Образовательный проект Юный исследователь

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательный проект Юный исследовательОбразовательный проект Юный исследовательОбразовательный проект Юный исследовательОбразовательный проект Юный исследовательОбразовательный проект Юный исследовательОбразовательный проект Юный исследовательОбразовательный проект Юный исследовательОбразовательный проект Юный исследовательМуниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 городского округа - город Камышин













Образовательный проект

«Юный исследователь»



Образовательный проект Юный исследователь

Выполнила: Толкунова Алевтина Анатольевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ№18













Камышин, 2015 год

Образовательный проект

«Юный исследователь»

Актуальность данного образовательного проекта определена переходом системы образования к Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. А для учащихся начальной школы определена программа формирования метапредметных умений. Возникает необходимость развития исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и её главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование творческого стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.Образовательный проект Юный исследователь

Цель проекта: Создание условий для творческого развития детей через учебно-исследовательскую и экспериментальную деятельность, развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности.

Задачи: - формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; - обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; - развивать познавательные потребности и способности, креативность; - создать условия для участия детей в НПК, конкурсах, выставках и других мероприятиях на разных уровнях компетентности.

Проект «Юный исследователь» - долгосрочный. Суть проекта - развитие научно-проектной деятельности учащихся начальной школы в рамках ФГОС.

Участники проекта: учащиеся, педагоги, родители.

Этапы реализации проекта:

- аналитический (анализ ситуации, определение основных целей);

- организационный (создание предметно-развивающей среды, разработка основных методических материалов);

- практический (осуществление экспериментальной деятельности учащихся);

- итоговый (обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога).

Ожидаемые результаты для педагога:

-создание проектного и исследовательского пространства как условия личностной самореализации и проявления инициатив;

- создание методического инструментария для развития исследовательской деятельности учащихся;

- создание методической копилки проектных и исследовательских работ обучающихся.

Планируемые результаты для учащихся:

-умение формулировать проблему или вопрос для исследования на уроке.

-умение проводить исследования по теме урока, делать выводы и сопоставлять с правилами.

-умения фиксировать достигнутый результат в виде схем-опор, рисунков, рифмовок, алгоритмов;

-умения работать с информацией, проводить самостоятельные исследования, опыты, эксперименты;

- умения публично презентовать достигнутые результаты.

Для успешного осуществления исследовательской деятельности необходим ряд условий, важнейшими из которых являются:

1. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеучебной деятельности.

2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.

3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.

4. Психологический комфорт. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.

5. Личность учителя. Для того, чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.

6. Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы.

Образовательный проект Юный исследователь



Проект осуществляется через урок и внеучебную деятельность.

  1. Организация исследовательской деятельности на разных этапах урока.

Первый этап «Постановка учебной проблемы». Поставить учебную проблему - это значит помочь детям самим сформулировать тему урока или вопрос для исследования. В своей практике я использую два типа проблемных ситуаций:Образовательный проект Юный исследователь - «с удивлением»; - «с затруднением». Второй этап «Поиск решения учебной проблемы» В зависимости от метода постановки проблемы применяю соответствующие методы поиска решения:Образовательный проект Юный исследователь 1) Побуждающий к гипотезам диалог. 2) Подводящий от проблемы диалог. 3) Подводящий без проблемы диалог. Ученики работают в группах или фронтально (выдвигают гипотезы, принимают все, даже «неверные» и проверяют их). В результате выводится правило, алгоритм или схема-опора с помощью условных обозначений, придуманных детьми.

Так же при поиске решения опираюсь на такой тип учебной активности, как их исследовательская деятельность, суть которой заключается в поиске, сопоставлении подходов и результатов, которые получили разные исследователи. Проводить исследовательскую деятельность можно в парах или в «малых» группах. Для этого придумываю специальные карточки для исследования.

Третий этап «Выражение решения учебной проблемы»Образовательный проект Юный исследователь На этом этапе разворачивается настоящее творчество: составляются схемы к правилам, стихи к орфограммам, «рифмуются правила». Домашнее задание (для самых любознательных) обязательно будет творческим. Этого требует Новый образовательный стандарт.

Так постепенно у нас и пополняется творческая копилка схем-опор, карточек для исследования, алгоритмов-помощников, стихотворений и рисунков к правилам.

Средства организации исследовательской деятельности на уроке.Вот так развивается исследовательская культура на уроках русского языка, окружающего мира, математики, литературного чтения, изобразительного искусства.

Графические схемы-опоры

Алгоритмы-помощники

Проблемные ситуации

Образовательный проект Юный исследователь

Творческие домашние задания.

Правила в стихах и рисунках

Образовательный проект Юный исследователь

Образовательный проект Юный исследователь

Карточки для исследовательской работы

Образовательный проект Юный исследователь



II. Организация исследовательской работы во внеучебной деятельности.

Направления внеучебной деятельности.

Факультативный курс «Я-исследователь» (автор А.И.Савенков).

Работа с портфолио

учащихся.

Образовательный проект Юный исследователь

Образовательный проект Юный исследователь

Ведение портфолио каждым учащимся начальной школы является одним из требований ФГОС. Портфолио - это индивидуальный дневник, в котором ребёнок рассказывает о себе, о своих интересах и увлечениях, собирает, как в копилку, свои достижения и успехи в учебной и внеучебной деятельности, рассказывает об участии в жизни класса и школы, демонстрирует свой личностный рост.

Мною разработано портфолио для учащихся моего класса, в котором предусмотрены 2 раздела для исследовательской деятельности учащихся: «Мой мир» и «Моя школа». Образовательный проект Юный исследовательОбразовательный проект Юный исследователь



Второе направление внеучебной деятельности - факультативный кур «Я - исследователь», автор - Александр Ильич Савенков - доктор психологических наук, руководитель экспериментальной программы «Одарённый ребёнок в массовой школе», автор методического пособия для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников» Образовательный проект Юный исследователь Цель программы: создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской деятельности. Задачи программы: - формирование представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; - обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; - формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска; - развитие познавательных потребностей и способностей, креативности. Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы: 1) подпрограмма «тренинг» - специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и по развитию умений и навыков исследовательского поиска; 2) подпрограмма «исследовательская практика» - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов; 3) подпрограмма «мониторинг» - содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защита исследовательских работ и творческих проектов и др.). Уже с первых занятий первоклассники знакомятся с понятиями «исследование», «гипотеза», учатся правильно задавать вопросы, выделять главное и второстепенное, работать с информацией, составлять схемы, графики, формулы, знакомятся с методами научного исследования: наблюдение, сбор информации, опрос, анкетирование, опыты и эксперименты, а так же делать выводы и презентовать свои исследования. Обучение ведётся на доступном языке, используются специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей. Результатом внеучебной работы в 2013-2014 учебном году стал исследовательский проект «Цветное настроение». На примере данного проекта покажу этапы исследовательской деятельности учащихся во внеучебной деятельности. Начало любого исследования - это тема. Тема должна быть интересной и увлекательной для ребёнка. Тема нашего исследования определилась сама собой, исходя из проблемы, с которой столкнулись ребята в связи с сезонными изменениями в природе. С конца осень и всю зиму световой день был маленький, преобладал чёрный цвет и на первых уроках было понурое настроение, работоспособность была низкая, дети постоянно зевали и даже засыпали. Образовательный проект Юный исследовательОбразовательный проект Юный исследователь Когда же наступила весна, на первых уроках стало светло, появилось больше белого цвета, настроение улучшилась, работоспособность повысилась. Образовательный проект Юный исследовательОбразовательный проект Юный исследователь Дети заинтересовались, почему так происходит и решили выяснить, что такое цвет и как цвет влияет на настроение человека.

Был определён круг задач:

  • Изучить, что такое цвет, узнать характеристики цвета
  • Провести исследование влияния различных цветов на настроение человека у детей и взрослых
  • Создать комфортное настроение в классе
Мы выдвинули гипотезу, если цвет влияет на настроение, то мы можем создать условия для поднятия настроения. И работа закипела. Определили методы, которые помогут проверить гипотезу. Начинается исследовательская деятельность. Я Вам представлю методы, которые мы применяли. На первом этапе мы занимались сбором информации. 1) Сбор и обработка информации. Собирается информация, что такое цвет, выясняются характеристики цвета. Дети читают в книгах, энциклопедиях, обращаются за помощью ко взрослым, используют сеть Интернет. Вся информация собирается в классе и складывается в Портфолио проекта. А некоторые ребята на данном этапе даже представили уже свои мини-исследования:Образовательный проект Юный исследовательОбразовательный проект Юный исследователь

«Использование цветов в жизни» (Белан Артём),

«Значение цвета в моей жизни» (Фомиченко Саша),



Образовательный проект Юный исследовательОбразовательный проект Юный исследователь «Цвета четырёх времён года» (Харлашко Каролина),



«Мой любимый цвет» (Панченко Мария)

2) Экскурсия в Художественную галерею на мастер-класс «Основные и дополнительные цвета». Специалист Тихонова Ольга Ивановна научила ребят получать дополнительные цвета из трёх основных. В результате групповой работы получилась радуга. Образовательный проект Юный исследовательОбразовательный проект Юный исследователь



3) Был проведён социологический опрос взрослых и детей. Взрослым и детям были предложен вопрос: Какой цвет является вашим любимым цветом? Из опроса предпочитаемых цветов детей и взрослых видно, что любимые цвета взрослых зелёный и синий, реже красный. Цветовой выбор взрослых можно рассматривать как отражение потребности в стабильном, уравновешенном состоянии. Образовательный проект Юный исследовательОбразовательный проект Юный исследователь У детей первые места занимают более яркие, жизнерадостные цвета, красный, жёлтый, оранжевый, розовый, а оттенки зелёного значительно проигрывают. А у детей цвет выражает потребность в активности, росте и развитии.

4) Следующий метод «Наблюдение» Мы отправились в Камышинский технологический институт на кафедру физики. Под руководством Котовой Елены Александровны мы пронаблюдали, как белый цвет раскладывается на семь цветов радуги и как с помощью цветовых пластинок можно поменять цвет белого луча. В результате мы изготовили цветовой спектр в виде веера. Образовательный проект Юный исследователь



















5) Эта экскурсия вдохновила нас на собственные эксперименты. Помогла нам в этом книга «365 Научных экспериментов». Все эксперименты разработаны с использованием повседневных предметов, которые легко найти дома. Ребята с интересом исследовали преломление света, с помощью призм образовывали радугу, рассматривали, как свет отражается от разных поверхностей, наблюдали как из основных цветов образуются дополнительные и как из множества цветов получается белый цвет, всё это описывали и делали выводы. Образовательный проект Юный исследовательОбразовательный проект Юный исследователь



Образовательный проект Юный исследователь6) Специалисты центра «Семья» провели с нами несколько опытов, чтобы выяснить, как наше настроение влияет на выбор цвета. Мы разделились на «лаборантов» и «испытуемых». Для испытуемых включалась весёлая музыка, грустная музыка и тяжёлый рок. Лаборанты собирали и подсчитывали результаты. Мы пришли к выводу, что когда нам весело (весёлая музыка), мы выбираем тёплые, летние цвета: оранжевый, красный, жёлтый.; когда нам грустно (грустная музыка), мы выбираем холодные цвета - синий, зелёный; а когда мы напряжены (рок-музыка) - мы выбираем тёмные цвета. Значит, чтобы повысить своё настроение нужно использовать яркие цвета.



Продукты проектно-исследовательской деятельности:

  1. Ролик «Взаимосвязь имён и цвета в моей семье» (Запольнова Алина)


  1. Иллюстрированный словарь «Цветные фразеологизмы» (коллективная работа».


  1. «Наш город в новом цвете» - иллюстрации города. Образовательный проект Юный исследовательОбразовательный проект Юный исследователь

«Улица Некрасова в новом цвете» Образовательный проект Юный исследовательОбразовательный проект Юный исследователь

«Бородинский мост в новом цвете»
Финальным продуктом проекта стал макет «Наша школа в новом цвете».

Центральная стена украшена разноцветными мыльными пузырями, которые выпускает школьница. На них буквы, цифры, формулы, которые символизируют знания. Образовательный проект Юный исследователь

Образовательный проект Юный исследователь

На следующей стене школьник ловит эти пузыри, а соответственно и получает знания. И делает это весело и с желанием.

Образовательный проект Юный исследователь

Торцовая стена - это стена-радуга! Стена радости, ведь именно здесь находится детская площадка.

Образовательный проект Юный исследователь

Четвёртая стена школы - это солнце. Жёлтый цвет усиливает умственную активность, помогает в интеллектуальной работе.

На заключительном этапе ребята обратились ко взрослым с предложением раскрасить чёрную школьную дверь и сделать вход в школу ярким и позитивным, чтобы заходить в школу только с хорошим настроением!Образовательный проект Юный исследователь

«Давайте сделаем вход в школу ярким и позитивным!»Образовательный проект Юный исследователь













Результативность. Вот так основательно мы с ребятами работаем над исследованиями и проектами на уроках и во внеучебной деятельности. Благодаря системной работе в рамках проекта «Юный исследователь можно говорить о положительной динамике развития исследовательской культуры учащихся.

















За время функционирования образовательного проекта «Юный исследователь» было реализовано много самых разнообразных исследований и проектов, но есть среди них, которые были представлены публично и имеют определённую результативность. Проект «Пушкин - Жуковский. Поэтическое состязание» опубликован в книге «Урок в современной школе» Образовательный проект Юный исследовательОбразовательный проект Юный исследователь











Исследовательская работа «Что в имени моём?»

III место в областном конкурсе исследовательских работ. Образовательный проект Юный исследовательОбразовательный проект Юный исследователь





















Проект «Недаром помни вся Россия» I место в региональной научно-практической конференции Образовательный проект Юный исследовательОбразовательный проект Юный исследователь









Проект «Мир профессий - он так велик и интересен» I место в Всероссийской научно-практической конференции Образовательный проект Юный исследователь

Образовательный проект Юный исследователь



Проект «Олимпиаде в Сочи быть!» Образовательный проект Юный исследовательОбразовательный проект Юный исследователь



Проект «Цветное настроение»

I место в региональной научно-практической конференции Образовательный проект Юный исследователь

Образовательный проект Юный исследователь



Образовательный проект «Юный исследователь» успешно занимается решением вопросов формирования и развития исследовательской деятельности учащихся, выявлением и развитием научно-творческих способностей, индивидуальности и умением реализовать и публично продемонстрировать свой достигнутый результат.



© 2010-2022