- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока Окружающий мир 3 класс УМК Планета знаний по теме:, Дикорастущие и культурные растения
Технологическая карта урока Окружающий мир 3 класс УМК Планета знаний по теме:, Дикорастущие и культурные растения
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зорина Т.В. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок окружающего мира 3 класс.
Учитель: Зорина Татьяна Валентиновна Класс: 3 Предмет: окружающий мир.
УМК/система «Планета знаний»
Тема урока: «Дикорастущие и культурные растения. Их значения в жизни человека».
Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений, знакомство с предками некоторых культурных растений.
Задачи: развивать знания учащихся о культурных растениях и их значении в жизни человека;
познакомить учащихся с предками некоторых культурных растений.
Планируемые результаты:
Личностные:
-
понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
-
ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.
Предметные:
Обучающиеся научатся:
-
сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека;
-
различать культурные растения - по назначению.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
различать существенные и несущественные признаки;
-
приводить примеры дикорастущих и культурных растений;
-
рассказывать о предках культурных растений.
Метапредметные:
Обучающиеся научатся:
-
понимать цель познавательной деятельности;
-
планировать свои действия при выполнении заданий;
-
осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
-
доказывать то или иное свойство изучаемого объекта;
-
сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
-
находить необходимую информацию в учебнике;
-
получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
-
выполнять индивидуальные и групповые задания;
-
совместно изучать объекты, обсуждать результаты, делать выводы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-
самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
-
самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
-
ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее;
-
распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий.
Оборудование:
-
интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация;
-
раздаточный информационный материал.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-дискуссия Технологическая карта урока.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивация к учебной деятельности
. Ребята! Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый, солнечный?
- Какое настроение вызывает у вас такая погода?
- А знаете, что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно?
Надо просто улыбнуться! Я дарю вам свою улыбку и прошу, чтобы вы подарили мне свою!
У вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Улыбнитесь друг другу!
Приветствуют друг друга.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Фронтальная беседа
Куда бы вы ни посмотрели, где бы вы ни побывали, повсюду увидите, встретите их. Они на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Они поселились в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.
Догадались? О чём мы поговорим с вами сегодня? (Слайд 1)
Вспомните , какие группы растений вы знаете?
(Слайд 2)
Расскажите об этих растениях. Чем водоросли отличаются от других растений?
Чем размножаются мхи и папоротники?
Назовите хвойные растения нашей местности.
Чем цветковые растения отличаются от хвойных?.
О растениях.
Водоросли, мхи, лишайники, хвойные и цветковые.
Водоросли живут в воде, нет корня, стебля, листьев, цветков и плодов с семенами, образуют заросли, всё необходимое для жизни поглощают всей поверхностью своего тела. Мхи имеют только стебель и листья. Размножаются мель-чайшими спорами, растут на болотах, Воду и минеральные вещества добывают при помощи стебля и листьев. У папоротников есть корень, стебель и листья. Размножаются спорами. Хвойные растения имеют корень, стебель и листья-хвоинки(хвою).Цветков и плодов нет.У них образуются шишки , в которых вызревают семена.У нас растут ель, сосна , пихта. У цветковых растений есть все органы(корень, побег, цветок, плод с семенами)
3.Выявление места и причины затруднения
Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны.
Чем похожи и чем отличаются
берёза и вишня? ( Слайд3)
Аналогично сравните крыжовник и шиповник.(Слайд4)
( Создаю проблемную ситуацию: сравниваются кусты дикорастущей и культурной малины).
Как вы думаете, почему у одного куста листья и плоды мелкие, а у другого крупные?
Какие две группы растений выделили?
Какие растения называют культурными?
Какие культурные растения вы знаете?
О каких растениях пойдёт речь на уроке?
Какая тема сегодняшнего урока?
(Слайд.5)
Тем, что дуб растёт в лесу, а вишня в саду. За вишней ухаживает человек, а за дубом нет. Вишню человек сажает, а дуб растёт сам.
Ответы детей.
Культурные и дикорастущие Растения , которые выращивает человек и ухаживает за ними. Ответы детей.
О растениях,которые растут сами по себе( их называют дикорастущими ) и о тех, ко-торые выращивает человек. Их называют культурными.
4. Построение проекта выхода из затруднения Чему мы хотим научиться на уроке? Какие задачи поставим перед собой? ( Слайд 6)
Я предлагаю вам стать сегодня исследователями. -Кого называют исследователями?
-По какому плану будем работать?
(слайд 7) Возьмите карточку 1. Познакомьтесь с планом работы на уроке.
Научиться сравнивать культурные и дикорастущие растения; -Понимать их роль в жизни человека; -Различать растения по назначению, приводить примеры; -Узнать о предках культурных растений -Учиться наблюдать, обобщать и делать выводы.
Людей, которые что-то исследуют, изучают.
1.Отличительные особенности дикорастущих растений. 2.Отличительные особенности культурных растений. 3.Какую пользу приносят культурные растения человеку. 4.Что такое растениеводство? 5.Предки культурных растений.
5. Реализация построенного проекта
-Чтобы ответить на первые три пункта плана весь класс разделится на 3 группы по рядам. Каждая группа получит карточку с заданием. Вспомните правила работы в группе. Карточка 2. 1 группа: Укажите отличительные особенности дикорастущих растений и сделайте вывод.
2 группа: укажите отличительные особенности культурных растений и сделайте вывод.
3 группа: Найдите среди предложенных растений культурные. Сделайте вывод: какую пользу они приносят человеку?
Проверяем работу групп.
Дополнительный вопрос всем группам: Для чего человек использует различные виды растений? (Слайд8)
-У вас на партах лежат гербарные образцы. Рассмотрите предложенные растения. Какие из них отнесёте к дикорастущим? К культурным? Физкультминутка.
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок.
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой,
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка -
Вот зарядка для цветка
А теперь росой умойся, Отряхнись и успокойся…»
Работа в группах.
Опрос групп.
Многие виды растений человек использует для получения пищевых продуктов, лекарств, производства тканей, бумаги, строительных материалов, для украшения жилья, для кормления животных.
Работают в паре .
6. Первичное зкрепление во внешней речи Продолжаем исследование. Какой следующий пункт нашего плана?
(слайд9)
(Организую работу с материалом учебника).
Что такое растениеводство?
Как люди научились выращивать растения?
Найдите информацию в учебнике. Прочитайте в статье на стр. 87
4 абзац.
Какие отрасли растениеводства включает современное растениеводство?( слайд10)
Прочитайте в статье учебника на с. 87 последний абзац.
Какой следующий пункт плана?
Как вы думаете ,кто такие предки?
Давайте послушаем сообщения о предках культурных растений.
(Слайд11)
Откройте учебник на с. 88. Посмотрите на рисунок .
О чём вы можете рассказать?
Что такое растениеводство.
Работают в паре.
Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений. С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву. Для посадки они отбирали самые крупные зерна, самые вкусные корни и плоды. Так было положено начало РАСТЕНИЕВОДСТВУ.
Полеводство, цветоводство, плодоводство,овощеводство.
Предки культурных растений. Те, кто жили задолго до настоящего времени.
Сообщения учащихся о некоторых предках культурных растений.
У дикорастущего картофеля маленькие, мелкие плоды; У дикой капусты высокий стебель с узкими листьями, которые не завиваются в кочан. У дикой моркови тонкий корень.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону -Что же вы сегодня узнали о культурных и дикорастущих растениях? (Организую самостоятельную работу). Проверим ваши знания. Возьмите карточку№2 . Выполните задание.
-Сверьтесь с эталоном.. (слайд 12)
Ответы детей по пройденному материалу.
Самостоятельная работа по карточкам
Проверяют себя по эталону.
8.Включение в систему знаний и повторений
(слайд6) Вспомните какие учебные задачи ставили перед собой? -Все ли мы их решили? -На все пункты плана ответили? - Где могут пригодиться вам новые знания?
Ответы детей
9.Рефлексия учебной деятельности. Оцените свою работу на уроке - Я предлагаю отобразить ваши впечатления от урока с помощью бабочек. (На доске рисунок вазы с цветами). Возьмите бабочку зелёного цвета-если всё получилось на уроке. Синего цвета- не всё получилось. Красного цвета -ничего не получилось. Дети размещают бабочек на цветы Домашнее задание.
Слайд 13 -Я предлагаю вам домашнее задание по выбору. - Придумать и нарисовать фантастическое культурное растение. Рассказать, как его использовать. - Узнать о каком-нибудь культурном растении и его дикорастущем предке.
-Спасибо за работу на уроке! Дети читают и записывают домашнее задание в дневник.