Технологическая карта урока Окружающий мир 3 класс УМК Планета знаний по теме:, Дикорастущие и культурные растения

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира 3 класс.
Учитель: Зорина Татьяна Валентиновна Класс: 3 Предмет: окружающий мир.
УМК/система «Планета знаний»

Тема урока: «Дикорастущие и культурные растения. Их значения в жизни человека».

Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений, знакомство с предками некоторых культурных растений.

Задачи: развивать знания учащихся о культурных растениях и их значении в жизни человека;

познакомить учащихся с предками некоторых культурных растений.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

  • ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

Предметные:

Обучающиеся научатся:

  • сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека;

  • различать культурные растения - по назначению.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать существенные и несущественные признаки;

  • приводить примеры дикорастущих и культурных растений;

  • рассказывать о предках культурных растений.

Метапредметные:

Обучающиеся научатся:

  • понимать цель познавательной деятельности;

  • планировать свои действия при выполнении заданий;

  • осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

  • доказывать то или иное свойство изучаемого объекта;

  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;

  • находить необходимую информацию в учебнике;

  • получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

  • выполнять индивидуальные и групповые задания;

  • совместно изучать объекты, обсуждать результаты, делать выводы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

  • самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

  • ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее;

  • распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий.

Оборудование:

  • интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация;

  • раздаточный информационный материал.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-дискуссия Технологическая карта урока.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

. Ребята! Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый, солнечный?

- Какое настроение вызывает у вас такая погода?

- А знаете, что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно?

Надо просто улыбнуться! Я дарю вам свою улыбку и прошу, чтобы вы подарили мне свою!

У вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Улыбнитесь друг другу!
















Приветствуют друг друга.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.



Фронтальная беседа

Куда бы вы ни посмотрели, где бы вы ни побывали, повсюду увидите, встретите их. Они на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Они поселились в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.

Догадались? О чём мы поговорим с вами сегодня? (Слайд 1)

Вспомните , какие группы растений вы знаете?

(Слайд 2)

Расскажите об этих растениях. Чем водоросли отличаются от других растений?

Чем размножаются мхи и папоротники?

Назовите хвойные растения нашей местности.

Чем цветковые растения отличаются от хвойных?.











О растениях.


Водоросли, мхи, лишайники, хвойные и цветковые.


Водоросли живут в воде, нет корня, стебля, листьев, цветков и плодов с семенами, образуют заросли, всё необходимое для жизни поглощают всей поверхностью своего тела. Мхи имеют только стебель и листья. Размножаются мель-чайшими спорами, растут на болотах, Воду и минеральные вещества добывают при помощи стебля и листьев. У папоротников есть корень, стебель и листья. Размножаются спорами. Хвойные растения имеют корень, стебель и листья-хвоинки(хвою).Цветков и плодов нет.У них образуются шишки , в которых вызревают семена.У нас растут ель, сосна , пихта. У цветковых растений есть все органы(корень, побег, цветок, плод с семенами)

3.Выявление места и причины затруднения

Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны.

Чем похожи и чем отличаются

берёза и вишня? ( Слайд3)

Аналогично сравните крыжовник и шиповник.(Слайд4)

( Создаю проблемную ситуацию: сравниваются кусты дикорастущей и культурной малины).

Как вы думаете, почему у одного куста листья и плоды мелкие, а у другого крупные?

Какие две группы растений выделили?

Какие растения называют культурными?

Какие культурные растения вы знаете?

О каких растениях пойдёт речь на уроке?

Какая тема сегодняшнего урока?

(Слайд.5)


Тем, что дуб растёт в лесу, а вишня в саду. За вишней ухаживает человек, а за дубом нет. Вишню человек сажает, а дуб растёт сам.
Ответы детей.
Культурные и дикорастущие Растения , которые выращивает человек и ухаживает за ними. Ответы детей.



О растениях,которые растут сами по себе( их называют дикорастущими ) и о тех, ко-торые выращивает человек. Их называют культурными.

4. Построение проекта выхода из затруднения Чему мы хотим научиться на уроке? Какие задачи поставим перед собой? ( Слайд 6)







Я предлагаю вам стать сегодня исследователями. -Кого называют исследователями?
-По какому плану будем работать?
(слайд 7) Возьмите карточку 1. Познакомьтесь с планом работы на уроке.
Научиться сравнивать культурные и дикорастущие растения; -Понимать их роль в жизни человека; -Различать растения по назначению, приводить примеры; -Узнать о предках культурных растений -Учиться наблюдать, обобщать и делать выводы.
Людей, которые что-то исследуют, изучают.
1.Отличительные особенности дикорастущих растений. 2.Отличительные особенности культурных растений. 3.Какую пользу приносят культурные растения человеку. 4.Что такое растениеводство? 5.Предки культурных растений.

5. Реализация построенного проекта








-Чтобы ответить на первые три пункта плана весь класс разделится на 3 группы по рядам. Каждая группа получит карточку с заданием. Вспомните правила работы в группе. Карточка 2. 1 группа: Укажите отличительные особенности дикорастущих растений и сделайте вывод.
2 группа: укажите отличительные особенности культурных растений и сделайте вывод.
3 группа: Найдите среди предложенных растений культурные. Сделайте вывод: какую пользу они приносят человеку?
Проверяем работу групп.
Дополнительный вопрос всем группам: Для чего человек использует различные виды растений? (Слайд8)



-У вас на партах лежат гербарные образцы. Рассмотрите предложенные растения. Какие из них отнесёте к дикорастущим? К культурным? Физкультминутка.

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок.

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой,

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка -

Вот зарядка для цветка

А теперь росой умойся, Отряхнись и успокойся…»








Работа в группах.





Опрос групп.






Многие виды растений человек использует для получения пищевых продуктов, лекарств, производства тканей, бумаги, строительных материалов, для украшения жилья, для кормления животных.
Работают в паре .



















6. Первичное зкрепление во внешней речи Продолжаем исследование. Какой следующий пункт нашего плана?

(слайд9)

(Организую работу с материалом учебника).

Что такое растениеводство?

Как люди научились выращивать растения?

Найдите информацию в учебнике. Прочитайте в статье на стр. 87

4 абзац.

Какие отрасли растениеводства включает современное растениеводство?( слайд10)

Прочитайте в статье учебника на с. 87 последний абзац.

Какой следующий пункт плана?

Как вы думаете ,кто такие предки?

Давайте послушаем сообщения о предках культурных растений.

(Слайд11)

Откройте учебник на с. 88. Посмотрите на рисунок .

О чём вы можете рассказать?






Что такое растениеводство.

Работают в паре.

Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений. С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву. Для посадки они отбирали самые крупные зерна, самые вкусные корни и плоды. Так было положено начало РАСТЕНИЕВОДСТВУ.
Полеводство, цветоводство, плодоводство,овощеводство.


Предки культурных растений. Те, кто жили задолго до настоящего времени.
Сообщения учащихся о некоторых предках культурных растений.
У дикорастущего картофеля маленькие, мелкие плоды; У дикой капусты высокий стебель с узкими листьями, которые не завиваются в кочан. У дикой моркови тонкий корень.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону -Что же вы сегодня узнали о культурных и дикорастущих растениях? (Организую самостоятельную работу). Проверим ваши знания. Возьмите карточку№2 . Выполните задание.
-Сверьтесь с эталоном.. (слайд 12)
Ответы детей по пройденному материалу.
Самостоятельная работа по карточкам


Проверяют себя по эталону.

8.Включение в систему знаний и повторений




(слайд6) Вспомните какие учебные задачи ставили перед собой? -Все ли мы их решили? -На все пункты плана ответили? - Где могут пригодиться вам новые знания?
Ответы детей





9.Рефлексия учебной деятельности. Оцените свою работу на уроке - Я предлагаю отобразить ваши впечатления от урока с помощью бабочек. (На доске рисунок вазы с цветами). Возьмите бабочку зелёного цвета-если всё получилось на уроке. Синего цвета- не всё получилось. Красного цвета -ничего не получилось. Дети размещают бабочек на цветы Домашнее задание.
Слайд 13 -Я предлагаю вам домашнее задание по выбору. - Придумать и нарисовать фантастическое культурное растение. Рассказать, как его использовать. - Узнать о каком-нибудь культурном растении и его дикорастущем предке.
-Спасибо за работу на уроке! Дети читают и записывают домашнее задание в дневник.

































© 2010-2022