Разработка по русскому языку на тему «Однокоренные слова. Как найти в слове корень?»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

учителя начальных классов Морозовой Ольги Ростиславовны

Тема урока. «Однокоренные слова. Как найти в слове корень?»

Дата проведения. 23.10.2014г.

Тип урока. Урок открытия нового знания

Формируемые УУД. Метапредметные результаты: Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные. Познавательные: логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ-компетентности. Личностные результаты: Самоопределение. Смыслообразование. Нравственно-этическое оценивание. Оборудование и образовательные ресурсы. Компьютер; мультимедийный проектор; интерактивная доска; колонки, нетбук у каждого ученика; мультимедийная презентация; тетрадь, учебник.

Цели урока. Уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение подбирать однокоренные слова, различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Содействовать развитию внимания, памяти, орфографической зоркости и обогащению словарного запаса учащихся. Воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в сотрудничестве с другими.

Формы и методы обучения. Фронтальная работа с учащимися - Модель: АРМ учителя-класс («один ко многим»), индивидуальная работа детей (Модель: 1 ПК - 1 ученик). Методы: проблемный, иллюстративный (с использованием мультимедиа), диалог; самоконтроль, самооценка.

Основные термины и понятия корень слова, однокоренные (родственные) слова, формы слова.

Планируемые образовательные результаты:

Научатся: подбирать однокоренные слова, находить и выделять общую значимую часть родственных слов - корень.

Получат возможность научиться: различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова, активно сотрудничать на уроке, проводить самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент

1. Настрой на урок.

- Сегодня на уроке, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Минутка чистописания.

Мотивация на настрой урока

Заостряет внимание на правильное и аккуратное прописывание букв Сс и элементов.

Подготовка класса к работе

Записывают число, классная работа и аккуратно прописывают в тетради.

Р.- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений

1. Индивидуальная работа

- К данным словам подберите однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать? Запишите по образцу. Выделите в словах корень.

Образец: звон - звонить.

1в. Игра, свет.

2в. Письмо, смотр.

- Спишите однокоренные слова, выделите в них корень.

1в. - Вода, подводник, водичка, водяной, водный.

2в. - Ходики, переход, подход, ходовой, ходить.

2. Словарная работа

Выявляет уровень знаний

Организует индивидуальную работу

ЭОР. Тренажёр «Словарные слова»

Выполняют задание, тренирующее мыслительные операции и учебные навыки

Работают с ЭОР (модель 1 ученик - 1 компьютер).

П.- логические - анализ объектов с целью выделения признаков

IV. Самоопределение к деятельности

- Выделите в словах корень.

(Проверка.)

- Расскажите, как вы находили корень в словах?

- Сформулируйте тему урока.

Создает проблемную ситуацию.

Учитель демонстрирует ЭОР.

Раздел «Упражнение. Диктант. Впиши слова» - электронное приложение к учебнику «Русский язык, 3 класс» - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Пишут под диктовку.

Выделяют корень, формулируют тему урока

Р. - целеполагание

П.- формулирование познавательной цели

V. Изучение нового материала

1. Работа с ЭОР.

2. Работа по учебнику

- Прочитайте сведения о языке на с. 75.

- Что нужно сделать, чтобы найти корень в слове?

- Как пишется корень в однокоренных словах?

- Приведите примеры.

Упр. 133 (с. 75).

- Прочитайте задание.

- Откройте словарь однокоренных слов. Рассмотрите.

- Выполните задания. (Взаимопроверка.)

Упр. 135 (с. 76).

- Прочитайте текст.

- О чём в нём говорится?

- Найдите в тексте однокоренные слова. Назовите корень.

- Какие слова в современной речи не встречаются? Почему?

- Выполните письменное задание к упражнению.

- Прочитайте группы однокоренных слов. Назовите корень.

3. Работа со словом из словаря

- Составьте из данных букв слово. ЦОЛИАСТ (Столица.)

- Найдите слово столица в орфографическом словаре.

- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

- Составьте предложение со словом столица, запишите.

- Запомните написание этого слова.

Физкультминутка

Учитель демонстрирует ЭОР.

Раздел «Анимация» - электронное приложение к учебнику «Русский язык, 3 класс» - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Организует фронтальную работу - учитель - класс с целью подведения учащихся к формулировке правила. Контролирует и направляет процесс обсуждения.

Работают с ЭОР (модель учитель - класс). Учащиеся обсуждают варианты и вырабатывают единый алгоритм нахождения корня у родственных слов.

Обобщают и систематизируют знания о корне и однокоренных словах.


Работают с орфографическим словарём в учебнике.

Составляют и записывают предложение с новым словарным словом, запоминают его написание.

Л.- выдвижение гипотез и их обоснование

VI. Первичное осмысление и закрепление

1. Работа с ЭОР - фронтальная.

2. Игра «Третий лишний»

- Найдите в каждой строке лишнее слово. Докажите.

1) Холод, холмик, холодный. (Холмик.)

2) Лист, лисица, лисёнок. (Лист.)

3) Моряк, море, морж. (Морж.)

4) Лось, лосось, лосёнок. (Лосось.)

3. Работа с ЭОР - индивидуальная - тренажёр «Родственные слова».

Первичное обобщение.

Учитель демонстрирует ЭОР.

Раздел «Упражнение. Помоги братьям Лосям спуститься на землю!» - электронное приложение к учебнику «Русский язык, 3 класс» - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Организует деятельность по применению новых знаний.

ЭОР. Тренажёр «Родственные слова»

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки

Работают с ЭОР (модель учитель - класс).

Выполняют задание с проговариванием алгоритма вслух

Выполняют задание, тренирующие учебные навыки

Выделяют признаки, оценивают работу

Самостоятельная работа - работают с ЭОР (модель 1 ученик - 1 компьютер).

К.- сотрудничество в поиске информации

П.- логические: анализ объектов

Р.- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

К.- планирование учебного сотрудничества с учителем

Р. - контроль, самооценка

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности

- Ответили ли мы сегодня на поставленные вопросы:

- Что такое корень слова?

- Какие слова мы называем однокоренными?

- Как найти в слове корень?

Организует рефлексию.

С помощью условных знаков просит учащихся определить своё настроение

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты

Учащиеся с помощью условных знаков определяют своё настроение

Разработка по русскому языку на тему «Однокоренные слова. Как найти в слове корень?»Разработка по русскому языку на тему «Однокоренные слова. Как найти в слове корень?»Разработка по русскому языку на тему «Однокоренные слова. Как найти в слове корень?»

Л.- смыслообразование

К.- умение точно выражать свои мысли

Л.- нравственно-этическое оценивание

Домашнее задание

  1. Записать однокоренные слова: вариант 1 - с корнем -мор-(море), вариант 2- с корнем -гор- (гора).

  2. Повторить изученные правила.

Комментирует домашнее задание

Спасибо за работу на уроке!

Задают уточняющие вопросы


© 2010-2022