Методическая разработка урока письма по теме «Большая буква в названиях стран»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Большая буква в названиях стран.

Основные цели:

. Сформировать умение писать имена собственные с заглавной буквы;

. Актуализировать способность к использованию изученного правила

на письме; Планируемые результаты:

учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.

Средства обучения: дневники наблюдений (рабочие тетради); - музыкальное мультимедийное сопровождение физкультминутки;

- ноутбук, экран;

- карточки с образцами букв;

-картинка с изображением самолёта;

- карточки для индивидуальной, самостоятельной и работы в парах.

- мультимедийная презентация "Большая буква в географических названиях" (см. электронное приложение).

- выставка детских книг: К.Чуковский "Федорино горе", Н.Носов "Приключения Незнайки его друзей", Г.Андерсен "Дюймовочка", Ш.Перро "Золушка", А.Милн "Винни-Пух и все-все-все", А.Линдгрен "Карлсон, который живёт на крыше»;

Форма урока: урок-путешестви

Методы обучения:

  • -объяснительно-иллюстративный;

  • -частично-поисковый.

  • Формы организации познавательной деятельности:

  • -фронтальная;

  • -индивидуальная;

  • -парная

Ход урока

Методическая разработка урока письма по теме « Большая буква в названиях стран»Слайд 1.

1. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдёт вам, дети, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы грамотно писать.

Слайд 2.

ДЕВИЗ: Грамоте учиться - всегда пригодится.

2. Мотивация к учебной деятельности.

ЦЕЛЬ : мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы.

- Я знаю, что вы любите путешествовать. Путешествие можно совершить пешком или на каком- либо транспорте. Отгадайте, на чём мы сегодня будем путешествовать?

Не пчела, не шмель,

А жужжит,

Неподвижно крыло,

А летит. - Верно. На самолёте. ( картинка самолёта) ДОСКА

- Мы отправимся в путешествие в волшебную страну- Грамотного письма. Отправляясь в путешествие, мы возьмём с собой то, что знаем, то, что умеем, а спасательными средствами будут - безошибочное и красивое письмо.

- Ребята, каждый путешественник ведёт дневник наблюдений, куда записывает все важные события, которые происходят во время путешествия. Дата в дневнике наблюдений очень важна. Поэтому откроем свои дневники путешествия- тетради и запишем число. ( Посадка.)

-Скорее в путь, друзья. 3мин

3. Самоопределение к деятельности.

Цель:1) определить содержательные рамки урока ( имена собственные); 2) согласовать тему и цель.

Слайд 3.

- Внимательно посмотрите на буквы, расположенные на экране, найдите среди них лишнюю.

Н К П Ф б З Д

- Объясните, почему буква б лишняя. ( Все большие, а б - маленькая, строчная.)

- Подберите синонимы к словосочетанию большая буква. ( Заглавная, прописная.)

- Вспомните, что вы знаете о заглавных буквах? - (Пишутся в начале предложения, имена собственные.)

- Определите тему урока (Большая буква в словах).

Слайд 4. (тема)

Слайд 5. (в стране Больших букв).

Слайд 6.

- Сформулируйте цели урока- путешествия, используя начало фразы:

Повторить написание большой буквы в … и … (в именах людей и кличках животных)

Выяснить, какие ещё слова пишутся … (с большой буквы)

4. Минутка чистописания.

-Для чего нужна? (правильно и красиво писать буквы)

-Сформулируйте задание. -Что будем делать? ДОСКА - C какой целью?

(Чтобы вспомнить заглавные буквы.)

-Запишите заглавные буквы в дневник наблюдений по образцу. 3мин

5. Актуализация знаний.

а) Работа в парах. Карточка №1.

- Посмотрите на карточку, какое задание? (Выбрать правило, нужное слово) - C какой целью даны задания?

( Повторить написание большой буквы в именах людей, кличках животных.)

ПРОВЕРКА. (Выбор правила - а), слова: Петрович, Волга, Соловьёв, Жучка, Антон) 3мин

- Погладьте себя по голове тот, кто правильно выполнил задание. Покачайте головой те, кто ошибся. Почему так получилось? - ( Мы допустили ошибку потому, что…..)

б ) - Отгадайте загадки или по предмету определите, кому принадлежат.

Слайд 7.

В одной весёлой книжке

Живёт смешной мальчишка.

Он многого не знает,

Учиться не желает (Незнайка)

Слайд 8 .

(пропеллер)

(Карлсон)

Слайд 9.

(цветок)

(Дюймовочка)

Слайд 10.

Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал. (Золушка

Слайд 11.

Он весел и незлобен, (пятачок)

Этот милый чудачок.

С ним хозяин - мальчик Робин

Он зовётся … (Пятачок)

Слайд 12.

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовёт

И в дороге слёзы льёт (Федора)

Слайд 13.

- Кто это такие? (Герои сказок) 2мин

Слайд 14, 15.

Индивидуальная работа на листочках №2.

- Посмотрите внимательно на записи. Какое задание? (выбрать нужные буквы)

(Н, н) езнайка

(К, к) арлсон

- Какие буквы выбрали?

- Почему выбрали заглавные буквы? (мужские имена, имена людей)

- Вспомните правило правописания имён людей.

- Запишите в дневник путешествия эти имена в столбик. ( Посадка + спасательное средство - безошибочное письмо)

Слайд 16, 17.

(З, з) олушка

(Д, д) юймовочка

(Ф, ф) едора -Какие буквы выбрали?

- Почему снова выбрали заглавные буквы? (женские имена, имена людей)

- Запишите в дневник путешествия эти имена в столбик. ( Посадка.)

Слайд 18, 19.

(П, п) ятачок

- Докажите, что это слово нужно писать с большой буквы (кличка животного)

- Запишите в дневник путешествия. ( Посадка.) 7мин

- А где можно встретить всех героев сразу? (на книжной полке в библиотеке)

ИТОГ: - Чему учились? (Имена людей, клички животных- с большой буквы.)

-Кто выполнил работу без ошибок - зелёный сигнал, ошибся - синий.

Слайд 20.

-Что это? ( Детская библиотека.)

- Кто знает, что же означает слово "библиотека"?

-Слово "библиотека" означает "книгохранилище". Значит, библиотека - дом, в котором хранятся книги. Но книги в библиотеке не просто хранятся, они здесь живут и ходят в гости к своим читателям. Ведь книга - лучший друг всех, кто любит читать.

- У нас в гостях сегодня книги. А принесла их библиотекарь Марина Сергеевна и предложила игру "Ответь на вопрос героя книги". (На стенде.)

Карлсон: Как зовут моего друга - мальчика?

Золушка: Объясните, почему я получила такое имя?

Дюймовочка: Расскажите, почему меня так назвали?

Пятачок: А мне, почему дали такую кличку?

Федора: Назовите моё полное имя. Как пишутся отчества людей?

Незнайка: Я никак не могу вспомнить, кто меня придумал. Помогите, пожалуйста! Прочитайте фамилию писателя. Как пишутся фамилии людей?

- Запишите словарное слово и запомните его написание - библиотека.

- Поставим ударение, подчеркнём безударные гласные.

Физкультминутка. (Стихи и движения.)

Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв-подруг. Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится буква у строчки в начале, 4мин Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее. ( - Какое важное дело поручено заглавной букве?)

6. Первичное усвоение материала.

- Вернёмся к сказочным героям. - Как вы думаете, где живут эти герои? (в книгах, странах)

- В одной или разных? (разных, так, как авторы из разных стран)

- Эти сказочные герои живут в разных странах. Посмотрите на карту и прочитайте, кто, где живёт.

Слайды 21-27.

- Прочитайте ещё раз названия стран. Что необычного заметили? ( пишутся с большой буквы)

- Как вы думаете, почему названия стран пишутся с большой буквы? 4мин

(Название - это имя страны)

7. Осознание и осмысление учебной информации.

КАРТОЧКА №3. (Самостоятельная работа)

- Какое будет задание? ( Прочитать предложение и выбрать нужные буквы.)

(У каждого ученика одно предложение).

1. Книгу про (Н,н)езнайку сочинил писатель (Н,н)осов, который жил в (Р,р)оссии.

2. (К,к)арлсон - житель (Ш,ш)веции, а (П,п)ятачок - (А,а)нглии.

3. Волшебная сказка про (З,з)олушку пришла к нам из (Ф,ф)ранции.

4. Историю про грязнулю (Ф,ф)едору знают все дети (Р,р)оссии.

5. В маленькой стране (Д,д)ании жил великий сказочник (А,а)ндерсен, который написал прекрасную сказку о девочке (Д,д)юймовочке.

Слайды 28-32.

Самопроверка, самооценка. (Оценить свою работу при помощи цветовых сигналов: все верно- зеленый, одна ошибка - синий.) 4 мин.

Физкультминутка. Слайд 33.

(Релаксация, зарядка для глаз.) 2 мин

8. Первичное закрепление учебного материала.

Слайд 34.

- Какие буквы странные, совсем как иностранные. - Как вы думаете, какое задание?

Игра « Полубуковки»


Методическая разработка урока письма по теме « Большая буква в названиях стран»

  • - Расшифруйте названия стран.

  • - Вспомните и расскажите правило о правописании названий стран.

  • - Напишите во второй столбик название страны, в которой живёт герой. Спасательное средство в путешествии - безошибочное и красивое письмо.

Слайды 35-37.

( вызов учащихся к доске) - Какую букву написали?

Самопроверка, самооценка (Оценить свою работу при помощи цветовых сигналов: зелёный - все верно; синий - есть ошибки). 7 мин

- На предыдущем уроке делали запись, где указывали фамилию, имя и город, в котором вы живёте. Подумайте, что ещё можно дописать. Дополните

запись- название страны, в которой вы живёте. ( Лист-раскраска)

Слайд 38.

- В знак благодарности и на память о путешествии - раскраска.

-Раскрасить литературного героя, вставить первую букву в его имени и

названии страны, в которой он живёт.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

  • - Что нового узнали во время путешествия?

(Литературные герои живут в разных странах.)

- С каким правилом правописания познакомились?

(названия стран с большой буквы.)

Слайд 39.

Методическая разработка урока письма по теме « Большая буква в названиях стран»- Дополните одну из фраз.

Сегодня на уроке 6мин

я узнал (а) … (названия стран пишутся с большой буквы, много стран)

я понял (а) …(у каждого героя своя родина)

мне было интересно …(путешествовать по миру)

мне было трудно …



Работа в парах.

Выбери правило:

а) с заглавной буквы пишутся имена, фамилии, отчества людей, клички

животных

б) с заглавной буквы пишутся названия растений, животных

Обведите в каждом столбике цифру кружком, которая обозначает

слово, пишущее с заглавн й буквы.

1.Сорока

1.Волга

1.Соловьёв

1.Ёжик

1. Антон

2. Берёза

2. Девочка

2.Ворона

2.Жучка

2.Кекс

3. Петрович

3. Цирк

3. Синица

3.Уж

3. Торт




© 2010-2022