Урок русского языка на тему Несклоняемые имена существительные

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Несклоняемые имена существительные


Цели:

  1. Дать понятие о несклоняемых именах существительных.
  2. Развивать умение учащихся правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи, активизировать словарный запас. Развивать орфографическую зоркость, познавательную активность, память. Развивать ключевые компетентности учащихся (коммуникативную, информационную и компетентность самоменеджмента).
  3. Воспитывать трудолюбие и аккуратность. Стимулировать детей занимать активную жизненную позицию и соблюдать правила здорового образа жизни.


Демонстрационный материал:
  • карточка с кроссвордом;
  • шкала оценок.


Оборудование и раздаточный материал:
  • В.К.Павленко, Р.Т. Мендекинова Русский язык: Учебник для 4 класса 12-летней общеобразовательной школы (пробный вариант).- Алматы: «Атамура», 2006г.
  • рабочие тетради;
  • ручка, простой карандаш, линейка;
  • тесты;
  • кроссворды;
  • сигнальные карточки: «плюс» и «минус»;
  • карточка для групповой работы;
  • карточки для рефлексии: «Выбери 2 утверждения»;
  • оценочный лист;
  • фломастеры.

Ход урока


1.Организационный момент. Психологический настрой

- Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!

Учитель Дети

- Руки? - На месте!

- Ноги? - На месте!

- Локти? - У края!

- Спина? - Прямая!
2. Активизация познавательной деятельности

- Девиз нашего урока - «Каковы труды - таковы и плоды» Совет - «Прежде чем ответить, хорошо подумай!» Игра «Обмен настроением» Сигнальные карточки: плюс (хорошее настроение, готов работать дальше, всё правильно); минус (плохое настроение, нужна помощь, есть ошибка). Оценочный лист (у каждого учащегося) За каждое оцениваемое задание можно получить: 2, 3, 4, 5 баллов. В конце урока каждый получит заработанную оценку.

Оцениваемое задание

Баллы

Тест

Кроссворд

Работа в группе

Каллиграфия

Всего баллов

Оценка за урок



3. Повторение. Объявление темы урока - Какую часть речи мы изучаем сейчас на уроках русского языка? (Имя существительное). Что мы о нём знаем? Проверьте себя по тесту. Тест - взаимопроверка по ключу: 1б 2в 3а 4а 5б
  1. Что обозначает имя существительное

а) признак предмета б) предмет в) действие предмета

  1. На какие вопросы отвечает имя существительное?

а) что делать? что сделать? б) какой? какая? какое? в) кто? что?

  1. Какого рода может быть имя существительное?

а) женского, мужского, среднего б) женского и мужского

  1. Как изменяется имя существительное?

а) по числам и падежам б) по падежам в) по числам

  1. Что такое склонение?

а) изменение имён существительных по числам

б) изменение имён существительных по падежам - Как вы думаете, вы уже всё знаете об имени существительном? Тема нашего урока: «Несклоняемые имена существительные». Знакома вам эта тема? Сегодня на уроке нам предстоит повторить всё, что мы знаем о таких существительных и узнать кое-что новое об этих словах. 4. Минутка чистописания - Откройте свои тетради. Все записи в них должны быть правильными, красивыми и понятными. Запишем в них: число, Классная работа. Показ каллиграфической минутки.
5. Словарная работа - Новое слово, которое надо запомнить спрятано в кроссворде: слово можно будет прочитать в его выделенных клетках. Задания к кроссворду 1. Пчельник, место, где расставлены ульи с пчелами (пасека)

2. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии (легенда)

3. Сооружение для спортивных занятий и физкультурных праздников, состоящее из большой площадки и окружающих площадку трибун для публики (стадион)

4. Разговор между двумя или несколькими лицами (диалог)

5. Предметы домашнего обихода для хранения, приготовления или подачи пищи (посуда)

6. Зимнее логово медведя (берлога)

7. Работник, пасущий скот (пастух)

Урок русского языка на тему Несклоняемые имена существительные

Кенгуру - сумчатое австралийское животное с чрезвычайно длинными задними ногами и очень короткими передними, передвигающееся прыжками

Запись в тетради: кенгуру'.

6. Работа над новым материалом

А) знакомство с понятием - несклоняемые ИС

- Давайте просклоняем слово - кенгуру.

- Что заметили? Получилось ли нам изменить это слово? (У слова кенгуру не изменилась никакая часть. Оно осталось неизменяемым). У этого слова нет окончания. ИС, которые для всех падежей имеют одну и ту же форму называются несклоняемыми.

Несклоняемые имена существительные - слова иноязычного происхождения. Слов, пришедших к нам из других языков, немало: около 10 % от всех слов русского языка. Ко многим из них мы привыкли и не задумываемся о том, что они иноязычные: библиотека, флот, шарф, антилопа … Все эти слова изменяются по падежам. Несклоняемыми являются не все иноязычные слова, а только небольшая часть их. (по Т. Рик)

Чтение сказки о несклоняемых ИС.

Учащиеся должны услышать в тексте сказки несклоняемые ИС и запомнить их. (с.66-67, Рик Т.Г. Здравствуй, Имя Существительное! - М.: РИО «Самовар», 1996)

Работа по учебнику

- Работа с правилом - с.73 (чтение, ответы на вопросы); - Упражнение 183 - составление и запись словосочетаний.

Динамическая пауза - Игра «Вот так!»

После каждого вопроса дети отвечают «Вот так!», имитируя действие.

- Как живёшь?

- А плывёшь?

- Вдаль глядишь?

- Утром спишь?

- А шалишь?

- На урок спешишь?

- На часы глядишь?

- За столом сидишь?

А) определение рода несклоняемых ИС

Выбери правильное словосочетание:

красивый кенгуру; красивая кенгуру; красивое кенгуру.

Назови главное и зависимое слово.

- Почему вы не можете точно сказать, какое из этих ИП надо использовать со словом кенгуру? (Мы не знаем род ИС кенгуру)

Групповая работа

Задания:

1. Изучить карточку «Род несклоняемых имён существительных»

Род несклоняемых имён существительных

К мужскому роду относятся:

  1. названия лиц мужского пола (денди, маэстро, портье);

  2. названия животных и птиц (шимпанзе, какаду, колибри, кенгуру, пони, фламинго);

  3. слова кофе, пенальти и др.

К женскому роду относятся названия лиц женского пола (мисс, фрау, леди).

К среднему роду относятся названия неодушевлённых предметов (пальто, кашне, такси, метро).

Если определение рода несклоняемого существительного затруднено, надо обратиться к орфографическому словарю.

2. Определить род несклоняемого имени существительного и вставить окончание в именах прилагательных.

Красивый кенгуру, забавный шимпанзе, незнакомая леди, чёрное пианино, быстрое такси, громкоголосый какаду, вкусное эскимо, горячий кофе.

7. Итог урока. Рефлексия

- Молодцы, ребята! Вы так много успели выполнить разных заданий!

- Что нового узнали? Чему научились? - Что вам понравилось на уроке? - Какое у вас настроение в конце нашего урока? (Игра "Обмен настроением") - Подсчитайте общее количество баллов в своих оценочных листах. Найдите свой балл на шкале оценок и поставьте себе оценку за урок. Урок русского языка на тему Несклоняемые имена существительные

Урок русского языка на тему Несклоняемые имена существительныеУрок русского языка на тему Несклоняемые имена существительныеУрок русского языка на тему Несклоняемые имена существительныеУрок русского языка на тему Несклоняемые имена существительныеУрок русского языка на тему Несклоняемые имена существительные
Урок русского языка на тему Несклоняемые имена существительные




- Заполни карточку: «Выбери 2 утверждения»
  • Все понял

  • Ничего не понял

  • Интересно

  • Скучно

  • Однообразно

  • Отлично

  • Неинтересно

  • Запомню надолго


8. Домашнее задание
  • Какое задание хотели бы выполнить дома самостоятельно?
  • Задание по выбору: с.74 Упр.184 или с.74 Упр.187



© 2010-2022