Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №106»




«Рассмотрено» на заседании МО

С.Ю. Митюшова

Протокол №1 от 26.08.14


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

______ С.А.Лепехина

27.08.2014


«Утверждаю» Директор МБОУ « СОШ № 106» ____________Л. Г. Матвеева Приказ №01-04/55/1/1от 29.08.2014



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Русский язык»



для учащихся 2 Б класса



Составитель: Трапезникова Л.В.,

учитель начальных классов








Барнаул


2014



Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета « РУССКИЙ ЯЗЫК» для учащихся 2 В класса

составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта в соответствии УМК «Школа России» и авторской программы В.П.КАНАКИНОЙ , В.Г.Горецкого вошедшая в сборник программ «Школа России». Научный руководитель А.А.Плешаков, Москва «Просвещение», 2011 , 528с., в соответствии с учебным планом МБОУ « СОШ№ 106» г. Барнаула.

Обоснование выбора УМК


Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Цели:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ: - формирование учебной мотивации; - развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности; - формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку; - формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.); - коррекция индивидуальных отклонений.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

- ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения; изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания; - в процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека; на уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач; - русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности; успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Технологии обучения: - технология проблемного обучения - приобретение учащимися универсальных учебных действий, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие творческих и познавательных способностей; создание проблемных ситуаций и обучение способам их решения; создание условий для самостоятельной деятельности учащихся по решению проблемных ситуаций, поставленных различными способами; - технология дифференцированного обучения - создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую его зоне ближайшего развития; - информационные технологии - интенсификация и оптимизация учебного процесса, обучение работе с разными источниками информации; обучение навыкам пользователя ПК; назначение основных устройств ПК; обучение умению передачи, поиска, преобразовании, хранения информации; использование информационных технологий как средства оптимизации процесса обучения (поиск информации, оформление документов - рефератов, проектов);

- здоровьесберегающие технологии;

- социальный проект - формирование ключевых компетенций, комплексных свойств личности, формирование активной, самостоятельной и инициативной гражданской позиции учащихся, вовлечение в социально-значимую деятельность, воспитание чувства ответственности за порученное дело; создание условий для перехода социально-значимого дела в социальный проект; создание условий для социального проектирования и выхода в социум.

Методы и приемы организации деятельности учащихся:

- Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат.

- Оптимальное сочетание словесных, практических и наглядных методов, которые должны соответствовать следующим требованиям:

- стимулировать у учащихся развитие самостоятельности при решении поставленных учебных задач;

- формировать умение пользоваться имеющимися знаниями;,

-иметь четкую структуру и графическое выделение выводов, важнеших положений, ключевых понятий;

- содержать достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание материала;

- поэтапное распределение учебного материала и аналитико-синтетический способ его преподнесения с целью отработки каждого элемента и обеспечения целостного восприятия;

- акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;

- опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;

- достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала, заданий разной степени сложности.

Приемы обучения

- наглядно-образные опоры (схемы, чертежи, рисунки);

- опорные таблицы с выделением ключевых слов правила;

- обобщающие таблицы по темам (условные обозначения);

- памятки;

- работа с инструктивными предписаниями, алгоритмами;

- самостоятельные задания с последующей проверкой;

- работа по образцу;

- дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ребенка.


Основные направления коррекционной работы: - совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии); - коррекция отдельных сторон психической деятельности: -развитие зрительной и слуховой памяти и внимания; - коррекция и развитие речи; - совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря; - коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Общие подходы в работе с детьми с ОВЗ:

- индивидуальный подход,

- предотвращение наступления утомляемости;

- активизация познавательной деятельности;

- особое внимание - коррекции всех видов деятельности;

- проявление педагогического такта.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

- осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной учебной задачи для её успешного решения, способность сохранять учебную цель, умение ставить новые учебные цели и работать над их достижением; потребность в творческом самовыражении;

- формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.), организовывать сотрудничество;

- развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памятке, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.

- формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

- формируются связанные с информационной культурой умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

- Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675ч. В 1 классе-165ч. (5ч в неделю, 33 учебные недели). Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 170ч. (5 часов в неделю, 34 учебные недели). В соответствии с годовым календарным графиком на 2014-2015уч.год во 2 классе 175 часов (35 учебных недель)

Контрольно-оценочные средства

Контрольные работы

Самостоятельные работы

Проверочные работы

Тесты

Содержание курса «Русский язык»

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.1

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических

требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

- раздельное написание слов;

- обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

- перенос слов по слогам без стечения согласных;

-знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика2. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

-сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

-проверяемые безударные гласные в корне слова;

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроизносимые согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

-гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

- разделительные ъ и ь;

-мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

- соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

- е и и в суффиксах имен существительных (ключик - ключика, замочек-замочка).

-безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

- безударные падежные окончания имён прилагательных;

- раздельное написание предлогов с именами существительными;

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

- раздельное написание частицы не с глаголами;

- мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

-безударные личные окончания глаголов;

- раздельное написание предлогов с другими словами;

-знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

- запятая при обращении в предложениях;

-запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Наша речь-3ч

Виды речи (2ч)

Диалог и монолог (1ч)

Текст-4ч

Текст (2ч)

Части текста (2ч)

Предложение-12ч

Предложение (3ч)

Члены предложения (9ч)

Слова, слова, слова…..-18ч

Слово и его значение (4ч)

Синонимы и антонимы (4ч)

Однокоренные слова (4ч)

Слог. Ударение. Перенос слова (6ч)

Звуки и буквы-59

Звуки и буквы (1 ч)

Русский Алфавит или Азбука (3ч)

Гласные звуки (2ч)

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне (15ч)

Согласные звуки (1ч)

Согласный звук [й] и буква й (1ч)

Слова с удвоенными согласными (2ч)

Проект «И в шутку и всерьез»

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения (2ч)

Мягкий знак (3ч)

Проект «Пишем письмо»

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (8ч)

Проект «Рифма»

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (4ч)

Звонкие и глухие согласные звуки (1ч)

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным (14ч)

Обобщение знаний об изученных правилах письма (2ч)

Разделительный мягкий знак (4ч)

Части речи-58ч

Части речи (2ч)

Имя существительное (19ч)

Глагол (12ч)

Имя прилагательное (13ч)

Местоимение (4ч)

Предлоги (6ч)

Проект «В словари - за частями речи!»

Повторение-21ч

Результаты освоения учебной программы:

Личностные:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и прежде всего, в его словарном составе) и социокультурных изменений окружающего мира;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

Метапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определёние общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей - окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».

Предметные:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);

- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;

- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение (в объеме изученного);

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

- способность проверять написанное.

Поурочно-тематическое планирование по предмету

«Русский язык»





№ урока п/п

Наименование раздела программы (тем) уроков

Количество часов

Виды учебной деятельности

Наша речь 3 1

Виды речи. Какая бывает речь? 1

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка. Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение» 2

Виды речи. Характеристика человека по его речи. 1 3

Диалог и монолог. 1 Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диа­логе. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собесед­нику. Развивать познавательный интерес к происхождению слов. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог. Находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю

Текст 4 4

Текст. Что такое текст? 1

Отличать текст от других записей по его признакам Осмысленно читать текст.
5

Тема и главная мысль текста. 1

Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту 6

Части текста. 1 Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, заключение. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей. 7

Развитие речи. Составление рассказа по рисунку и опорным словам. 1 Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя».

Предложение 12 8

Что такое предложение? 1 Отличать предложение от группы слов. Определять границы предложения в деформированном тексте. Составлять предложения из слов. Определять в тексте предложения, различные по цели высказывания; выбирать и обосновывать знаки препинания в конце предложения. 9

Знаки препинания в конце предложения. 1

выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно 10

Как составить из слов предложение? 1 Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы 11

Члены предложения. Главные члены предложения ( основа)

1

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно 12

Члены предложения. Главные члены предложения

(основа). Тест 1 Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. 13

Второстепенные члены предложения (без деления на виды) 1

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения, Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. 14

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. 1

Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения. 15

Распространенные и нераспространенные предложения. 1 Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связан­ных по смыслу). 16

Связь слов в предложении. 1

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения 17

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень». 1 Рассматривать репродукцию картины И.С. Остроухова «Золотая осень» Составлять рассказ по репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень». 18

Контрольная работа №1 по теме: «Предложение» 1 Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику 19

Работа над ошибками 1

Слова, слова, слова 18 20

Слово и его значение 1

Определять значение слова по толковому словарю. Находить в тексте незнакомые слова 21

Слово и его значение. (Происхождение слов) 1

Распознавать многозначные слова,

Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата. 22

Однозначные и многозначные слова 1

Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Определять значение слова по толковому словарю 23

Развитие речи. Прямое и переносное значение многозначных слов. 1

Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. 24

Синонимы и антонимы. Что такое синонимы? 1

Работать со страничкой для любознательных.

Знакомиться с этимологией слова синоним

Работать со словарями синонимов учебника. 25

Что такое антонимы? 1

Работать со страничкой для любознательных.

Знакомиться с этимологией слова антоним.

Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. 26

Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов учебника. 1

Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста


27

Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам. 1

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определенными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику 28

Однокоренные слова. Что такое родственные слова? 1

Работать с памяткой «Как найти корень слова». 29

Корень слова. Однокоренные слова. 1

Группировать однокоренные слова с разными корнями. Работать со словарём однокоренных слов учебника Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. 30

Выделение корня в однокоренных словах. 1

различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями 31

Выделение корня в однокоренных словах. Тест 1

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень

Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. 32

Слог. Ударение. Перенос слова.

Какие бывают слоги? 1

Делить сова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Ударение. Определять ударение в слове.

Находить слова по заданной модели.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. 33

Слогообразующая роль гласных звуков. 1

Словесное и логическое (смысловое) ударение Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов, 34

Ударение. Словообразующая функция ударения. 1

Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произно­шения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов 35

Перенос слов по слогам. 1

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (якорь, (крот, улей, зима), Переносить слова по слогам. 36

Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросов и

Опорным словам.


1

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам, определять значение слова по толковому словарю. Находить в тексте незнакомые слова 37

Контрольная работа №2 по теме : «Слова, слова, слова…» 1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

Звуки и буквы 59 38

Звуки и буквы 1

Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. 39

Русский алфавит или Азбука 1

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к за­данной. Работать с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями. 40

Какие слова пишутся с заглавной буквы? 1

Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах.»

Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении.

Излагать письменно содержание текста


41

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины. 1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» 42

Гласные звуки 1

Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных зву­ков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. 43

Гласные звуки 1

Излагать письменно содержание текста


44

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне 1

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, на­писание которой надо проверять. 45

Особенности проверяемых и проверочных слов. 1

Различать проверочное и проверяемое слова. Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеоло­гизмы): язык заплетается, воробью по колено и др. 46

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. 1

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и под­бора однокоренного слова (слоны - слон, слоник; трава - травы, травка).


47

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. 1

Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. 48

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. 1

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. 49

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. Тест 1

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, поль­зуясь алгоритмом проверки написания. 50

Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. 1

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, поль­зуясь алгоритмом проверки написания. 51

Развитие речи. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. 1

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непро-веряемой орфограммы безударного глас­ного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. 52

Представление об орфограмме. 1

Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографи­ческому словарю. 53

Проверяемые и непроверяемые орфограммы. 1

Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографи­ческому словарю. 54

Проверяемые и непроверяемые орфограммы. 1

Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографи­ческому словарю. 55

Проверяемые и непроверяемые орфограммы. 1

Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографи­ческому словарю. 56

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины. 1

Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима при­шла. Детство» (под руководством учителя).

Составлять текст из предложений.


57

Контрольная работа №3 по теме: «Безударный гласный звук в корне слова» 1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»


58

Работа над

ошибками 1

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. 59

Согласные звуки 1

Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка». 60

Согласный звук й и буква « и краткое» 1

Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из со­ставленных предложений - рассказ в соответствии с рисунком.

Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведения­ми о звуке-невидимке [й]. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое» {чай-ка). 61

Слова с удвоенными согласными 1

Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными.

Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на). 62

Проект «И в шутку и всерьёз» 1

Составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ. Находить совместно со сверстниками и взрослыми ин-формацию (за­нимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Создание но­вого информационного объекта - заниматель­ных заданий по русскому языку 63

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

1

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки 64

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

1

Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Пла­нировать учебные действия при письме по памяти. 65

Мягкий знак (ь)

1

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих сло­вах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). 66

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным. 1

Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). 67

Проект «Пишем письмо» 1

Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголо­вок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для от­ветов на вопросы, записывать ответы Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу. 68

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ. 1

Различать непарные мягкие шипящие звуки.

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с со­четаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.). Работать с орфоэпическим словарём 69

Правописание сочетаний ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ. 1

Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать при­меры слов с такими сочетаниями. 70

Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. 1

Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему. 71

Проект «Рифма» 1

Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик соб­ственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы. 72

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. 1

Различать непарные твёрдые и мягкие ши-пящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, 73

Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. 1

Находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу подби­рать примеры слов с такими буквосочетаниями. 74

Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. 1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий диктанта 75

Контрольная работа №4 по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки» 1

Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща. чу-щу. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» 76

Звонкие и глухие согласные звуки. 1

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой - звонкий, парный - непар­ный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). 77

Правописание слов с парным по глухости - звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. 1

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. 78

Правописание слов с парным по глухости - звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. 1

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой

надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова. 79

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости - звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным в корне. 1

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой

надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова. 80

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости - звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным в корне. 1

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и под­бора однокоренных слов (травка - трава, травушка; мороз - моро­зы, морозный). 81

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости - звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным в корне. 1

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согл. звуком на конце слова и перед согласным в корне. 82

Орфограмма написания буквы, обозначающей парный по глухости - звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным в корне. 1

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. 83

Орфограмма написания буквы, обозначающей парный по глухости - звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным в корне 1

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. 84

Орфограмма написания буквы, обозначающей парный по глухости - звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным в корне 1

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости соглас­ным звуком на основе алгоритма проверки написания. 85

Развитие речи. Работа с предложением и текстом. 1

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. 86

Правописание согласных в корне слова. 1

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости соглас­ным звуком на основе алгоритма проверки написания. 87

Правописание согласных в корне слова. 1

Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в кор­не слова.

Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту». 88

Правописание гласных и согласных в корне слова. 1

Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголо­вок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для от­ветов на вопросы, записывать ответы 89

Правописание гласных и согласных в корне слова. Тест. 1

Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в кор­не слова.

Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. 90

Развитие речи. Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам. 1

Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в кор­не слова.


91

Развитие речи. Составление рассказа по серии рисунков 1

Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту». 92

Разделительный мягкий знак. 1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий 93

Правило написания разделительного мягкого знака в словах. 1

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. 94

Правило написания разделительного мягкого знака в словах. 1

Различать слова с мягким знаком - показателем мягкости предшеству­ющего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). 95

Закрепление изученного. Проверочная работа 1

Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учи­теля); излагать письменно текст по вопросам. 96

Контрольная работа №5 по теме: «Правописание гласных и согласных в корне слова»


1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

Части речи 58 97

Части речи.

1

соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопро­сы, на которые они отвечают, с частями речи. 98

Части речи.

1

Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, поль­зуясь схемой. 99

Имя существительное, как часть речи.

1

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу. 100

Имя существительное, как часть речи.

1

Общее представление об имени существительном как части речи

Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов - имён существительных. 101

Значение имени существительного.

1

Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексиче­ским значением имён существительных. 102

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существи­тельных. 103

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушев­лённые по значению и объединять их в тематические группы. 104

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существи­тельных. 105

Собственные и нарицательные имена существительные

1

Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушев­лённые по значению и объединять их в тематические группы. 106

Заглавная буква в именах собственных.

1

Различать собственные и нарицательные имена существительные, под­бирать примеры таких существительных.


107

Заглавная буква в именах собственных.

1

Составлять устный рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).


108

Правописание собственных и нарицательных имен существительных.

1

Классифицировать имена существительные собственные и нарицатель­ные по значению и объединять их в тематические группы. 109

Развитие речи. Составление рассказа о домашнем животном по личным наблюдениям и по вопросам.

1

Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литера­туры в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и на­звании своего города (или села, посёлка, деревни). 110

Число имен существительных.

1

Писать с заглавной буквы имена собственные.


111

Число имен существительных. Роль в предложении.

1

Определять число имён существительных (единственное и множествен­ное). Изменять имена существительные по числам (книга - книги). Работать с орфоэпическим словарём. 112

Обобщение знаний об имени существительном.

1

Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении. Правильно произносить имена существительные в форме единствен­ного и множественного числа (туфля - туфли, простыня - просты­ни). 113

Обобщение знаний об имени существительном.

1

Определять грамматические признаки имён существительных: одушев­лённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицировать имена существительные по определённому грамма­тическому признаку. Выбирать из ряда имён существительных имя существит. с опре­делённым признаком. 114

Проверь себя. Проверочная работа.

1

Работать с повествовательным текстом: определять его тему и глав­ную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, со­ставлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять текст. 115

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.

1


116

Контрольная работа№6 по теме: « Имя существительное»

1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий 117

Глагол. Глагол как часть речи.

1

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» 118

Глагол как часть речи.

1

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лекси­ческому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. 119

Синтаксическая функция глагола.

1

Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значе­ниях. 120

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника.

1

Определять, каким членом предложения является глагол в предложе­нии.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. 121

Число глагола.

1

Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилете­ли» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, со­ставлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ. 122

Изменение глагола по числам.

1

Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зави­симости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём. 123

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1 124

Обобщение знаний о глаголе.

1

Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать). 125

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

1

Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола. 126

Работа над ошибками

1

Определять правильный порядок предложений, составлять текст, под­бирать к нему название и записывать составленный текст. 127

Текст -повествование и роль в нем глаголов.

Проверочная работа.

1

Распознавать текст-повествование.

Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. 128

Роль глаголов в тексте - повествовании.

1

Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нуж­ную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ. 129

Закрепление знаний о глаголе

1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» 130

Имя прилагательное как часть речи.

1

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилага-тельное и лексическим значением имён прилагательных. 131

Имя прилагательное как часть речи.

1

Анализировать высказывания русских писателей о русском языке. 132

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных 133

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагатель­ному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.


134

Синтаксическая функция прилагательного.

1

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагатель­ному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.


135

Сравнение как одно из выразительных средств языка.

1

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирать имена прилагательные - сравнения для характеристики ка­честв, присущих людям и животным. 136

Единственное и множественное число имеем прилагательных.

1

Определять число имён прилагательных, распределять имена прила­гательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагатель­ные по числам.


137

Единственное и множественное число имеем прилагательных.

1

Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. 138

Обобщение знаний об имени прилагательном

1

Самостоятельная проверочная работа

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

Умение писать слова с изученными орфограммами, подбирать заголовок к тексту, составлять предложение на тему, распознавать изученные части речи 139

Роль имен прилагательных в тексте -описании

1

Распознавать текст-описание.

Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании. 140

Контрольная работа № 7 по теме: «Имя прилагательное»

1

Умение писать слова с изученными орфограммами. 141

Понятие о тексте - описании.

1

Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя). 142

Развитие речи. Составление текста- описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого « Букет цветов, бабочка и птичка»

1

Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллектив­ное обсуждение плана подготовительной работы).


143

Местоимение ( личное) как часть речи.

1

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена сущес. 144

Местоимение ( личное) как часть речи.

1

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, запи­сывать составленный текст. Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях. 145

Распознавание личных местоимений и имен существительных.

1

Распознавать текст-рассуждение.

Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.

Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. 146

Распознавание личных местоимений и имен существительных.

1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» 147

Текст - рассуждение. Структура текста-рассуждения.

1

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.


148

Развитие речи. Работа с текстом.

1


149

Предлоги. Роль предлогов в речи.

1

Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).

Раздельно писать предлоги со словами.


150

Правописание предлогов.

1

Правильно употреблять предлоги в речи

Раздельно писать предлоги со словами. 151

Правописание предлогов.

1

Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествова­тельный текст. 152

Обобщение знаний о частях речи.

1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий 153

Проект « В словари - за частями речи!» 1

Уметь находить части речи в различных словарях. Составлять проект и защищать его. 154

Контрольная работа №8 по теме: « Части речи» 1

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

Повторение 21 155

Текст.

1

Рассматривать репродукцию картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, со­ставлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ. 156

Развитие речи. Составление рассказа по картине И.И. Шишкина « Утро в сосновом лесу»

1

Обобщение знаний о предложении Правильно оформлять предложение в письменной речи. Признаки предложения и использование в речи. 157

Предложение. Основа предложения.

1

Понятия «подлежащее», «сказуемое», составление предложений.

Распространённое и нераспространённое предложение 158

Предложение. Основа предложения.

1

лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. 159

Слово. Однокоренные слова.

1

Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи 160

Орфограммы корня слова. Тест.

1

Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи 161

Развитие речи. Составление рассказа по рисунку.

1

Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи 162

Годовая контрольная работа №9.

1

Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи 163

Работа над ошибками

1

Различать звуки и буквы, деление на слоги, перенос слов 164

Звуки и буквы.

1

Различать звуки и буквы, деление на слоги, перенос слов 165

Части речи.

1

Сопоставление правил об орфограммах в корне. Правильно употреблять Ь разделительный знак на письме 166

Части речи.

1

Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова 167

Правила правописания.

1

Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова 168

Проект «В словари - за частями речи»

1

Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова 169

Правила правописания

1

Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова 170

Правила правописания

1

Воспитывать интерес к языку, проверка знаний, умений 171

Повторение пройденного

1

Воспитывать интерес к языку, проверка знаний, умений 172

Правила правописания

1

Воспитывать интерес к языку, проверка знаний, умений 173

Повторение пройденного

1

Воспитывать интерес к языку, проверка знаний, умений 174

Повторение пройденного

1

Воспитывать интерес к языку, проверка знаний, умений 175

Повторение пройденного

1

Воспитывать интерес к языку, проверка знаний, умений

















































Литература для учащихся:

1)В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 2 класс М.: - Просвещение.- 2012.

2)В.П. Канакина, Русский язык. Рабочая тетрадь в 2-х частях. , 2 класс М.: - Просвещение.- 2012.



Литература для учителя:

1)В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 2 класс М.: - Просвещение.- 2012.

2)В.П. Канакина, Русский язык. Рабочая тетрадь в 2-х частях. , 2 класс М.: - Просвещение.- 2012.

3).Сборник рабочих программ « Школа России» 1-4классы Москва «Просвещение» 2011г

4) Электронное приложение к учебнику « Русский язык», 2 класс ; (Диск CD-ROM), авторы : Канакина В.П. и др.;



















































Лист внесения изменений

Дата внесения изменений

Раздел, тема

Содержание изменений

Подпись

Согласовано с заместителем директора по УВР






















































































































































































1.

2


© 2010-2022