- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по обучению грамоте на тему Гласный звук [у], буква У, у. Чтение слогов и слов с буквой У, у. Написание заглавной и строчной буквы У
Урок по обучению грамоте на тему Гласный звук [у], буква У, у. Чтение слогов и слов с буквой У, у. Написание заглавной и строчной буквы У
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кобычева Т.С. |
Дата | 31.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок 30. Тема: Гласный звук [у], буква У, у. Чтение слогов и слов с буквой У, у. Написание заглавной и строчной буквы У.
Цели:
- формируем умение выделять звук в слове;
- формируем умение находить слова с заданным звуком;
- формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
- формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
- формируем умение писать предложения.
- формируем умение анализировать текст.
Оборудование: индивидуальные карточки со схемами-«человечками» в чёрной шапочке и в звоночке.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний
| 1. Фонетическая разминка. 2 - Я назову слова, а вы первый звук обозначьте схемой-«человечком». Весна, озеро, кроты, календари. - Сколько схем получилось? (4.) - Какая лишняя? Почему? - Положите перед собой эту схему. - Какие гласные в слове астры? - Обозначьте звуки схемами-«человечками». - Сколько схем получилось? (2.) Почему? - Какой гласный в слове стриж? Обозначьте схемой-«человечком». - Сколько всего схем? (4.) - Что общего у всех «человечков»? - Сколько надо букв, чтобы заполнить все схемы? Назовите и запишите соответствующие буквы. 2. - Откройте «Букварь» на с. 56. - Совпадает ли количество схем в «Букваре» с вашими схемами? (Не хватает буквы У.) - Кто догадался, какая тема урока? (Гласный звук [у], буква У, у.) - А как вы думаете, что будет нового на уроке? План (примерный) 3 2
8. Работа с текстом. | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
|
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания | - Подберите слова, в которых слышится звук [у]. - Подберите слова, которые начинаются со звука [у]. - Про кого можно так сказать? Плавала, купалась, сухонькой осталась. (Утка.) - Произнесите слово утка. - Составим в тетрадях для печатания схему этого слова (с. 16). - Дайте характеристику звука [у]. (Это гласный звук: воздух не встречает во рту преграды, произносится с голосом; может образовывать слог.) - Давайте нарисуем схему-«человечка» буквы У в «Букваре». 1 - Почему буквы У, А, О, И, Ы взялись за руки? (Они дружат. Это буквы гласных звуков.) - Приведите пример слов, где звук [у] образовал целый слог. (Ура, улица, ужин, улитка.) 1. Сравнение письменной и печатной, заглавной и строчной букв. - Найдите на ленте букву У. - На что она похожа? 2. Игра «Моя Вообразилия». - На что похожа буква У? (На вешалку, сучок...) У - сучок. В любом лесу Ты увидишь букву У. Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву Повесить пальто. - Сложите из счетных палочек букву У. - Сколько палочек понадобилось? - Что мы уже сделали на уроке? 2 - Что ещё предстоит сделать? 3 3. Работа в прописи (с. 26) 3 2 1) Сравнение письменных строчной и заглавной букв У, у на табло, с. 26. 2) Анализ строчной буквы у. - Посмотрите на строчную букву, из каких элементов состоит? (Из палочки-крючка и линии с петлёй.) - У какой буквы, уже вам известной, первый элемент тот же, что и первый элемент буквы У? (У буквы И.) - Расскажите, как вы будете писать линию с петлёй. - Какой элемент написать сложнее? - В чём сложность? 4 , 4 (Этот элемент знаком детям.) 3) Запись элемента на первой строчке. Подготовка к написанию буквы. - Запишите тройки петелек разными цветами, меняя цвет ручки. Используйте три разных цвета. а) Показ написания буквы учителем на доске с комментированием. б) Письмо в воздухе. в) Обведение буквы на табло и на строчке под счёт (раз-и-два-и). - Обведите все наклонные линии на следующей строке красным цветом. - Почему вместе с новой буквой появляется наклонная линия? г) Самостоятельное написание буквы. Анализ ошибок: * отклонение петли влево. (Не надо загибать петлю раньше.) * петля пересекается ниже линии. (Должна быть на линии.) И т.д. Письмо строчной буквы У на строке. Выделение звука [у] в словах. Учитель произносит слова, дети слушают и обводят буквы, если У встречается в слове. - Возьмите зелёную ручку для письма. Круг, круглый, кружки, квадрат. - Сколько букв обвели? (3.) Почему, ведь слов было 4? - Что можно сказать про слова: круг, круглый, кружки? - Возьмите синюю ручку для письма. Утёс, скала, утренний, вечерний, умный, сообразительный. - Сколько букв обвели? (3.) - Почему? Ведь слов было больше? - Какие слова, противоположные по смыслу, запомнили? (Утренний, вечерний.) - Кто из ребят может продолжить диктовать слова? Дети самостоятельно пробуют называть слова. Обводят буквы до конца строки разными цветами. | |
ΙΙΙ. Применение нового знания | 1. Работа в «Букваре». 5 Чтение слогов. - Прочитайте слоги, в которых согласный звук мягкий. - Прочитайте столбик, в котором вторая буква А, сверху вниз. - Прочитайте столбик, в котором вторая буква О, снизу вверх. - Обозначьте все гласные буквы Ы красным карандашом. Прочитайте слоги с этой буквой. - Какой столбик остался? Прочитайте. - Какими буквами написаны слоги, которые мы читали? (Печатными.) - Давайте попробуем написать прописными буквами. 2. Работа в прописи. 1) Написание слогов. - Прочитайте слова в прописи. - Какая буква есть в каждом слове? - Прочитайте только те слоги, в которых есть буква У. Ку, тут, пу, у, кну, у, у, ру. - Отметьте [у] красной точкой. - Какое соединение использовано для письма? - Есть ли слог, который равен слову? (Тут, кнут.) - А про что можно сказать тут? - Обведите в словах только слоги с буквой У (согласный - синий, гласный - красный).
- Когда нам понадобится заглавная У? - Посмотрите на заглавную букву У. - В какой букве уже писали элемент, похожий на первый элемент буквы У? (В букве И.) - В чём отличие этих элементов? Учитель показывает на доске с пояснением: - Начинаю писать элемент, как и у буквы И. Закругляю вправо, веду вверх, довожу до высоты первого элемента, начинаю писать второй элемент: наклонную с плавным нижним закруглением влево. - Напишите пальцем букву на ладошке. - Обведите на табло. - Какие слова пишутся с заглавной буквы У? Учитель произносит слова, дети слушают и обводят буквы, если звук [у] встречается в слове. - Возьмите зелёную ручку для письма. Украина, Ульяна, Усольцев, Уренгой, Ужгород. - Сколько букв получилось? (5.) - Напишите свои буквы синим цветом. Сколько букв поместится на строке? 3) Письмо соединений с заглавной буквой У (используем два цвета ручки). Для письма учитель предлагает какое-либо задание. Например, повторить снизу те слоги, которые удалось добавить до целого слова. - Чему научились сейчас? - Что можно делать дальше? 3 3. Работа в «Букваре». Чтение слов. Работа над лексическим значением, многозначностью слов. - Прочитайте первый столбик (про себя). Прочитайте слово, обозначающее «меховые сапоги». (Унты.) - В каких словах буква У на первом месте? Подчеркните её двумя чертами. Чтение второго столбика (про себя и выборочно вслух). - Подберите к слову пурга близкое по значению. (Метель.) - Какое слово имеет несколько значений? (Порка.) - Подчеркните слог с буквой У. Прочитайте его. Чтение третьего столбика (про себя, затем вслух). Работа над многозначностью слова караул. Караул - это крик о помощи. Караул - это солдат стоит на посту. - Прочитайте слово, обозначающее коллектив актёров. (Труппа.) Чем интересно написание этого слова? (Есть удвоенная буква согласного звука.) Подчеркните две буквы П. - В каком слове нет буквы У? Отметьте в этом слове все гласные звуки красными точками. - Почему слово Украина написано с большой буквы? 4. Работа в прописи. Письмо под диктовку слов с буквой У на предпоследней строке прописи на с. 26. - Рядом с буквами на последней строке есть свободное место, послушайте слово: тур. - Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово? - Проговорите это слово. - Запишите слово, диктуя его себе вслух. - Послушайте следующее слово: уроки. - Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово? - Проговорите это слово. - Запишите слово. 5. Работа в «Букваре». Чтение предложений на с. 56 «Букваря». - Сколько предложений написано? (3.) - О ком рассказывает первое предложение? Второе? Третье? - Какое первое слово в каждом предложении? Подчеркните его. - С какой буквы начинается любое предложение? (С заглавной.) - Сколько слов в первом предложении? - Назовите первое, второе, третье, четвертое слова. - Какое слово равно одной букве? - Составим схему каждого предложения. - В каком предложении два слова написаны с заглавной буквы? Почему? - Какие предложения начинаются со слова У? - В каком предложении меньше всего слов? Больше всего слов? - С чем сейчас работали? (С предложением.) 4, 4 6. Работа в прописи. 1. Работа над предложением (с. 27). - Прочитайте написанное на верхней строчке. - Каким словом заменим рисунок? - Сколько слогов в этом слове? - Сколько букв? - С какой буквы пишется это слово? - Запишем это слово рядом с рисунком - паук. Прочитайте эту строчку. - Можно ли прочитанное назвать предложением? Почему? - Чего не хватает? (Если испытывают затруднение: «Что нужно поставить в конце предложения?») - Посмотрите на следующие предложения. О ком они? - У кого куры? - У кого живёт утка? - А что сказано про паука? - Что сказано про парту? - Что обозначают цифры над словами? 1 7 3 - Какое слово в каждом предложении станет первым? Обозначьте его уголком. - Как пишется первое слово в предложении? - Сколько слов в предложении? - Прочитайте каждое предложение после того, как поменяли слова местами. - Какой знак стоит в конце предложения? - Прочитайте орфографически каждое предложение. У Риты утка. (Утка у Риты). У Тони куры. (Вслух проговариваем, а записываем только слова, обозначенные картинкой.) У окна парта. (Парта у окна.) Тут урок. (Урок тут.) 2. Списывание предложений по выбору: кто хочет - про паука, кто хочет - про парту, а кто про урок. 3. Самостоятельное написание заглавной У с прямой наклонной и повторение заглавных букв (эта строчка для учащихся, испытывающих трудности при письме). Проверка. - Давайте проведём конкурс красоты и выберем самую красивую буквы на этой строке. Подчеркните её. 4. Письмо под диктовку. - Что общего у всех букв? - На какие группы их можно разделить? - Послушайте слова и напишите на строчке внизу букву, с которой начинается каждое слово: Ирина, Гаврилов, Павел, Одесса, Тимофей, Руслан, Ушаков, Иванова, Рига, Иркутск. - Прочитайте, какие буквы получились. Сколько букв гласных? Подчеркните их красной чёрточкой. - Сколько букв согласных? Сколько букв, обозначающих звонкие согласные? Глухие согласные? Самооценка по алгоритму. - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты написал всё правильно или были недочёты? - Ты записал всё сам или с помощью товарища? - Молодец! - Что у вас получилось лучше всего на обеих страницах? - В чём испытали затруднения? - В конце страницы слева нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились сегодня с заданиями в прописях. - Как оценили свою работу? Почему? 7. Работа с текстом (с. 56). 1) Чтение текста. - Прочитайте три последних предложения про себя. - Связаны ли они между собой по смыслу? - Как можно назвать предложения, связанные между собой по смыслу? (Текст.) - О чём этот текст? (У взрослых людей и животных когти и ногти, а у детей и детёнышей - коготки и ноготки.) - Чего не хватает нашему тексту? (Названия.) - Давайте прочитаем текст ещё раз и придумаем название. («Про коготки и ноготки».) - Назовите всех героев, которые упоминаются в тексте. (Тигр, котик, папа, Тоня, Никитка.) - Почему в некоторых словах поставили ударение? (Они длинные, состоят из трёх слогов.) - Прочитайте только первое слово каждого предложения. Выделите его уголком. - Сколько точек понадобилось для этого текста? Подчеркните точки двумя чертами. - А какой ещё знак использовали для составления текста? О чём напоминает этот знак? - Прочитайте предложение с этим знаком. - В каком предложении есть две части? (В первом и втором.) - В каких словах текста ударение падает на первый слог? Подчеркните ударный слог у этих слов. - Какие слова в тексте написаны с большой буквы? Выделите первую букву этих слов уголком. - Назовите ещё раз всех героев, которые упоминаются в тексте. (Тигр, котик, папа, Тоня, Никитка.) - Какое из этих слов можно заменить словами он, она, они? - Что мы сейчас прочитали все вместе? - Теперь все ребята в классе умеют прочитать текст. 2 2) Чтение рассказа Е. Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой». 5 а) - Как называется рассказ? - Как вы думаете, почему его так прозвали? Кто это Тюпа? - Рассмотрите иллюстрацию. Что он собирается сделать? - А он большой или маленький? Почему? - Прочитайте, кто автор рассказа. - Евгений Чарушин не только сочинял для детей рассказы, но и сам рисовал к ним иллюстрации. Редко бывает, чтобы писатель сам иллюстрировал свои книги. б) Работа с текстом во время чтения. Чтение текста учителем с комментированием, учитель показывает, как вести диалог с автором. Почему Тюпу прозвали Тюпой. 1 1 3 Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп...» (Представили, услышали?) Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула - Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп... Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» (Вот, оказывается, поиграть хочет и опять тюпает!) Вот почему Тюпу прозвали Тюпой. Слышит Тюпа, кто-то тоненько посвистывает. (Интересно, а кто это может быть? Ваши предположения?) Видит: в крыжовнике, где погуще, кормятся серенькие вертлявые пичужки - пенки, ищут, нет ли где мошки-букашки. Ползёт Тюпа. Уж так таится, прячется. Даже не тюпает - боится спугнуть. (Хитрый!) Близко-близко подполз, коготки выпустил да как прыгнет - прыг! Как схватит... Да не схватил. (А почему? Догадались?) Не дорос ещё Тюпа птицу ловить. (Вот, оказывается, почему!) Тюпа - ловкач неуклюжий. в) Выявление первичного восприятия. 1 - Ловкач - это кто? А неуклюжий? Как такое может быть? - Тюпа смешной? - За что он получил свою кличку? - Повторите, какие звуки произносит котёнок. - А обычно котята такие звуки издают? А какие звуки? г) Работа с текстом после чтения. -Давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию. - К какой части текста она относится? - А может быть, ко всему тексту? - Совпадают ли взгляды художника и автора на описание Тюпы? - А если бы иллюстрации не было, понятно ли из текста, что автор рассказывает про котёнка? - Какая подсказка есть в тексте? (Близко-близко подполз, коготки выпустил да как прыгнет - прыг!) - У кого из вас дома есть котёнок? - Как его зовут? - Что можете о нём рассказать? | Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание.
ТООУ
|
ΙV. Домашнее задание (по желанию) | - Подумайте, какая ещё история могла произойти с Тюпой. Придумайте предложение про Тюпу, чтобы оно начиналось со слова на букву У, напишите схему этого предложения. |
|
V. Итог | - Назовите все гласные буквы, которые мы прошли. Что общего между ними? 4 - Какую работу мы сейчас выполняли? 2 4 7 - Кто с ней справлялся легко? - Кому ПОКА было трудновато? - Кто или что вам помогало справиться? - Кто доволен сегодня своей работой? - Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? - Что нового узнали? - Что повторили? - Отметьте своё настроение в дневнике. | ТООУ
|