- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по работе с информацией
Рабочая программа по работе с информацией
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Минниахметова И.И. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет работа с информацией
Класс 3 «Б»
Количество часов (всего) 34
Курс по работе с информацией
Программа составлена на основе учебного пособия для учащихся общеобразовательных организаций Т.П. Хиленко «Типовые задачи по
формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией» 3 класс
Учитель Минниахметова Ильмира Илдаровна
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № __________от «___»________ 20___г.
2015 - 2016 учебный год
Аннотация
Название курса:
Работа с информацией.
Цель изучения предмета: Цель курса: развивать у школьников умения работать с информацией, информационную компетенцию. Для достижения цели курса реализуются следующие задачи: - оценивать потребность в дополнительной информации; - определять возможные источники информации и способов её поиска; - осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений при общении; - анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части; - наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях; - создавать свои информационные объекты (выводы, сообщения, небольшие сочинения, графические работы); - использовать информацию для построения умозаключения и принятия решений; - при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.
Основное содержание учебного курса:
Работаем со словом - 4 часа;
работаем с текстом - 9 часов;
работаем со словарями и справочниками - 7 часов;
работаем с таблицей - 5 часов;
работаем со схемой, знаком, символом - 4 часа;
работаем с компьютером - 5 часов.
В учебном плане на изучение данного курса отводится 34 часов (1 час в неделю)
Основные педагогические технологии обучения: Организация самостоятельной работы, проектной деятельности, учебно-исследовательской деятельности, творческой деятельности, развития критического мышления через чтение и письмо.
Требования к результатам освоения предмета - овладение функцией обучения, организацией группового взаимодействия, рефлексивного обучения, оценки достижений, самоконтроля грамотностью; - развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
- развитие умений и навыков понимания и анализа текстов;
- иметь элементарные навыки работы с информацией: навык поиска, анализа, обработки, хранения, использования и применения информации в максимально рациональной форме.
Пояснительная записка Программа по курсу «Работа с информацией» составлена на основе учебного пособия для учащихся общеобразовательных организаций Т.П. Хиленко «Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией» 3 класс. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: навык поиска, анализа, обработки, хранения, использования и применения информации в максимально рациональной форме. Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем. Цель курса: развивать у школьников умения работать с информацией, информационную компетенцию. Для достижения цели курса реализуются следующие задачи: - оценивать потребность в дополнительной информации; - определять возможные источники информации и способов её поиска; - осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений при общении; - анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части; - наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях; - создавать свои информационные объекты (выводы, сообщения, небольшие сочинения, графические работы)4 - использовать информацию для построения умозаключения и принятия решений; - при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.
Общая характеристика учебного курса.
Информационная компетентность - это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования отмечает, что в результате изучения всех предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией. Умение работать с информацией - это универсальное учебное действие, необходимое на уроках по всем предметам, начиная с первого класса. В учебном пособии для учащихся 3 класса общеобразовательных организаций Т.П. Хиленко «Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией» представлены задания разных видов: вопросы, игры, задачи, анаграммы и другие нестандартные задания, направленные на формирование и развитие информационных учебных действий. Главным критерием при разработке типовых задач на формирование информационной компетентности младших школьников является их доступность для детей конкретного класса начальной школы. В пособии представлены типовые задачи для учащихся третьего класса. К девяти годам жизни ребёнок уже адаптировался к систематическому школьному обучению. У детей начальной школы учебная деятельность является ведущей. Задача начальной школы - развить интеллект ребёнка до уровня понимания причинно-следственных связей. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции. Поэтому особое значение в этом возрасте имеют задания, которые целенаправленно формируют и развивают способности третьеклассников к анализу и синтезу. В пособии большое внимание уделено задачам, для решения которых требуется обращение учащихся к словарям. Дети должны понимать, что при любом затруднении или сомнении следует обратиться к словарю, справочной литературе или другим источникам информации и выяснить, что вызывало сомнение. В третьем классе детям уже доступны не только различные словари, но и справочники, статьи из детской энциклопедии, атлас - определитель и справочные материалы из Интернета. В основу типологизации задач был положен принцип интеграции по двум основаниям: характеристика информационной деятельности младших школьников и источников информации. Содержание первого основания - действий с информацией в начальной школе - представлено тремя группами учебных действий, характеризующих информационную деятельность младших школьников: 1. Поиск, селекция, фиксация информации, что предполагает умение находить информацию по заданному основанию, существенным признакам, представленную в явном и неявном виде, проводить селекцию найденной информации, фиксировать информацию разными способами: словесно, в виде таблицы рисованной схемы, графически и т. д. 2. Преобразование, интерпретация и применение информации, что предполагает умение упорядочивать информацию по заданному или самостоятельно выбранному основанию, сравнивать между собой объекты, понимать инструкцию к выполнению задания, представленную разными способами (словесно, в виде таблицы, рисованной схемы), устанавливать простые связи, делать предположения и элементарные выводы, основываясь на личном опыте, находить аргументы, подтверждающие выводы, сопоставлять и обобщать информацию, отвечать на поставленные в задаче вопросы. 3. Оценка достоверности информации, что предполагает умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения, на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, подвергать сомнению достоверность информации, представленной в разных видах, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. Вторым основанием для типологизации задач стали источники информации. По информационным источникам все задачи условно делятся на шесть групп: - вербальные (слово); - текстовые (предложение, текст); - словарные (все доступные для восприятия третьеклассников словари и другие справочные пособия); - табличные (все возможные таблицы); - графические (графические изображения, знаки, символы, схемы); - компьютерные. Эти группы легли в основу структурирования пособия и определили его основные разделы. Однако для детей эти разделы названы по-другому: «Работаем со словом», «Работаем с текстом», «Работаем со словарём и справочником», «Работаем с таблицей», «Работаем со схемой, знаком, символом», «Работаем с компьютером». Каждый раздел представлен несколькими типовыми задачами.
Описание места учебного курса в учебном плане.
Программа учебного курса рассчитана объёмом на 34 часа (в неделю 1 час). 1 час выделен в учебном плане, в части формируемой образовательным учреждением, для формирования и развития информационных учебных действий, читательской компетентности, навыков самоконтроля и самооценивания. По результатам освоения курса «Работа с информацией» оценка не предусматривается. Уроки безотметочные, а объектом оценивания станут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информации в процессе чтения текстов (литературных, учебных, научно-познавательных, инструкций).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
I. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. II. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. III. Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирования, моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. IV. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Задачи на поиск, получение, фиксацию информации весьма разнообразны и направлены на формирование следующих информационных действий: - точно формулировать информационный запрос; - дополнять недостающую информацию; - находить из нескольких вариантов слово, знак, соответствующие заданному признаку; - определять последовательность слов в словаре по первой, второй, третьей букве; - находить смысл слов, знаков, символов, условных обозначений; - определять назначение предмета по написанию слова; - уточнять правописание слова по орфографическому словарю; - находить нужную информацию в предложении или тексте; - находить значение слова в толковом словаре, энциклопедии, справочнике самостоятельно или с помощью взрослого; - ориентироваться в структуре таблицы, различать её составные части (столбец, строка и т. д.); - находить в таблице информацию в соответствии с поставленной задачей; - заполнять таблицу в соответствии с поставленной задачей; - фиксировать информацию, представленную в неявном виде; - представлять информацию в графическом виде; - разгадывать ребусы, анаграммы и т. д. Задачи на преобразование, интерпретацию и применение информации направлены на формирование следующих информационных учебных действий: - преобразовывать один вид информации в другой; - различать существенные и несущественные признаки предметов; - применять информацию в новых условиях; - работать с информацией, представленной в неявном виде; - составлять текст в соответствии с условием задачи; - восстанавливать текст с пропущенными словами; - восстанавливать деформированный текст; - отвечать на вопросы, используя информацию, полученную из текста, таблицы, схемы; - сокращать текст без потери смысла; - подчёркивать, выделять в тексте незнакомые слова; - толковать значение слов по образцу или самостоятельно; - преобразовывать текстовую информацию в табличный вид; - заполнять таблицу в соответствии с поставленной задачей; - упорядочивать информацию в соответствии с выбранным основанием; - делать вывод по итогам заполнения таблицы; - анализировать, сравнивать, обобщать материал в табличном виде; - преобразовывать слова, предложения в графические знаки (схемы) и наоборот; - делать предположения и выводы по итогам эксперимкнта, наблюдения; - применять способы свёртывания, кодирования и декодирования информации при решении задач графического плана; - находить смысл, черты сходства и различий в знаково-символических обозначениях; - дополнять задачи необходимой информацией из Интернета; - работать с программой Word; - пользоваться электронной почтой; - ориентироваться в названиях и назначении компьютерных (технических) устройств. Задачи по оценке достоверности информации направлены на формирование следующих информационных учебных действий: - устанавливать причинно-следственные и логические связи в предложении; - находить в тексте недостоверные сомнительные элементы, исправлять их; - исправлять неправильную последовательность предложений в деформированном тексте; - оценивать значение источников информации для конкретной ситуации; - устанавливать соответствие на основе валидности источника информации; - проверять с помощью словаря правильность употребления незнакомых слов и толкования новых понятий; - оценивать правильность выбора словаря (справочника) как достаточного источника информации; - оценивать правильность заполнения таблицы и достоверность вносимой в неё информации; - критически оценивать сделанные выводы по итогам заполнения различных граф таблицы; - устанавливать соответствие достоверности информации в таблице; - устанавливать соответствие на основе правильности связей компонентов в различных системах; - оценивать информативность сообщений по предложенным критериям.
Содержание учебного курса.
Работаем со словом - 4 часа;
Машины. Анаграмма. Лишнее слово. Филворд. Связи слов.
Работаем с текстом - 9 часов;
Витамины для улучшения зрения. Угадай животных. Фруктовые деревья. Фрукты. Лошадка. Колобок. Теремок. Как пройти к вокзалу? Пословицы. Виды дождя. Приметы дождя. Осень. Базар.
Работаем со словарями и справочниками - 7 часов;
Незнакомые слова. Мера длины. Пядь. Сажень. Аршин и вершок. Спортсмены. Профессии. Электроприборы. Составь таблицу. Поликлиника. Пассажир.
Работаем с таблицей - 5 часов;
Витамины для улучшения зрения. Цирк шапито. Закладка для книги. Дневник наблюдений за погодой. Обувь. День рождения мамы. Такие разные слова. Птицы. Режим дня.
Работаем со схемой, знаком, символом - 4 часа;
Ступеньки. Схема моей комнаты. Ребус. Специальный шифр. Компас. Лесное метро. Схема города.
Работаем с компьютером - 5 часов:
Источник и получатель информации. Информационные символы. Кроссворд «Компьютерные устройства». Информация без слов. Сведения для меня. Кому нужен компьютер? Программа Word. Электронная почта. Электронный адрес. Устройство для компьютера.
В учебном плане на изучение данного курса отводится 34 часа (1 час в неделю)
Типология задач по характеру информационной деятельности и используемым информационным источникам.
Виды информационных источников
Виды информационной деятельности
Поиск, получение, фиксация информации
Преобразование, интерпретация и применение информации
Оценка достоверности информации
Вербальные
Разгадывать анаграммы, чайнворды, кроссворды.
Различать существенные и несущественные признаки предметов.
Устанавливать соответствие на основе правильности связей слов.
Текстовые
Находить нужную информацию в тексте.
Фиксировать информацию, представленную в неявном виде.
Работать со сносками.
Удерживать в памяти большой объём информации.
Преобразовывать один вид информации в другой.
Применять информацию в новых условиях.
Работать с информацией, представленной в неявном виде.
Составлять текст в соответствии с условием задачи.
Восстанавливать текст с пропущенными словами.
Восстанавливать деформировать текст.
Отвечать на вопросы, используя информацию, полученную из текста.
Сокращать текст без потери смысла.
Устанавливать причинно-следственные и логические связи в предложении.
Находить в тексте недостоверные или сомнительные элементы, исправлять их.
Исправлять неправильную последовательность предложений в деформированном тексте.
Оценивать значение источников информации для конкретной ситуации.
Табличные
Ориентироваться в структуре таблицы, различать её составные части (столбец, строка и т. д.).
Находить по таблице информацию в соответствии с поставленной задачей.
Преобразовывать текстовую информацию в табличный вид.
Заполнять таблицу в соответствии с поставленной задачей.
Упорядочивать информацию в соответствии с выбранным основанием.
Делать вывод по итогам заполнения таблицы.
Анализировать, сравнивать, обобщать материал в табличном виде.
Оценивать правильность заполнения таблицы и достоверность вносимой в неё информации.
Критически оценивать сделанные выводы по итогам заполнения различных граф таблицы.
Устанавливать соответствие достоверности информации в таблице.
Графические
Выбирать графический знак в соответствии с поставленной задачей из нескольких вариантов.
Обозначать найденный знак или слово, его обозначающее, любым удобным способом.
Разгадывать ребусы.
Преобразовывать слова, предложения в графические знаки (схемы) и наоборот.
Делать предположения и выводы по итогам эксперимента, наблюдения.
Применять способы свёртывания, кодирования и декодирования информации при решении задач графического плана.
Находить смысл, сходства и различия в знаково-символических обозначениях при решении задач графического плана.
Устанавливать соответствие на основе правильности связей компонентов в различных системах.
Компьютерные
Находить значение и дополнительную информацию в Интернете в соответствии с поставленной задачей.
Использовать компьютер как средство получения информации.
Дополнять задачи необходимой информацией из Интернета.
Пользоваться электронной почтой.
Ориентироваться в названиях и назначении компьютерных (технических) устройств.
Оценивать информативность сообщений по предложенным критериям.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Класс
Учебник
(автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)
Методические материалы
Дидактические материалы
Интернет-ресурсы
3
Учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций Т.П. Хиленко «Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией» 3 класс - М.: Просвещение, 2013 г.
Учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций Т.П. Хиленко «Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией» 3 класс
Учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций Т.П. Хиленко «Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией» 3 класс
school-collection.edu.ru/
Данные об авторе
Календарно - тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во часов
Характеристика основных видов учебной деятельности
Форма работы
Методы оценки достижений обучающихся
Дата проведения
План
Факт
1 четверть - 9 часов.
Работаем со словом.
1
Работаем со словом. Машины.
1
Различать существенные и несущественные признаки предметов.
Разгадывать анаграммы, чайнворды, кроссворды.
Фронтальная, индивидуальная и групповая работа, работа в парах.
Устанавливать соответствие на основе правильности связей слов.
5.09.15
2
Анаграмма.
1
12.09.15
3
Лишнее слово.
1
19.09.15
4
Филворд. Связи слов.
1
26.09.15
Работаем с текстом.
5
Витамины для улучшения зрения
1
Находить нужную информацию в тексте.
Фиксировать информацию, представленную в неявном виде.
Работать со сносками.
Удерживать в памяти большой объём информации.
Фронтальная, индивидуальная и групповая работа, работа в парах.
Устанавливать причинно-следственные и логические связи в предложении.
Находить в тексте недостоверные или сомнительные элементы, исправлять их.
3.10.15
6
Угадай животных.
1
10.10.15
7
Фруктовые деревья. Фрукты.
1
17.10.15
8
Лошадка.
1
24.10.15
9
Колобок. Теремок
1
31.10.15
2 четверть - 7 часов.
10
Как пройти к вокзалу?
1
Преобразовывать один вид информации в другой.
Применять информацию в новых условиях.
Фронтальная, индивидуальная и групповая работа, работа в парах.
Исправлять неправильную последовательность предложений в деформированном тексте.
14.11.15
11
Пословицы
1
21.11.15
12
Виды дождя. Приметы дождя.
1
28.11.15
13
Осень. Базар.
1
5.12.15
Работаем со словарями и справочниками.
14
Незнакомые слова.
1 Определять возможные источники информации и способов её поиска.
Фронтальная, индивидуальная и групповая работа, работа в парах.
Оценивать значение источников информации для конкретной ситуации.
12.12.15
15
Мера длины. Пядь.
1
19.12.15
16
Меры длины. Сажень. Аршин и вершок.
1
26.12.15
3 четверть - 9 часов.
17
Спортсмены.
1
Осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений при общении
Фронтальная, индивидуальная и групповая работа, работа в парах.
Оценивать значение источников информации для конкретной ситуации.
16.01.16
18
Профессии.
1
23.01.16
19
Электроприборы. Составь таблицу.
1
30.01.16
20
Поликлиника. Пассажир.
1
6.02.16
Работаем с таблицей
21
Витамины для улучшения зрения. Цирк шапито.
1
Ориентироваться в структуре таблицы, различать её составные части (столбец, строка и т. д.).
Находить по таблице информацию в соответствии с поставленной задачей.
Фронтальная, индивидуальная и групповая работа, работа в парах.
Оценивать правильность заполнения таблицы и достоверность вносимой в неё информации.
Устанавливать соответствие достоверности информации в таблице.
13.02.16
22
Закладка для книги.
1
20.02.16
23
Дневник наблюдений за погодой. Обувь.
1
27.02.16
24
День рождения мамы. Такие разные слова.
1
5.03.16
25
Птицы. Режим дня.
1
12.03.16
4 четверть - 9 часов
Работаем со схемой, знаком, символом
26
Ступеньки. Схема моей комнаты.
1
Преобразовывать слова, предложения в графические знаки (схемы) и наоборот.
Групповая работа.
Находить смысл, сходства и различия в знаково-символических обозначениях при решении задач графического плана.
2.04.16
27
Ребус. Специальный шифр.
1
Выбирать графический знак в соответствии с поставленной задачей из нескольких вариантов.
Обозначать найденный знак или слово, его обозначающее, любым удобным способом.
Фронтальная, индивидуальная и групповая работа, работа в парах.
Устанавливать соответствие на основе правильности связей компонентов в различных системах.
9.04.16
28
Компас. Лесное метро.
1
16.04.16
29
Схема города.
1
23.04.16
Работаем с компьютером
30
Источник и получатель информации. Информационные символы.
1
Находить значение и дополнительную информацию в Интернете в соответствии с поставленной задачей.
Использовать компьютер как средство получения информации.
Дополнять задачи необходимой информацией из Интернета.
Пользоваться электронной почтой.
Фронтальная, индивидуальная и групповая работа, работа в парах.
Оценивать информативность сообщений по предложенным критериям.
Ориентироваться в названиях и назначении компьютерных (технических) устройств.
30.04.16
31
Кроссворд «Компьютерные устройства». Информация без слов.
1
7.05.16
32
Сведения для меня. Кому нужен компьютер?
1
14.05.16
33
Программа Word. Электронная почта.
1
21.05.16
34
Электронный адрес. Устройство для компьютера.
1
28.05.16
Изменения календарно-тематического плана изучения работы с информацией, принятые МО.
№
№ и дата протокола заседания МО
Причины изменения
Содержание изменения
Подпись председателя
Класс
№урока
Дата
Тема урока
Способы коррекции