Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8

Бекетова Т.Л., МОУ Ясногорская СОШ

Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать. (А.С.Макаренко) В настоящий момент в современном обществе происходят большие изменения. Всё острее ощущается необходимость в человеке, который свободно ориентируется в огромном потоке информации, умеет принимать ответственные решения в нужный момент и отвечать за свои поступки, а для этого необходимо научиться ставить цели, определять задачи и подчинять свою деятельность их достижению. Важно уметь планировать и самоконтролировать свою деятельность, а также уметь находить и решать проблемы, которые выявляются в ходе достижения цели. Школа как одна из ступеней социализации личности имеет наибольшие возможности в воспитании именно такой личности. За последние годы произошли существенные изменения и в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. По словам Селевко Г.К.: «Происходит смена образовательной парадигмы: предполагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет». «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», как известно, «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также ОПЫТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ». Сегодня и федеральный компонент Государственного стандарта общего образования определяет в качестве цели основного общего образования «выращивание функционально грамотной личности, способной использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни умения, навыки, знания для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения, социальных отношений». Хочется обратиться к высказыванию Г. Драйдена: «Есть только два направления изменения человека - развитие либо деградация. Поэтому, если образование не способствует развитию, то оно будет служить деградации». Соответственно, если школа не проектирует в каждом ученике свой собственный путь развития, направленный на положительное, созидательное, то, где гарантия, что ученики не встанут на путь деградации. Воспитывает школьника не только школа, а прежде всего семья, ну и, конечно же: друзья, улица, ближайшее социальное окружение. Но учитель - специально образованный человек, которому государство доверило обучение и воспитание детей. Поэтому именно у учителя такова миссия: нести в мир культуру, интеллигентность, доброту и порядочность. Ещё А.С.Макаренко выдвинул весьма важную педагогическую идею: «школа не может и не должна пассивно выжидать улучшения семейного воспитания, она должна организовывать и направлять воспитательную деятельность и детей, и родителей». Именно школа обязана вооружить подрастающее поколение такими умениями, навыками и привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доброжелательности. От педагога требуется большое искусство, чтобы, сохранив свою ведущую роль, обеспечить свободу самореализации каждого ребёнка, создать условия для проявления познавательной активности учеников. На мой взгляд, большую роль играют здесь:

  • Систематическое повышение самообразования учителя;
  • Цикл этических бесед и тренинговых занятий;
  • Создание индивидуальных образовательных программ (ИОП);
  • Организация проектной деятельности, создание банка творческих работ учащихся;
  • Использование средств ИКТ;
  • Мониторинг педагогической деятельности и др.
Повышение самообразования, в моей практике, реализуется не только курсами повышения квалификации, изучением методической литературы, но и работой в режиме эксперимента, участием в семинарах, конференциях и педагогических конкурсах, посещением и проведением открытых уроков и мероприятий. Постоянная рефлексия увиденного, услышанного и проведённого, анализ и адекватная самооценка помогают осознать, на верном ли пути находится учитель, в ногу ли со временем он идёт. Без самообразования - нет учителя! В настоящий момент в воспитании культуры поведения школьников значительное место должна занимать выработка навыков и привычек, т.к. у многих учащихся заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. С этой проблемой помогут справиться этические беседы и практические тренинги, которые можно проводить на классных часах или с помощью факультативных занятий. Для этого следует сначала спроектировать «модель ученика», определить цель, чего хочешь добиться в результате. В 1 классе, в период адаптации учащихся, знакомства с требованиями, правилами и нормами школьной жизни, я провожу такие беседы на темы:
  1. Первый раз - в первый класс.
  2. Правила поведения в школе.
  3. Что у нас в портфеле?
  4. Мы теперь - не просто дети, мы теперь - ученики!
  5. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.
  6. Каждой вещи - своё место.
  7. Человек среди людей
  8. Книга - источник знаний.
  9. Без друзей меня чуть-чуть…
Во 2 классе, с целью создания условий для формирования у детей ответственности, добросовестности, успешного выполнения поручений и взятых обязательств перед коллективом, тематика такова:
  1. Урок гражданина.
  2. Школьный дневник. Школьный этикет.
  3. Прав и обязанности. Нормы хорошего вежливого тона.
  4. Береги своё время и время других.
  5. Правила поведения в общественных местах
  6. Здоровый образ жизни
  7. О честности и умении держать слово
  8. Культура общения
  9. Отношение к учёбе - от кого зависит успех?
В 3 классе, с целью выявления личностных качеств, открытого проявления положительных личностных качеств, выявления недостатков и борьбы с ними, а также с целью создания условий для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников, предлагаю следующие темы:
  1. Мои увлечения.
  2. Что мне мешает учиться
  3. Сотвори себя сам!
  4. Познай самого себя.
  5. Игры на доверие.
  6. Можно ли изменить свой характер7 Что такое самовоспитание?
  7. Мы и наше здоровье.
  8. Качества, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха.
  9. Твоя программа самовоспитания.
В 4 классе, для развития личности, способной к самовоспитанию, саморазвитию, самовыражению и самоорганизации, очень хорошо помогают такие беседы:
  1. Будь хозяином своего слова.
  2. Минута - час бережёт
  3. Чистота в природе - чистота в душе. Я - частичка этой природы
  4. Игровой практикум «Учимся взаимодействовать»
  5. Не просто спорить с высотой, а жизнь - борьба.
  6. Хорошие поступки способен совершить каждый.
  7. Что такое личный дневник и как его вести
  8. Твоё здоровье в твоих руках.
  9. Владей собой!
Твёрдо убеждена, что коммуникативные умения не сформируются сами собой, если не планируется работа по развитию речи. С задачей обучения коммуникативным умениям в системе успешно справляется факультатив по риторике. В результате изучения факультатива «Детская риторика» по авторской учебной программе Т. А. Ладыженской:1) дети начинают более осознанно понимать значение речи в жизни человека; 2) повышается уровень общеучебных коммуникативных умений, что проявляется в ответах учеников по различным школьным предметам, в умении слушать, извлекать информацию из учебных текстов; 3) формируются коммуникативные умения, необходимые в ситуации повседневного и делового общения: вступать в контакт, поддерживать его, эффективно взаимодействовать с окружающими, выступая в различных социальных ролях; школьники учатся убедительно отстаивать своё мнение (в споре), высказывать оценку различных событий в тактичной форме, писать письма, выступать с публичной речью; 4)дети развивают гуманитарное мышление, креативные способности, воображение, способность к рефлексии; 5) формируется доброжелательность и уважительное отношение к людям; толерантность; стремление к сотрудничеству, осмыслению общечеловеческих ценностей. А также наблюдается развитие читательской культуры, монологической речи, творческого воображения и творческих способностей учащихся в учебной и внеучебной деятельности, их участие в Ломоносовских чтениях. В последнее время школьники стали очень мало самостоятельно читать художественные произведения. О развитии читательской культуры в нашем классе свидетельствует наличие читательских дневников.

Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать

Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать

Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать



Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать

Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать
Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делатьХорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать







В 1 классе их вели 2 человека, во 2 классе - 15 человек, в 3 классе - 22 человека. Если в 1 классе дети пытались просто фиксировать прочитанные произведения, указывая главных героев, рисуя понравившиеся сюжеты, то к 3 классу они выявляют главную мысль, идейное содержание, авторский взгляд, пытаются выразить своё отношение к происходящим событиям и поступкам героев, выписывают цитаты. А их заинтересованность проявилась ещё и в творчестве. Чтобы каким-то образом освещать своё творчество в читательском дневнике, дети предложили устраивать рекламу одного из произведений в начале факультативных занятий. Эта работа им очень нравится, готовятся к ней серьёзно и основательно. В начальной школе у классного руководителя особый статус. Так как I образовательная ступенька - это место первых проб ребёнка на школьном пути, то именно классному руководителю отводится миссия сопровождения, создания условий для комфортности каждого ребёнка, для поддержки и развития малейшей успешности школьника, для индивидуального самовыражения, для создания коллектива, для выращивания, а значит проектирования, Человека с большой буквы. «Воспитать человека,- подчёркивал А.С.Макаренко,- значит воспитать у него перспективные пути». Именно в младшем школьном возрасте начинается процесс самоформирования личности за счёт развития структур (сфер) сознания ребёнка: мотивационной, коммуникативной, эмоционально-волевой. По словам психологов, в мотивационной сфере сознания детей появляется ориентация на процесс, начинается «закладка» мотивов самосовершенствования и самоопределения, возникает потребность в самооценке, как в основе формирования самопознания и внутренней позиции личности. Успешность ребёнка в школе во многом зависит от сформированных навыков самоорганизации. Именно это качество необходимо для его личностного развития. И именно этому моменту необходимо уделять самое большое внимание. На проектирование положительного в детях направлена программа воспитательной деятельности. Обязательным условием её реализации является простраивание индивидуальной Образовательной траектории учащихся, что просматривается через индивидуальную образовательную программу (ИОП). Индивидуальная образовательная программа школьника - это своего рода индивидуальный маршрут, это согласованная и последовательная деятельность всех участников образовательного процесса по преодолению проблем школьника: личностных и познавательных. В результате проведённого эксперимента мною совместно с родителями была разработана новая форма ИОП. Она хранится у каждого ученика лично и состоит из 2-х частей, отражающих: 1. Учебные достижения учащихся. 2. Личностное саморазвитие. У ребёнка - «Карта успеха» с личными достижениями, у учителя находятся общие сводные таблицы. Остановлюсь более подробно на второй части. II часть: личностное саморазвитие. В 1 - 2 классах отводим достаточное количество времени на изучение личностных качеств, проводятся специальные этические занятия, исследования, игровые практикумы. А в 3 - 4 классах работаем по программам самовоспитания.

Программа самовоспитания из "Карты успеха"

Качества ребёнка

Положительные качества (+)

Отрицательные качества (-)

Как изменить (-) ?

Результат

знаю сам

радуются родители

доволен учитель

знаю сам

Советы

родителей


учителя


Ребёнок сам себя оценивает. Родители с учителем в тактичной форме дают советы, а не указывают на недостатки. (Такая схема была создана на одном из родительских собраний совместно с родителями, очень удобна и эффективна в использовании). Сводная таблица - у учителя. Работа по программам самовоспитания даёт положительные результаты. Только проектируя в себе лучшее, можно стремиться к успеху! Убеждена полностью, что успешность ребёнка в школе во многом зависит от сформированных навыков самоорганизации. Именно это качество необходимо для его личностного развития. Повторюсь, что уже с начальной школы научить детей ставить цель и подчинять свою деятельность её достижению; планировать и самоконтролировать свою деятельность, выбирать необходимые средства для достижения результата, уметь находить и решать проблемы, составляющие основу цели; анализировать свои достижения, рефлексировать свои способности, социальную значимость, стремиться повысить самооценку. В этом огромным подспорьем является организация проектной деятельности. Основа этого творческого вида деятельности закладывается в школе. В ходе подготовки школьных проектов, учащиеся обогащают свои знания по предмету обучения, методикам исследования, формируют коммуникативные умения, проявляют организаторские способности. Школьное проектирование - одна из интересных образовательных технологий. Ученический проект - это дидактическое средство организации преподавательской деятельности и средство для формирования определённых личностных качеств. В результате проектной деятельности рождается огромное количество творческих работ учащихся. Роль творческих работ важна как для личностного развития младшего школьника, так и является своего рода мерилом, показателем общего уровня развития. В начальной школе детей сначала приучают действовать по образцу, а потом переносить свои действия самостоятельно в подобные ситуации, затем применять свои знания в нестандартных ситуациях. Если ребёнок действительно заинтересован изучением предметов, то он создаёт продукты своего творческого труда. При этом овладевает массой важных умений, прежде всего таких, как умение ставить цель и добиваться её результата. В классе в настоящий момент создан целый БАНК ДАННЫХ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ. Зачастую домашнее задание предлагается на выбор: чаще - одно обязательное, другое - по желанию, творческого характера. Детям больше нравятся творческие задания. Выполняют их всегда с огромным удовольствием. Причём наблюдается увеличение количества таких работ и повышение их качества. Если в первом классе творческие задания, например, по литературе выполняло 5- 7 человек, во втором классе: 10 - 15 человек, в 3 классе - уже 20 человек. Творческие задания предлагаются ребятам по разным предметам:

Предмет

1 класс

2 класс

3 класс





Литературное чтение

Сочинение четверостиший (7 чел)

Выставка рисунков «В гостях на дне рождения у буквы» (17 чел)

Сочинение сказки «Огонь и вода» (15 чел)

Сочинение ворчалок (16 чел).

Фотовыставка «Отдых летом» (13 человек)

Коллективный проект - создание диафильма «Дядя Фёдор, пёс и кот» с компьютерной поддержкой (22 чел) (см приложении на CD)



Окружающий мир

Сообщения о лекарственных растениях (4 чел)

Коллективный проект на экологическую тему с компьютерной поддержкой (22 чел)

Реферат о жителях на границе атмосферы, литосферы, гидросферы. (22 чел)

Русский язык

Сочинение «Что я люблю?» (12 чел)

Сочинения «Если бы я был директором школы…», «Разная осень»

Сочинение сказки о стране Мокрихе и её жителях. (22чел)

Технология

Изготовление ёлочных украшений - коллективная работа.

(10 чел)

Коллективный проект «Мягкая игрушка» (22 чел)

Создание презентации «Изготовление аппликации из соломки» - коллективный проект (22чел) (см приложение на CD)

Информатика

Творчество в рисунках «Мой робот» (13 чел)

Создание электронного пособия на CD «Эти необычные животные» (22чел) - сейчас в доработке В 1 классе дети с большой осторожностью и неуверенностью приступали к подобного рода заданиям. Сейчас же, учащиеся сами вызываются выполнять задания творческого характера, с удовольствием принимают участие в коллективных проектах. Особенно радуются при просмотре результатов, каждый видит долю своего труда, лепту, внесённую в общее дело. Кроме того, дети овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками работы с информацией, правилами её оформления, коммуникативными отношениями. В настоящее время проектную деятельность в школе можно рассматривать как перспективное средство методического развития учебного процесса именно потому, что она является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций, а также полной совокупности компетенций - функциональной грамотности. В качестве примера предлагаю для просмотра (на CD) два проекта: создание диафильма «Дядя Фёдор, пёс и кот» и создание учебного пособия по технологии «Изготовление аппликации из соломки». В условиях информатизации образования учителю просто необходимо владеть средствами ИКТ, т.к. функциональные возможности тех же ЭВМ неограниченны. У детей появляется доступ к огромному объёму информации и её аналитической обработке, к усилению интеллектуальных возможностей. Пересматриваются сложившиеся сегодня организационные формы учебной работы: увеличение самостоятельности, индивидуальной и групповой работы, отход от традиционного обучения, рост объёма практических, лабораторных работ поискового и исследовательского характера. Незаменима тренинговая система на компьютере во время любого урока. Контролирующие программы, программы-репетиторы дают большой эффект. Моделирование всевозможных ситуаций с помощью ПК помогает учащимся найти правильное решение в вопросах нравственного воспитания. Ну и хотелось бы ещё отметить роль мониторинговых исследований, влияющих на становление личности. Если ДИАГНОСТИКА - это оценочная процедура, направленная на проявление ситуации, выявление истинного уровня (какого-либо показателя), то МОНИТОРИНГ - это длительное отслеживание каких-либо объектов или явлений. А педагогический мониторинг - это форма организации, сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозирования её развития. И именно результаты мониторинга дают точное представление о развитии учащихся, дают возможность вовремя скорректировать свою деятельность и помочь ученику при появлении проблем. Благодаря мониторингу обеспечивается обратная связь в учебно-воспитательном процессе. Именно от позиции учителя, от его взглядов и идей будет зависеть то поле деятельности, в которое он заложит цели своей работы, задачи, направления, укажет пути их достижения, результаты. Значит, от учителя зависит и судьба этих детей. А это очень большая ответственность перед учениками и их родителями, перед собой и школой, перед государством.

© 2010-2022