Обобщение опыта Организация проектной деятельности младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Карпунихинская средняя общеобразовательная

Уренского муниципального района

Нижегородской области








Организация проектной деятельности младших школьников.



















Провела:

учитель начальных классов

Карпунихинской СОШ

Шабарова Мария Фёдоровна














Организация проектной деятельности младших школьников.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Начальное образование призвано решать свою главную задачу - закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность. Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты только через проектную деятельность школьников, которую использую в урочное время и во внеучебной деятельности.

В основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В основу метода положена идея, составляющая суть понятия «проект». Проект - (от лат. рroiectus- брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, торчащий) - это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определенного, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. Для достижения результата педагогу необходимо:

  • Научить детей самостоятельно мыслить;
  • Находить и решать проблемы, принимать самостоятельные аргументированные решения;
  • Привлекать знания из разных областей;
  • Уметь прогнозировать результаты;
  • Уметь устанавливать причинно-следственные связи;
  • Научить работать в команде. Выполняя разные социальные роли.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую школьники выполняют в течение определенного времени. Длительность субъектов процесса проектирования на различных его этапах. № Этапы Задачи Деятельность обучающихся Деятельность педагога 1 Организация работы Определение темы, уточнение целей. Выбор рабочей группы. 1.Уточняют информацию. 2.Обсуждают задание. 1.Мотивирует обучающихся. 2.Объясняет цели проекта. 3.наблюдает. 2 Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Ролевое распределение в команде. 1.Формируют задачи. 2.Уточняют информацию. 3.Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. 1.Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). 2.Наблюдает. 3 Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. 1.Работают с информацией. 2.Проводят синтез и анализ идей. 3.Выполняют исследование. 1.Наблюдает. 2.Консультирует. 4 Выполнение Выполнение проекта 1.Выполняют проект. 2.Оформляют. 1.Наблюдает. 2.Советует (по просьбе) 5 Оценка Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. 1.Наблюдает. 2.Направляет процесс анализа. 6 Защита проекта Презентация работы. Обоснование процесса проектирования. Самооценка. 1.Защищают проект. 2.Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
При выполнении обучающимися проектов качественно меняется роль учителя в образовательном процессе. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Обучающиеся являются активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им учиться работать в команде, сотрудничать в коллективе. Развивает коммуникативные качества. В ходе решения проектных задач у младших школьников формируются следующие способности:
  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось; увидеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (предъявлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно точки зрения других).
Чтобы обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся, необходимо: 1. Провести подготовительную работу (введение в тему урока, постановка цели урока, совместное планирование выполнения задания, групповые работы на уроке, ролевые распределения работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия). 2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. 3. Обеспечить мотивацию. 4. Внимательно относиться к выбору основного вопроса проекта. 5. Создавать группу не более 5 человек. 6. Учитывать возможность учебных предметов . 7. Учесть и избежать «подводных» камней. 8. Опасности: сделать многое за детей. Найти идею - самое главное и самое трудное; не превратить проект в реферат; переоценка результата проекта и недооценка его процесса. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников. Включать школьников в проектную деятельность постепенно начинаем с первого класса. Возможны не только групповые, но и индивидуальные проекты. Сначала это могут быть творческие проекты: рисунки, книжки - малышки, сборники загадок, мини-сочинения и т.п. Постепенно уровень выполнения работы заметно повышается. Однако уровень выполнения проекта может быть разным у детей. Сравним индивидуальный экологический проект «Сказка о золотой рыбке», выполненный учениками 2-ого класса. Один ребенок поставил перед собой задачу: нарисовать сказку, другой - сочинить. Результат разный по уровню выполнения, но этапы проведения проекта одинаковые.
  1. Выбор темы: Сказка о золотой рыбке.
  2. Представление проблемы: Что случиться с рыбкой, если она попадет в нефтяное пятно в море.
  3. Обсуждение и выдвижение гипотез: обдумывание плана.
  4. Определение типа проекта: сочинение или рисунок.
  5. Презентация проекта.


В 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Это могут быть практико-ориентированные, творческие, информационные с исследовательской, поисковой, творческой или прикладной деятельностью. Темы детских проектных работ выбираем из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них, поэтому проектная деятельность способствует социализации личности, формированию активной гражданской позиции, нравственному воспитанию. Длительность выполнения проекта - 1 урок (в 1 классе), возможна неделя (творческое шоу), 1 урок или одна-две недели (во 2 классе) и переходим к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс). В результате в первом классе снижается тревожность, быстрее проходит адаптация школьников. Помощь и понимание важности сути проекта со стороны родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Ярким моментом проектной деятельности явился проект «Люди в годы Великой Отечественной войны». Цель: дань уважения и памяти героям Великой Отечественной войны. В этом проекте были задействованы не только дети класса, но все семьи школьников. При подготовке к уроку литературного чтения дети прочитали произведения о героях ВОВ, узнали у родителей о жизни предков в эти тяжелые времена и написали сочинения. Подготовили стихи, песни, танцы для ветеранов войны и тыла. Проявили творчество в постановке инсценировок эпизодов из жизни героев войны. Завершающим этапом был поход детей в Дом ветеранов с концертом.
В 1-ом классе проектный метод помогал и в сплочении коллектива. Так, необходимо было подготовить номер для творческого шоу. На первом этапе - подготовительном - решили подготовить спектакль по произведению К.Чуковского. Целью данного проекта было изучение произведения писателя и участие всего класса в спектакле. На этапе планирования были распределены роли (по желанию детей). Каждый ученик, имеющий свою роль в спектакле, определил оформление (костюм). Далее шли репетиции. Дети были увлечены данным процессом. И вот этап защиты проекта - выступление на школьной сцене. Результат был очевиден. Увлеченность, ответственность, умение выразительно донести до зрителей слова героев, эмоции - все это было достигнуто.


Этапы:

  1. Совместное принятие идеи: подготовить творческое выступление классного коллектива - постановку спектакля на школьной сцене.
- Что надо сделать? (Мотивация, планирование, чтение) - При постановке спектакля, какие роли важны? (художники, декораторы, артисты, портные…) (Слушание, обобщение, самоконтроль.) Распределение ролей дает возможность каждому ребенку принять участие в спектакле.
  1. Художники - рисуют афишу, декорации (Чтение, обобщение, самоконтроль). Актеры воплощают образы персонажей (Чтение, обобщение, самоконтроль)…
  2. Презентация проекта - выступление.
  3. Рефлексия. (Общее впечатление. Как получилось? На чем можно было еще поработать? Как помогали друг другу?..)


В плане воспитательной работы во 2-ом классе было запланировано проведение Недели профориентации. Над темой проекта долго не задумывались. После экскурсии в магазин и беседы родителей о профессии на классном часе, дети сами предложили сделать проект - газету «Профессии мам и пап». После распределения на группы и выбора ответственного, дети распределили в группе деятельность каждого (в это потребовалась помощь учителя: один ученик готовит пословицы о труде, второй находит фотографии, третий пишет стихотворение, четвертый пишет сочинение «Кем я хочу стать», пятый рисует…) Результат: выставка газет и выход с ними в другой класс с целью обмена опытом.
Неожиданно, независимо от плана воспитательной работы возник проект «Люди и жесты». После встречи с представителем православной церкви дети решили сфотографироваться. Один ученик показал знак «V», видимо, не понимая нелепости ситуации. В последующем обсуждении мы с детьми пришли к выводу, что нам надо изучить тему «Жесты и люди». Так и возникли проекты, темы которых определили самостоятельно: «Жесты дружбы», «Жесты агрессии», «Жесты и животные», «Жесты общения», «Люди и жесты». Над проектом работали урок.
Программа курса «Окружающий мир» (автор О.Т.Поглазова в УМК «Гармония») дает большие возможности для использования проектной деятельности. На уроке окружающего мира во 2-ом классе изучали тему «Горы». На обобщающем этапе решили выполнить проект «Люди и …» Сначала дети распределились на группы по 5 человек (единственное условие в классе - в группе должны быть и мальчики, и девочки). Было дано время, чтобы дети в группе определились с темой и продуктом проекта, выбрали ответственного за проект. Тем оказалось несколько: «Горы и вулканы», «Горный хребет», «Горы и растения», «Горы и люди», «Горы и животные». Далее детям было предложено в группах подобрать для каждого ученика то, что он будет готовить для выполнения общего проекта: это могли быть, рисунки, фото, лепка, подбор литературы… На следующем уроке дети принесли подготовленный индивидуально материал. И уже в группах выполняли проект. Результатом явились презентации проекта. Каждый проект заканчиваем самоанализом работы в группах.
С 3-его класса дети участвуют в научно-практической конференции. Заметно повышение самостоятельности и качества выполнения проекта. Это могут быть как коллективные, так и индивидуальные проекты. Так в 3-ем классе (2009 году) Дима Шарашкин выполнил индивидуально-творческий проект на тему «Влияние факторов внешней среды на рост и развитие пеларгонии». Цель проект: узнать о пеларгонии, изучив литературу о растениях и исследуя влияние факторов внешней среды на рост и развитие пеларгонии». Свои наблюдения ученик проводил с октября 2008 года по март 2009 года. Составив с учителем план проекта, Дима проявил самостоятельность выполнения и инициативу, проведя интервью в цветочном магазине об условиях ухаживания за этим растением. В результате проекта, ученик провел опрос в классе, изучил литературу, провел эксперименты, чтобы выяснить влияние солнечного света, музыки и шума на растения, научился работать в компьютерной программе Microsoft Power Point и рисовать проект комнаты с растениями в программе Paint. Исследовательская работа ученика получила высокую оценку на разных уровнях (I место-школьный уровень, II место-городской). В этом же году (2009 г.) ученицы 3 «В» класса Ермакова Катя и Вахрушева Таня выполнили проект на тему «Взаимосвязь образа жизни и повадок моего любимого кота Люсика». Цель наблюдения: исследование образа жизни и повадок домашнего кота. Задачи: 1. Изучить специальную литературу по уходу за домашними животными. 2. Провести наблюдения с целью исследования образа жизни. 3. Использовать полученные данные для улучшения образа жизни животного, внести предложения. Поставив цель и определив задачи, ученики спланировали этапы работы: 1. Прочитать специальную литературу по теме. 2. Ежедневно наблюдать, отмечая изменения, делая записи. 3. С целью выяснения стадии активности провести опыты без ущерба для жизни животных. В результате выполненной работы, ученики внесли предложения: 1.Провести беседу о домашних животных. 2.Организовать конкурс рисунков о своем домашнем любимце. 3.Сделать стенгазету «Любимое животное». 4.Организовать экскурсию в приют для бездомных животных, чтобы на практике помочь в уходе за ними.



Проектной деятельностью занимались и в 4-ом классе. На высоком уровне выполнена работа Савинова Саши по теме «Аллергия-болезнь тысячелетий». Цель: создание брошюры об аллергии с практическими советами. Задачи: Познакомиться с источниками информации по теме «Что такое аллергия?» Узнать и определить влияние питания на самочувствие. Научиться делать анализ и выводы результатов практической работы. Для ученика данная работа была очень важна, так как аллергией ребенок страдает с 3-ех лет. Выдвинув гипотезу (предположим, что соблюдение здорового образа жизни - основное условие облегчения и профилактики аллергии) и составив план работы (подумать самостоятельно, посмотреть книги, спросить у взрослых, обратиться к компьютеру, понаблюдать за своим здоровьем, проконсультироваться со специалистом, выполнить практическую работу, составить модель здорового образа жизни), ученик приступил к длительному проекту (с сентября по апрель). В результате проекта ученик непроизвольно овладевает навыками работы (с помощью педагога) работать в компьютерной программе Microsoft Power Point и составляет диаграммы.
Таким образом, при использовании в образовательном процессе проектной деятельности происходит формирование у детей личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям, уважение), мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление последствий выбора и результатов собственной деятельности. Развиваются познавательные интересы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность, учатся информационным технологиям.

  • Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Стандарты второго поколения. Москва: Просвещение 2011.- 203 с.


  • Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения. Москва: Просвещение 2011.- 176 с.

  • Интернет - ресурсы: Полат Е.С. Метод проектов. letopisi.ru/images/a/ac/Метод_проектов_Полат.pdf

9



© 2010-2022