- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по математике на тему Площадь фигур (2 класс)
Открытый урок по математике на тему Площадь фигур (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Наумова Е.Л. |
Дата | 27.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок 19 Тип урока: ОНЗ. Тема: «Площадь фигур». Основные цели: 1) сформировать представление о величине «площадь», умение сравнивать площади фигур «на глаз», непосредственно и с помощью измерения; 2) продолжать работу по рационализации вычислений;
3) развивать интеллектуальные, коммуникативные, организационные общеучебные умения; 4) воспитывать интерес к математике, взаимосотрудничество Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия. Материально-техническое и методическое обеспечение: учебник «Математика 2 класс, 2 часть» Л.Г. Петерсон, мультимедийный проектор, интерактивная учебная презентация по теме урока, карточки с заданиями, линейка, геометрические фигуры разных размеров. Демонстрационный материал: 1) текст письма: Вчера корова Мурка дала Матроскину 18 л молока, а сегодня - 21 л. Шарик прополол в огороде 2 грядки. Одну в 10 м, другую в 17 м. В прошлом году Винни-Пух заготовил 40 л мёда, а в этом году 45л . Для выздоровления Карлсону понадобилось 3 кг печенья, а конфет 5 кг.
2) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6: № 5 (б), стр. 56
а = 8 е, b = 8 е → а = b
3) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7: № 5 (в), стр. 56
а = 8 е, b = 9 е → а < b
Раздаточный материал:
1) задание № 1 со страницы 55 учебника для этапа 2:
2) задание № 2 со страницы 55 учебника для этапа 2:
3) задание № 3 со страницы 55 учебника для этапа 2:
4) один синий прямоугольник (6 см × 6,5 см), один красный квадрат (6 см × 6 см) на каждого учащегося для задания 2 на этапе 2;
5) мерки для этапа 5: прямоугольники:
а - (6 см × 1 см); b - (6 см × 2 см); c - (6 см × 3 см);
6) «лестница успеха» для самооценки на этапе 7.
Ход урока:
№п/п
Характеристика деятельности учителя
Характеристика деятельности обучающихся 1.
Мотивация к учебной деятельности
Цель: 1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; 2) определение содержательных рамок урока; 3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
-Начинаем наш урок. Надеюсь, он пойдет вам впрок. Постарайтесь все понять, Ответы полные давать.
- Сегодняшний урок мы начнём с чтения некой информации.
- Что особенного в этой информации?
- Кто догадался, чему будет посвящен сегодняшний урок? Почему вы так решили?
- О каких величинах говорится?
- Как вы будете работать?
- Я желаю вам удачи!
-С чего начнем свою работу?
-
В ней говориться о достижениях сказочных героев.
-Изучению величин.
-Об объеме, длине, массе.
-Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, постараемся самим «открыть» новое.
- С повторения необходимых знаний.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
1.Актуализация понятия «величина», способы измерения величин. Цель: 1) актуализировать понятие «величина», известные виды величин, способы измерения величин, актуализировать понятие «поверхность»; 2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
-Перечислите еще раз величины, о которых вы прочитали? - какие еще величины вы знаете?
-Что такое величина?
- Какие способы сравнения величин вы знаете?
Раздаю учащимся карточки с заданиями из учебника № 1. № 2, № 3, стр. 55(слайд-2) Р-1,Р-2, Р-3.
- Для выполнения задания объединитесь
в группы. - Вспомните правила работы в группе.
-Прочитайте 1задание. О какой величине идет речь в задаче?
-Каким способом определяют массу кота в данном задании? -Какие мерки используются? - Что значит измерить величину? -Чему же равна масса кота в данных единицах измерения? Запишите.
- Почему результаты измерения разные, ведь Кот один и тот же?
-Какие общепринятые единицы измерения массы вы знаете?
Далее организуется аналогичная работа по выполнению заданий на карточках Р-2, Р-3. При этом дети должны практически продемонстрировать понимание и смысл измерения 2) Актуализация понятия «поверхность», формирование преставления о величине «площадь», формирование умения измерять площадь «на глаз», с помощью наложения.
- Попробуем сравнить, какой из предметов занимает больше места: поверхность доски или поверхность стола?
- Как вы это определили?
- Какими геометрическими фигурами являются поверхность стола и доски?
-
Назовите одним словом фигуры, которые я раздала.
- Докажите.
- Сравните, какая из данных фигур занимает больше места на плоскости? Каким способом удобно это сделать?
- Почему не хотите определить «на глаз»?
- Наложите прямоугольники друг на друга и сравните, какой из них занимает большее место на плоскости?
-
Посмотрите на меньший прямоугольник. Что вы можете о нём сказать?
-
Итак, вы выяснили, что каждая плоская фигура занимает какое-то место на плоскости.
-Как это свойство называется на математическом языке? Если учащиеся затрудняются ответить, учитель сам называет величину.
-
Итак, какой величине будет посвящен сегодняшний урок?
-
Что такое площадь?
3) Задание для пробного действия.
-
Как вы думаете что будет дальше на вашем пути?
-Попробуйте измерить площадь квадрата.
-
Что нового в этом задании?
-
Какую цель вы перед собой поставите на данном уроке?
-
Измеряйте площадь красного квадрата
-
Почему не работаете?
(Даю нитку) Учащиеся пытаются измерить площадь красного квадрата
- Почему?
-Объем, масса, длина
- время, количество,площадь. -То, что можно сравнить, и сказать, какая из них больше или меньше)
-«На глаз», наложением, с помощью измерений.
- О массе
- С помощью мерки
-Мышата и воробьи.
-Узнать, сколько раз в ней содержится мерка.
К=7м, К=5в
-Измеряли разными мерками
- г, кг, ц, т
-
Поверхность доски.
-«На глаз».
-Прямоугольниками.
-Прямоугольники.
-У них все углы прямые.
-Способом наложения.
-Это трудно, прямоугольники кажутся одинаковыми или близкими по размеру.
-Синий прямоугольник.
-
Это квадрат, т.к. у него все стороны равны.
-
Площадь.
-Площади.
-Это величина, показывающая, какое место фигура занимает на плоскости.
-Задание, в котором будет что-то новое.
-Измерение площади.
-Научиться измерять площадь.
...
-Дайте мерку
-Не пойдет.
Ниткой измеряем длину.Площадь нужно мерить меркой площади. 3.
Выявление места и причины затруднения.
Цель:
- выявить место и причину затруднения
- В чем затруднение?
- Не смогли измерить площадь квадрата.
-У нас нет способа измерения площади.
4.
Построение выхода из затруднения
Цель: 1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока; 2) построить план и определить средства достижения цели.
-Какую цель поставите перед собой на уроке?
-Вспомните, при помощи чего можно измерить площадь фигуры, если площадь - это величина?
Научиться измерять площадь фигуры.
-При помощи мерки. 5.
Реализация построенного проекта
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
(Каждая группа получает свою мерку а; b; c; d)
-
Итак, рассмотрите мерки. Что является мерками?
2группа измерьте площадь фигуры в меркахb; 3группа измерьте площадь фигуры в мерках с; 4группа измерьте площадь фигуры в мерках d.
Учащиеся самостоятельно измеряют квадрат данными мерками. В случае возникновения затруднений организуется подводящий диалог:
- Чему равна площадь квадрата, если его измерять меркой а? (8.)
- Чему равна площадь квадрата, если его измерять меркой b? (4.)
- Чему равна площадь квадрата, если его измерять меркой с? (3.)
- Чему равна площадь квадрата, если его измерять меркой d? (2.)
К = 8 а К = 4 b К = 3 с К = 2 d
- Сравните ваши результаты:
-Почему получилась разная площадь одного и того же квадрата?
- Сделайте вывод.
-Смогли вы преодолеть затруднение?
- Какой следующий шаг на уроке?
-Геометрические фигуры, в данном случае прямоугольники.
К= 8а К= 4b К= 3с К= 2d
-Измеряли разными мерками
-Чем больше мерка, тем меньше значение величины.
Сравнивать величины можно только тогда, когда они измерены одинаковыми мерками.
-Да.
-Потренироваться в определении площадей фигур. 6.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
№4, с.55 учебник ( Самостоятельно)
- Прочитайте задание. Что нужно сделать?
- Проверим.
- Почему площадь m получилась разная?
-Значит надо придумать постоянную мерку для измерения площади. Это задача следующего урока, на котором мы познакомимся с единицами площади.
- Оцените свою работу .
- У кого было затруднение?
- В чём?
- Измерить площадь m.
- Разные мерки.
7.
Рефлексия
- Какую цель вы ставили перед собой на уроке?
- Удалось вам достичь цели?
- Кто смог преодолеть трудности? Что помогло?
-Оцените свою работу на уроке.
Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока.
Домашнее задание: № 7, №9, стр. 56.
- Научиться измерять площадь фигуры.
Самооценка своей работы при помощи «лестницы успеха»