Проект: Моя инициатива в образовании

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моя инициатива в образовании.

Васильева Елена Александровна

учитель начальных классов Кобяконская СОШ

Развитие умственно - творческих способностей

средствами бумажной пластики.

Истоки творческих способностей и

дарований детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут

тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства

в детской ладошке, тем умнее ребенок.

Сухомлинский В.А.
Приоритетами современного образовательного процесса выступают:

  • Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении, развитие способностей и обогащение развития воспитанников;
  • Реализация деятельностного подхода в обучении;
  • Сотрудничество детей и взрослых
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

На мой взгляд, в воспитательно - образовательной деятельности эти основные приоритеты успешно реализуются через творческую деятельность детей.


Понятия творчество и творческие способности Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности, в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.


Актуальность: Одним из мощных средств активизации умственных, творческих способностей детей является бумажная пластика, как синтез разных видов изобразительной деятельности, так как в процессе изготовления продуктов деятельности «происходит непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов» (Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фарапонова). Дети видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. В конструктивно-модельной деятельности, в процессе которой создаются поделки разными техниками бумажной пластики, ребёнок идёт от замысла к действию, имеет возможность проявлять элементы творчества в процессе поиска способов конструирования. Так как в конструировании отображается окружающая действительность, поэтому, прежде чем создавать какой-то предмет, ребёнок должен знать его особенности, а также иметь некоторые конструктивные умения и навыки. Детский конструктивный замысел формируется на основе познавательной деятельности различного уровня: на уровне восприятия конкретного предмета или представления о нём, а также на уровне мышления. Источником же замысла детей является всё окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра и т.п.

  • Когда дети воспринимают образец, в котором ясно видны все звенья конструкции и легко раскрываются способы деятельности, то в результате его аналитико-синтетического восприятия у детей формируется замысел, в котором отображается и структура предмета и способы его конструирования. Во всех остальных случаях дети могут воспринимать только структуру предмета, более или менее расчленённую на элементы: более полно в рисунке, фото, менее полно - в схеме, модели.
  • Кроме этого, ведущими мотивами конструктивно-модельной деятельности для школьников является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, оригинальное. Вместе с тем, поделки бумагопластики имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, открытки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур, которые создаются детьми, могут использоваться в других видах деятельности.
  • Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания школьников. Занятия бумажной пластикой формируют такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда. Работа в технике бумагопластики социально ориентирована.
  • Бумага - простой наиболее доступный и легко обрабатываемый материал для детского для творчества.
  • Немаловажным является то, что возможности бумажной пластики можно использовать для развития творческих способностей детей, работая по любой программе и методике.

Таким образом, темой нашего исследования является развитие способностей детей средствами бумажной пластики. Цель нашего исследования: Выявить, как влияет обучение детей различным техникам бумажной пластики на развитии их способностей. Поставленные задачи: - Изучить влияние конструктивной деятельности на развитие способностей детей школьного возраста - Выявить уровень развития умственных и социально - коммуникативных способностей детей (в начале работы и в её завершении) - Выявить влияние систематической работы по обучению детей приёмам бумажной пластики на развитие их способностей. Объект исследования: организация конструктивно-модельной деятельности детей школьного возраста. Предмет исследования: особенности организации конструктивно-модельной деятельности детей школьного возраста Гипотеза: мы предполагаем, что обучение детей различным техникам бумажной пластики успешно влияют на развитие способностей детей. Используемые нами методы исследования: Теоретические: - изучение психолого - педагогической и методической литературы;

- Подбор методик на выявление способностей детей

Эмпирические:

- диагностика;

- наблюдение;

- опросы;

- анкетирование с последующим анализом;

- статистические изучения.

Этапы работы: Возникновение личного интереса в изготовлении поделок, используя разные виды техник бумажной пластики. Эпизодическое включение в деятельность детей.
Моё увлечение бумажной пластикой началось с изготовления нескольких поделок, которые я использовала для мотивации детей в образовательной деятельности. Затем вместе с несколькими детьми мы в совместной деятельности сделали несколько поделок в технике оригами. Стала приобретать литературу, появился интерес к теме. Узнала, что, кроме оригами, существуют различные техники бумажной пластики. Выбор темы в рамках работы по самообразованию, изучение методической и теоретической литературы по теме, составление тематического планирования образовательной деятельности. Увлечение бумажными подделками определило выбор темы по самообразованию. В процессе изучения научно-методической литературы особое внимание уделила изучению влияния конструктивной деятельности на развитие способностей детей школьного возраста. (занимались вопросами изучения влияния конструктивной деятельности на развитие детей дошкольного возраста - Н. Непомнящая, Н. Ширяева, Н. Поддьяков, Л. Парамонова, Н. Менчинская) По итогам работы сделала вывод: занятия детей, да и взрослых тоже, бумажной пластикой можно охарактеризовать как работу рук под контролем сознания. Поясним наш вывод.

  • В процессе деятельности ребёнок учится рассуждать, связно выражать свои мысли, развивается монологическая и диалогическая речь. Через использование специальных терминов происходит обогащение словаря.
  • Происходит стимулирование и развитие памяти - чтобы сделать поделку, ребёнок должен запомнить последовательность и приёмы складывания бумаги.
  • Происходит формирование умственной активности - способности рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения, что имеет большое значение в подготовке детей к обучению в школе.
  • У детей формируются обобщённые способы анализа, сравнения и соотнесения; развивается умение планировать свою деятельность, умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач. При этом формируется умения использовать эти способы в новых условиях
  • Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. При этом ребёнок производит необходимые умственные операции, проверяя их практикой.
  • Дети учатся различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, поэтому у них развивается способность работать руками, они приучаются к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера, что, в свою очередь, подготавливает руку к письму. Недостаточная развитость глазомера требует от детей определённого волевого и мыслительного напряжения.
  • В процессе создания поделок и композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Так дети осваивают законы перспективы.
  • У детей формируется опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
  • В процессе работы у детей совершенствуются трудовые навыки, они учатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место

Составление программы дополнительного образования по обучению детей различным техникам бумажной пластики. Реализация программы в практической деятельности. Представление опыта работы в рамках методической работы. Изучение научно - методической литературы привело меня к мысли о том, что процесс обучения детей бумажной пластике не может спонтанным, обучение должно быть последовательным и систематическим. В процессе обучения необходимо создавать определённые условия, которые будут способствовать формированию у школьников необходимых знаний и умений, а в дальнейшем обобщённых механизмов применения знаний. Основное условие развития ребёнка - систематические задачи проблемного характера, задачи, требующие от детей соотнесения уже известных им способов действий с новыми условиями; использование этих способов при решении новых конструктивных задач. Таким образом, передо мной встала необходимость разработки программы обучения детей приёмам бумажной пластики. Это и стало следующим этапом в моей работе. Приступая к разработке программы, я учитывала особенности развития своих воспитанников, личные возможности и имеющиеся практические ресурсы. Разработанная мною программа обучения детей бумажной пластики состоит из разделов: пояснительная записка, организационно-методическое обеспечение, ожидаемые результаты, реализация межпредметных связей, содержание блоков работы и тематическое планирование.

Программа рассчитана на 4 года.

Программа Умелые ручки «Волшебная бумага»

Цель программы - развитие творческих и общих способностей детей средствами бумажной пластики. Задачи программы: - Обучать различным приемам и способам создания поделок из бумаги. - Развивать творческие способности, художественный вкус. - Воспитывать интерес к бумажной пластике и искусству оригами. - Формировать культуру труда. - Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности. Принципы построения программы: - последовательность и систематичность деятельности детей; - от простого к сложному; - связь знаний, умений с жизнью, с практикой; - доступность; - воспитывающая и развивающая направленность; - активность и самостоятельность; - учет возрастных и индивидуальных особенностей; - сезонность. Содержание программы: Блок 1 - «Волшебные полоски» Блок 2 - «Игрушки из бумаги и картона» Блок 3 - «Игрушки в интерьере» Блок 4 - «Ажурная бумага » Блок 5 - «Объемная аппликация» Блок 6 - «Оригами» Блок 7 - «Модульное оригами»
Особенности программы, на наш взгляд, заключаются в следующем: - дети знакомятся с различными техниками бумажной пластики - обучение детей происходит по спирали - одна и та же тема рассматривается на разных возрастах с учётом сформированных у детей умений и с более сложным материалом - обучение осуществляется по тематическим блокам - в процессе программы педагог выступает как партнёр ребёнка - он «учится» вместе с ребёнком - занятия проходят в игровой форме (например, рассказывание, сочинение, додумывание сказки) - используются средства народного творчества - потешки, поговорки, пословицы, что делает процесс обучения более действенным - ознакомление детей с приёмами изготовления поделки подкрепляется демонстрацией таблиц, схем, шаблонов, лучших образцов детских работ - используются проблемные ситуации, вопросы, задачи, с целью активизации мышления детей.
Хочется отметить, что изготовленные детьми поделки активно используются нами в различных видах деятельности, например: - в игровой и театрализованной деятельности поделки используются в качестве сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации. - используются в качестве оформления помещений при подготовке музыкальных и спортивных праздников, тематическом оформлении группы - при заучивании или рассказывании художественных произведений - при знакомстве со строением предметов, объектов, окружающем мире - в процессе формирования математических представлений детей о геометрических плоских и объёмных фигурах и т.д.

Результативность нашей работы подтверждают следующие итоги. Таким образом, подводя итог нашей работы, можно сделать вывод, что систематическое и последовательное обучение детей различным техникам бумажной пластики способствует: - Расширению знаний и практических умений детей, расширению кругозора ребёнка - Формированию умственных способностей - мышления, памяти, внимания, мелкой моторики и координации - Позволяет педагогу и ребёнку широко использовать полученные знания и умения, результаты своего труда в других видах деятельности - Формированию социально-нравственных качеств личности ребёнка - коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда; На наш взгляд, в процессе обучения бумажной пластике у детей: - Имеется возможность творчески самореализоваться, создать свой оригинальный продукт, используя свой опыт, способности, знания и умения - Повышается самооценка детей, их уверенность в себе; - Формируется важнейшая социальная функция - умение общаться в коллективе в процессе совместной деятельности, воспитывается желание помочь поддержать, посочувствовать, порадоваться за друга
Перспективы в работе: - Представление педагогического опыта в рамках методических конкурсов и семинаров; - Расширение возрастных рамок реализации программы (разработка занятий для детей от 6 лет) - Пополнение методических пособий к реализуемой программе; - Более широкий охват детей, обучающихся по программе «Волшебная бумага»; - Более активная интеграция родителей в образовательный процесс (семинары, практикумы, совместные занятия, выставки и конкурсы).




Проект: Моя инициатива в образовании

Проект: Моя инициатива в образовании

Проект: Моя инициатива в образовании

© 2010-2022