Урок литературного чтения на тему Тихая моя Родина Н. Рубцова

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема родины в стихотворении Н.М.Рубцова «Тихая моя родина» Цель: продолжить знакомство учащихся с поэзией Н.М.Рубцова, с литературоведческими терминами; проверить домашнее задание. Задачи:
  1. Работать над выразительным чтением и пониманием смысла произведения;
  2. Способствовать развитию скорости чтения;
  3. Способствовать развитию образного мышления, памяти, воображения;
  4. Способствовать воспитанию любви к чтению;
  5. Способствовать воспитанию патриотизма, бережного отношения к родной природе, родным местам.
Ход урока.
  1. Орг.момент.
У.: Здравствуйте! Садитесь. Перед началом урока мы немного поиграем. Я буду загадывать вам загадки, а вы - отвечать на них. Но, обратите внимание, что ответ не всегда будет в рифму. Поэтому слушайте внимательно. Приготовились? Начинаем.
  1. Кукарекает спросонок
Милый, добрый (петух)
  1. В речке я люблю резвиться,
В стайке плавать, ведь я (рыба)
  1. Очень медленно и тихо
По листу ползет (улитка)
  1. Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый (медведь)
  1. Дочерей и сыновей
Учит хрюкать (свинья)

  1. Проверка домашнего задания
У.: Вспомните, пожалуйста, стихотворение какого поэта вы изучали на прошлом уроке и как оно называлось. Д.: Мы изучали стихотворение Н.М.Рубцова «Березы» У.: Повторите это стихотворение. Сейчас мы будем проверять, насколько хорошо вы его запомнили. (Дети повторяют) У.: Готовы? Тогда начнем. Кто считает, что выучил стих-е на 5 и хочет рассказать стихотворение у доски? (Выходят несколько человек по очереди, рассказывают) (После каждого выступления ставят оценку сначала дети, потом учитель. Учитель благодарит за выступление каждого ученика) У.: Теперь разбиваемся на пары и рассказываем стихотворение друг другу, ставим оценки. Если кто-то с оценкой будет не согласен, то он выйдет к доске и расскажет стихотворение классу.
  1. Работа над новым материалом.
1.Беседа. Звучит песня «С чего начинается Родина?» У.: Как вы думаете, как эта песня связана с вашим домашним заданием? Д.: Стихотворение, которое мы учили, связано с малой родиной. У.: Верно. Теперь откройте учебник на стр.92 и прочитайте название стихотворения, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. (Открывают учебник, читают) У.: Можно ли по названию узнать, о чем будет идти речь в этом стихотворении? Д.: Да. У.: О чем? Д.: О родине. У.: Конечно. А что вы представляете, когда слышите слово «родина»? (ответы детей) У.: Как вы считаете, бывает ли человек без родины? Д.: Нет. У.: А что вы считаете своей родиной и почему? (ответы детей) У.: Спасибо! У.: А знаете ли вы, почему слово «родина» может писаться как с большой, так и с маленькой буквы? (на доске записаны 2 выражения «С чего начинается Родина?» и «Тихая моя родина») (Ответы детей) У.: Сейчас я вам объясню. Если под словом «родина» вы подразумеваете свой дом, город, село, деревню, то вы должны написать его с маленькой буквы, т.к. говорите о малой родине. А если говорите о стране, в которой родились, живете, то пишите с большой буквы. Всем понятно различие? (Ответы детей) 2. Чтение стихотворения учителем. У.: А сейчас закройте глазки. Опустите головки на парту. Я прочту стихотворение «Тихая моя родина». Постарайтесь определить настроение, с которым было написано стихотворение. После прослушивания вы должны будете ответить на вопросы о том, понравилось ли вам стихотворение, какие картины вы представили. (Учитель читает стихотворение наизусть. После прослушивания дети открывают глаза и отвечают на вопросы, поставленные выше). 3. Чтение про себя. У.: Стихотворение всем понравилось, я вижу. Тогда читайте его про себя. (Дети читают) 4. Чтение вслух. У.: А сейчас прочтем его ещё раз по цепочке вслух. Каждый читает по строфе. А кстати, что такое строфа? Д.: Четыре строки. У.: Начинаем читать. (Читают) 5. Словарная работа. У.: А какие-нибудь незнакомые слова вам встретились? (Дети находят, учитель объясняет. На доске висят карточки с этими словами и их значениями). 6.Анализ содержания стихотворения. У.: С каким чувством поэт говорит о своей «тихой родине»? Д.: С чувством грусти, тоски. У.: А вы испытывали когда-нибудь такое чувство? Д.: Да. У.: Когда это было? (Примеры детей из жизни) У.: Что автор вспоминает в этом стихотворении? Подтвердите примерами из текста. (Дети находят, зачитывают) У.: Какие строки говорят о любви поэта к родному краю? (Ответы детей) У.: Какова главная мысль этого стихотворения? Как вы думаете? (Ответы детей) У.: Вы правы. Но мы с вами попробуем определить главную мысль стихотворения русской народной пословицей о Родине. Я раздам на каждую пару карточки, на которых написано начало пословицы, а конец ее вам нужно найти во 2ом столбике и соединить стрелочками. Работайте. (Дети ищут, соединяют.) У.: А теперь давайте проверим. (1ый ряд читает начало - второй находит продолжение, затем 2ой зачитывает начало - 3ий - продолжение и т.д.) У.: Теперь каждая пара выбирает пословицу, которая более всего подходит к нашему сегодняшнему уроку, и объясняет, почему. (Дети работают по заданию) (После обсуждения дети смотрят на доску: на ней записана пословица, которая будет проводником на уроке) 7.Физминутка 8.Анализ выразительных средств стихотворения. У.: Сейчас мы попробуем глубже определить настроение автора через приемы, используемые им в стихотворении. Какие приемы вы знаете? Д.: Эпитеты, олицетворение, сравнение. У.: Найдите в тексте предложения, в которых используются эпитеты (яркие, образные определения) (Дети находят, зачитывают) У.: А встречаются ли сравнения? (образные выражения, в которых изображаемое явление уподобляется какому-нибудь другому по общему признаку) (Дети находят в тексте, читают) У.: Молодцы! А кто-нибудь нашел олицетворение? (когда свойствам неживого приписываются свойства живого) (Дети ищут, читают) У.: Хорошо. А теперь внимательно посмотрите на стихотворение еще раз. Встречаются ли там слова или строчки, повторяющиеся несколько раз? Найдите их. (Дети ищут, называют их) У.: А для чего, как вы думаете, поэт повторяет эти слова? Д.: Для того, чтобы выразить настроение, свое отношение к происходящему. У.: Такой прием, когда слова повторяются несколько раз в стихотворении, называется повтором. У.: Сейчас обратите внимание на рифму. Какой вид рифмы используется в стихотворении? Д.: Перекрестная. У.: А какие виды вы ещё знаете? Д.: Парную, опоясывающую. У.: Молодцы! 9. Подготовка к выразительному чтению. У.: Посмотрите на знаки препинания в конце 1ой строки. С какой интонацией нужно прочитать стихотворение? Д.: С любовью, восхищением (зачитывают) У.: На что нужно обратить внимание, читая 2ую строку? Д.: На знак многоточия и на запятые. У.: Верно. Как бы вы ее прочитали? Д.: С паузами, не торопясь (читают). У.: С какой интонацией читаются следующие 2 предложения? Д.: С грустью. У.: Почему? Д.: П.ч. говорится, что там похоронена его мать, и ему тяжело об этом вспоминать. У.: Какие слова следует выделить логическим ударением? Д.: Мать, детские годы. У.: можем ли мы сказать о том, что автор давно не был на родине? Д.: Да. У.: Какими словами это подтверждается? Д.: Где же погост? - Сам я найти не могу. У.: В каких строфах автор вспоминает прошлое и видит, насколько изменилась жизнь в селе? (Ответы детей) У.: С какой интонацией читаются эти строфы? Д: С грустью о прошлом. У.: Все верно. Сейчас еще раз самостоятельно прочитайте про себя стихотворение, расставьте паузы, логические ударения. Затем прочитайте друг другу, что у вас получилось. (Дети выполняют задания, работают в парах) У.: Кто готов прочесть стихотворение выразительно, с паузами и расставленными логическими ударениями? (Ученики читают по 1ой строфе по цепочке)
  1. Итог урока.
У.: Давайте подведем итоги сегодняшнего урока. С каким стихотворением мы сегодня познакомились? Д.: «Тихая моя родина» У.: Кто его автор? Д.: Н.М.Рубцов. У.: Вам оно понравилось? Почему? (Ответы детей) У.: А как вы думаете, почему стихотворение поэт назвал «тихая моя родина»? Д.: Потому что он рассказывает о селе, в котором тихая, спокойная, размеренная жизнь. У.: Молодцы! Все верно. А теперь посмотрите на доску. Здесь вы видите незаконченные предложения, которые, мне бы хотелось, чтобы вы закончили. На доске записаны предложения: Мне сегодня понравилось… Мне сегодня не понравилось… Мне сегодня было трудно… Мне сегодня было легко… Я сегодня узнал(а)… Я сегодня понял(а), что … (Учитель спрашивает всех желающих) У.: Спасибо за ответы. Вы сегодня хорошо потрудились. Особенно мне бы хотелось отметить …., остальным нужно активнее работать на уроке.
  1. Домашнее задание.
У.: Открывайте дневник. Записывайте задание на среду. 1) выучить наизусть стих-е «Тихая моя родина»; 2) проиллюстрировать любой понравившийся вам отрывок из стихотворения (сделать рисунок на альбомном листе). Все спасибо за урок! Отдыхайте!

© 2010-2022