- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая разработка для начальных классов «Коротышки из Цветочного города»
Методическая разработка для начальных классов «Коротышки из Цветочного города»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кетова Л.Н. |
Дата | 06.07.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка
«Коротышки - сказочные человечки
из Цветочного города»
составила: Кетова Людмила Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ «Летская СОШ».
По произведениям Н.Н.Носова:
«Приключения Незнайки и его друзей»,
«Винтик, Шпунтик и пылесос».
Урок проводится после чтения
раздела 2 «Сказочные человечки»
по учебнику для 2 класса
«Маленькая дверь в большой мир»,
УМК «Школа 2100»
Тема: Коротышки - сказочные человечки из Цветочного города. Оборудование: презентация, карточки с заданиями /Приложение 1, Приложение 2/ Подготовка: книжная выставка с произведениями Н.Носова
Этапы урока
Ход урока
Деятельность учащихся 1.Актуализация знаний 1) Орг. момент, настрой. 2) Работа с выставкой. Рассмотрели ли вы книги на нашей выставке? Какие из них вам знакомы? Какие произведения вы прочитали? Что объединяет эти книги? Вы теперь сами сможете рассказать, с героями какого автора мы сегодня встретимся?
Рассматривают, отвечают на поставленный вопрос, аргументируют, высказывают свое мнение (Это книги одного автора: Николая Носова) 2.Развитие умений 1) Обобщение знаний о творчестве писателя, его биографии. Имя этого автора нам знакомо, с его произведениями мы уже встречались на уроках чтения в первом классе и во втором. Что вы знаете о писателе?
Посмотрите на портрет писателя. /слайд 3/ Про него и про его творчество так отозвался Лев Кассиль: «Носов пишет с заразительной весёлостью. Но за весёлыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль. И она помогает…яснее разглядеть жизнь, понять смысл дружбы и труда человеческого, показать себя надёжным человеком…» Когда вы читали произведения Носова, обратили внимание, что в них общего? Какие они? Талантливый и необыкновенный человек Н.Носов. Писатель, который умел не только видеть смешное в жизни, но и сумел передать его в своих произведениях. Все его книги наполнены юмором - весёлым, доброжелательным. Произведения Николая Носова переведены на 23 языка народов мира. По его книгам поставлено 9 художественных фильмов, много мультфильмов. /слайд 4/ 2) Просмотр видеофрагмента. /слайд 5/ Знакома ли вам песенка?
Найдите на нашей выставке эту книгу. Кто главный герой? Сказочный герой, придуманный более полувека назад, любим, знаком и современным детям. Сколько всего книг о Незнайке?
Носов задумал четвертую, но не успел. Писателя не стало в 1976 году, ему было 68 лет. Но его произведения и сегодня с удовольствием читают дети, перечитывают взрослые. 3) Прослушивание аудиофрагмента 1 главы из книги «Приключение Незнайки и его друзей». Вспомним, как начинается история про Незнайку. Помогите добавить слова, там, где необходимо (прослушивание с остановками) /слайд 6/ 4) Физминутка с Незнайкой 5) Конкурс «Внимательный читатель» Предлагаю поработать в паре. - Разгадайте кроссворд - тест «В Цветочном городе». /Приложение 1/ Какое слово получилось в выделенных клетках? Вы сказали, что главный герой произведения шалун и непоседа Незнайка. А сколько было друзей у него? Назовите.
-Следующее задание для внимательных читателей: вспомните и назовите профессии коротышек. /Приложение 2/ 6) Знакомство с новым рассказом. Посмотрите, кто это? /слайд 7/ А это что? /слайд 7/ В 1960 году в издательстве «Детская литература» вышел рассказ. Вы догадались, о чем может рассказать эта книга, если её прочитать? Кто главные герои? /слайд 7/ Что подсказало вам определить содержание книги? Найдите книгу на нашей выставке. Рассмотрим обложку. Что можно узнать из заглавия «Как Незнайкины друзья Винтик и Шпунтик сделали пылесос»?
Автор Николай Носов, поэтому можно сделать вывод, какую историю мы прочитаем? Как проверить наши предположения?
7) Самостоятельное чтение рассказа. 8) Проверка понимания прочитанного. Подтвердились ли наши предположения? С чего начинается рассказ? Прочитайте. Что вы можете сказать про Шпунтика и Винтика? Какие они? 9) Пересказ. /Слайд 8/ Что создали коротышки-механики? Прочитайте, как они создавали машину. Что произошло во время проверки работы пылесоса? Прочитайте. Кто первым узнал о пропаже своей вещи? Как объяснил Незнайка, почему у него одного ничего не пропало? Но благодаря пылесосу Незнайка нашел то, что потерял очень давно. Как вы объясните коротышкам, как свисток оказался в пылесосе? Какое настроение вызвало у вас прочитанный рассказ? По сюжету этой истории был снят мультфильм «Винтик, Шпунтик - весёлые мастера». Название отличается, как вы думаете почему? А как вы бы назвали этот рассказ? Вам понравился рассказ? Посоветуйте другим ребятам прочитать произведение одним предложением: «Я советую….., потому что…..»
Вспоминают, рассказывают. (Носов родился в 1908 году, в Киеве. Николай Николаевич не сразу стал писателем. К тридцати годам он успел освоить множество профессий. Известен как автор рассказов, сказок, детский писатель, режиссер)
Рассказы веселые, смешные, о детях.
Эту песенку поют друзья из произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
Незнайка.
Всего три: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»
Фрагмент из аудиокниги, ребята добавляют, недостающие слова.
Работают в паре, разгадывают кроссворд.
Градусник 15 друзей-коротышек: Гунька, Знайка, Ворчун, Молчун, Авоська, Небоська, Растеряйка, Шпунтик, Винтик, Тюбик, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Торопыжка, Гусля.
Работают по карточкам в паре.
Шпунтик и Винтик Пылесос
О Винтике, Шпунтике и пылесосе.
Иллюстрация на обложке, автор, заглавие.
Предполагают: история о Незнайкиных друзьях, о том, как они сделали пылесос, что из этого получилось. Веселую, смешную
Познакомиться, прочитать, спросить у родителей.
Герои этого произведения друзья Незнайки. Любят мастерить, придумывать разные удивительные вещи. Трудолюбивые, выдумщики, начатое дело доводят до конца. Пылесос.
Мощность пылесоса оказалась слишком большой, пылесос проглотил все вещи. Растеряйка, а затем Ворчун. Он не раздевался, ему было лень, все его вещи были при нём. 3. Итог Веселые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех дело серьёзное. Чему могут научить нас, читателей 21 века, произведения Николая Носова? /Слайд 10/ «... Все герои Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству» (С. Михалков) Спасибо за работу! /слайд 11/
4. Домашнее задание Подготовить иллюстрации к понравившемуся эпизоду
Приложение 1.
Кроссворд-тест «В Цветочном городе» По горизонтали:
- В стихах Незнайки Торопыжка проглотил….. Зонт, очки, утюг
- Рифма, которую Незнайка придумал к слову «пакля».
- В стихах Незнайки под подушкой у Авоськи лежала….
- Рифма, которую придумал к слову «палка». Дикарка, копалка, селёдка.
- Любимый музыкальный инструмент Незнайки. Гусли, рояль, труба.
- Изображая Торопыжку, Незнайка сзади пририсовал ему….
- Все коротышки знали, что Незнайка…. болтун, мудрец, плакса.
- Пилой коротышки пилили… Вилки, грибы, сосны.
- Незнайка думал, что на него свалился кусок солнца, а это был…
У
Т
Ю
Г
Р
В
А
К
Л
Я
В
А
Т
Р
У
Ш
К
А
С
Е
Л
Ё
Д
К
А
Т
Р
У
Б
А
Х
В
О
С
Т
Б
О
Л
Т
У
Н
Г
Р
И
Б
Ы
Ж
У
К
Приложение 2.
«Профессии коротышек» Гусля охотник Пулька музыкант Винтик помощник механика Шпунтик поэт Тюбик врач Пилюлькин учёный Цветик художник Знайка механик
Список использованной литературы. Ссылки на Интернет - источники
- Сухин И.Г. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все.-М.: Новая школа, 1997 г. /с.24/
- Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения по книге «Маленькая дверь в большой мир», 2 класс. Методические рекомендации для учителя.-М.: Баласс, 2011 г. /с.188-189/
- Чудакова Н.В. Я познаю мир. Литература: дет.энциклопедия. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002 г. /с. 284/
- Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей.- М.: ООО «Издательство Астрель, 2004 г. /с.88/
- Носов Н. Фантазёры. Рассказы, сказки, повести - М.: ЗАО «Издательский дом ОНИКС», 1990 г. /с.668, с.270/
- Сухин И. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей. М.: Новая школа. 1994г./с.24, с.57/
- Использованные Ресурсы Интернет: