- Преподавателю
- Начальные классы
- Технология продуктивного чтения по ФГОС
Технология продуктивного чтения по ФГОС
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бекетова О.В. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД
Литературное чтение Мною описана технология продуктивного чтения, реализуемая на уроках литературного чтения для формирования УУД. Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Рассмотрен ряд приёмов, помогающих сформировать различные виды УУД. К статье приложен фрагмент урока литературного чтения в 4 классе. Сейчас от взрослых часто можно услышать вопрос: «Почему современные дети не любят читать?» На него можно дать разные варианты ответа. XXI век - век бесконечной информации, значит, уходят на второй план отношения, мысли, чувства. Важно многое знать и быть в курсе. Для этого есть различные источники информации: телевизор, компьютер, интернет. Чтобы дети все-таки взяли книгу в руки, родители прибегают к различным хитростям, поощряя их, например, мороженым, сладостями или чем-то другим, или разрешают играть в компьютерные игры после того, как они прочитают нужные несколько страниц. Проблема чтения становится государственной. Современное общество заинтересовано в активном и понимающем читателе, т.к. мы живем в условиях переизбытка информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот поэтому технология продуктивного чтения приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология вполне универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, литературного чтения и др. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой. Новый нетрадиционный подход к обучению, содержание программы по литературному чтению помогают активизировать учебный процесс.
Ведущие принципы: принцип деятельности, комфортности, непрерывности
Задача учителя - организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами - сформировать читательские умения и навыки, главные из которых: умение представить себе картину, нарисованную автором произведения; сопереживать героям и автору; понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи. Задача учителя: подготовить ученика к будущему, сформировать устойчивый интерес к чтению. Этот ученик должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать. Цель и задачи технологии продуктивного чтения Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.
Задачи: 1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса; 3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; 4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями. Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя). до чтения текста - просмотровое чтение. Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения Во время чтения: - изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста После чтения: - рефлексивное чтение, концептуальные вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.
Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных
Формирование УУД Познавательные УУД: 1. ориентироваться в учебнике; 2. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 3. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 4. преобразовывать информацию из одной формы в другую; 5. составление различных видов плана (назывного, цитатного и вопросного, простого и сложного) 6. подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: 1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме; 2. слушать и понимать речь других; 3. выразительно читать и пересказывать текст; 4. договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; 5. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. Регулятивные УУД: 1. определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; 2. учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; 3. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; 4. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Личностные УУД: 1. оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; 2. оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; 3. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; 4. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 5. высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. На уроках я стараюсь организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем - партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное. При изучении художественных произведений главное для меня - «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее - и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им. Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.) Виды заданий, формирующие познавательные УУД: 1. Игра «Разведчики». На этапе знакомства с новым произведением, перед чтением. Кто быстрее в тексте найдет ответ на вопрос. Учащиеся находят строчку и зачитывают. 2. Угадай название произведения. Составление фамилии, имени, отчества автора или названия произведения из ответов на вопросы литературных викторин и при разгадывании шарад. 3. Сказочная корреспонденция (учитель сообщает, что на имя учащихся пришло сообщение или телеграмма, нужно определить, кто является автором)
Виды заданий, формирующие регулятивные УУД: 4. Цепочка событий. С чего все начиналось? Как, по-твоему, развернутся события дальше и чем они закончатся? Что тебе надо было сделать? Что удалось? Что не получилось? Оцени свою работу.
Подготовь выразительное чтение отрывка, нарисуй к нему рисунок. Какие ошибки допустили одноклассники? Составь план рассказа (части).
Постарайся не упустить ничего важного. 5. Я- смогу! Сформулируйте цели урока, используя слова: Узнать, учиться, определять, развивать, оценивать поступки
Виды заданий, формирующие личностные УУД: 6. Словарь чувств. Вы прочитали два рассказа о животных К. Паустовского. Чему они вас научили?
Известны ли вам случаи из жизни животных, которые вас также поразили? Составь «словарь чувств» 7. Оживи героя. Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про кота Иваныча? Что он хотел сказать своим читателям? Представьте себя в роли кота Иваныча и расскажите о своих приключениях. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали
Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД: 8. «Живая картина» - это момент из художественного произведения, запечатлённый не на полотне и не в слове, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите. 9. Тавтограммы: придумай продолжение текста; рассказ, где все слова на одну букву. Наша Наташа нарисовала ночное небо. Собака Север съела свежую селёдку. 10. Составь задание соседу. По любому изучаемому произведению предлагается ученикам придумать задание соседу по парте. Предполагаемые УУД: Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Слушать и понимать речь других. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Ориентироваться в учебнике. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Выразительно читать и пересказывать текст. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
.
Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД
Курс чтения в начальных классах должен играть исключительно большую роль в становлении личности младшего школьника, его образовании, развитии. К огромному сожалению, сегодня львиную долю информации дети получают в «готовом» виде из таких источников, как телевидение и интернет. Ребёнок становится пассивным наблюдателем того, что происходит на экране. Многие компьютерные игры заменяют чтение, общение, тем самым снижается уровень словарного запаса, читательской активности и, в целом, культуры речевого общения. Очевидно, что учителю необходимо так организовать обучение, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Урок, мотивированный любознательностью и целенаправленным интересом, становиться для детей приятным и желанным. Именно мотивированность обучения и активизация деятельности учащихся являются одними из основных идей развивающей направленности современного урока. Учителя начальных классов должны научить ребёнка учиться, т.е. самостоятельно добывать знания, принимать решения, оценивать свои достижения, а также оценивать себя и работу своих одноклассников. Оттого, как педагог может помочь ребёнку в развитии личностных качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально, является сегодня основным требованием новых стандартов. Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам. Это залог успешного учения, как в начальной школе, так и в средней, основной - источник получения информации и даже способ общения. На современном этапе, когда интерес к чтению книг снижается, в начальной школе недостаточно полноценно формируется навык чтения. От 40 до 60% детей оканчивают начальные классы с трудностями в чтении и письме. Поэтому сейчас перед учителем начальной школы встаёт задача сформировать положительное отношение к чтению. Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно. Всем нам понятно, что процесс этот чрезвычайно трудный, который сформировать быстренько нельзя! И, несмотря на все усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. В настоящее время есть эффективные подходы в обучении. Они связаны с совершенствованием урока, его содержанием и структурой. В результате при построении урока чтения использую технологию продуктивного чтения, в основе которой лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс. При такой организации, ученик является субъектом деятельности, т. е. тем, кто учится. Данная технология ориентирована на формирование у учащихся правильного типа читательской деятельности, который представляет собой « трёхступенчатый процесс» целенаправленного индивидуального осмысления детьми произведений (до чтения, во время чтения и после чтения). Целью данной технологии является освоение способов самостоятельного понимания текста. Для реализации цели существуют разнообразные приёмы работы с текстом, которые качественно отличаются от приёмов традиционного урока. Так, например, 1этап. Работа с текстом до чтения развивается такое важнейшее читательское умение, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать. На этом этапе использую следующие приёмы работы: выделение героев по названию произведения, или по имени автора (опора на читательский опыт); работа с заглавием; обсуждение иллюстраций к тексту; нахождение и проговаривание трудных и самых длинных слов, анализ их значений; выделение ключевых слов; обсуждение интересных фактов биографии писателя и др. Итак, до чтения ученики сами прогнозируют содержание нового произведения: « Предположите, о чём этот текст, по его названию… А иллюстрация подтверждает это?» Самое главное на данном этапе - вызвать у детей желание, мотивацию прочитать то или иное произведение. 2 этап. Работа с текстом во время чтения. Важным здесь является понимание текста и создание читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача учителя на этом этапе -обеспечить полноценное восприятие текста. На данном этапе необходим учёт специфики текста, возможностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста. Для выбора способа выявления восприятия текста применяю беседу, фиксацию первичных и последующих впечатлений графически. Для этого читаем и ведём диалог с автором: задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Применяю такие приёмы, как: чтение-слежение за учителем или аудиозаписью; комбинированное чтение (учитель-ученик, ученик-учитель); самостоятельное чтение цепочкой по предложению; чтение вполголоса; чтение и нахождение отрывка к рисунку; чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено; чтение по ролям; чтение по ролям диалога, исключая слова автора; приём «живая картина» (один читает, другой мимикой лица реагирует на прочитанное.); чтение -пометка непонятных слов; выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием; деление текста на смысловые части; составление плана; выразительное (осмысленное) чтение. Во время чтения текста возникает читательская интерпретация. Формируется умение включаться в диалог с автором и с учителем, умение аргументировать свою точку зрения, проявляется внимание к суждениям одноклассников и желание «разгадать» авторские подсказки в тексте. 3 этап. Работа с текстом после чтения. Использую беседу, уточняем позицию автора. На этом этапе важно организовать коллективную деятельность так, чтобы получилась дискуссия с выдвижением гипотез, аргументов и контраргументов, способствующих корректировке точек зрения в соответствии с авторским смыслом, подведение учащихся к коллективному решению, формулирование основной идеи текста. Задача учителя - обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Использую следующие виды работы: организация беседы о личности писателя; постановка концептуального вопроса к тексту (лучше проблемного); нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос; чтение самого «важного» места в рассказе или в стихотворении; нахождение отрывка, который мог бы прочитать презрительно, с насмешкой, радостью, строго, с мольбой, досадой, возмущенно, весело, печально; анализ восприятия текста с помощью беседы; творческие задания в группах, парах; работа с дополнительными источниками информации для определения смысловой и эмоциональной направленности текста. Итак, технология продуктивного чтения помогает организовать поисковую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становиться учителем - партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными. А эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное. Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных действий: умений строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, умения понимать собеседника (автора); умение слушать и понимать других, умение работать в группе. Также формируются и познавательные универсальные действия: умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций, схем; умение на основе анализа текста делать выводы; умение находить ответы на вопросы; умение обобщать и классифицировать по признакам. А при прогнозировании предстоящей работы, при умении высказывать своё предположение на основе работы с текстом, а также и при умении оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей формируются регулятивные универсальные действия. Уроки литературного чтения с учётом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии, но и любви к литературе и чтению. На таких уроках обязательно идёт формирование личностных универсальных действий, как: умение выражать эмоции и высказывать своё отношение к героям ; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируется мотивация к обучению. Технология продуктивного чтения помогает учителю в решении задач ФГОС, поскольку способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.
Технология продуктивного чтения
как средство формирования УУД I На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. В Москве В.Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социального опроса), растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной! Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Поэтому, чаще всего на уроках литературного чтения, я стараюсь в системе использовать технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения), которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. II. Теоретическая часть. 1. Цель и задачи технологии продуктивного чтения Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
- Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
- Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
- Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.