания. (Учебник стр.92, упражнение 11, карточка 9).

Задания.

  1. Прочитать предложения.

  2. Изменить слова в скобках.

  3. Записать предложения в тетрадь.

  4. Подчеркнуть гласные после шипящих в слогах ча, ща.


  1. Нависла свинцовая туч… .

  2. Рыбак поймал жирного лещ… .

  3. На сосне дятлы стуч…т .


  1. Заключительная часть.

  1. Вопрос - Какая гласная пишется в слогах ча, ща?

  2. Повторение правила.

  3. Оценка работы учащегося на уроке.

Приложение № 1


Конспект урока русского языка Тема: «Правописание ча, ща»



Мыш_____


Приложение № 2

Конспект урока русского языка Тема: «Правописание ча, ща»




Ж___раф

Приложение № 3

жи и ши

пиши с буквой и





Приложение № 4

пи____ а Конспект урока русского языка Тема: «Правописание ча, ща»

____ айка Конспект урока русского языка Тема: «Правописание ча, ща»

____ авель Конспект урока русского языка Тема: «Правописание ча, ща»

ро____ а Конспект урока русского языка Тема: «Правописание ча, ща»



Задания к игре:

  1. назвать предмет (чайник, чашка, щетка, свеча);

  2. назвать предмет на картинке;

  3. выделить пропущенный звук;

  4. обозначить звук буквой.

щ

щ

щ

ч

щ

щ

щ

ч

Приложение 4а


___АЙНИК






Ч___ЙНИК






___ АШКА






Ч___ШКА











___ АЙКА






Ч___ЙКА






___ ЁТКА






Щ___ТКА













СВЕ___А





СВЕЧ___








Ч

Ч

Ч

Ч

Ч

Щ

Щ

Щ

Щ

Щ

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А





Приложение № 5


ро-ща чай-ка

ту-ча ча-ща

све-ча


Чайка, чаща, чайка, чай

Как напишешь? Отвечай!


ча и ща

пиши с буквой а








Приложение № 6

Физкульт минутка «Медвежата в роще жили»

Конспект урока русского языка Тема: «Правописание ча, ща»

МКонспект урока русского языка Тема: «Правописание ча, ща»едвежата в роще жили Повороты

Головой своей крутили головы в стороны

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

МКонспект урока русского языка Тема: «Правописание ча, ща»едвежата мед искали Имитирование

И на дерево влезали лазания

Вот так, вот так

На дерево влезали.

Конспект урока русского языка Тема: «Правописание ча, ща»

Вперевалочку ходили Наклоны вперед

И из речки воду пили

Вот так, вот так

И из речки воду пили.

АКонспект урока русского языка Тема: «Правописание ча, ща» потом они плясали Повороты вокруг

Дружно лапы поднимали своей оси

Вот так, вот так с поднятием и

Дружно лапы поднимали. Опусканием рук

Приложение № 7


Работа с деформированными предложениями


  1. К больному вызвали врач….

  2. У реки густая рощ….


Задания.


  1. Прочитай предложения.

  2. Измени слова в скобках.

  3. Запиши предложения в тетрадь.

  4. Подчеркни гласные после шипящих в слогах ча, ща.


Приложение № 8


Домашнее задание


  1. Нависла свинцовая туч… .

  2. Рыбак поймал жирного лещ… .

  3. На сосне дятлы стуч…т .


Задания.


  1. Прочитай предложения.

  2. Измени слова в скобках.

  3. Запиши предложения в тетрадь.

  4. Подчеркни гласные после шипящих в слогах ча, ща.


© 2010-2022