- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка с презентацией на тему: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова
Урок русского языка с презентацией на тему: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Басистая Е.В. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Басистая Елена Васильевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сорская средняя общеобразовательная школа № 1 Урок русского языка.
Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
Цели:
-
формирование умения находить корень в слове; подбирать и образовывать однокоренные слова;
-
обогащение словарного запаса обучающихся посредством изучения времени года «Зима», развитие речи ;
-
воспитание любви и интереса к русскому языку;
-
воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
Карточки с пословицами для работы в группах, карточки с однокоренными словами для работы в парах, картинка с изображением Снеговичка, картинки с изображением снежинок, мелодия песни «Кабы не было зимы».
Ход урока:
-
Орг. момент.
Прозвенел уже звонок
Вот и начался урок!
Вы за парты ровно сядьте
И тетради раскрывайте!
А помогать нам будет сегодня веселый Снеговичок, который пришел к нам в гости.
-
Мин. чистописания.
На доске: к по о в перед мы на около за
-Какие слова написаны на доске?
- Какое слово является лишним? (мы)
- Почему? (это местоимение)
- Давайте красиво пропишем эти маленькие слова, которые помогают нам в нашей речи.
- Составьте предложение с одним из предлогов.
За окном медленно падает пушистый мягкий снег.
-Назовите главные и известные вам второстепенные члены предложения.
- О чём говорится в предложении? (о снеге)
- Что говорится? (падает)
3.Словарная работа.
- Сегодня мы повторяем словарные слова по теме «Зима».
Кроссворд. (Слайд 2.)
-
1.
К
2.
О
Ф
Н
3.
д
Е
к
а
б
р
Ь
В
К
4.
м
о
Р
о
з
И
А
Л
5.
я
н
в
а
р
ь
-
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки!
И несут меня не кони,
А блестящие …
2. Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он - ...
(Февраль)
3. "Году конец и начало зиме!"
- Вот так загадку задали мне.
Морозы и вьюга,
И снег на дворе,
К нам в гости
Приходит зима в ...
(Декабре)
4. Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это - клён, а это - ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Ответ (Мороз)
5. Начинает календарь
Месяц с именем ...
(Январь)
4. Сообщение темы урока:
Прослушайте стихотворение и назовите тему нашего урока (Стихотворение читает наизусть один из обучающихся)
Интересная семья -
В ней живут одни слова.
Корень во главе идет
Всем значенье придает,
И в семействе все слова
Смыслом связаны всегда.
О какой семье говориться в стихотворении? (Слайды3-4)
Корень слова - значимая часть,
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства-
Однокоренные подбери слова.
- Что вы знаете об однокоренных словах? (Слайд 5)
5. Работа по теме урока:
а) Повторение
Придумайте однокоренные слова к словарному слову «мороз» (слайд 6)
Что такое корень?
б) Слуховой диктант.
Снеговичок прослушал стихотворение и просит вас ему помочь. Он не может найти однокоренные слова к слову снег. Ребята, поможем Снеговичку?
Снежная сказка.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег Снегурки.
Повторное чтение и выписывание слов с комментированием. Выделить в них корень. Проверка.
(слайд 7)
Как вы догадались, что это однокоренные слова? По каким признакам?
6. Физ. минутка. (Зарядка)
Почемучка немного устал и предлагает вам отдохнуть. (Слайд 8)
7. Работа с пословицами.
Снеговичок приготовил вам пословицы. Но чтобы их прочитать, нужно половинки пословиц соединить!
Давайте разделимся на 2 группы: девочки и мальчики.2 пословицы нужно собрать девочкам, а две мальчикам, а потом их объяснить.
а) Соединение половинок пословиц.
б) Объяснение смысла.
в) Запись в тетрадь и выделение корней в однокоренных словах.
г) Проверка. (Слайд 9,10)
8.Физ. минутка для глаз. (Слайд 11)
9.Работа в парах на карточках. (Слайд 12,13)
Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.
Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.
Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.
Снеговичок считает, что в корни слов надо вставить одинаковые буквы. Может быть он не прав? Предположим, что …
все корни однокоренных слов пишутся одинаково.
все корни однокоренных слов пишутся по-разному.
Что необходимо выполнить, чтобы эти предположения проверить?
(Подобрать проверочные слова)
На карточках обведите буквы, которые нужно писать в словах. Выделите в них корень
Вывод. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
10. Игра «Третий лишний» по рядам. ( Слайды 14,15)
11.Итог урока. (Слайд 16,17) Украшение снежной полянки снежинки.
Приложение
Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.
Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.
Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.
Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.
Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.
Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.
Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.
Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.
Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.
Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.
Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.
Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.
Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.
Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.
Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.
Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.
Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.
Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.
Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.
Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.
Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.
Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.
Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.
Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.
Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.
Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.
Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.
Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.
Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.
Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.
Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.
Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.
Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.
Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.
Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.
Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.