- Преподавателю
- Начальные классы
- «Психологическая комфортность урока-элемент здоровьесберегающей педагогической технологии»
«Психологическая комфортность урока-элемент здоровьесберегающей педагогической технологии»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гусакова Н.В. |
Дата | 27.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5
с углублённым изучением отдельных предметов»
«Психологическая комфортность урока- элемент здоровьесберегающей педагогической технологии»
Гусакова Н.В
учитель высшей категории
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий внутришкольной среды, одной из которых является комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье учащихся.
Необходимость разговора о комфортности учебной среды сязано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы мы видим в достижении школьниками комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.
"Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следущее определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни, прибывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют."
Существует три структурные составляющие данного понятия.
Комфортность:
-
Психологическая
-
Интеллектуальная
-
Физическая
Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чуствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.
Источником психологичекой комфортности является:
-
положительное эмоциональное состояние как ученика так и учителя;
-
доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.
Действия учителя по созданию здоровой психологичекой комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия "учитель-ученик" с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.
Как добиться психологической комфортности на уроке?
-
используйте в совей работе просьбы, а не требования;
-
используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
-
используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;
-
добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;
-
не допускайте стресообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);
-
создайте "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;
-
используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).
Принцип психологической комфортности является ведущим, т.к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как "дома". Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.
Интеллектуальная комфортность - это удовлетворненность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.
Хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только 25 - 30 % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам.
Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет учащихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется независимость и различные признаки взросления: брутальность, курение, демонстративный интерес к противоположному полу.
Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке?
-
используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке (опрос учащихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование, работа с интерактивной доской (норма 4-7 видов деятельности за урок));
-
используйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), чередуя их не позже чем через 10-15 минут;
-
используйте на уроке методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся. Метод свободного выбора - свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества. Активный метод - ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дисскусия, семинар, ученик в роли исследователя. Метод, направленный на самопознание и саморазвитие интелекта, эмоций, общения, выражения, самооценки ии взаимооценки;
-
используйте динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за урок, через 15-20 мин урока по 1 минуте из 3х упражнений);
-
наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);
-
стимулируйте внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;
-
поддерживайте у учащихсяч веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;
-
создавайте ситуацию успеха на уроке (необходимо постоянное поощрение интелектуальных способностей учащихся;
-
справедливо оценивайте ответы учащихся ( используйте вариативную систему оценивания: за один урок ставить оценку за каждый вид деятельности, суммируя его в конце урока; тогда понятие "двойка" просто исчезнет). Оценка должна помогать учебе, а не "отбивать охоту" учиться.
Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.
Как добиться физической комфортности в школе?
-
организация горячего питания в школе;
-
соблюдение питьевого режима;
-
соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному
-
освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;
-
обязательно наличие благоприятных комфортных условий в школе (отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:
-
уважайте детей;
-
не навреди, ищите в детях хорошее;
-
замечайте и отмечайте малейших успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;
-
не приписывайте успех себе, а вину ученику;
-
ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;
-
на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
-
не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
-
хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
-
только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
-
не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;
-
оценивайте поступок, а не личность;
-
дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем несмотря на его оплошность.
Именно в наших с вами руках находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного психологического климата, в которой дети будут чувствовать себя "как дома", радовать нас своими успехами и достижениями.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углублённым изучением отдельных предметов»
Доклад на тему:
«Психологическая комфортность урока-элемент здоровьесберегающей педагогической технологии»
Выполнила:
Гусакова Н.В.
учитель начальных классов
г. Старый Оскол 2012 г.