Правописание безударных гласных в корне слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок № 51 по русскому языку во 2 классе

Дата 18.11.15



с использованием учебника

«Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого,

по УМК «Школа России»

учителя начальных классов

МБОУ» Урожайновская СШ»

Советского района, Республики Крым



Ясафовой Натальи Владимировны





















Тема урока:"Правописание безударных гласных в корне слова".

Планируемые результаты:

-личностные: формирование учебно-познавательной мотивации учения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- мета предметные : умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе; умение проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

- предметные: закреплять умения правописания слов с безударными гласными, закрепить умение о родственных словах, формировать навык устной и письменной речи.

Оборудование:

  • карточки со словами;

  • компьютер, мультимедийный проектор,

  • конверты с яблочками;

  • индивидуальные листы для диагностики;

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.

Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

- Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

- Как понимаете значение пословицы?
- Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

- Все мы поднимаемся, как бы по лестнице становясь мудрее, более эрудированными. Вот и сегодня попробуйте оценить на какой ступеньки мудрости вы находитесь вначале урока. (раскрашивание человечков)

- К этой лестнице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.
- Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимание, наблюдательность.)

3. Постановка проблемы урока

- Я хочу рассказать вам одну историю.

Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет», - сказал товарищам Саша.
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

- Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).
- Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в слова).
- Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?
(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)
- Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?
(Два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
- Как правильно записать это слово?
с м…чом - мяч - мячом
- Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).

4. Постановка темы и цели урока

- Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в слове.)
- Какие цели поставим перед собой?
(Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.
- Какие личностно-значимые цели поставите перед собой?
- На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной, но и устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни одного забавного животного.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.

5. Загадка.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.(Показ картинки с изображением ежика.)

Песенка про ежика - исполняет одаренный ребенок

- Это наш старый знакомый ежик. А на каких уроках мы встречались с ним? Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? ("Пых"-белорусская сказка),» Ежик в тумане» С. Козлов отрывок читает одаренный ребенок

6. Минутка чистописания.

- Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Ежик топал по дорожке.
Он нес яблочки в лукошке,
Чтобы их все сосчитать
Нужно пальцы загибать.

- С какой целью мы проводим на уроке минутку чистописания?
(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)
- Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.

7. Актуализация знаний

(На доске написаны слова: стр…на, ябл...ко, гр…бы, з…мля, гр…за, п…тно)
- Что общего у всех этих слов?
(Все слова - отвечают на вопрос что?)
- По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)
(Ко второй группе можно отнести слово яблоко. Это слово с непроверяемой безударной гласной в слове. Оно состоит из трех слогов.)
- Сегодня на минутке чистописания будем упражняться в правильном написании и соединении букв безударных гласных звуков, которые в слабой позиции всегда необходимо проверять
- Какие это буквы? (а,о,е,и,я,) Вспомним как правильно сидеть на уроке, положение тетради и ручки. Проверили себя. А теперь вспомните написание данных и букв (показ слайдов). Вспомнили правильное написание, пропишите их в тетради красиво, аккуратно и правильно.

9. Словарная работа

- В предыдущем задании одно слово было лишнее. Назовите его. Почему оно было лишнее? Наш ёжик предложил изучить данное слово более тщательно. Проведём словарную работу. Для чего проводим этот вид работы?
- Какую цель поставим на этом этапе ?

- Сколько букв в слове яблоко? Сколько звуков? Почему?
- Что такое яблоко?
(Это плод дерева яблони.)
- Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните изучаемую орфограмму, запомните непроверяемую безударную гласную букву.

Назовите родственные слова: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный. поставьте ударение.

Сделайте вывод: Как пишется гласная во всех родственных словах?(одинаково)

10 Работа с одаренными учащимися

Сегодня на уроке работают научные консультанты, которые помогут нам в изучении данного слова.

Этимологическая страничка - Происхождение. Древнерусское означало «яблоко» означало «шар». На Руси яблоки упоминаются уже в XI веке, сведения о яблоках и яблонях хранят древние летописи. До странности много вещей называют яблоками:

сердцевина мишени для стрельбы в цель - яблочко;

кадык у мужчин - адамово яблоко;

рукоять меча - эфес - яблоко;

символ императорской власти - державное яблоко;

апельсин - «китайское яблоко»

персик - «персидское яблоко»;

дыня - «кидонское яблоко» (греческое);

помидор - «золотое яблоко» (французское);

картофель - «чертово яблоко» (русское), «земляное яблоко» (французское, pomme de terre).

-Слово яблоко употребляется часто в переносном смысле, образуя устойчивые сочетания слов, которые называются фразеологизмами.

11 Работа с фразеологизмами и пословицами

(На доске записаны фразеологизмы).

Яблоку негде упасть - тесно.
Как румяное яблочко - очень красивое.

Попасть в яблочко - отгадать, угадать, разгадать. Делать или говорить именно то, что нужно, именно так, как надо, в нужное время, в нужный момент.
- Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас задание. Будьте внимательными.

12. Работа с текстом учебника с.99 упр.151

- Прочитайте.

- Что прочитали? (Текст.) Докажите.
- Какой тип текста? (текст повествования)
- Какое заглавие подходит по смыслу?(Что происходит зимой в природе)
- Какие виды орфограмм встретились в тексте?
- спишите ту часть текста, к которой подходит заглавие "Звери зимой", вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?
- Пропущенные орфограммы выделить.

Проверка с доски.

Творческая работа. Работа в паре .

- Проведем творческую работу. Придумайте продолжение текста и допишите его.
- Как ёжик встречает зиму? (Ежик в теплой норке засыпает. Ёжик впадает в спячку.)

Какая орфограмма чаще всего встречалась в тексте?

Наш гость предложил вам провести игру - соревнование. Работая в паре, игроки подбирают проверочные слова, вставляют пропущенную букву, выделяют орфограмму. По окончанию работы, передают на проверку нашим консультантам.

- Какой способ проверки использовали?
- Какой вывод сделаем?
- Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости

Пока наши консультанты проверяют, отдохнём и проведём физминутку.

Мы все выше поднимаемся по нашей лестнице. Предлагаю проверить ваши знания, накопленные по этой теме.

Графический диктант.???????

- Ежик приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. В конвертах вы найдете таблицы.
- Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.

Мясной, возить, сова, леса, река, пенек, тигрица, грачи, кора.

- Соедините точки по порядку. На что похожа фигура?

о

а

и

е

я

1

.

2

.

3

.

4

.

5

.

6

.

7

.

8

.

9

.

- Проверим.

- кто справился с работой?

- кому ещё надо поработать над данной темой?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Ежик очень доволен вашей работой.

14. Итог урока

- Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
- Стали вы мудрее? В чем?
- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
- Что было трудным на уроке?
- Что было для вас самым интересным на уроке?
- Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

Рефлексия

- Какое у вас настроение в конце урока?
- Оцените свою работу. Для этого достаньте из конвертов яблочки. Кто доволен своей работой, прикрепите красное яблочко(магнит) на ежика.
- У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно - зеленое яблоко.

Дом. задание стр.99 -100 упр.153











































Урок № 90 по русскому языку во 2 классе

Дата 22.01.16



с использованием учебника

«Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого,

по УМК «Школа России»

учителя начальных классов

МБОУ» Урожайновская СШ»

Советского района, Республики Крым



Ясафовой Натальи Владимировны

























Тема: « Парные звонкие и глухие согласные в корне слова».

Цель

формирование навыка правописания парных согласных в корне слова

Задача

- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.

Планируемый результат:

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Уметь выделять парные согласные по глухости - звонкости в слабой позиции; составить алгоритм по проверке согласного в слабой позиции.

Личностные УУД

Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять

интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке.

Познавательные УУД

Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы

решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому - либо признаку).

Коммуникативные УУД

Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к

координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Формы работы :Фронтальная, парная, индивидуальная

Методы: проблемно - диалогический, наглядный, работа в парах

Оборудование: презентация к уроку,

раздаточный дидактический материал

Ход урока.Правописание безударных гласных в корне слова



  1. Организационный момент.

Приветствие. Организация внимания учащихся. СлайдПравописание безударных гласных в корне слова

  1. Актуализация опорных знаний.

- Посмотрите внимательно на игровое поле. У нашего зайчика

на этом поле сегодня два маршрута (два направления). Если вы

правильно их определите, то узнаете тему сегодняшнего урока. Правописание безударных гласных в корне слова

(Сначала зайчик находился в домике Б, из него отправился

в домик В, оттуда пошёл в домик Г, перепрыгнул в домик Ж ..З..Д.)

Учащиеся определяют первый маршрут:

- Зайчик посетил дома только со звонкими парными согласными: Слайд 3

Б→В→Г→Ж→З →Д

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Страну Звуков и Букв, где живут парные согласные.

Я желаю вам быть на уроке внимательными, активными и аккуратными.

Надеюсь, что вы получите удовольствие

от приобретенных знаний.

И вот какую проблему нам предстоит сегодня решить:

В нашем русском языке

"Ходят парами" б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Эти пары у людей вызывают интерес.

Часто "хитрые подружки"

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую -

Эту букву иль другую?

С толку сбить хотят ребят.

Предстоит сегодня вам

Все расставить по местам.

-А вот и «хитрые друзья» - парные согласные. Расставьте их парами.

- Какие буквы оказались лишними? (М и Ц не являются парными)

- Ребята, как вы думаете, зачем мы расставляли эти согласные парами? (Чтобы повторить парные согласные)

Чем похожи все буквы? (Это буквы согласных звуков). На какие 2 группы можно разделить буквы согласных звуков? (Звонкие и глухие).

-Назовите звонкие парные согласные.

  • Назовите глухие парные согласные.

Учитель:

- Предположите, каким был второй маршрут?

(Зайчик посетил дома с глухими парными согласными:

П →Ф →К →Т →С →Ш

3. Формулировка темы и цели урока. Слайд 4

- Назовите тему уроку

(« Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»). Правописание безударных гласных в корне слова

- Какие звонкие и глухие согласные составляют пары?

Соедините линиями парные согласные:

б - п, в - ф, г - к, д - т, з - с, ж - ш

Учитель:

- Какова же цель нашего урока?

(Мы будем закреплять знания о правописании звонких и глухих согласных

4. Минутка чистописания.

- Проведём минутку чистописания. Запишем букву, которая была последней в первом маршрут, и её пару. Какие это буквы? (д - т)

- Составим цепочку из этих букв, прибавив к ним букву о (дто). При каждом повторе количество букв о увеличивается на одну (дтоо - дтооо и т.д.).

5. Словарная работа.

а) Игра «Собери слово»

- Какие словарные слова с парными звонкими и глухими согласными вы знаете?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Слайд 5

Посмотрите на рисунок, найдите букву, с которой начинается Правописание безударных гласных в корне слова

искомое слово, и направление для поиска остальных букв.

Отгадайте это слово (сапог)

б) Работа с лексическим значением слова.

Учитель:

- Что такое сапоги? (Это обувь)

- Что ещё относится к обуви? (туфли, кроссовки, ботинки, калоши)

- В чём отличие сапог от туфель? (сапоги высокие, а туфли низкие). Слайд 6

Правописание безударных гласных в корне слова

- Из какого материала шьют сапоги?

- Дайте полное определение слову «сапоги».

(Это высокая обувь из кожи, резины, других материалов)

Учитель: Слайд 7

- Слово «сапоги» - древнерусское слово. У учёных нет единогоПравописание безударных гласных в корне слова

мнения, от какого слова оно образовалось. Одни считают, что

от слова «соп», т.е. « печная труба», т.к. сапоги напоминают её

по форме. Другие учёные считают, что от слова «сапати», т.е. сопеть,

скрипеть, т.к. при ходьбе обувь обычно поскрипывает. Вторая

точка зрения считается более убедительной.

в) Работа со словом.

Учитель:

- Произнесите слово «сапоги» по слогам, определите ударный слог (третий).

- Напишите слово «сапоги» в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в слове.

- Запишите рядом это слово в единственном числе (сапог). Какая орфограмма появилась на конце слова? (парная согласная на конце слова) Как правильно нужно записать это слово? Как проверить?

г) Работа с фразеологическими оборотами. Слайд 8

Правописание безударных гласных в корне слова

Учитель:

- В левой столбике записаны фразеологические обороты

со словом «сапоги», а в правом - значения данных оборотов.

Соотнесите фразеологические обороты и их значения.

1. Сапоги каши просят. Похожие люди, особенно по их недостаткам.

2. Быть под сапогом. Продырявились, износились, требуют ремонта.

3. Два сапога пара. Заискивать, угодничать, унижаться.

4. Стлаться под сапогом. Быть в полном подчинении у кого-либо.

д) Составление предложения со словом «сапоги».

Выбор учителем предложения из нескольких предложений, составленных учащимися.

(Мама купила красивые сапоги.)

Учитель:

- Подчеркните главные члены предложения и укажите части речи.

е) Работа с группой родственных слов. Слайд 9

Учитель:Правописание безударных гласных в корне слова

- Составьте группу родственных слов с

корнем «сапог»- «сапож».

(сапог- сапожок, сапожник, сапожище...)

6. Физминутка.

Учитель:

- Я буду называть слова. Если в слове есть парный согласный,

то хлопнете в ладоши, а если нет, то топнете ногой.

(Трава, зуб, суп, книга, школа, клуб, зима, мороз, земля, вода, сторож.)

7. Систематизация и обобщение знаний учащихся. Слайд 10

а) Учитель:

- Прочитайте слова. Спишите эти слова в тетрадь. Найдите и Правописание безударных гласных в корне слова

подчеркните согласные буквы, которые при письме

нужно проверять.

Чашка, рыбка, коровка, берёзка, грядка, кружки, сказка.

- Как проверить парный согласный звук в корне слова?

б) Работа с правилом

Учебник с.

в) Самостоятельная работа

Выполнение упражнения 31.

г) Работа с деформированным текстом. Слайд 11

Учитель:Правописание безударных гласных в корне слова

- Перед вами деформированное предложение:

кошки глазки у зубки зоркие и острые

- Составьте предложение.

- Найдите слова на правописание парных согласных

в корне слова.

д) Вставьте пропущенные буквы в слова:

Ду..., цветок, руба...ка, зверь, ястре..., одежда, медве...ь,

дерево, ланды..., птица. Слайд 12

Самопроверка.

Правописание безударных гласных в корне слова

Игра « Найди пару!» (ассоциации)

- Объедините слова в пары по смыслу

(дуб - дерево, ландыш - цветок, рубашка - одежда,

ястреб - птица, медведь - зверь)

Проверка по слайду.

8. Развитие речи. Слайд 13

Работа с пословицами. Правописание безударных гласных в корне слова

  1. Друг познаётся в беде.

  2. Важен не обед, а привет.

  3. Друга ищи, а найдёшь - береги.

Учитель:

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

- Какие пословицы можно объединить по смыслу?

- Составьте к ним своё задание в соответствии с темой урока.

(записать только те пословицы, в которых есть слова с парной согласной в корне слова)

9.Обобщение.

Работа с раздаточным дидактическим материалом.

Игра « Будь внимателен!»

ча.. .ка

ло...ка

кни...ка

бума...ка

ры.. .ка

ука...ка

10. Итог урока.

а) Рефлексия.

Учитель:

- Над какой темой работали на уроке?

- Как проверить парный согласный звук в корне слова?

б) Домашнее задание.

Учитель:

- Повторить правило в учебнике.




© 2010-2022