Разговор о правильном питании

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы___________ Т.С.Александрова

« »___________________2015г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

1 КЛАСС

(спортивно-оздоровительное направление)


Руководитель Демочкина А.В.





г. Балашиха

2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»


Данная рабочая программа к курсу «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы Института возрастной физиологии Российской академии образования «Разговор о правильном питании», авторы Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г., с использованием пособий:

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г, рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании» (Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2010 г.).

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г., «Разговор о правильном питании», методическое пособие для учителя (Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2010 г.). Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления. Программа данного курса представляет систему развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часов (1 часа в неделю). Программа первого класса реализована в рамках внеурочной деятельности.

Цели и задачи курса.

Цель курса: сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, о значении важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья; осознание ими личностной и социальной значимости здоровья, как жизненной ценности; формирование навыков здорового образа жизни

Задачи курса Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач: • формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье; • формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила; • освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания; • формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека; • информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов; • развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности; • развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы; • просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

Принципы построения программы Программа построена на основе следующих принципов:

- доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);

- актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);

- деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).

Новизна программы заключается в учёте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей.

Общая характеристика учебного предмета. Научить человека быть здоровым с детства - вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа представляет возможность формирования практических умений и навыков в области питания. Ее направленность - внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье - самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье. Цель курса «Разговор о правильном питании» - формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда. Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Курс «Разговор о правильном питании» предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона. Факультативный курс носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.). Одно из важнейших условий эффективного проведения курса - поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий - праздников, конкурсов, викторин. В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра. Формы работы: 1.Групповая работа. Работа в парах.(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии). 2.Фронтальная работа - это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся. 3.Индивидуальная работа - большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований. Методы: 1.Репродуктивный - (беседа, вопросы, тесты, анкетирование). 2.Проблемный 3.Частично-поисковый - (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес). 4.Объяснительно-иллюстративный.

Место учебного предмета в учебном плане.

В неделю - 1 час.

Всего - 33 часа.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения программе «Разговор о правильном питании» является решение задач воспитания - осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека - осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности - обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Планируемые результаты

Личностные результаты.

- осознавать роль речи в жизни людей;

- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

-- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметные результаты.

- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

- реализовывать простое высказывание на заданную тему;

- ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

- самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

-- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметные результаты.

- организовать рациональное сбалансированное питание в семьях учащихся;

- охранять здоровье и организовать здоровый образ жизни;

-выполнять санитарно-гигиенические требования;.

- пропагандировать здоровый образ жизни в жизненной ситуации своей и других людей.

- организовать правильное питание учащихся в школе;

- привлечение внимания учащихся, семьи, школы, общественности к организации правильного питания.

Результаты изучения курса

В результате изучения курса «Разговор о правильном питании» младшие школьники получат представления: - о правилах и основах рационального питания, - о необходимости соблюдения гигиены питания; - о полезных продуктах питания; - о структуре ежедневного рациона питания; - об ассортименте наиболее типичных продуктов питания; - об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания; - об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; умения:

Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные. Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия; Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.

Календарно-тематическое планирование

п\п

Дата

Тема

Практическая часть

Количество

часов

Планируемые результаты

Примечание

Понятия

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Вводное занятие

1

питание

организовать рациональное сбалансированное питание в семьях учащихся; - охранять здоровье и организовать здоровый образ жизни; выполнять санитарногигиенические требования;. пропагандировать здоровый образ жизни в жизненной ситуации своей и других людей. организовать правильное питание учащихся в школе;

привлечение внимания учащихся, семьи, школы, общественности к организации правильного питания. соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности; реализовывать простое высказывание на заданную тему; ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих; самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари; учиться договариваться о распределении ролей в игре работы в совместной деятельности;делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса. осознавать роль речи в жизни людей; оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации; - объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

2

3

Если хочешь быть здоров

2

здоровое питание

4

5

Самые полезные продукты

Экскурсия в продуктовый магазин.

1

1

Полезные

продукты

6

7

Динамическая игра «Поезд». Тест «Самые полезные продукты»

1

1

Полезные

продукты

8

9

Удивительные превращения пирожка

2

пироги

10

11

Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной?

1

1

Крупа, каша

12

13

Плох обед, если хлеба нет

Виртуальная экскурсия на хлебозавод.

1

1

Значение хлеба

14

15

Полдник. Время есть булочки

Полдник.

Наше меню

1

1

полдник

16

17

Пора ужинать

Меню для ужина

1

1

ужин

18

19

На вкус и цвет товарищей нет

2

Вкус, меню

20

21

Если хочется пить…(что такое жажда)

2

Жажда, напитки

22

23

Что надо есть, если хочешь стать сильнее

2

Энергия, меню

24

25

Где найти витамины весной?

2

витамины

26

27

Овощи, ягоды, фрукты - самые витаминные продукты

2

Фрукты, овощи

28

29

Каждому овощу своё время.

2

Меню, режим питания

30

31

День рождения Зелибобы

2

Здоровое питание

32

Режим питания

Экскурсия в школьную столовую.

1

Общепит, школьный режим питания

33

Заключительное занятие

1

Здоровое питание


Формы контроля


Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий. . Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе: - оформление выставок работ учащихся в классе, школе; - оформление выставки фотографий; - оформление выставок рисунков, поделок.

Учебно-методическое обеспечение

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г, программа Института возрастной физиологии Российской академии образования «Разговор о правильном питании» (Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2010 г.).

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г, рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании» (Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2010 г.).

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г., «Разговор о правильном питании», методическое пособие для учителя (Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2010 г.).

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР _______________ Никитина С.С.

« »________________________2015г.

© 2010-2022