Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание и перенос слов с мягким знаком в середине слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Правописание и перенос слов с мягким знаком в середине слова.

Ход урока

  1. Оргмомент(Поздороваться с гостями)

  2. Сели девочки, сели мальчики.

  3. Как всегда в начале урока: разминка для пальчиков.

  4. Беседа.

Поднимите руку, кто любит путешествовать.

-На каком виде транспорта можно путешествовать?

(на автобусе, поезде, велосипеде, корабле, мотоцикле, на воздушном шаре…)

Прекрасно, давайте сегодня все вместе отправимся в путешествие на необычном звездолёте.

-Поднимите руку, кто со мной?

А вот куда мы отправимся вы узнаете , если отгадаете загадку.

Этот знак- хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится… (Ь знак)

-Как вы думаете, в путешествие к какой звезде мы отправимся?

-Что же мы будем закреплять во время нашего путешествия?

(Умение писать слова с ь знаком на конце и в середине слова, переносить слова)

-Итак, одели скафандры, пристегнули ремни.

Порядок на столе,

Порядок в голове-

К полёту мы готовы!

-даю обратный отсчёт: 5,4, 3, 2, 1-пуск !

-Откройте свои бортовые журналы.

Запишем число: 23 ноября

Классная работа.

-наш полёт проходит в нормальном режиме. А вот и первая остановка «Чистописательная»

еёюяиь ьияюёе

-Как вы думаете, почему мы прописали именно эти буквы?

(Обозначают мягкость согласного звука)

Прочередуйте до конца строчки.

-Запишем :

Полетели дальше. Следующая станция «Словарная»

(1 ученик у доски)

Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

-Чтобы написать слова я открываю… (Тетрадь)

-Льётся речка - мы лежим.

Лёд на речке - мы бежим. (Коньки)

-Никогда зимой на улицу

Не выхожу я без него… ( Пальто)

-Жители этой станции приготовили для нас новое словарное слово, но зашифровали его. Чтобы его разгадать, нужно прочитать через одну букву, начиная с первой.

Усчдинтуеклжь

(Дети читают)

-Кто такой учитель? (Это человек, обучающий других).Запишем и его. А теперь измените слово так, чтобы ь знак оказался в середине слова.

(Учительница)

-Чем похожи все слова? ( Содержат мягкий знак)

-Назовите слова, в которых букв больше , чем звуков. (Во всех)

-Почему букв больше чем звуков? (Ь знак звука не обозначает.)

-Подчеркните согласную, которую ь знак делает мягкой.

ФИЗМИНУТКА

ОДИН.ДВА,ТРИ,ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

(ходьба на месте)

В КОСМОС МЫ ЛЕТИМ ОПЯТЬ.

(соединить руки над головой)

ОТРЫВАЮСЬ ОТ ЗЕМЛИ,

(подпрыгнуть)

ДОЛЕТАЮ ДО ЛУНЫ.

(руки в стороны, покружиться.)

НА ОРБИТЕ ПОВИСИМ.

(покачать руками, вперед-назад)

И ОПЯТЬ ДОМОЙ СПЕШИМ.

(ходьба на месте.)

-Полетели дальше… Следующая станция «Переносная».

-Как переносятся слова с одной строки на другую?

(Слова переносятся по слогам.)

-Этот способ вам знаком.А, чтобы лучше его закрепить, послушайте стихотворение-игру.

Я сейчас расскажу

Как слова переношу.

Зима - зи-ма,

Пожар- по-жар,

Коза- коза,

Комар- ко-мар.

Здесь порядок очень строгий!

Делим все слова на слоги.

Переносим по слогам.

- А теперь попробуйте сами делить слова на слоги:

Лиса (хором)- ли-са, петушок ((хором)- пе-тушок, пету-шок,

Трава (хором )- тра-ва.

(Открыть запись на доске)

Пень день уголь

-Прочитайте слова, что можете сказать?

(Слова с ь знаком на конце слова,их переносить нельзя)

- Почему? (Состоят из одного слога.) Какую роль играет ь знак в этих словах? (Смягчает согласный звук.)

- Давайте спрячем ь знак в серединку слова , для этого образуем однокоренные родственные слова.

Пень- пеньки, день- деньки, уголь- угольки.

Мягкий знак- такой хитрец!

В слове встал он в серединку

Буквам заменил перинку.

Между двух согласных

Чувствует себя прекрасно.

-Сколько теперь слогов в словах?

-Можем теперь разделить слова для переноса?

-Чему же мы будем учиться дальше ?

(Будем учиться делить слова с мягким знаком в середине слова для переноса с одной строки на другую.)

-Что обозначает ь знак в этих словах?

(Обозначает мягкость согласного звука)

- Посмотрите на транскрипцию этих слов:

- Можно сказать, что ь знак и согласная буква впереди мягкого знака обозначают один мягкий звук?

-Можно ли разделить один звук?

- Сделайте вывод: (Мягкий знак при переносе не отделяется от предыдущей буквы.)

- Проверим наш вывод.( Чтение правила в учебнике на стр. 91)

- А теперь потренируемся:

(На магнитной доске слова, их необходимо разделить для переноса)

письмо горький огоньки кольцо маленький

ПРОВЕРКА, МОЛОДЦЫ!

ФИЗМИНУТКА

( ВЫПОЛНЯЕТСЯ СИДЯ. МАССАЖ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ)

ПО ПОРЯДКУ ВСЕ ПЛАНЕТЫ

НАЗОВЁТ ЛЮБОЙ ИЗ НАС:

РАЗ- МЕРКУРИЙ,

ДВА- ВЕНЕРА,

ТРИ -ЗЕМЛЯ,

ЧЕТЫРЕ- МАРС,

ПЯТЬ- ЮПИТЕР,

ШЕСТЬ- САТУРН,

СЕМЬ-УРАН,

ЗА НИМ -НЕПТУН.

ОН ВОСЬМЫМ ИДЁТ ПО СЧЁТУ.

А ЗА НИМ УЖЕ ПОТОМ,

И ДЕВЯТАЯ ПЛАНЕТА

НАЗЫВАЕТСЯ -ПЛУТОН.

-Можем лететь дальше.

Станция « Самостоятельная.»

- 3 ряд работает над упражнением № 157 Письменно, обсудите в парах и работайте.

- 2 ряд - вас ожидает работа по карточкам . Тоже обсудите в парах и работайте.

(Разделите слова на две группы: Окунь, пальчик, зверь, пень, альбом, крыльцо. -Какое место занимает ь знак в словах?. Какую роль играет ь знак в словах каждого столбика?)

-1ряд. Ваше задание в конверте. Тоже работаете в паре. Обсудите, запишите.

Задание. Прочитайте что написано.Составьте предложение. Запишите в тетрадь. Подчеркните главные члены предложения.

Снегири краях наших зимуют в

Взаимопроверка.

- Следующая станция « Развлекательная»

-Мудрая сова приготовила для вас задание. Какое слово спряталось в каждом слове?

Олень огоньки деньки коньки дружить восемь

-Расшифруйте слова:

Куньо -(окунь), леньо (олень), раська (карась), ньли (линь). дьдож(дождь.)

-Что общего у всех этих слов? (ь знак в конце слова.1 слог- переносить нельзя.)

- Станция «Итоговая.»

-Чему учились на уроке? Что закрепляли?

-Как переносить слова с ь знаком в середине слова?

-Что было самым интересным?

- Какая работа вызывала затруднения?

- Наше путешествие подходит к концу.

Проверьте свои ремни, даю обратный отсчёт 4, 3, 2, 1, Приземлились.

Оцените свою работу на уроке самостоятельно: если вы писали красиво, аккуратно и без ошибок, поместите шарик на самую высокую лесенку, если не всё получилось, есть исправления , то чуть пониже, ну а если вам совсем не понравилось как вы работали, то оставьте шарик на месте.

_Запишите домашнее задание: Упр.№160.Вместо картинок вставьте слова и запишите предложения.

-Спасибо за урок. Отдыхайте!





© 2010-2022