- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока математики в 3 классе Емкость
Конспект урока математики в 3 классе Емкость
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бусарова Ю.Н. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по математике.
в 3 классе по учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой УМК «Планета знаний».
Тема урока: Измеряем ёмкости. Единицы измерения ёмкости.
Тип урока: введения нового знания
Цели урока:
Развитие пространственных представлений учащихся.
Знакомство с единицами измерения ёмкости (миллилитр, литр).
Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения ёмкости.
УУД:
Предметные:
совершенствование умений умножать трехзначное число на однозначное;
совершенствование навыков решения составных задач на разностное и кратное сравнение;
уметь измерять объем жидкости в новых единицах измерения - литрах.
Метапредметные:
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные:
развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;
формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся в содержании учебного материала, в социальных ролях и межличностных отношениях, формирование личностных универсальных учебных действий.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения сверстников и учителя.
Познавательные:
овладевать логическими действиями анализа, сравнения, синтеза и обобщения;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять работу с графической информацией (кроссворд, бланк с заданием в табличной форме, диаграммами);
обнаруживать пробелы в информации;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
договариваться о совместной деятельности в группе.
Оборудование: коробка сока - 1 литр, пластиковые стаканы - 12 штук, мензурки - 6 штук, ведро, банка ёмкостью 1 литр.
Оформление доски:
Новые слова:
Ёмкость - вместимость
Миллилитр (мл.)
Баррель = 159 литров
Вопрос урока.
Что значит «измерить ёмкость»?
Число
Классная работа.
Измерение ёмкости. Единицы измерения ёмкости.
Технологическая карта урока.
Этап урока (цель этапа)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Ι. Самоопределение к деятельности.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.
-Начинаем наш урок математики. Сегодня к нам на урок пришли учителя из других школ города. Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем успешной работы.
Нам предстоит серьезная работа, в ходе которой вы получите много новой информации.
Что такое информация и откуда мы ее можем получить?
Что такое математическая информация?
Часть информации, необходимой нам на уроке, лежит у вас на столах (словари).
У вас на столах лежат листы рефлексии (на каждого). Вы их подпишите и заполните в конце урока.
Также на столе лежит бланк с вашими фамилиями и критериями оценок, по которым вас сегодня будут оценивать модераторы.
Модераторы, озвучьте, по каким критериям будут оцениваться члены ваших групп.
Оценка вам за урок будет выставляться с учетом оценки модератора, вашей самооценки и моей оценки.
Озвучу вам ее позже.
Пожимают друг другу руки и желают успешной работы на уроке.
Информация - это то, что мы слышим, видим, чувствуем. Она к нам приходит с помощью 5 органов чувств. Математическая информация - это новый материал, который мы получаем на уроке математики в виде примеров, задач, схем, чертежей и другого.
Один из модераторов зачитывает вслух критерии оценки.
Коммуникативные УУД
-уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им.
ΙΙ. Актуализация знаний.
Цель: повторение материала, необходимого для «открытия нового знании», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся.
Для работы на уроке нам нужно повторить правило умножения двух и трёхзначного числа на однозначное.
Поделитесь информацией, как нужно умножить многозначное число на однозначное.
48•6 51•8 435•4 167•5
Устно объясняют правило умножения.
48•6 =288 51•8 =408
435•4=1740 167•5=835
Познавательные УУД
-обобщение
ΙΙΙ. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
-У вас на столах стоит сок, попробуйте его, пожалуйста.
-Знаете ли вы, чем полезны соки?
-Как определить, кто, сколько сока выпил?
-Прочитайте название сегодняшнего урока.
-Прочитайте, что обозначает слово ёмкость, объясните, как вы его поняли.
-Сформулируйте цель урока.
-Прочитайте вопрос, на который нам нужно ответить на уроке.
Пьют сок.
Отвечают на вопрос
-В них есть витамины. А витамины нужны для того, чтобы наш организм был здоров.
-Нужно измерить и сравнить.
-Измеряем ёмкости.
Читают на доске значение слова(ёмкость-вместимость), объясняют.
- Сегодня на уроке, я буду учиться измерять ёмкости.
-Что значит «измерить ёмкость»
Личностные УУД
- проявить учебно-познавательный интерес к новому материалу.
Регулятивные УУД
-уметь высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД
-участие в коллективном обсуждении проблемы;
-умение оформлять свои мысли в устной форме.
ΙV. «Открытие нового знания»
Цель: знакомство с новыми знаниям: со способами и единицами измерения ёмкости, обучение выполнению практической работы, развитие коммуникативных компетенций.
Рассмотрите емкости у вас на столах. Как вы думаете, в каких единицах измерения дана шкала на них?
-Чтобы определить количество жидкости в стакане нужно измерить её с помощью мерного стакана или мензурки. На таком стакане есть чёрточки, они отмеряют количество жидкости в миллилитрах.
Практическая работа: «Измерение ёмкость пластикового стакана». Выполните эту работу в парах.
-Удобно ли измерять таким стаканом ёмкость ведра?
-Прочитайте правило на странице 78.
- Назовите единицу измерения больших ёмкостей.
Презентация (слайд 2)
- Ёмкость 1 литр вы можете увидеть в этой коробке сока или в банке 1 литр. (демонстрация предметов)
В миллилитрах. Записывается - мл
1 л - 1000 мл
-Выполняют практическую работу в парах.
Записывают вывод: в данном стакане ___ миллилитров воды.
-Нет. Оно слишком большое.
-Читают правило. Называют единицу измерения «литр».
-Смотрят на предметы.
Познавательные УУД
- анализировать, синтезировать, сравнивать информацию.
Регулятивные УУД
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания - учить сравнивать ёмкость различных сосудов.
-Рассмотрите рисунок к №1 на странице 78. Какие сосуды вы видите и каков объём каждого из них?
Презентация (слайды 3 - 8)
-Ответьте на следующие вопросы:
*На сколько больше литров воды умещается в канистру, чем в ведро?
*Во сколько раз больше воды умещается в бочке, чем в банке?
*Где уместится больше воды: в ведре или в 4 банках?
*Сколько литров воды можно налить в:
3 ведра?
2 банки?
*Сколько банок надо налить, чтобы наполнить канистру?
Работа в группах:
Вы рассажены в 4 группы. Каждой группе я дала задание на измерение количества определенной жидкости: воды, лекарства, мёда, подсолнечного масла. 1 гр. Два ведра вмещают 5 л и 7 л. Как с помощью этих вёдер отмерить ровно 2 л воды, наливая ее из-под крана? Как отмерить 3 литра? 4 литра?
2 гр. В 1 л 1000 миллилитров. Чайная ложечка вмещает примерно … (кто скажет сколько?) 6 мл лекарства. Больному коту днем и ночью вливали в рот лекарство: каждый час по чайной ложке. За четверо суток он выздоровел. Сколько лекарства он выпил? 3 гр.В 1 л 1000 миллилитров. В старину гостю подносили чарку с мёдом (что такое чарка?). Ковш вмещает 6 чарок, а ведро - 11 ковшей. Объем чарки 123 мл. Каков объем ковша? Ведра? 4 гр.Литр чистой воды весит 1 кг. Мед вдвое тяжелее воды. Подсолнечное масло легче воды: 1 литр масла весит 900 гр. Что тяжелее: 4 литра масла или 2 литра меда?
Руководители групп - оцените каждого члена вашей группы на листочке с фамилиями,который лежит у вас на столе.
-Ведро-9 литров, канистра-15 литров, банка-3 литра, бочка-45 литров.
*Надо из 15 вычесть 9. Получится 6. Значит в канистру вмещается на 6 литров воды больше, чем в ведро.
*Надо 45 разделить на 3. Получится 15. Значит в бочке умещается в 15 раз воды больше, чем в банку.
*В ведре 9 литров, а в чтобы узнать сколько в банках надо 4•3=12 литров, это больше, чем в ведре.
-9•3=27 литров
-3•2=6 литров
-15:3=5 литров
Налить 7 л и перелить в 5-литровое ведро часть воды до края. Останется 2 л. Перелить 2 л в 5-литровое, налить до края 7-литровое ведро. Отлить часть в 5-литровое до края. В 7 - литровом останется 4 л, т.к. долили 3 л. Наполнить до края 5-литровое ведро, перелить в 7-литровое. Снова наполнить 5-литровое, отлить часть воды в 7-литровое до края. В 5-литровом останется 3 л.
Чайная ложка вмещает примерно 6 мл. Кот выпил 576 мл лекарства. Т.к. надо 24 (часов в сутках) х на 6мл =144 мл в сутки. Болел 4 суток. Поэтому 144 х 4=576(мл)
Работают со словарем. (Старинная ёмкость, рюмка, стаканчик). 123х 6=738 (мл) - объем ковша 738 х 11= 738 х (10 + 1)= 7380 + 738 = 8118 (мл)
1 л меда весит 2 кг. 2 л меда будут весить 4 кг. 4 л масла будут весить 900 х 4 = 3600 (кг) 2 л меда тяжелее.
Руководители групп оценивают участие каждого члена и выставляют оценки на листочке.
Познавательные УУД
-самостоятельное создание способов решения проблемных задач.
Регулятивные УУД
- саморегуляция
Коммуникативные УУД
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД
-контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений с последующей коррекцией
VΙ. Включение нового в систему знаний.
Цель: учить применять полученные знания о мерах ёмкости при решении текстовых задач.
-Прочитайте задание №5 стр. 79.
В каком виде представлена нам информация?
Что указано по
горизонтальной оси
по вертикальной оси
-Ответьте на вопросы этого номера
Презентация (слайд 10-11)
-Письменно вычислите сколько нефти поставлено в Германию, Польшу, Венгрию
-В международной торговле нефть измеряют в баррелях. Прочитайте как пишется это слово и чему равен 1 баррель.
Презентация (слайд 12 - 13)
(сообщение ученика о барреле)
-Выполните задание к №6 стр.79.
-Сколько литров в одном барреле?
-Как узнать сколько литров в 4 баррелях?
Проверьте по образцу, записанному на доске
-Составим алгоритм ответа на второй вопрос:
Сколько в бочке?
Сколько в 6 баррелях?
-Выполните вычисления и ответьте на вопрос.
Читают задание.
- В виде диаграммы.
-название стран
-тонны нефти
* в Венгрию
* в Польшу
* в Германию
Один ученик выполняет работу на доске, остальные в тетради
282•2=564(тысяч тонн) в Венгрию
564•2=1128(тысяч тонн) в Польшу
564•3=1692(тысячи тонн) в Германию
-Читают информацию на доске.
-
159 литров
-
Надо 159 умножить на 4 =636
1000 литров
Надо 159•6 =954
Выполняют вычисления самостоятельно. Проверяют по образцу.
Самопроверка
159 •4 =636
159•6=954
1000 > 954
В бочку поместится 6 баррелей нефти.
Презентация (слайд 14)
VΙΙ. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей и всего класса деятельности
-На какой вопрос мы планировали ответить в начале урока?
-Удалось ли нам ответить на этот вопрос? Как?
-Где мы можем применить новые знания?
-Оцените работу всего класса на уроке.
-Поставьте каждый себе оценку на уроке.
Заполните листы рефлексии. Которые лежать у вас на столе.
Запишите домашнее задание
Спасибо за урок. Урок окончен.
(слайд 17)
*Что значит измерить ёмкость?
* Измерить ёмкость, это значит, определить сколько литров или миллилитров жидкости поместилось в сосуде.
Презентация (слайд 15)
*Приводят примеры.
Поднимают карточки с оценками
Поднимают карточки с оценками
Д.З. стр.78 №3 (слайд 16)
Познавательные УУД
-контроль и оценка результатов деятельности: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.