- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая разработка по математике 3 класс
Методическая разработка по математике 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Федяева Н.В. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок математики 3 класс УМК «Школа России»
Тема «Квадратный дециметр»
Цели урока
Предметные:
-
Познакомить учащихся с новой единицей измерения площади - квадратным дециметром.
-
Дать представление о применении новой единицы измерения, её связи с квадратным сантиметром.
-
Закреплять знание таблицы умножения и деления.
-
Учить работать по алгоритму.
Метапредметные:
Регулятивные - уметь определять цели предметной деятельности; соотносить выполненные задания с образцом; уметь корректировать выполненные задания.
Познавательные - умение ориентироваться в учебнике; находить информацию; умение отвечать на вопросы учителя; самостоятельно работать по установленному алгоритму; умение наблюдать и делать выводы.
Коммуникативные - развитие речи учащихся; умение работать в команде, в паре; вести диалог, слушать ответы друг друга и учитывать мнение других ребят.
Личностные - формирование мотивации к учению; учить выполнять учебные требования.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы обучения: проблемно-диалогическое
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
-фронтальная;
-парная;
-групповая;
-индивидуальная;
-самостоятельная.
Межпредметные связи: окружающий мир, технология.
Планируемые результаты:
-
Учащиеся научатся измерять площадь фигуры в квадратных дециметрах, использование знаний на практике.
-
Понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению.
-
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности.
-
Высказывать и аргументировать свою точку зрения, слушать других и принимать иную точку зрения.
Оборудование: учебник «Математика» 3 класс, часть 1, под редакцией М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.; мультимедийная презентация, линейка, конверты с фигурами и мерками; карточки для взаимопроверки, конверт с изображением смайликов; сигнальный светофор.
Ход урока
-
Психологический настрой детей на урок.
Весёлый прозвенел звонок
Мы начинаем наш урок,
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять!
Ребята, покажите, какое у вас настроение перед уроком? (конверт со смайликами)
И у меня тоже настроение радостное, потому что мы с вами отправляемся в очередное путешествие по Великой Стране Математики. Удачи вам и новых открытий!
-
Актуализация опорных знаний.
Задание 1. Разминка
Какое число было вчера?
Какое число будет завтра?
Какое сегодня число?
Запишите в тетради - сегодняшнее число и классная работа.
Задание 2. Проверка домашнего задания.
Читаем выражение и называем значение выражения.
(36-28) ∙5 = 40
4∙ (23-16) = 28
(32-27) ∙ 6 = 30
5∙ (64-60) = 20
Следующий столбик с нами выполнял сказочный герой Буратино. Давайте проверим. Приготовили сигнальную карточку ( согласен -!, не согласен-?)
36+24:6 = 40 18 + 54 : 9 = 8 (24) - ?
45: 5 ∙ 9 = 81 32 : 4 ∙ 8 = 64
Какой совет мы дадим герою? (Повторить алгоритм - порядок выполнения действий в выражениях.)
- Расскажите алгоритм герою.
- Оцените выполнение домашнего задания (светофор)
Задание 3. Выполнение преобразования
(1 ученик у доски, остальные в тетради)
4м 9дм = 49 дм 3см 7мм = 37 мм 65см = 6дм 5см 2дм 8см = 28см
28мм = 2см 8мм
Проверим. Приготовьте сигнал. (!?)
Оцените себя. (светофор)
Что измеряли этими единицами? (длину)
III.Самоопределение к деятельности.
Чтобы узнать, над чем мы сегодня будем работать, надо разгадать шифровку: решите выражения устно, записывая в тетрадь только ответы; потом с помощью шифра можно узнать часть темы урока.
2∙ 5 = 7∙ 4 = 4∙ 4 =
45 : 9 = 27 : 3 =
6∙ 4 = 3∙ 7 =
Какое слово получилось? (площадь)
Значит, сегодня на уроке мы продолжим говорить о ….. площади.
А что такое площадь? ( 1.Место, которое занимает фигура на плоскости. 2.Внутренняя часть любой плоской геометрической фигуры.)
Площадь какой фигуры мы уже умеем вычислять? (прямоугольник, квадрат)
В каких единицах измерения мы вычисляли их площади? (кв. см.)
Что такое кв. см.? (квадрат со стороной 1см)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дружно встали! Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги.
Точно в пляске, руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Практическая работа. (в парах)
- Достаньте из ваших конвертов фигурки.
- Найдите лишнюю фигуру.
- Какая это фигура? ( )
- Почему эта фигура лишняя? (углы непрямые)
- Как называются выбранные вами фигуры? (прямоугольник, квадрат)
- Чем они похожи?
- Вспомните алгоритм нахождения площади фигуры.
- Найдите площадь прямоугольника, квадрата
- Чему равна площадь прямоугольника, квадрата?
- Оцените себя (светофор).
IV.Формирование новых понятий и способов действий.
Постановка учебной проблемы. ( работа в группах).
- Положите перед собой прямоугольник (10 на 20 см)
- Достаньте из конверта маленький квадрат.
- Что вы можете сказать об этом квадрате? (это 1 кв. см.)
- Попробуйте с помощью этой мерки измерить площадь прямоугольника. Как вы это будете делать? (прикладывать маленький квадрат)
- Закончили работу. Назовите, какова площадь этого прямоугольника? (не успели узнать)
- Почему не успели? (Маленькая мерка, а прямоугольник большой, нужно долго её укладывать).
- Посоветуйтесь в группах, как можно это сделать быстро? (нужна новая мерка)
- А может кто-нибудь скажет, какая мерка нам нужна? (побольше)
- Посмотрите на стол, какой квадрат там ещё есть? Измерьте длину стороны. (10 см)
- Назовите эту длину по-другому. (1дм, 10 см = 1 дм)
- Итак, у вас на партах квадрат со стороной 1 дм. Это новая мерка - единица измерения площади.
- Кто догадался, как она называется? (1 кв. дм.)
- Кто знает, как записать, что это кв. дм. ( дм²)
- Запишите на квадрате 1 дм².
- Сейчас попробуйте измерить прямоугольник новой меркой. Сколько раз поместилась мерка? (2 раза)
- Значит площадь прямоугольника будет ? (2 дм²)
- Почему сейчас вы быстро справились с заданием? (мерка большая, легко было измерять)
СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕМУ УРОКА (Единица площади - квадратный дециметр)
Постановка цели урока.
- Назовите, как называется маленькая мерка ?(1 кв. см.), большая мерка? (1 кв. дм.)
- Зачем нам понадобилась большая мерка? (чтобы удобнее измерять крупные фигуры или предметы)
- Для чего мы изучаем эту тему? (чтобы научиться измерять площадь в кв. дм.)
Какие предметы можно измерять с помощью новой мерки? Посмотрите вокруг и назовите такие предметы. (поверхность парты, стола, зеркала, плаката, календаря, стекло в окне, спинка и сидение стула, сидение скамейки)
Давайте узнаем, сколько квадратных сантиметров поместится в 1 кв. дм.? Как это можно сделать? Ваши идеи? (работа в группах)
1.Метод наложения.
2.Разделить большой квадрат на кв. см. и сосчитать.
3.Мы знаем, что сторона большого квадрата 10 см, а фигура квадрат, значит, надо сторону умножить саму на себя: 10∙ 10 = 100 см²
Проверим ваши предположения по учебнику с.60 №1.
Какой способ легче и быстрее? (перемножить 10 на 10)
Значит, 1 дм² == 100 см²
Первичное закрепление.
- Посмотрите на картинки и скажите, какие из них удобнее измерять в см², а какие в дм²?( на доске)
Картинки: марка, блокнот, конверт - см²
Зеркало - дм²
Мы пришли к выводу, что зеркало удобнее измерять в дм². Найдём площадь одного такого зеркала. Решим задачу. № 3, с. 66
1.Прочитайте задачу.
2.Какой формы зеркало?
3.В каких единицах длины измеряется высота и ширина зеркала? (в дм.)
4. Почему? (зеркало большое)
5.Узнайте площадь зеркала по алгоритму.
6.Чему равна площадь зеркала? Sпр. = 10∙ 5 = 50 (дм²)
Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.
У вас на парте карточка. Решаете задачу самостоятельно, потом меняетесь тетрадями и проверяете друг друга. Оцениваете товарища.
(Запись решения задачи на обратной стороне карточки)
Итоги самостоятельной работы. (светофор)
V. Подведение итогов урока.
Чему учились на уроке?
Что нового узнали?
Я понял, что…..
У меня получилось…..
Было трудно….
Какую цель вы ставили перед собой?
Удалось ли ее реализовать?
При выполнении каких заданий понадобятся эти знания?
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. ( светофор)
Покажите, какое у вас сейчас настроение? (смайлики)
На правую ладошку мысленно положите знания, с которыми пришли на урок, на левую - те, которые получили сегодня на уроке. Ладошки соедините (в хлопке) знания объединились и хором скажем спасибо себе и одноклассникам за работу на уроке.
Домашнее задание.
С помощью новой единицы измерения кв.дм найти площадь поверхности компьютерного стола или дверца шкафа.
Аннотация к уроку «Квадратный дециметр».
Математика 3 класс УМК «Школа России»
Содержание урока соответствует требованиям ФГОС. В соответствии с темой урока, целью и задачами выбраны формы организации учебной работы: практическая работа, работа в группах парах, самостоятельная работа с использованием различных форм проверки: самопроверка, взаимопроверка. (Самооценка и взаимооценка осуществляется с помощью самооценочной ленты «Светофор», которая представляет собой полоску бумаги, на которой , как на светофоре, есть три цвета: красный, желтый и зеленый. Зеленый цвет - я все понял, выполнил правильно, могу идти дальше. Желтый цвет - внимание! Дети показывают его, если сомневаются, не могут сказать, все ли они хорошо поняли или встречаются незначительные ошибки. Красный цвет - стоп! Он говорит о том, что материал не понял есть ошибки идти дальше нельзя).
В ходе урока дети учатся ставить цель, планировать свою работу, осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности делать выводы, слушать других и принимать иную точку зрения.
Применение на уроке ИКТ осуществляет задачу вовлечения каждого ребенка в активный познавательный процесс.
6