- Преподавателю
- Начальные классы
- Интегрированный урок
Интегрированный урок
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гавва Л.М. |
Дата | 12.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Вода в природе и в искусстве.
Цель урока: Закрепить знания о значении воды в природе и в искусстве.
Задачи:
-
Повторить, что вода - активная среда для жизни всего живого.
-
Повторить виды графики, основные средства графики
-
закрепить свойства воды как вещества;
-
познакомить с новой техникой графики ( граттаж)
-
Формировать умение применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира;
-
Формировать умения работы пятном и штрихом;
-
Раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты;
-
Дать представление о работе художников - маринистов на примере картин И.К. Айвазовского;
-
Прививать внимательное и бережное отношение к природе и к творениям искусства.
Формирование знаний, умений, навыков:
Уметь:
-выполнять лабораторные работы, с соблюдением правил техники безопасности.
-делать выводы из проделанной работы.
-находить решение проблемных заданий.
-грамотно аргументировать свои выводы
-обобщать.
- выполнять работы в технике граттаж.
- правильно выполнять начертания линий и пятен при выполнении работы.
Знать:
-значение воды в природе.
- состав воды и её свойства
-современные экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.
- знать что такое граттаж и как его выполнять.
- знать виды графики и ее основные средства.
- знать картины художников.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
- полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зелёная, красная, жёлтая)
-Вода (горячая и холодная), сахар, соль, мел, глина, ложка, колбы, стаканы, воронка, бумажный фильтр.
- тетрадь, ручка.
- подготовленные листы для граттажа.
- палочка для царапания граттажа.
ТСО: интерактивная доска
компьютер.
Ход урока.
I.Организационный момент.
-Добрый день.
- Чем мы сегодня будем говорить и заниматься на уроке, вы узнаете если разгадаете загадки.
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу
Даже камень источу.
(Вода)
О каком уроке идет речь.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. ( Кисточка)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски)
II.Проверка усвоения изученного материала.
- Что такое графика?
- Какие вы знаете виды графики?
- Что является основным в графике?
( демонстрация репродукций)
А что такое гравюра? Демонстрация репродукций.
III. Актуализация знаний.
Сообщение темы урока. Слайд 1.
Сегодня мы повторим об огромной роли воды в природе и в изобразительном искусстве.
1. Роль воды в природе.
- Давайте послушаем стихотворение: (показ слайдов)
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смеем вам мы доложить:
Без воды нам не прожить.
- Что вы узнали из стихотворения о воде?
- Как вы думаете, много ли воды на Земле?
Вступительное слово учителя.
С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода и жизнь становится невозможной. Потому что вода - эликсир жизни. Подарив людям воду, природа дала нам бесценное богатство.
Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный - голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. И в воздухе, и в почве, и под землёй. Вода входит в состав любого живого организма.
-Ребята, а как вы думаете, если воды на нашей планете так много, нужно ли её беречь.
Практическая работа составление диаграммы, которая показывает распространение воды и суши
Возьмите круг , разделите его на 4 части, 3 части закрасьте голубым цветом, а 1 коричневым. слайд 12
В изобразительном искусстве вода тоже является главной темой
И многие художники обращались к теме воды. Это такие художники как Левитан, Коровин, Ромадин и др. А с Айвазовским иваном Крнстантиновичем познакомимся немного ближе. Презентация слайды.
Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.
Сообщения детей
- Ребята, а какие вы сообщения подготовили о значении воды?
Почти всё живое на Земле не может обойтись без воды. Звериные тропы в лесу ведут к водопою. Птицы летят к рекам и озёрам. Люди издавна выбирали себе место у воды, строили себе дома, сёла и города.
- Без воды не вырастишь ни пшеницы, ни яблок, ни груш. Тысячи лет может пролежать зерно в сухой земле, но придёт вода - и зерно прорастёт. Даже безжизненную пустыню можно превратить в цветущий сад, если провести туда воду.
- В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. А тело медузы на 90-95% состоит из воды.
Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит с состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела.
Практическая работа.
- Много ли воды в вашем теле? Вы можешь вычислить сами: массу тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.
Откройте задание №1 в тетради на с.20.
Например: масса теле человека - 60 кг, то мы должны 60 : 3 *, 2 вода составляет - 40кг.
Если 30кг, то 30 :3 *2 =20кг
-Молодцы! Справились с этим заданием.
4). Вывод.
- А теперь давайте ещё раз давайте повторим какую роль играет вода в природе.
Роль воды в природе: слайд
- для питья (Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди).
- кормит (Но вода не только «поит», но еще и кормит - по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов).
- среда обитания (В реках, морях и океанах и около них живут растения и животные)
- средство гигиены (Вода моет всех людей, животных, города, машины, дороги)
- в быту (Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды).
- дорога (Еще вода - это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров).
- электроэнергия и полезные ископаемые.(Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, в воде добывают полезные ископаемые)
-красота, познание и отдых (Люди стремятся изучить подводный мир, они наслаждаются красотой водных просторов, отдыхают около водоёмов)
2. Свойства воды.
Вот она какая вода!
- Но это всё стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.
Сейчас мы с вами с помощью опытов определим свойства воды.
Практическая работа (Дети работают по группам. У каждой группы есть ключ к выполнению опыта)
(I группа выполняет три опыта)
Опыт 1
Определить какова прозрачность воды?
- В стакан с водой опустите ложку.
- Видна ли она?
- О каком свойстве воды это говорит?
Вывод: вода... (прозрачна.)
Опыт 2.
-Определить какого цвета вода?
- На столе у вас лежат цветные полоски бумаги (красная, зелёная, жёлтая, синяя, белая)
- С их помощью вы определите цвет воды.
-Приложи и сравни цвет воды и цвет каждой полоски.
- Можно ли сказать, что вода синяя? Зеленая? Желтая? Красная? Белая?
- Каков же цвет воды?
Вывод: вода...(бесцветна)
Опыт 3.
- Каков запах воды?
- Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.
- А чем пахнет чистая вода ?
- Понюхай ее и сделай вывод.
Вывод: вода ... (не имеет запаха)
(II группа выполняет один опыт)
Опыт 4 (2 стакана, 2 ложки, сахар и глина)
- Насыпьте в один стакан с водой сахар, а в другой столько же глины.
- Помешайте воду.
-Что вы заметили?
- О чем говорит этот опыт?
(Вода растворила кристаллы сахара, а часть глины осела на дно).
Вывод: вода -...( растворитель, но не все вещества в ней растворяются).
- Подумайте. где человек использует это свойство?
(Учитель готовит три раствора: первый стакан - медный купорос, второй стакан - марганцовка, третий стакан - напиток в порошке).
-Вода растворила кристаллы, и мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей (раствор медного купороса), для дезинфекции ран (раствор марганцовки) и для употребления в пищу - напиток.
Когда мы умываемся, тоже используем свойство воды - растворять грязь
(III группа выполняет один опыт - фильтрование)
Опыт 5 (стакан с мутной водой, чистый стакан, воронка, бумажный фильт).
-Вам необходимо очистить мутную воду с примесями песка и мела
- Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.
Фильтр - это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам.
- Вставьте воронку в пустой стакан и положите фильтр.
- По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду.
- Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки.
-Проверьте ее на прозрачность.
- Нерастворенные вещества остались на фильтре.
Такая очистка воды называется фильтрованием.
Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.
( В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш.
Учитель демонстрирует бытовой фильтр, фильтруется подкрашенная вода)
После выполнения детьми и обсуждения, учитель демонстрирует ещё два опыта.
Опыт 6. (стакан с водой и пластиковая пластинка)
- Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды?
(Она растекается в разные стороны.)
- Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность ? (Вода стекает под уклон.) '
- Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? (Да)
- Во всех этих случаях появляется одно и то же свойство воды.
Какое?
Вывод: вода течет (свойство - текучесть).
Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.
Опыт 7. (колба с трубкой и подкрашенной жидкостью, ёмкости с горячей водой и льдом)
Что же происходит с водой при нагревании и охлаждении?
Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.
- Почему?
Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается.
- Как вы это объясните?
Вывод: вода ... ( при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается) слайд
физминутка
У крутого бережочка,
Рыбки плавали в воде,
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке
Рассказ о технике граттажа.
Сегодня вы познакомитесь с новой техникой графики - граттаж.
Вам о граттаже расскажу я,
Он вызывает интерес
У школьников любого класса,
Ведь каждый хочет в мир чудес
Взяв в руки ручку, зубочистку
И лист бумаги непростой,
Ты словно фокусник - царапкой
Рисунок сможешь сделать свой.
Здесь равнодушием не пахнет,
Простор для творчества такой,
Что иногда не веришь даже,
Что это сделано тобой.
Итак, граттаж. Вам поподробней
О нем сейчас вам расскажу
И чтобы быть не голословной,
Как это сделать - покажу.
Буквальный перевод этого слова - «царапание» (от французского глагола grater -царапать). Граттаж - это фак5тически вид гравюры. Техника граттажа стала пользоваться огромной популярностью среди художников- графиков. В первой половине 20 столетияона давала возможность создавать эффекты полутонов с помощью контуров. Граттаж в настоящее время остается по своему уникальным и выразительным средством рисования. Изображение создается в результате удаления линий и пятен с основы черного цвета или участков черной краски, нанесенной на белый картон. Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом (перпом. Спец. Резцом, заостренной палочкой, на предварительно подготовленной поверхности). Прежде чем приступить к выполнению гравюры на картон наносится слой воска или парафина, а затем весь лист закрашивается черной тушью, смешанной с гуашью. Демонстрация рисунков выполнения граттажа.
Слайды с образцами граттажа
Граттаж - техника занимательная и необычная, но при работе с этой техникойнадо соблюдать правила техники безопасности. Вы будете работать острым предметом, поэтому нельзя размахивать руками, играть с острыми предметами.
Причины загрязнения и охрана воды.
Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды.
Вода - одно из главных богатств на Земле.
-Ребята. а что будет если исчезнет вода?
А такая угроза существует.
Давайте послушаем сказку. (показ слайдов)
Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка - чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети - чтобы искупаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку!
Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной…
Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой - тонкой,
Обмелела на глазах.
Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.
Улитка - Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка - На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной.
Улитка - А ты почему жёлтая, как лимон?
Жёлтая рыбка - Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс мутный поток. Чего там только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты и отходы. Пожелтела наша заводь.
Улитка - А ты, подружка, чего такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка - Видела бы ты, какой на мне лежал груз?
Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать?
От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле - еле выбралась из под мусора.
Улитка - Ой, а это ещё кто?
Чёрная рыбка - Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть покрыла воду тонкой плёнкой, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.
Улитка - Да, уж досталось вам.
- Ребята, скажите, отчего загрязняется вода в реках, озёрах и морях?
-А кто главный виновник в этом? (человек)
От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для жизни человека.
Поэтому воду - наше главное богатство, надо беречь!
-Как люди охраняют воду от загрязнения?
(Строить очистные сооружения, Строить предприятия, где нет сточных вод, не бросать мусор, не мыть машины около водоёмов.) слайд
А какой можно сделать рисунок на тему вода в природе и в искусстве?
Ответы детей
Отгадайте кого мы будем рисовать сегодня.
В воде живем, без воды пропадем. (рыбы)
Я по земле не хожу,
Вверх не гляжу,
Гнезда не завожу,
А детей вывожу. (рыбы)
Ответы детей
Сегодня мы будем рисовать рыб. Отгадайте где живут рыбки, которых нам предстоит нарисовать.
На окошке пруд.
В нем рыбки живут
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков. (аквариум)
Каждый из вас не раз любовался рыбами в аквариуме. Многие из вас держали в руках речных рыб.
Скажите все ли рыбы одинаковы?
Чем одни рыбы отличаются от других? Слайды о рыбках
Практическая часть
Сегодня мы будем рисовать аквариумную золотую рыбку. Она действительно очень похожа на сказочную героиню. Большой вуалеобразный хвост, золотая расцветка чешуи придает ей неповторимый вид и оригинальность. Демонстрация рыбки. Слайд
Вводный инструктаж учителя как работать в граттаже.
Самостоятельная работа учащихся ( изображение золотой рыбки в аквариуме.)
Итог урока.
Выставка работ, оценивание.
А понравился ли вам наш урок?
Какое настроение вызвал у вас этот урок?
О чем мы сегодня говорили на уроке?
Урок окончен.
Спасибо за внимание.