Программа Полезные привычки 1-4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МБОУ «Актабанская средняя общеобразовательная школа»

Петуховский район Курганская область











Профилактическая программа

«Полезные привычки»

(1-4 классы)









Автор: Н.А. Помешкина,

учитель начальных классов







2013 -2017 уч.г.

Пояснительная записка Целями первичной профилактической деятельности по предупреждению злоупотребления ПАВ в являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Образовательная профилактическая программа «Полезные привычки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении интегрировано на уроках физической культуры. Программа предназначена для учащихся 1- 4 классов и направлена на профилактику употребления детьми табака и алкоголя. Программа рассчитана на 4 года. Включает в себя четыре основных блока, рассчитанных на 32 часа, 1 раз в месяц по 8 часов в год: Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на обучающихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача - предупреждение приобщения к наркотикам. «Полезные привычки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции. Превентивная программа «Полезные привычки» направлена на приобретение обучающимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ. Учебный комплект дифференцирован по возрастам обучающихся. Программа построена на принципах интерактивного обучения, т.е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы. Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее внедрение в практику должно инициировать:  потребность у детей в здоровом образе жизни;  создание системы профилактики в образовательном учреждении; разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,  формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,  взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.











Концепция В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Происходит неуклонное "омоложение" наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а так же сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. За последние 10 лет число смертей от наркотиков среди детей увеличилось в 42 раза, причем в 65 % случаев причиной смерти является передозировка. Наркоманию называют "комплексным социально-психофизиологическим расстройством". Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций. Особое внимание должно уделяться обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблем профилактики наркомании. Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел. Конечно, семья остается главным "щитом", преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому нередко единственной и реальной преградой на пути молодого человека к зависимости от психоактивных веществ остается учитель. Именно он знает о насущных проблемах ребенка, именно в школе существует реальная возможность осуществления целенаправленного и систематического привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением; влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся; свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации; возможность привлечения специалистов по профилактике. С учетом актуальности данной проблемы профилактическая программа «Полезные привычки» разработана для того, чтобы попытаться решить проблему роста употребления психоактивных веществ детьми через самопознание, самовоспитания, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового образа жизни. И на осуществление этой идеи должны быть направлены все имеющиеся в школе ресурсы и возможности - техническое оснащение, работа с родителями, повышение квалификации персонала школы по проблеме ПАВ, поддержка программы специализированными органами.









Цель программы: Создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: • Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем. • Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними. • Учить детей эффективно общаться. • Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения. • Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю. Принципы работы по профилактической программе «Полезные привычки»: • Программа ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным. • Занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков. Это - тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т.д. • Содержание программы реализуется посредством воспитательных мероприятий - на классных часах. • Работать по данной профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший обучение по работе с данной категорией программ. Основные компоненты работы: • Потребностно-мотивационный - обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации. • Аксиологический - предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте. • Образовательный - обеспечивает детей знаниями о: чувствах, эмоциях, конструктивных способах разрешения проблем, о психоактивных веществах. Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы в рамках программы «Полезные привычки»: • социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ); • психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков "быть успешным", самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой); • образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ). Легитимность: профилактическая работа по данной программе должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи). Методы обучения по программе «Полезные привычки» Кооперативное обучение - это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по теме или вопросу. Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе обучения. Ролевое моделирование осуществляется в форме драматических представлений, ролевых игр, передач, телевизионных шоу и др. в этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение под руководством учителя. Упражнения-энергизаторы или подвижные физические групповые игры, оживляющие активность группы.

Основное содержание Учебное пособие «Полезные привычки» по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы включает: Пособие для учителей Рабочие тетради для учеников с 1 по 4 класс в отдельности Материалы для родителей Методические рекомендации по оценке эффективности превентивного обучения Пособие для учителей содержит описание целей, задач, используемых понятий, методов превентивного обучения и планы уроков с 1 по 4 классы. Планов уроков в «Полезных привычках» - 32. Для каждой возрастной ступени разработаны 8 уроков, разделенных на 4 блока по 2 урока в каждом. 1 блок - «Я». 2 блок - «Я и другие» 3 блок - «Формы неагрессивного противодействия чужому давлению» 4 блок - «Информация о ПАВ» В планах уроков темы повторяются. Это сделано для того, чтобы каждая из них рассматривалась более полно по мере развития учеников, соответствовала возрастному объему их знаний и уровню личностной и социальной компетенции. Планы уроков гибкие. Они позволяют учителю менять, дополнять их содержание для максимального соответствия особенностей класса. Рабочие тетради, предусмотренные для детей с 1 по 4 класс в отдельности, содержат название урока, словарь, задания к каждому уроку, выводы и оценку урока учениками. Материалы для родителей содержат краткую информацию по предупреждению употребления табака, алкоголя и других ПАВ со стороны родителей. Они дополняют и развивают знания и навыки, формируемые учителем на уроках. Методические рекомендации включают все необходимые сведения и вопросники для проведения опросов обучающихся. Работа по комплекту программы «Полезные привычки» предполагает достижение следующих результатов: • Полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни. • Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия. • Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими. • Дети получат знания и навыки связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществами, научатся отказываться от предположений, которые считают опасными. Квалификационная характеристика воспитанника
Обучающиеся должны знать: о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ о факторах, влияющих на здоровье человека признаки здорового человека источники влияния и давления безопасные интересные способы проведения времени Уметь: Делать здоровый выбор Понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними Принимать рациональные решения Анализировать собственные качества
Обладать навыками: Сопротивления давления и развития личностной и социальной компетентности. Эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления Самоконтроля, самооценки Преодоления стресса, тревоги Ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ Преодоления жизненных трудностей в целом Самовыражения через увлечения, развивающие личность



















Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Общая трудоемкость дисциплины 32 часа № Название темы Кол-во часов
1 класс
1 2 3 4 5 6 7 8 Я - неповторимый человек. Культура моей страны. Чувства. О чем говорят чувства. Множество решений. Решение и здоровье. Нужные и ненужные тебе лекарства. Пассивное курение. Учусь делать здоровый выбор. 1 1 1 1 1 1 1 1 2 класс 1 2 3 4 5 6 7 8 Вкусы и увлечения. Учусь находить новых друзей и интересные занятия. О чем говорят выразительные движения. Учусь понимать людей. Опасные и безопасные ситуации. Учусь принимать решения в опасных ситуациях. Реклама табака и алкоголя. Правда об алкоголе. 1 1 1 1 1 1 1 1 3 класс 1 2 3 4 5 6 7 8 Мой характер. Учусь оценивать себя сам. Учусь взаимодействовать. Учусь настаивать на своем. Я становлюсь увереннее. Когда на меня оказывают давление. Курение (часть 1). Курение (часть 2) 1 1 1 1 1 1 1 1 4 класс 1 2 3 4 5 6 7 8 Самоуважение. Привычки. Дружба (часть 1) Дружба (часть 2) Учусь сопротивляться давлению. Учусь говорить «нет». И снова алкоголь. Алкоголь в компании. 1 1 1 1 1 1 1 1











Список литературы

  1. Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодёжи. Под ред. Н.А.Сирота, В.М.Ялтонского. - М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
  2. Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Под ред. Л.С. Шпиленя, Н.А.Гусева и др - М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
  3. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Под ред. М.В.Антроповой, Е.А. Бабенковой и др. - М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
  4. Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет - сети. Под ред. Н.К.Харитоновой, Л.О.Пережогина, А.ЮЛесогорова - М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
  5. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами. Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени и др. - М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.


8



© 2010-2022