- Преподавателю
- Начальные классы
- Образовательный проект Юный исследователь
Образовательный проект Юный исследователь
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Толкунова А.А. |
Дата | 01.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 городского округа - город Камышин
Образовательный проект
«Юный исследователь»
Выполнила: Толкунова Алевтина Анатольевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ№18
Камышин, 2015 год
Образовательный проект
«Юный исследователь»
Актуальность данного образовательного проекта определена переходом системы образования к Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. А для учащихся начальной школы определена программа формирования метапредметных умений. Возникает необходимость развития исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и её главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование творческого стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.
Цель проекта: Создание условий для творческого развития детей через учебно-исследовательскую и экспериментальную деятельность, развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности.
Задачи: - формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; - обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; - развивать познавательные потребности и способности, креативность; - создать условия для участия детей в НПК, конкурсах, выставках и других мероприятиях на разных уровнях компетентности.
Проект «Юный исследователь» - долгосрочный. Суть проекта - развитие научно-проектной деятельности учащихся начальной школы в рамках ФГОС.
Участники проекта: учащиеся, педагоги, родители.
Этапы реализации проекта:
- аналитический (анализ ситуации, определение основных целей);
- организационный (создание предметно-развивающей среды, разработка основных методических материалов);
- практический (осуществление экспериментальной деятельности учащихся);
- итоговый (обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога).
Ожидаемые результаты для педагога:
-создание проектного и исследовательского пространства как условия личностной самореализации и проявления инициатив;
- создание методического инструментария для развития исследовательской деятельности учащихся;
- создание методической копилки проектных и исследовательских работ обучающихся.
Планируемые результаты для учащихся:
-умение формулировать проблему или вопрос для исследования на уроке.
-умение проводить исследования по теме урока, делать выводы и сопоставлять с правилами.
-умения фиксировать достигнутый результат в виде схем-опор, рисунков, рифмовок, алгоритмов;
-умения работать с информацией, проводить самостоятельные исследования, опыты, эксперименты;
- умения публично презентовать достигнутые результаты.
Для успешного осуществления исследовательской деятельности необходим ряд условий, важнейшими из которых являются:
1. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеучебной деятельности.
2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.
3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.
4. Психологический комфорт. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.
5. Личность учителя. Для того, чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.
6. Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы.
Проект осуществляется через урок и внеучебную деятельность.
-
Организация исследовательской деятельности на разных этапах урока.
Первый этап «Постановка учебной проблемы». Поставить учебную проблему - это значит помочь детям самим сформулировать тему урока или вопрос для исследования. В своей практике я использую два типа проблемных ситуаций: - «с удивлением»; - «с затруднением». Второй этап «Поиск решения учебной проблемы» В зависимости от метода постановки проблемы применяю соответствующие методы поиска решения: 1) Побуждающий к гипотезам диалог. 2) Подводящий от проблемы диалог. 3) Подводящий без проблемы диалог. Ученики работают в группах или фронтально (выдвигают гипотезы, принимают все, даже «неверные» и проверяют их). В результате выводится правило, алгоритм или схема-опора с помощью условных обозначений, придуманных детьми.
Так же при поиске решения опираюсь на такой тип учебной активности, как их исследовательская деятельность, суть которой заключается в поиске, сопоставлении подходов и результатов, которые получили разные исследователи. Проводить исследовательскую деятельность можно в парах или в «малых» группах. Для этого придумываю специальные карточки для исследования.
Третий этап «Выражение решения учебной проблемы» На этом этапе разворачивается настоящее творчество: составляются схемы к правилам, стихи к орфограммам, «рифмуются правила». Домашнее задание (для самых любознательных) обязательно будет творческим. Этого требует Новый образовательный стандарт.
Так постепенно у нас и пополняется творческая копилка схем-опор, карточек для исследования, алгоритмов-помощников, стихотворений и рисунков к правилам.
Средства организации исследовательской деятельности на уроке.Вот так развивается исследовательская культура на уроках русского языка, окружающего мира, математики, литературного чтения, изобразительного искусства.
Графические схемы-опоры
Алгоритмы-помощники
Проблемные ситуации
Творческие домашние задания.
Правила в стихах и рисунках
Карточки для исследовательской работы
II. Организация исследовательской работы во внеучебной деятельности.
Направления внеучебной деятельности.
Факультативный курс «Я-исследователь» (автор А.И.Савенков).
Работа с портфолио
учащихся.
Ведение портфолио каждым учащимся начальной школы является одним из требований ФГОС. Портфолио - это индивидуальный дневник, в котором ребёнок рассказывает о себе, о своих интересах и увлечениях, собирает, как в копилку, свои достижения и успехи в учебной и внеучебной деятельности, рассказывает об участии в жизни класса и школы, демонстрирует свой личностный рост.
Мною разработано портфолио для учащихся моего класса, в котором предусмотрены 2 раздела для исследовательской деятельности учащихся: «Мой мир» и «Моя школа».
Второе направление внеучебной деятельности - факультативный кур «Я - исследователь», автор - Александр Ильич Савенков - доктор психологических наук, руководитель экспериментальной программы «Одарённый ребёнок в массовой школе», автор методического пособия для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников» Цель программы: создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской деятельности. Задачи программы: - формирование представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; - обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; - формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска; - развитие познавательных потребностей и способностей, креативности. Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы: 1) подпрограмма «тренинг» - специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и по развитию умений и навыков исследовательского поиска; 2) подпрограмма «исследовательская практика» - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов; 3) подпрограмма «мониторинг» - содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защита исследовательских работ и творческих проектов и др.). Уже с первых занятий первоклассники знакомятся с понятиями «исследование», «гипотеза», учатся правильно задавать вопросы, выделять главное и второстепенное, работать с информацией, составлять схемы, графики, формулы, знакомятся с методами научного исследования: наблюдение, сбор информации, опрос, анкетирование, опыты и эксперименты, а так же делать выводы и презентовать свои исследования. Обучение ведётся на доступном языке, используются специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей. Результатом внеучебной работы в 2013-2014 учебном году стал исследовательский проект «Цветное настроение». На примере данного проекта покажу этапы исследовательской деятельности учащихся во внеучебной деятельности. Начало любого исследования - это тема. Тема должна быть интересной и увлекательной для ребёнка. Тема нашего исследования определилась сама собой, исходя из проблемы, с которой столкнулись ребята в связи с сезонными изменениями в природе. С конца осень и всю зиму световой день был маленький, преобладал чёрный цвет и на первых уроках было понурое настроение, работоспособность была низкая, дети постоянно зевали и даже засыпали. Когда же наступила весна, на первых уроках стало светло, появилось больше белого цвета, настроение улучшилась, работоспособность повысилась. Дети заинтересовались, почему так происходит и решили выяснить, что такое цвет и как цвет влияет на настроение человека.
Был определён круг задач:
- Изучить, что такое цвет, узнать характеристики цвета
- Провести исследование влияния различных цветов на настроение человека у детей и взрослых
- Создать комфортное настроение в классе
«Использование цветов в жизни» (Белан Артём),
«Значение цвета в моей жизни» (Фомиченко Саша),
«Цвета четырёх времён года» (Харлашко Каролина),
«Мой любимый цвет» (Панченко Мария)
2) Экскурсия в Художественную галерею на мастер-класс «Основные и дополнительные цвета». Специалист Тихонова Ольга Ивановна научила ребят получать дополнительные цвета из трёх основных. В результате групповой работы получилась радуга.
3) Был проведён социологический опрос взрослых и детей. Взрослым и детям были предложен вопрос: Какой цвет является вашим любимым цветом? Из опроса предпочитаемых цветов детей и взрослых видно, что любимые цвета взрослых зелёный и синий, реже красный. Цветовой выбор взрослых можно рассматривать как отражение потребности в стабильном, уравновешенном состоянии. У детей первые места занимают более яркие, жизнерадостные цвета, красный, жёлтый, оранжевый, розовый, а оттенки зелёного значительно проигрывают. А у детей цвет выражает потребность в активности, росте и развитии.
4) Следующий метод «Наблюдение» Мы отправились в Камышинский технологический институт на кафедру физики. Под руководством Котовой Елены Александровны мы пронаблюдали, как белый цвет раскладывается на семь цветов радуги и как с помощью цветовых пластинок можно поменять цвет белого луча. В результате мы изготовили цветовой спектр в виде веера.
5) Эта экскурсия вдохновила нас на собственные эксперименты. Помогла нам в этом книга «365 Научных экспериментов». Все эксперименты разработаны с использованием повседневных предметов, которые легко найти дома. Ребята с интересом исследовали преломление света, с помощью призм образовывали радугу, рассматривали, как свет отражается от разных поверхностей, наблюдали как из основных цветов образуются дополнительные и как из множества цветов получается белый цвет, всё это описывали и делали выводы.
6) Специалисты центра «Семья» провели с нами несколько опытов, чтобы выяснить, как наше настроение влияет на выбор цвета. Мы разделились на «лаборантов» и «испытуемых». Для испытуемых включалась весёлая музыка, грустная музыка и тяжёлый рок. Лаборанты собирали и подсчитывали результаты. Мы пришли к выводу, что когда нам весело (весёлая музыка), мы выбираем тёплые, летние цвета: оранжевый, красный, жёлтый.; когда нам грустно (грустная музыка), мы выбираем холодные цвета - синий, зелёный; а когда мы напряжены (рок-музыка) - мы выбираем тёмные цвета. Значит, чтобы повысить своё настроение нужно использовать яркие цвета.
Продукты проектно-исследовательской деятельности:
- Ролик «Взаимосвязь имён и цвета в моей семье» (Запольнова Алина)
- Иллюстрированный словарь «Цветные фразеологизмы» (коллективная работа».
- «Наш город в новом цвете» - иллюстрации города.
«Улица Некрасова в новом цвете»
«Бородинский мост в новом цвете»
Финальным продуктом проекта стал макет «Наша школа в новом цвете».
Центральная стена украшена разноцветными мыльными пузырями, которые выпускает школьница. На них буквы, цифры, формулы, которые символизируют знания.
На следующей стене школьник ловит эти пузыри, а соответственно и получает знания. И делает это весело и с желанием.
Торцовая стена - это стена-радуга! Стена радости, ведь именно здесь находится детская площадка.
Четвёртая стена школы - это солнце. Жёлтый цвет усиливает умственную активность, помогает в интеллектуальной работе.
На заключительном этапе ребята обратились ко взрослым с предложением раскрасить чёрную школьную дверь и сделать вход в школу ярким и позитивным, чтобы заходить в школу только с хорошим настроением!
«Давайте сделаем вход в школу ярким и позитивным!»
Результативность. Вот так основательно мы с ребятами работаем над исследованиями и проектами на уроках и во внеучебной деятельности. Благодаря системной работе в рамках проекта «Юный исследователь можно говорить о положительной динамике развития исследовательской культуры учащихся.
За время функционирования образовательного проекта «Юный исследователь» было реализовано много самых разнообразных исследований и проектов, но есть среди них, которые были представлены публично и имеют определённую результативность. Проект «Пушкин - Жуковский. Поэтическое состязание» опубликован в книге «Урок в современной школе»
Исследовательская работа «Что в имени моём?»
III место в областном конкурсе исследовательских работ.
Проект «Недаром помни вся Россия» I место в региональной научно-практической конференции
Проект «Мир профессий - он так велик и интересен» I место в Всероссийской научно-практической конференции
Проект «Олимпиаде в Сочи быть!»
Проект «Цветное настроение»
I место в региональной научно-практической конференции
Образовательный проект «Юный исследователь» успешно занимается решением вопросов формирования и развития исследовательской деятельности учащихся, выявлением и развитием научно-творческих способностей, индивидуальности и умением реализовать и публично продемонстрировать свой достигнутый результат.