Открытый урок по математике на тему Площадь фигур (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 19 Тип урока: ОНЗ. Тема: «Площадь фигур». Основные цели: 1) сформировать представление о величине «площадь», умение сравнивать площади фигур «на глаз», непосредственно и с помощью измерения; 2) продолжать работу по рационализации вычислений;

3) развивать интеллектуальные, коммуникативные, организационные общеучебные умения; 4) воспитывать интерес к математике, взаимосотрудничество Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия. Материально-техническое и методическое обеспечение: учебник «Математика 2 класс, 2 часть» Л.Г. Петерсон, мультимедийный проектор, интерактивная учебная презентация по теме урока, карточки с заданиями, линейка, геометрические фигуры разных размеров. Демонстрационный материал: 1) текст письма: Вчера корова Мурка дала Матроскину 18 л молока, а сегодня - 21 л. Шарик прополол в огороде 2 грядки. Одну в 10 м, другую в 17 м. В прошлом году Винни-Пух заготовил 40 л мёда, а в этом году 45л . Для выздоровления Карлсону понадобилось 3 кг печенья, а конфет 5 кг.




2) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6: № 5 (б), стр. 56

а = 8 е, b = 8 еа = b

3) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7: № 5 (в), стр. 56

а = 8 е, b = 9 еа < b

Раздаточный материал:

1) задание 1 со страницы 55 учебника для этапа 2:

Открытый урок по математике на тему Площадь фигур (2 класс)







2) задание 2 со страницы 55 учебника для этапа 2:

Открытый урок по математике на тему Площадь фигур (2 класс)






3) задание 3 со страницы 55 учебника для этапа 2:

Открытый урок по математике на тему Площадь фигур (2 класс)

4) один синий прямоугольник (6 см × 6,5 см), один красный квадрат (6 см × 6 см) на каждого учащегося для задания 2 на этапе 2;

5) мерки для этапа 5: прямоугольники:

а - (6 см × 1 см); b - (6 см × 2 см); c - (6 см × 3 см);

6) «лестница успеха» для самооценки на этапе 7.


Ход урока:


№п/п

Характеристика деятельности учителя

Характеристика деятельности обучающихся 1.

Мотивация к учебной деятельности


Цель: 1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; 2) определение содержательных рамок урока; 3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.


-Начинаем наш урок. Надеюсь, он пойдет вам впрок. Постарайтесь все понять, Ответы полные давать.

  • Сегодняшний урок мы начнём с чтения некой информации.
Учитель читает письмо (слайд-1): -Вчера корова Мурка дала Матроскину 18 л молока, а сегодня - 21 л. -Шарик прополол в огороде 2 грядки. Одну в 10 м, другую в 17 м. -В прошлом году Винни-Пух заготовил 40 л мёда, а в этом году 45л . -Для выздоровления Карлсону понадобилось 3 кг печенья, а конфет 5 кг.
  • Что особенного в этой информации?
  • Кто догадался, чему будет посвящен сегодняшний урок? Почему вы так решили?
  • О каких величинах говорится?
  • Как вы будете работать?
  • Я желаю вам удачи!



-С чего начнем свою работу?






















  • В ней говориться о достижениях сказочных героев.

-Изучению величин.

-Об объеме, длине, массе.

-Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, постараемся самим «открыть» новое.


- С повторения необходимых знаний.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

1.Актуализация понятия «величина», способы измерения величин. Цель: 1) актуализировать понятие «величина», известные виды величин, способы измерения величин, актуализировать понятие «поверхность»; 2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

-Перечислите еще раз величины, о которых вы прочитали? - какие еще величины вы знаете?

-Что такое величина?


  • Какие способы сравнения величин вы знаете?


Раздаю учащимся карточки с заданиями из учебника № 1. № 2, № 3, стр. 55(слайд-2) Р-1,Р-2, Р-3.

- Для выполнения задания объединитесь

в группы. - Вспомните правила работы в группе.

-Прочитайте 1задание. О какой величине идет речь в задаче?

-Каким способом определяют массу кота в данном задании? -Какие мерки используются? - Что значит измерить величину? -Чему же равна масса кота в данных единицах измерения? Запишите.

- Почему результаты измерения разные, ведь Кот один и тот же?

-Какие общепринятые единицы измерения массы вы знаете?

Далее организуется аналогичная работа по выполнению заданий на карточках Р-2, Р-3. При этом дети должны практически продемонстрировать понимание и смысл измерения 2) Актуализация понятия «поверхность», формирование преставления о величине «площадь», формирование умения измерять площадь «на глаз», с помощью наложения.

  • Попробуем сравнить, какой из предметов занимает больше места: поверхность доски или поверхность стола?
  • Как вы это определили?
  • Какими геометрическими фигурами являются поверхность стола и доски?
Учитель раздает учащимся прямоугольники Р-4.
  • Назовите одним словом фигуры, которые я раздала.

  • Докажите.
  • Сравните, какая из данных фигур занимает больше места на плоскости? Каким способом удобно это сделать?
  • Почему не хотите определить «на глаз»?

  • Наложите прямоугольники друг на друга и сравните, какой из них занимает большее место на плоскости?
  • Посмотрите на меньший прямоугольник. Что вы можете о нём сказать?

  • Итак, вы выяснили, что каждая плоская фигура занимает какое-то место на плоскости.

-Как это свойство называется на математическом языке? Если учащиеся затрудняются ответить, учитель сам называет величину.

  • Итак, какой величине будет посвящен сегодняшний урок?

Учитель открывает тему урока на доске.
  • Что такое площадь?


3) Задание для пробного действия.

  • Как вы думаете что будет дальше на вашем пути?

-Попробуйте измерить площадь квадрата.

  • Что нового в этом задании?

  • Какую цель вы перед собой поставите на данном уроке?

  • Измеряйте площадь красного квадрата

  • Почему не работаете?

(Даю нитку) Учащиеся пытаются измерить площадь красного квадрата

- Почему?













-Объем, масса, длина


- время, количество,площадь. -То, что можно сравнить, и сказать, какая из них больше или меньше)

-«На глаз», наложением, с помощью измерений.







- О массе


- С помощью мерки


-Мышата и воробьи.

-Узнать, сколько раз в ней содержится мерка.

К=7м, К=5в


-Измеряли разными мерками


- г, кг, ц, т









-

Поверхность доски.


-«На глаз».


-Прямоугольниками.



-Прямоугольники.


-У них все углы прямые.


-Способом наложения.


-Это трудно, прямоугольники кажутся одинаковыми или близкими по размеру.


-Синий прямоугольник.


  • Это квадрат, т.к. у него все стороны равны.



  • Площадь.





-Площади.



-Это величина, показывающая, какое место фигура занимает на плоскости.

-Задание, в котором будет что-то новое.


-Измерение площади.

-Научиться измерять площадь.


...

-Дайте мерку


-Не пойдет.

Ниткой измеряем длину.Площадь нужно мерить меркой площади. 3.

Выявление места и причины затруднения.
Цель:

  • выявить место и причину затруднения

  • В чем затруднение?



- Не смогли измерить площадь квадрата.

-У нас нет способа измерения площади.


4.

Построение выхода из затруднения
Цель: 1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока; 2) построить план и определить средства достижения цели.

-Какую цель поставите перед собой на уроке?


-Вспомните, при помощи чего можно измерить площадь фигуры, если площадь - это величина?





Научиться измерять площадь фигуры.


-При помощи мерки. 5.

Реализация построенного проекта

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.
(Каждая группа получает свою мерку а; b; c; d)

  • Итак, рассмотрите мерки. Что является мерками?

-Измерьте площадь красного квадрата данными мерками : 1группа измерьте площадь фигуры в мерках а;

2группа измерьте площадь фигуры в меркахb; 3группа измерьте площадь фигуры в мерках с; 4группа измерьте площадь фигуры в мерках d.
Учащиеся самостоятельно измеряют квадрат данными мерками. В случае возникновения затруднений организуется подводящий диалог:

  • Чему равна площадь квадрата, если его измерять меркой а? (8.)
  • Чему равна площадь квадрата, если его измерять меркой b? (4.)
  • Чему равна площадь квадрата, если его измерять меркой с? (3.)
  • Чему равна площадь квадрата, если его измерять меркой d? (2.)
Учитель записывает на доске:

К = 8 а К = 4 b К = 3 с К = 2 d


- Сравните ваши результаты:


-Почему получилась разная площадь одного и того же квадрата?


- Сделайте вывод.





-Смогли вы преодолеть затруднение?

- Какой следующий шаг на уроке?











-Геометрические фигуры, в данном случае прямоугольники.




















К= 8а К= 4b К= 3с К= 2d

-Измеряли разными мерками


-Чем больше мерка, тем меньше значение величины.

Сравнивать величины можно только тогда, когда они измерены одинаковыми мерками.


-Да.

-Потренироваться в определении площадей фигур. 6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

№4, с.55 учебник ( Самостоятельно)

- Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Проверим.

- Почему площадь m получилась разная?

-Значит надо придумать постоянную мерку для измерения площади. Это задача следующего урока, на котором мы познакомимся с единицами площади.

- Оцените свою работу .

- У кого было затруднение?

- В чём?


- Измерить площадь m.


- Разные мерки.


7.

Рефлексия

- Какую цель вы ставили перед собой на уроке?

- Удалось вам достичь цели?

- Кто смог преодолеть трудности? Что помогло?

-Оцените свою работу на уроке.

Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока.

Домашнее задание:  № 7, №9, стр. 56.

- Научиться измерять площадь фигуры.





Самооценка своей работы при помощи «лестницы успеха»


© 2010-2022