- Преподавателю
- Начальные классы
- Роль детского чтения в формировании информационного общества статья для выступления на Всероссийской научно-практической конференции «СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
Роль детского чтения в формировании информационного общества статья для выступления на Всероссийской научно-практической конференции «СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Трофимова Э.В. |
Дата | 06.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Гущенская И.П., учитель начальных классов
Трофимова Э.В., учитель начальных классов
г. Межгорье
Развитие в России информационного общества - задача настоящего и будущего, но одно совершенно ясно - жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они - жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется, прежде всего, тем, кто сегодня работает с ИКТ, но не только тем, кто сегодня создает новую информационную инфраструктуру (инженерам, технологам, программистам), но также и учителям. Новые технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество - это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации - и тем самым, к образованию и культурным ценностям. По мере развития информационного общества, при постепенном решении проблемы доступа населения к информации, это приводит к возрастанию возможностей в ее выборе. А это, в свою очередь, меняет требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план такие качества, как: умение собрать информацию для решения задачи, способность анализировать и обобщать, умение быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве и др. Сегодня главной из насущных задач является подготовка школьников к жизни в глобальном информационном обществе будущего: обучение их новым видам грамотности (и шире - культуры личности), а именно - читательской и информационной грамотности (а также компьютерной грамотности и медиаграмотности). Одна из крайне важных сторон проблемы - это проблема обучения чтению и основам информационной культуры личности на протяжении всего периода обучения в школе. Компонент, который должен лежать в ее основе в качестве ее фундамента: это умение работать с различными видами текстов на разных носителях информации. Информационная культура, с точки зрения ряда специалистов, может быть охарактеризована следующим образом. Информационно грамотный человек умеет учиться, то есть понимает, как организовано знание, где и как найти информацию, может научить других пользоваться ею. Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: "Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга". Чтение - одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба России, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению - кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения - формирование личности учащегося. Именно поэтому ФГОС второго поколения выделил новые, отличные от предыдущего стандарта, цели изучения литературного чтения:
- Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников;
- Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- Совершенствование всех видов читательской деятельности; умение работать с различными видами информации;
- Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- Овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- Воспитание интереса к чтению и книге;
- Обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;
- Развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
- Чтение вслух и «про себя»;
- Формы чтения: чтение в парах, группах, фронтальное чтение в классе: коллективное и совместное чтение; хоровое и индивидуальное чтение, продолжительное чтение;
- Виды чтения: просмотровое (ознакомительное), поисковое, выборочное чтение, детальное чтение, перечитывание;
- Эмоциональный отклик на прочитанное;
- Обсуждение прочитанного;
- Составление плана, схем, закладки и выписки, цитаты;
- Пересказ полный, сжатый, выборочный;
- Вопросы и ответы по прочитанному;
- Коллективная драматизация художественных произведений;
- Реконструкция текста произведения; «досказывание» и «дописывание»;
- Игры с исполнением, сменой ролей: создателя( поэта, писателя, ученого и т. Д. ), исполнителя (слушателя или зрителя);
- Работа с текстом: его структурой и композицией (планы и ключевые слова, схемы), с содержанием и описанием персонажей (ключевые мысли и идеи, детали описания, цитаты), с языковыми средствами (средствами выразительности);
- Создание собственных высказываний и текстов на основе прочитанного (изложение, пересказ; отклики, отзывы и оценки, аннотации; аналоги и реконструкции);
- Коллективное и групповое обсуждение собственных творческих замыслов и работ;
- Обсуждение порядка действий при поиске и выборе информации, книги, при подготовке к выступлению, при разучивании наизусть; составлении памяток и алгоритмов.