Исследовательская работа Легенды Таштыпского района

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Таштыпская общеобразовательная средняя школа - интернат №1»

Исследовательская работа Легенды Таштыпского района








Исследовательская работа

«Легенды Таштыпского района» Выполнил : ученик 2 «А» класса Круговых Данил, руководитель: Дмитриенко Н.В.

Таштып

2014 г.

Тема: Легенды Таштыпского района

Объект исследования: памятные места Таштыпского района и легенды, сложенные о них.

Цель: выяснение происхождения названий географических объектов в Таштыпском районе.

Задачи:

  • рассмотреть легенды, сложенные о памятных местах Таштыпского района;

  • изучить и проанализировать собранный материал;

  • выяснить причины названия географических объектов.

  • рассказать ученикам нашей школы о происхождении названий географических объектов.

Гипотеза: географические объекты получили свои названия благодаря наблюдениям народа, живущего в данной местности.
Методы исследования:

  • Изучение литературы
  • Беседа
  • Наблюдение
  • Сравнение
  • Анализ
  • Анкетирование




Вступление. Однажды мы всей семьей ездили кататься на лыжах с горы Монашка. Было так здорово! А бабушка рассказала легенду о происхождении названия горы. Монашка - гора, которая находится на западе нашего села Таштып. Когда-то, жил в пещере этой горы монах - отшельник. Глядя с высоты птичьего полета на Таштып, молился он за здоровье и счастье всех людей. Прошло много лет, монах давно умер. А гора, как будто обняв наше село, оберегает от всех бед. В память о монахе на самой вершине горы люди поставили крест и назвали в его честь гору Монашьей, а потом - Монашка. Мне захотелось больше узнать об удивительных местах Таштыпского района, выяснить, почему их так назвали с помощью легенд, сложенных народом. Легенды - повествования, рассказывавшие первоначально о житиях святых, затем - вошедшие в мирской обиход религиозно-дидактические, а порой и фантастические биографии исторических, а то и сказочных героев, деяния которых выражают народный характер.

ВИсследовательская работа Легенды Таштыпского районаолшебные места Таштыпского района. Много легенд я узнал, когда побывал в музее, в библиотеке, а еще больше - от моей бабушки, Юлии Юрьевны, которая раньше была журналистом, общалась с людьми - старожилами и записывала легенды и предания. С юга на страже Таштыпского района стоят удивительные своей красотой горы Саяны. Эти места поистине можно назвать волшебными. Цепь скал, которая походит на великана, лежащего на спине. Это легендарный горный массив - Спящий Саян. Гордый профиль батыра, длинные прямые волосы ниспадают с головы, спокойно и величественно покоятся на груди руки. Эта картина - символ Хакасии. Древняя легенда говорит: "Спящий Саян бережет для людей свои богатства, безмолвно повинуясь воле богов." Легенда о спящем Саяне Исследовательская работа Легенды Таштыпского районаКогда-то, очень давно жил в этих краях хозяин тайги. Человек простой и достойный, был он любимцем богов. За его честность, доброту ко всему живому поставили они охранять свои места. Долгие годы он жил и берег богатства природы. Не бил зверья без надобности, не рубил деревья, не топтал трав попусту. Понимая язык животных и растений, старался помогать им всячески. А если зло пыталось проникнуть в его владения, карал его беспощадно. Но неумолим бог времени. Пришла старость, а за ней и смерть. Настала пора уходить Саяну в мир теней. Боги не смогли найти в мире другого такого же человека и решили обратить Саяна в камень для вечной охраны тайги. Так и лежит он на страже вечности - длинные прямые волосы ниспадают с головы, спокойно и величаво покоятся на груди руки. Спящий Саян бережет свои богатства. ГИсследовательская работа Легенды Таштыпского районаора Семь дев. Давным-давно горы постоянно женились между собой, говорят. Недалеко от Анчула есть гора, называемая Семь дев. А вот почему так ее назвали. Когда-то высокий тасхыл под именем Коль-тайга (Тайга-озеро)захотел жениться на горе Семь дев. Но эта Дева, желая выйти замуж за другую гору, с презрением гордый тасхыл назвала мужичком . Однажды Коль-тайга все же явился свататься за Семь дев, а та не стала даже пить его вина. Гора Коль-тайга до семи дней сватался. А та все не соглашалась, а затем наотрез отказалась. Тогда обиженный жених сказал: Ну коль не захотела за меня замуж, быть тебе вечно девой, - и сокрушительным ударом раздробил гору на семь кусков, каждый из которых стал маленькой горой. Вот откуда взялась гора под названием Семь дев. Легенда о Крестике в Печеголе Давным-давно батрак Павел недалеко от деревни Печегол пас скот. День был знойный. Устав, он решил отдохнуть, прилег на теплую землю и уснул. Долго или недолго он спал, но когда проснулся, увидел, как с небес спускается седобородый старец. И понял батрак Павел, что ему посчастливилось встретиться с Богом. И будто бы сказал ему старец, что на этих землях надо сеять и вырастет хороший урожай. Так было или не так, кто знает, но молва о том что видел батрак Павел разнеслась по всем близлежащим селам и деревням. Верующие люди поставили на том месте крест. До сих пор летом на праздник Вознесения вечером приходят люди из Таштыпского, Аскизского, Бейского районов и даже из далеких городов. Бабушка мне рассказала, что в 12 часов ночи все, кто пришел к Кресту с молитвами ходят вокруг него три раза, по ходу солнца. Каждый про себя о чем-то просит Господа Бога. Потом разжигают костры, люди принимают пищу, принесенную с собой, беседуют и ждут восхода солнца. На рассвете начинается игра звезд. Все смотрят на небо, любуются и загадывают желания. Бабушка сказала, что тоже видела, как звезды играют, меняются местами. Правда, в тот день облака мешали, но все - равно было красиво! Исследовательская работа Легенды Таштыпского районаКогда люди разъезжаются по домам, берут с собой немного земли с горочки, где стоит Крест. Бабушка говорит что у Креста теперь образовалась большая яма. Столько народа здесь уже побывало! Дома эту землю с молитвами надо разбрасывать по огороду и будет хороший урожай. Моя бабушка так и делала. Мне было интересно услышать этот рассказ и папа с бабушкой свозили меня с братом туда. Мы обошли крест 3 раза, бабушка прошептала молитву. Я почувствовал как здорово и весело жить и узнавать новое о старом. Легенды о Малоарбатской писанице В давние времена в долине Таштыпа, возле местности Тарбаган стояла скала Пизелиг Хайа, на которой охрой были нарисованы тамги. Рисовал их не человек, а горные духи. Когда охотник отправлялся в тайгу на охоту и проезжал мимо Пизелиг Хайа, его родовой знак - тамга - отпечатывался на скале. На закате, в красный вечер, нельзя было находиться рядом со священной скалой - горные духи бросали в нарушителя покоя камни. Если человек находился возле нее днем, то он не должен был называть чье-либо имя, чтобы не навлечь на него беду, не сглазить. У скалы обязательно спрашивали разрешение на проезд по идущей рядом дороге, кропили вином. В Тарбаганах жили старик со старухой. Они были бедняками, ели холодную пищу, носили одежду без украшений. Однажды старик пошел за дровами и срубил дерево напротив скалы Пизелиг Хайа. Еле-еле дотащил он дерево до дома. Оказалось, что оно приносит счастье. Старик со старухой прямо таки утонули в богатстве. Но вскоре они стали презрительно относиться к другим людям, стали унижать бедняков. Из-за этого Пизелиг Хайа их прокляла. Старик со старухой стали заикаться и не смогли разговаривать с людьми. ПИсследовательская работа Легенды Таштыпского районао верхнему краю скалы нельзя было ходить женщинам. Однажды одна женщина нарушила запрет и прошла по вершине Пизелиг Хайа. Горные духи оскорбились и перенесли священные знаки-тамги на другую скалу - Малоарбатскую, которая тоже стала называться Пизелиг Хайа - Писаная скала. Горные духи же поселились подальше от людей, в горы Тигир-тизи. УИсследовательская работа Легенды Таштыпского района хакасов был широко распространен культ животворящей природы. Возле священных скал, покрытых древними рисунками, устраивались молитвенные празднества. Присутствующие оставляли отметку о пребывании в святилище, рисуя личные тамги. Изображения становились магическими знаками, приобретая силу оберегов. Существует много легенд, связанных с Малоарбатской писаницей. В наших краях раньше охотники обязательно вечерами рассказывали духам сказки, пели песни, чтобы попросить удачи в тайге. Особенно любил их послушать Хан - змей, хозяин тайги, покровитель всех диких животных. Он мог принять человеческий облик, или превратиться в огромного змея. Если люди поступали неправильно, злили Хана - змея, то он мог вызвать разрушительный ураган, вырывая с корнями огромные деревья, отогнать от охотника добычу. Но если сказки и песни ему нравились, то в награду исполнителю хозяин тайги отправлял свой «скот» - лосей, маралов и других животных. А еще говорят, что в давние времена ехал мимо скалы один славный богатырь на игреневом, т.е. рыжем коне. Когда же он подъехал к ней близко, тавро с крупа коня чудесным образом перенеслось на камень и навеки там осталось. А вскоре и другие люди стали приходить к чудесному месту и оставлять свои тамги. Скалой Рыжего коня (по-хакасски Чигират Хайя) еще называют Малоарбатскую писаницу. С 1667 года Кыргызская земля оказалась в вассальной зависимости от Джунгарского ханства. Китай видел в кыргызах союзников против Джунгарии. Китайский император угрожал в своих грамотах джунгарскому хану Цэван-Рабдану, что ежели он не станет подданным Цинской империи, то маньчжуры разгро­мят ойратов при помощи кыргызов. «И контайша убоявшись ... и кыргыз к себе велел взять, чтоб кыргызы от него контайши не отложились». Летом 1703 года разыгралась трагедия: джунгарский хан Цэван-Рабдан, сын Сенге-тайши, отдал приказ своему наместнику Аба-зайсану силой увести кыргызов в Джунгарию. Угону подверглось «всего мужска и женска полу тысячи с три дымов», т.е. около 15 тысяч человек. После этого в Хакасско-Минусинском крае осталось всего 600 «луков» - боеспособных кыргыз­ских мужчин. Легенда гласит, что, проходя здесь по древней тропе через Саяны мимо скалы, каждый род оставил на скале свою тамгу. Дальнейшая судьба угнанных кыргызов сложилась пла­чевно. Основная масса уведенных была поселена джунгарами за Ирты­шом, по р. Эмель. Некото­рая часть кыргызов после угона 1703 г. откочевала за Саяны, в Туву, об­разовав племенную группу в составе тувинцев. Другие, скрываясь от джунгар, переселились за Восточные Саяны и оказа­лись среди иркутских бурят, составив род царских кыргызов. Около полутора тысяч человек через несколько лет смогли бежать обратно, на Родину. ЕИсследовательская работа Легенды Таштыпского районасть еще одно название у Малоарбатской писаницы - Скала желаний. Нужно написать свое желание на бумаге, оставить у скалы, и оно обязательно сбудется. Я решил это проверить. Мы съездили в это таинственное место. Я написал записку, ну а проверю только лет через 10. Серебряный источник. В окрестностях села Арбаты ,неподалёку от Абазы ,есть ключ, известный под названием Серебряный источник. О его целебной силе рассказывают интересные истории и слагают легенды. Одна из них повествует о том, как в давние времена по древней скотогонной тропе с поля брани возвращалось усталое войско знаменитого хакасского хана. К исходу дня воины остановились у родника и разбили лагерь. Раненых бойцов, которых везли на подводах, не только напоили, но и омыли их раны чистой холодной водой. Эту же ключевую воду они взяли с собой в путь. И, к всеобщему удивлению омытые водой раны затянулись быстро, и ранение воины пошли на поправку. С тех пор из уст в уста стала передаваться легенда о том, что неподалеку от священной скалы Чигират-Хая (скалы Рыжего коня) находится целебный источник. Её и сегодня рассказывают старожилы из близлежащих сел. БИсследовательская работа Легенды Таштыпского районаольшая Кольтайга (Куль-Тайга) - гора (1856,3 м), вершина Абаканского хребта, на границе Республики Хакасия и Кемеровской области, на территории Таштыпского района. Пологие склоны покрыты темнохвойной тайгой, на северном склоне (1600 м) - истоки р. Большой Таштып.
«Давным-давно в долине реки Таштып жил охотник по имени Айтан. Жена его умерла, и остались у охотника четыре маленькие дочки. Выросли они девушками стройными, красивыми, с голубыми глазами и длинными косами. Хозяйственными были, помогали отцу по дому: коров доили, овец пасли, из шерсти делали пряжу, вязали носки и рукавицы… Сильно любил отец дочек, поэтому решил им сделать хороший богатый подарок. Однажды зимой настрелял Айтан много соболей, пошёл в шорское поселение и обменял соболиные шкурки на шёлк для платьев дочерям: голубого цвета, жёлтого, красного и белого. Долго не было дома отца. Дочки сидели одни и печалились. Вдруг услышали на улице лай собак, выскочили из чума. Видят - отец пришёл на шанах (оббитых шкурой животных лыжах. - Прим. ред.), борода вся в сосульках… Зашёл Айтан домой, накормили его дочери, чаем горячим напоили. Отогревшись, развязал охотник кожаную торбу и вытащил оттуда куски шёлка. Красный кусок отдал старшей дочери, голубой и жёлтый отдал средним дочерям, а белый шёлк достался младшенькой. Дочки обрадовались, - никогда у них платьев не было, тем более шёлковых, носили они штаны и куртки кожаные. Принялись они кроить да шить себе платья… И вот пришла весна, потекли ручьи, снег стал таять, а охотники начали возвращаться домой с зимней охоты. Путь четырёх охотников-богатырей, двое из которых были шорцами, двое - хакасами, проходил через долину реки Таштып, недалеко от жилища Айтана. Проходя мимо чума, увидели охотники сидящих на чурочках красавиц в шёлковых платьях. Разгорелся между охотниками спор из-за девушек, который перешёл в жестокий бой. Метали стрелы огненные друг в друга, кидали камни, в конце концов, забили они друг друга до смерти, а их тела превратились в подковообразную гору с четырьмя вершинами, которая с тех пор зовётся Большая Кольтайга. Девушки, конечно, опечалились такому исходу схватки - приглянулись им охотники. Накрыли охотничьи дочки вершины горы шёлковым саваном и долго плакали по умершим, да так сильно плакали, что сами превратились в слёзы, а слёзы собрались в озёра. Старшая дочка наплакала больше всех и превратилась в самое большое озеро, средние стали озёрами поменьше, а младшая дочка превратилась в самое маленькое озерцо. Вода в этих озёрах очень холодная и чистая, как слеза. С тех пор гора Большая Кольтайга считается священной и у шорцев, и у хакасов. Живут они дружно, помнят и чтят тех охотников-богатырей и девушек. Кстати, охотники несли с собой золото, поэтому все ручьи, которые вытекают из горы - золотоносные» МИсследовательская работа Легенды Таштыпского районаои родители много путешествовали по памятным местам нашего района. У них сохранились фотографии и о Культайге. Там прекрасная нетронутая природа. Чистые, как слеза озёра. Бурные горные ручьи. Я мечтаю побывать там, полюбоваться красотами, подышать воздухом, полным легендами нашего народа. С данной исследовательской работой я выступил перед учениками нашей школы. В начале и в конце своего исследования я провел анкетирование среди учеников 2 классов. На вопрос «Знаете ли вы происхождение географических объектов?» 0% ответили в начале исследования и 98% после того, как я им рассказал. На вопрос «Хотят ли узнать?» в начале исследования 75% ответили утвердительно а в конце захотели узнать 100% ребят. Исследовательская работа Легенды Таштыпского района
Вывод. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. Названия географических объектов появились из потребности людей объяснить происхождение природы, явлений:
Монах - гора Монашья, Саян - гора Саяны, Богоявление -- место Крестики, Пизелиг Хайа - Писаная скала
Многих ребят моя работа заинтересовала, и они тоже начали собирать легенды, нашего района о происхождении географических объектов. Моя исследовательская работа может быть использована как дополнительный материал на уроках окружающего мира и как путеводитель по Таштыпскому району. Свою работу я планирую продолжать, теперь уже с ребятами нашего класса.



Литература

1.mountain.ru/world_mounts/siberia/2000/about/legends.shtml. 2. travel-siberia.ru/int/411-sayany.html. 3.С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.






Приложение.

ТАШТЫПСКИЙ РАЙОН. КУЛЬТОВЫЕ МЕСТА. 1. г. Арытаг по р. Таштып у а. Карагай. Почитаемое место. 2. г. Ат-теризи (гора конской шкуры) по р. Таштып у а. Карагай. Культовое место, где совершали горное жертвоприношение. В жертву приносили лошадей, шкуры которых вешали на деревья. 3. г. Имджектаг (гора в виде девичьей груди) по р. Имек около д. Имек. Культовое место рода хобый. 4.мест. Кизыг-ахсы (устье счастья) по р. Таштып под г. Бозья. Культовое место. 5.г. Копены (2179,3) у истоков р. Дшебаш, р. Джой и р. Хан-Тегир. Родовая гора рода сайын. 6. г. Куйлюм (1203) (защищающий) по р. Ортон (Ташт.р-н). Почитаемая гора рода суг харга. 7.г. Культайга (озерный голец), стоящая в верховьях р. Таштып. Родовая гора сеока Хобый. 8. г. Копен-тас (копна-камень) по р. Абакан около г. Уттиг-тас (ташт.р- н). Почитаемая шаманами гора. 9.г. Кузюрем по р. Таштып, исток р. Танджуль. Есть петроглифы. Почитаемая гора 10. г. Кюн-Корбес (не видящая солнца) по р. Абакан выше устья р. Матур. Почитаемая гора сеока хара чыстар. 11.г. Ордыба (парящий перевал) по р. Матур около а. Тлачик. Почитаемая гора кивинского рода. 12.г. Падын в истоках р. Кобырзы (Таш.р-н). Родовая гора сеока себиджин. 13.г. Пизелиг (писаная скала по р. М. Арбаты - Мало-Арбатская писаница). Почитаемое место. 14.г. Бостаг (родная гора) по р. Абакан около с. М. Арбаты. Родовая гора сеока хара чыстар. Есть тамговые знаки. 15.г. Шаман (Пулан таг - лосиная ropа) (2128) в верховьях р. Кизас (Таш.р-н). Считалась у хакасов и алтайцев царством умерших душ. 16. г. Муздаг (Пус таг - гора жертвенного пара) в истоках р. Мундыбаш (Ташт.р-н). Родовая гора сеока шор. 17.г. Пус-тайга в верховьях р. Матур. Родовая гора сеока хыйлар. 18.руч. Пулензи-карасук по пр. р. Б. Арбаты. Культовое место. 19. хр. Сабинский 3. Саян от р. Кан-тегир на север (Таш.р-н). Согласно мировоззрению хак. шаманистов, здесь обитает дух-хозяин священных лошадей (ызых) рыжей масти. 20.г. Чалпан (Сарыг таг - гора рода сарыглар) по р. Абакан около г. Абаза. Родовая гора сарыгларов. 21.г. Б. М. Талбырт или Монашья по р. Таштып над с. Таштып. Родовая гора рода сайын. Культовое место. 22.ключ Тискер-карасук (родник, текущий в обратном направлении) по р. Имек, где проходили жертвоприношения рода хобый. 23.г. Улуг-хамах (большой пригорок) по р. Чыланы около а. Тарбаган (Таш.р-н). Место жертвоприношений Сагалаковых. 24.г. Юттыг-таш (сквозной камень) по р. Абакан по р. Кизас (Таш.р-н). Врата в царство умерших душ. Культовое место. 25.г. Б. и М. Юрдым по р. Таштып около а. Н. Сиры. Культовое место. 26.г. Кам-камнаджан-таг (гора, где камлает шаман) по р. Б. Арбаты. Место жертвоприношений арбатских шаманов. 27.ключ Кам-камнаджан-карасук левый приток р. Таштып около г. Имджек. Место родовых жертвоприношений рода хобый. 28.г. Кам-камнаджан-Харасын (черный хребет, где...) по р. Абакан выше устья р. Она. Культовое место. 29.г. Каратаг по р. Мрассу в устье р. Азас (Ташт.р-н). Родовая гора сеока Харга. 30.г. Коргыш по р. Матур. Родовая гора бельтыров. 31.г. Ызых в верховьях р. Б. Арбаты. Родовая гора сеока хахпына. 32.г. Ызых-тас по р. Абакан около ст. Хараджуль (Таш.р-н). Почитаемое место. 33.г. Ыргак-Торгак (гребенчатый клык) по р. Абакан около а. Б. Арбаты. Почитаемая шаманами гора. 34.оз. Элик-коль (озеро духов) по р. Таштып под г. Б. Куюк.


Исследовательская работа Легенды Таштыпского района









© 2010-2022