Экспериментальная работа учителей начальных классов по программе «Разговор о правильном питании»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю

Директор школы _______________

/Князева Т. А./



МБОУ «Основная общеобразовательная школа с. Смородинка Перелюбского муниципального района Саратовской области»





Экспериментальная работа учителей начальных классов по программе «Разговор о правильном питании»





















2011-2015гг.



План работы экспериментальной группы учителей начальных классов по программе «Разговор о правильном питании»



Вид работы


Исполняющий

Сроки

I.

1. Подготовительная работа

А) знакомство с методическим комплектом;

Б) проведение родительского собрания;

  • анкетирование родителей;



  • анкетирование детей;

Учителя начальных классов

Февраль-март

апрель

II.

2. Разработка программы;

А) Актуальность, педагогическая целесообразность и отличительная особенность программы;

Б) Цели и задачи программы;

В) Формы и методы обучения;

Г) Ожидаемый результат;

Д) Способы проверки результатов освоения программы;

Е) Содержание программы.

Ё) Календарно - тематическое планирование;

Ж) Разработка конспектов и мероприятий.

Учителя начальных классов

Май-июль

III.

3. Реализация программы.

А) Проведение занятий;

Б) Участие в конкурсах и проектах;

Учителя начальных классов

2011 -2015гг.



Пояснительная записка Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации учащиеся нуждаются в специальной поддержке, так как учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, хронические заболевания кишечника, нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах.

Теоретическая часть. Современные здоровьесберегающие технологии, новые образовательно-оздоровительные программы для учащихся - это новая возможность для сохранения здоровья наших детей. Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, социальные педагоги и другие специалисты. При этом должна быть преемственность начиная с родителей, далее учителей и т.д. Основной задачей должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья - это прежде всего процесс социализации - воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Решение этой проблемы тем более необходимо, что напряжение педагогического процесса продолжается длительное время (исторический отрезок) и приводит к хроническому истощению жизненных сил всех субъектов этих систем, влияющих в конечном итоге на состояние национального здоровья. В России в последние годы уделяется много внимания, как в научной литературе, так и в работе различных съездов, конференций и форумов, посвященных оздоровлению населения; в школах - введён предмет регионального компонента - ОЗОЖ, которые обучают школьников правилам гигиены, прививают нормы и навыки по улучшению собственного психического и физического состояния. Занятия в кружках. Дополнительное образование. Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

Практическая часть Отсюда вытекает проблема формирования здорового образа жизни младших школьников. Поэтому в нашей школе создана экспериментальная группа учителей начальных классах по программе «Разговор о правильном питании». Объектом является процесс активизации работы по формированию представлений и навыков младших школьников о здоровом образе жизни. Целью является создание условий способствующих эффективности процесса представлений младших школьников о здоровом образе жизни. Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

  • Проанализировать современную научную литературу
  • Определить уровень представлений младших школьников в здоровом образе жизни;
  • Выявить динамику представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
  • Разработать программу «Разговор о правильном питании»
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования. Методы исследования:
  • изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы;
  • педагогическое наблюдение, анкетирование, метод беседы с целью определения уровня сформированности представлений младших школьников о ЗОЖ;
  • анализ рисунков и сочинений детей с целью выявления отношения детей к своему здоровью и их готовности к ЗОЖ;
  • метод словесных описаний с целью изучения самостоятельной деятельности детей по сохранению собственного здоровья.
Факторы, оказывающие отрицательное воздействие:
  • Недельная учебная нагрузка.
Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма относительный потому, что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость. Расписание уроков составлено в соответствии с нормами СанПиНа.
  • Сокращение продолжительности активного отдыха на свежем воздухе.
К сожалению, высокие учебные нагрузки, дополнительные занятия, увлечение телевизором, компьютером, стрессы, пассивный отдых и редкое пребывание на свежем воздухе год за годом подтачивают здоровье школьников. Исследования показывают, что к 11 классу здоровых детей остается всего несколько процентов. Это очень серьезное испытание, которому подвергается нервная система и здоровье школьников. В связи с этим мы особенно тщательно планируем мероприятия на каникулы: «Зимние забавы», игры на свежем воздухе совместно с родителями, туристические походы, экскурсии и мн. др. Дети младшего школьного возраста нуждаются в особенно бережном и внимательном отношении. Важно не забывать о том, что младший школьный возраст важный период в развитии организма, и не всегда погоня за учебными успехами оправдана. Иногда лучше спокойно подождать окончания "второго физиологического криза" не ругая и не третируя ребенка за проблемы в школе, постепенно спокойно помогая ему наверстать упущенное: позаниматься дома, пройти курсы развития внимания, памяти и мышления, попросить о помощи учителя. Дети младшего школьного возраста успеют освоить всю необходимую программу и сохранить здоровье и интерес к учебе.
  • Пристрастия к вредным привычкам учащихся и их родителей.
Очень серьёзная проблема, требующая особенного внимания от учителя. Не нужно делать большой акцент детям на сами вредные привычки. Главное - приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни, а «знакомство» с вредными привычками ограничить на основании рекомендаций педагога. С родителями необходимо совместно с детьми проводить беседы, лектории, знакомить с памятками о вреде алкоголя, курения. Учителю необходимо вести постоянный контроль за семьями учащихся, находящихся в социально - опасном положении (посещение на дому, индивидуальные консультации, беседы.)
  • Отсутствие родительского контроля за детьми.
Это также, негативно сказывается на здоровье ученика (основной проблемой школьника является увеличение времени, которое он проводит перед экраном компьютера, очень часто родители не регулируют этот процесс, неправильное питание, неконтролируемые прогулки детей, отсутствие режима дня.). В связи с этим дети посещают группу продлённого дня, посещение семей на дому.
  • Нестабильная экологическая ситуация.
В нашей области, районе достаточно сложная экологическая ситуация. («Саратовнефтегаз» (переработка попутного газа), Балаково АЭС, п. Горный (хранение химических отходов)).

Гипотеза: оказывает ли влияние работа программы «Разговор о правильном питании» на повышении уровня здоровья учащихся и на обучение в целом.



© 2010-2022