Рабочая программа по изо

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка


Программа курса по изобразительному искусству создана на основе Федерального Государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой. В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели: • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности. Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения: • развивать способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; • совершенствовать эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; • развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); •помочь освоить первоначальные знания о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества; • научить владеть элементарной художественной грамотой; формировать художественный кругозор и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

2. Общая характеристика учебного предмета Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даѐт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребѐнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки раскрывают разные стороны искусства. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

В учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего - 135 ч. В 1 классе - 33 часа (33 учебные недели), во 2-4 классы по 34 часа (34 учебные недели).
  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предметы:

Усвоение данной программы обеспечивает следующие результаты: Личностные результаты: 1)формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: 1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; 2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

1 класс

Личностные результаты:

1) понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; 2) умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; 3) выполнение работы согласно памятке и правилам работы и обращения с художественными материалами; 4) осуществление поиска необходимой информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта).

5) умение ориентироваться в учебнике; 6) адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыв о готовом рисунке; 7) планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке принадлежностей и материалов.

Метапредметные результаты:

1) выполнение работы согласно памятке и правилам работы на уроке ИЗО и обращения с художественными материалами;

2) осуществление поиска необходимой информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления, знания о творчестве поэтов, писателей, художников, народных мастеров и ее осмысление.

Предметные результаты:

1) Овладевают понятиями «изобразительное искусство»,

2) различают своеобразие художественных средств и приемов разных видов искусства при воплощении заданной темы,

3) сверяют свои действия с памяткой,

4) овладевают техникой рисования красками, правилами работы и обращения с художественными материалами,

5) самостоятельно организовывают свое рабочее место; ориентируются в учебнике.

2 класс Личностными результатами обучающихся являются: 1) в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни; 2) в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; 3) в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения. Метапредметными результатами обучающихся являются: 1) умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); 2) желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; 3) активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); 4) обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием; 5) формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; 6)формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметными результатами обучающихся являются: 1) в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона; 2) в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношениие к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов; 3) в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; 4) в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Требовния к уровню подготовки обучающихся В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать:

  • особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел; бумага, текстильные, природные материалы);
  • цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
  • особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешения красок для получения составных цветов;
  • особенности орнаментальных мотивов древнегреческой, балхарской, гжельской керамики, филимоновской, полхов-майданской игрушки;
  • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
  • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция);
  • о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи;
  • о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций;
  • правила безопасности при работе ручными инструментами;
  • значение слова «береста», понятия «вышитый и тканый орнамент»; названия ниток, тканей, их назначение;
  • основы традиционной технологии художественной обработки природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (ткачество на рамке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование);
  • правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
уметь:
  • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
  • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
  • передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе - крупнее и ниже, дальше - мельче и выше);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
  • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические и растительные; выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий;
  • пользоваться различными приемами обработки бумаги (сгибание, скручивание, гофрирование, сминание и т. п.); выполнять работы в технике оригами, вырезанки, аппликации, папье-маше;
  • использовать различные приемы работы с тканью (шитье, вышивка, ткачество на рамке); выполнять швы, петельный и стебельчатый; конструировать народный костюм (аппликация на силуэте фигурки человека);
  • лепить по заранее подготовленным эскизам и по собственному замыслу; на основе традиционных приемов филимоновской игрушки, муравленого изразца; передавать в лепке выразительные формы; сочетать орнамент с формой предмета;
  • решать художественно-трудовые задачи при моделировании и конструировании (на основе имитации) изделий из бумаги, ткани, природных материалов по мотивам народного творчества; пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом;
в процессе художественно-трудовой деятельности проявлять:
  • эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
  • собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
  • нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям.

3 класс Личностные результаты: 1)формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций; 2)формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: 1) формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; 2) формирование основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Требования к уровню подготовки обучающихся: Обучающиеся должны знать:

  • доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России, своего региона;

  • понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;

  • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров
  • приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;

  • основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);

  • основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;

  • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);

Обучающиеся должны уметь:
  • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;

  • правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;

  • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;

  • выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;

  • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;

  • выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
    - выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру, чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
    - высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
    - воспитывать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира.

4 класс Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5)принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат , бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1)принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 5)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 6)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11)определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 12)умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметные результаты 1)сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 2)овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании).

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • доступные сведения о памятниках культуры и искусства; о ведущих художественных музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея),Удмуртии и Ижевска;
  • отдельные произведения выдающихся художников народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;
  • названия центров традиционных народных художественных промыслов России и Удмуртии и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;
  • средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах;
  • магическую и эстетическую роль орнамента, ритмические схемы построения: ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента, характер элементов городецкой росписи (растительный и зооморфный, антропоморфный);
  • о взаимосвязи формы художественной вещи с ее назначением, материалом и декором; анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;
  • особенности вышивки разных регионов России; традиционное искусство лоскутного шитья, набойки ткачества;
  • понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;
  • виды природных материалов, используемых в плетении.
уметь:
  • применять приемы акварельной живописи , приемы получения звучных, чистых, сложных, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний;
  • пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;
  • применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизаций).
  • соблюдать последовательное выполнение изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы);
  • анализировать орнаментальные композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный;
  • решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;
  • высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений;
  • решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;
  • комбинировать различные работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижений выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;
  • экономно и рационально использовать материалы;
  • проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
  • проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию в школе и дома.


  1. Содержание учебного предмета.

Виды художественной деятельности Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.

Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объѐма, вытягивание формы). Объём - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин -раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учѐтом местных условий).

Азбука искусства

(Обучение основам художественной грамоты. Как говорит искусство?) Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тѐмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Земля - наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Родина моя - Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно-творческой деятельности Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребѐнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребѐнка к миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребѐнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

1 класс (33ч)

Тема

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Восхитись красотой нарядной осени (9 ч.)

Особенности художественного творчества И. И. Левитана. Жанры изобразительного искусства. Земля-кормилица. Щедра осенью земля-матушка. Рисование травного орнамента хохломы. Рисование с натуры ветки рябины. Осенний пейзаж. Рисование травного орнамента хохломы.

Овладеть понятиями по теме. Различать своеобразие художественных средств и приёмов разных видов искусства. Владеть техникой рисования красками, правилами работы с художественными материалами.

Любуйся узорами красавицы зимы (8 ч.)

Изображение по памяти фигуры человека. Изображение дома Деда Мороза. Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Изображение героев зимних сказок. Основы изобразительного языка графики. Изображение зимнего пейзажа черной и белой линиями.

Выявлять художественные особенности формы и узоров. Рисовать кистью акварельными красками. Соблюдать последовательность в работе

Радуйся многоцветью весны и лета (16ч.)

Весенние цветы. Пейзаж. Теплые и холодные цвета. Государственная Третьяковская галерея. Использование мазков и линий. Жанры изобразительного искусства. Натюрморт с натуры. Натюрморт из овощей и фруктов. Основы изобразительного языка живописи.

Определять художественные средства, передающие признаки холодного дня, оголённые зимой кустарники и травы, простор и тишину. Уметь рассматривать пейзажи и находить в них главные признаки ранней весны.

2 класс (34 ч.)

В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная (11ч.)

Лето в произведениях художников. Осеннее многоцветье земли в живописи. Самоцветы земли и мастерство ювелиров. В мастерской мастера гончара. Природные и рукотворные формы в натюрморте. Красота природных форм в искусстве графики. Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. В мастерской мастера-игрушечника. Красный цвет в природе и искусстве. Оттенки красного цвета. Тайны белого и черного.

Образное содержание искусства. Отражение человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Виды изобразительных искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств:портрет, пейзаж (произведения А.К.Саврасова, И.Э.Грабаря), натюрморт и анималистический жанр. Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино. Богатство и разнообразие художественной культуры России и мира. Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (В.М.Васнецов, А.А.Дейнеки). Знакомствово с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

В гостях у чародейки - зимы (12ч ) В мастерской мастера Гжели. Фантазии волшебным гжельским мазком. Маска, ты кто? Цвета радуги в новогодней елке. Храмы Древней Руси. Какого цвета снег. Зимняя прогулка. Русский изразец в архитектуре. Изразцовая русская печь. Удаль богатырская. Образ русской женщины в искусстве. Русская веселая Масленица Основы изобразительного искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, основные и составные, теплые и холодные цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений художников.

Весна - красна! Что ты нам принесла? (11 ч.) Натюрморт из предметов старинного быта. Сказки А.С.Пушкина в творчестве художников Палеха. Космические фантазии.Цвет и настроение в искусстве. Весна разноцветная.

Герои - защитники Отечества. Печатный пряник с ярмарки. Таратушки, таратушки, очень славные игрушки. Братья наши меньшие. Цветы в природе и искусстве. Наши достижения. Проект «Доброе дело само себя хвалит». Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Роль изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, дизайн одежды, посуды, игрушек). Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

3 класс (34 ч.)

Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри... (11 ч.)

Осенний вернисаж. Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт. В жостовском подносе все цветы России. О чём может рассказать русский расписной поднос. Каждый художник урожай своей земли хвалит. Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира. Чуден свет - мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика. Живописные просторы Родины. Пейзаж. Родные края в росписи гжельской майолики. В мире народного зодчества. «Двор, что город, изба, что терем», «То ли терем, то ли царёв дворец». Каждая птица своим пером красуется.

Наблюдать осенние цветы в природе. Сравнивать натюрморты живописцев и графиков. Рисовать композицию натюрморта. Подбирать цветовую палитру согласно замыслу.

Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри... (10 ч.)

Зимний вернисаж. Каждая изба удивительных вещей полна. Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира. Зима за морозы, а мы за праздники. Всякая красота фантазии да умения требует. В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм. Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя.

Рассматривать натюрморты из предметов быта. Рисовать с натуры натюрморт из старинных и современных предметов быта. Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства - одежду коренных народов Севера. Составление коллажа. Знать элементы праздничных женских костюмов из разных регионов России. Создавать свой эскиз сценического костюма для театрального действия.

Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри... (5 ч.)

Весенний вернисаж. Дорогие, любимые, родные (женский портрет). Широкая Масленица. Мудрость и красота народной игрушки. Герои сказки глазами художника.

Знать различия соотношения частей лица человека в разных позициях. Знать технику текстильного коллажа. Уметь расписывать силуэт народной игрушки. Понимать сюжетную композицию: композиционный центр и цвет.

Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри... (8 ч.)

Летний вернисаж. Водные просторы России (морской пейзаж). Цветы России на Павловских платках и шалях. Всяк на свой манер. В весеннем небе - салют Победы! Гербы городов Золотого кольца России. Сиреневые перезвоны (натюрморт). У всякого мастера свои затеи (орнамент). Наши достижения.

Объяснять значения понятий: марина, художник - маринист. Научиться использовать приёмы передачи пространства (уровень зрения, линия горизонта, ритм, цвет) в маринах. Иметь представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека. Учиться передавать оттенки цвета для передачи салюта. Выделять на фоне неба контуры зданий города, памятных мест. Составлять эскизы герба своего города..

4 класс (34 ч.)

Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч.)

Целый мир от красоты (пейзаж). Древо жизни- символ мировоззрения. Мой край родной. Моя земля (пейзаж). Птица - символ света, счастья и добра (декоративная композиция). Конь-символ солнца, плодородия и добра (декоративная композиция). Связь поколений в традициях Городца (декоративная композиция). Знатна Русская земля мастерами и талантами (портрет). Вольный ветер-дыхание земли (пейзаж). Движение- жизни течение. Осенние метаморфозы (пейзаж).

Сопоставлять изображение мира в орнаменте узора прялки. Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, выражая в работе своё отношение к природе. Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Выполнять кистью свой вариант росписи птиц с использованием приёмов городецкой росписи. Различать графические выразительные средства для передачи планов пейзажа.

Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч.)

Родословное древо жизни, историческая память, связь поколений (групповой портрет). Двенадцать братьев друг за другом бродят. Новогоднее настроение. Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки. Зимние фантазии. Зимние картины. Ожившие вещи. Выразительность форм предметов. Русское поле - Бородино (портрет), батальный жанр. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…». Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Народная расписная картина - лубок.

Представлять Родословное древо своей семьи и гордиться своими близкими. Выполнять поисковые эскизы композиции иллюстрации к сказе С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Знакомиться с традиционной русской одеждой Называть средства и приёмы передачи праздничного настроения в картинах .Выражать в своей работе эмоционально-ценностное отношение к празднику. Изготовить проект открытки с использованием элементов симметричного вырезывания, выполнение рисунка отпечатка и разноцветного фона.

Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч.)

Вода - живительная стихия. Повернись к мировоззрению. Русский мотив (пейзаж). Всенародный праздник - День Победы. «Медаль за бой, за труд из одного металла льют» Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира.

Называть художественные средства выразительности в плакате. Выполнять эскизы плаката. Коллаж плаката. Выполнять эскиз памятника. Плакетка. Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции.



  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечениия

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В. Рабочая программа «Изобразительное искусство». Предметная линия учебников Т.Я.Шпикаловой, А.В.Ершовой. 1-4 классы.- М., «Просвещение», 2012


Учебники

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2011.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2012.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2013.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2014.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2011.

Учебное оборудование

1. Компьютер, мультимедийный проектор. 2. Ресурсы интернета. 3. Наглядные пособия (таблицы, учебные картины, портреты художников, схемы, плакаты, таблички с терминами).












© 2010-2022