Урок русского языка с презентацией на тему: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Басистая Елена Васильевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сорская средняя общеобразовательная школа № 1 Урок русского языка.

Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Цели:

  • формирование умения находить корень в слове; подбирать и образовывать однокоренные слова;

  • обогащение словарного запаса обучающихся посредством изучения времени года «Зима», развитие речи ;

  • воспитание любви и интереса к русскому языку;

  • воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

Карточки с пословицами для работы в группах, карточки с однокоренными словами для работы в парах, картинка с изображением Снеговичка, картинки с изображением снежинок, мелодия песни «Кабы не было зимы».

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Прозвенел уже звонок

Вот и начался урок!

Вы за парты ровно сядьте

И тетради раскрывайте!

А помогать нам будет сегодня веселый Снеговичок, который пришел к нам в гости.

  1. Мин. чистописания.

На доске: к по о в перед мы на около за

-Какие слова написаны на доске?

- Какое слово является лишним? (мы)

- Почему? (это местоимение)

- Давайте красиво пропишем эти маленькие слова, которые помогают нам в нашей речи.

- Составьте предложение с одним из предлогов.

За окном медленно падает пушистый мягкий снег.

-Назовите главные и известные вам второстепенные члены предложения.

- О чём говорится в предложении? (о снеге)

- Что говорится? (падает)

3.Словарная работа.

- Сегодня мы повторяем словарные слова по теме «Зима».

Кроссворд. (Слайд 2.)



1.

К

2.

О

Ф

Н

3.

д

Е

к

а

б

р

Ь

В

К

4.

м

о

Р

о

з

И

А

Л

5.

я

н

в

а

р

ь




  1. Кто на льду меня догонит?
    Мы бежим вперегонки!
    И несут меня не кони,
    А блестящие …

2. Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он - ...
(Февраль)

3. "Году конец и начало зиме!"
- Вот так загадку задали мне.
Морозы и вьюга,
И снег на дворе,
К нам в гости
Приходит зима в ...
(Декабре)

4. Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это - клён, а это - ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!

Ответ (Мороз)

5. Начинает календарь
Месяц с именем ...
(Январь)

4. Сообщение темы урока:

Прослушайте стихотворение и назовите тему нашего урока (Стихотворение читает наизусть один из обучающихся)

Интересная семья -

В ней живут одни слова.

Корень во главе идет

Всем значенье придает,

И в семействе все слова

Смыслом связаны всегда.

О какой семье говориться в стихотворении? (Слайды3-4)

Корень слова - значимая часть,

Над словами родственными держит власть.

Выясни умело линию родства-

Однокоренные подбери слова.

- Что вы знаете об однокоренных словах? (Слайд 5)

5. Работа по теме урока:

а) Повторение

Придумайте однокоренные слова к словарному слову «мороз» (слайд 6)

Что такое корень?

б) Слуховой диктант.

Снеговичок прослушал стихотворение и просит вас ему помочь. Он не может найти однокоренные слова к слову снег. Ребята, поможем Снеговичку?

Снежная сказка.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег Снегурки.

Повторное чтение и выписывание слов с комментированием. Выделить в них корень. Проверка.

(слайд 7)

Как вы догадались, что это однокоренные слова? По каким признакам?

6. Физ. минутка. (Зарядка)

Почемучка немного устал и предлагает вам отдохнуть. (Слайд 8)

7. Работа с пословицами.

Снеговичок приготовил вам пословицы. Но чтобы их прочитать, нужно половинки пословиц соединить!

Давайте разделимся на 2 группы: девочки и мальчики.2 пословицы нужно собрать девочкам, а две мальчикам, а потом их объяснить.

а) Соединение половинок пословиц.

б) Объяснение смысла.

в) Запись в тетрадь и выделение корней в однокоренных словах.

г) Проверка. (Слайд 9,10)

8.Физ. минутка для глаз. (Слайд 11)

9.Работа в парах на карточках. (Слайд 12,13)

Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.

Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.

Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.

Снеговичок считает, что в корни слов надо вставить одинаковые буквы. Может быть он не прав? Предположим, что …

все корни однокоренных слов пишутся одинаково.

все корни однокоренных слов пишутся по-разному.

Что необходимо выполнить, чтобы эти предположения проверить?

(Подобрать проверочные слова)

На карточках обведите буквы, которые нужно писать в словах. Выделите в них корень

Вывод. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

10. Игра «Третий лишний» по рядам. ( Слайды 14,15)

11.Итог урока. (Слайд 16,17) Украшение снежной полянки снежинки.



Приложение

Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.

Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.

Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.

Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.

Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.

Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.

Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.

Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.

Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.

Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.

Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.

Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.

Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.

Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.

Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.

Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.

Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.

Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.

Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.

Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.

Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.

Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.

Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.

Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.

Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.

Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.

Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.

Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.

Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.

Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.

Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.

Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.

Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.

Небо, н (е,и) бесный, н (е,и) беса.

Снег, сн(е ,и)гирь, сн ( е,и ) жинка.

Зимушка, з(и,е)ма, з(и,е)мовать.



© 2010-2022